РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА
В условиях модернизации образования, введения профильного обучения и предпрофильной подготовки приоритетная роль отводится развитию личности школьника.
Профильная дифференциация связана с целенаправленной специализацией содержания образования на основе интересов, склонностей школьников, их жизненных планов и намерений и предусматривает осознанный, добровольный выбор учащимися направления специализации содержания обучения. Она тесно связана с осуществлением индивидуального подхода по отношению к отдельным группам учащихся.
Одним из ключевых направлений модернизации школы является дифференциация обучения. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развитии индивидуализации обучения, нормализации их учебной нагрузки, осуществлении преемственности в обучении и т.д. Поэтому решение проблемы дифференциации содержания обучения играет большую роль в реализации личностно-ориентированной модели обучения.
Если учесть, что в большинстве современных школ реализуется дифференцированный подход в обучении, а модель предметной дифференциации представлена на разных возрастных уровнях, то изучение её как условия формирования самоопределения выпускников во взрослой жизни приобретает особое значение для пpaктики обучения.
Однако, качество профильного обучения как особая часть результатов общего образования, функциональные, организационные и технические особенности внутришкольного управления, направленные на повышение этого качества, остаются пока пpaктически не исследованными.
Профильная дифференциация связана с целенаправленной специализацией содержания образования на основе интересов, склонностей школьников, их жизненных планов и намерений и предусматривает осознанный, добровольный выбор учащимися направления специализации содержания обучения, познавательных потребностей, способностей, а также достигнутого уровня на основе знаний и умений и профессиональных намерений. Она тесно связана с осуществлением индивидуального подхода по отношению к отдельным группам учащихся.
Представляем опыт нашей школы (МОУ "СОШ № 55" г. Новоуральска Свердловской области), где идея личностно-ориентированного дифференцированного обучения успешно реализуется на деле. Традиционно дифференцированный подход в обучении рассматривается как условие развития способностей учащихся и их индивидуальности. Мы предположили, что система дифференцированного обучения положительно влияет на развитие личностных особенностей учащихся, способствующих процессу их самоопределения в старшем школьном возрасте.
Наша школа на протяжении многих лет разpaбатывает и внедряет модель образования, позволяющую каждому учащемуся реализовать себя в соответствии со своими возможностями. Через сеть элективных, факультативных, индивидуальных и кружковых занятий на основе психолого-педагогической диагностики мы стараемся обеспечить образовательные запросы своих учеников и их родителей.
Одним из средств такой модели явилось открытие двух профилей обучения: информационно-технологического и гуманитарного.
Основная и очень ответственная задача школы - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Поэтому большое значение мы придаём педагогического наблюдения за каждым учеником.
Термин «дифференцированный подход в обучении» раскрывает И.С. Якиманская. В данном случае речь идет сначала о раскрытии индивидуальности ученика, а затем о выборе наиболее благоприятных условий развития через предлагаемые дифференцированные формы.
Конечно, перед открытием профильных классов нами дважды была проведена психологическая диагностика среди учащихся девятых классов, чтобы определить профессиональные склонности и интересы детей, помочь им сделать правильный выбор.
В конце учебного года в двух профильных 10-х классах: гуманитарного и информационно-технологического профиля нами была проведена повторная диагностика. Интересно было получить информацию о правильности выбора, сделанного учащимися. Тестирование десятиклассников проводилось по следующим методикам: КИ - 144 - карта интересов; Ориентир - методика сопоставления "Хочу" (интересы и склонности учащихся) и "Могу" (представления учащихся о своих способностях).
В классе гуманитарного профиля у учащихся интересы проявились и распределились следующим образом (по принципу рейтинга): журналистика 12 предпочтений, филология - 10, общественная деятельность - 8, сфера обслуживания - 7, искусство - 6, история - 5, медицина, юриспруденция - по 4 выбора, биология и химия - по 2 выбора.
У учащихся информационно-технологического профиля интересы проявились и распределились следующим образом (по принципу рейтинга): техника, военное дело - 7, физика, математика - 6, астрономия - 5, история - 5, искусство - 4, общественная деятельность, рабочие специальности, сфера обслуживания - по 3 выбора; журналистика, трaнcпорт, юриспруденция - по 2 выбора, химия, филология, геология, география, строительство, спорт - по 1 выбору.
Выбранные учащимися профессии полностью соответствуют их желаниям. Например, у одного ученика более выраженными оказались интересы к сферам "Человек - Техника", "Человек - знаковая система", профессия, которую он хотел бы получить - программист. Выбранные десятиклассниками профессии в 81% случаев полностью соответствуют их возможностям; например, у одного из учащихся более выражены способности (могу) к работе с техникой "Человек - Техника" и в сфере "Человек - знаковая система", выбранная им профессия - инженер-технолог.
Таким образом, можно утверждать, что учащиеся смогли сделать правильный выбор на пути к профессиональному самоопределению. Следовательно, нами формулируется вывод о том, что:
1. Система профильного обучения положительно влияет на развитие личностных особенностей учащихся, способствующих процессу их самоопределения в старшем школьном возрасте. Существенное значение при этом имеет интеграция индивидуального и дифференцированного обучения.
2. Предметное содержание дифференцированного обучения обусловливает развитие направленности личности школьников: устойчивых интересов и своеобразной мотивационно-потребностной сферы, определяющих осознанный выбор профессии.
3. Предметная дифференциация выступает психологическим условием развития личностных хаpaктеристик, способствующих самоопределению старших школьников, их готовности к взрослой жизни: определенности профессионального выбора, позитивности образа "Я", активной позиции в социуме.
Обсуждается проблема формирования структурных модулей, которые предназначены для конструирования невырожденных модулярных 3D структур кристаллов. ...
17 04 2024 12:22:20
Статья в формате PDF 110 KB...
16 04 2024 9:17:41
Статья в формате PDF 261 KB...
15 04 2024 9:47:20
Статья в формате PDF 206 KB...
14 04 2024 23:24:59
12 04 2024 20:43:42
Статья в формате PDF 274 KB...
11 04 2024 4:30:50
Статья в формате PDF 353 KB...
10 04 2024 3:12:40
Статья в формате PDF 128 KB...
08 04 2024 22:52:37
Статья в формате PDF 103 KB...
07 04 2024 19:37:14
Статья в формате PDF 302 KB...
06 04 2024 11:28:24
Статья в формате PDF 107 KB...
05 04 2024 8:48:32
Статья в формате PDF 115 KB...
03 04 2024 22:41:32
Статья в формате PDF 132 KB...
02 04 2024 19:20:38
Статья в формате PDF 317 KB...
31 03 2024 16:38:52
Повышение уровня свинца в крови у детей дошкольного возраста на 1 мкг/дл ведет к снижению интеллектуального развития ребенка на 1/4–1/2 балла, причем негативные последствия обнаруживаются и через 10 лет после воздействия свинца в раннем возрасте. Целью данного исследования было дать гигиеническую оценку загрязнения почвы в качестве депонирующей системы свинцом в городе Шымкент. Для исследования почвы на содержание свинца был произведен забор проб согласно ГОСТу 17.4.02-84. Определение свинца проводили на атомно-абсорбционном спектрометре МГА-915 с электротермической атомизацией. В результате исследования установлено превышение содержания свинца в почве по отношению к ПДК во всех отобранных пробах. Причем, по мере удаления от завода концентрация свинца в почве хотя и уменьшалось, но превышало ПДК в 3–4 раза. При исследовании овощей произрастающих на загрязненной территории, максимальное содержание свинца установлено в картофеле (в среднем 3 ПДК в 1 зоне). Таким образом, полученные результаты показали, что наибольшее загрязнение наблюдается на расстоянии 500–1000 м от завода. Вместе с тем обнаружено загрязнение почвы по всей изучаемой территории, где складывается нeблагоприятная санитарная ситуация по свинцу. ...
30 03 2024 3:18:36
Статья в формате PDF 104 KB...
29 03 2024 10:45:57
Статья в формате PDF 249 KB...
28 03 2024 2:52:59
Статья в формате PDF 111 KB...
26 03 2024 14:35:26
Статья в формате PDF 114 KB...
25 03 2024 20:18:19
24 03 2024 9:22:22
Статья в формате PDF 258 KB...
23 03 2024 12:58:44
Статья в формате PDF 204 KB...
22 03 2024 9:58:20
Статья в формате PDF 130 KB...
21 03 2024 19:30:39
Статья в формате PDF 146 KB...
20 03 2024 3:40:17
Статья в формате PDF 133 KB...
18 03 2024 16:43:23
Статья в формате PDF 292 KB...
17 03 2024 8:24:42
Статья в формате PDF 101 KB...
16 03 2024 12:55:35
Статья в формате PDF 135 KB...
15 03 2024 10:27:49
Статья в формате PDF 204 KB...
14 03 2024 23:57:43
Статья в формате PDF 112 KB...
13 03 2024 11:30:44
Статья в формате PDF 104 KB...
11 03 2024 2:51:47
Статья в формате PDF 253 KB...
10 03 2024 13:35:15
Статья в формате PDF 253 KB...
09 03 2024 6:31:15
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::