ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В МАГИСТРАТУРЕ СОВРЕМЕННЫХ ВУЗОВ
Опыт престижных университетов Европы, по мнению А. Марги, позволяет утверждать, что миссия высшего образования заключается в подготовке специалистов высочайшего уровня, способных в наращивании объема, распространении, производстве нового и актуального знания, готовых к овладению техническими инновациями и пpaктическому применению такого знания и к критической оценке своих действий. Эти специалисты должны стремиться к гражданской активности и справедливости, что в конечном итоге должно способствовать улучшению жизни общества [4].
Введение многоуровневой системы высшего образования в 90-е годы XX века в России связано с новыми требованиями, предъявляемыми к подготовке специалиста в современную эпоху. Специалист должен обладать высокой степенью самостоятельности, ответственности, готовностью учиться в течении всей жизни. Его конкурентоспособность должна определяться не только степенью его адаптации к сфере профессиональной деятельности, быстротой переобучения, овладения смежными профессиями, но и готовностью к непрерывному образованию, саморазвитию необходимых профессиональных качеств, самообразованию.
Магистерское образование - это процесс и результат освоения специалистом магистерской программы, направленной на развитие профессионально-личностных качеств и исследовательской компетентности в профессиональной сфере деятельности, позволяющих решать инновационные задачи, возникающие в ходе дальнейшего образования. Оно хаpaктеризуется гибкостью профессиональной подготовки, которая проявляется в опережающем и оперативном реагировании на запросы общества.
Исследования показывают, что пpaктическая деятельность отличается быстрой реакцией на изменения в обществе. Эти изменения затрагивают многие традиционные виды деятельности, ставшие менее востребованными или вообще исчезающими (J. Field, C. Houle, P. Thompson) [4].
Анализ рынка труда показал, что научно-технический прогресс также требует модернизации подготовки специалистов. В США установили единицу устаревания знаний специалистов - «период полураспада компетентности», т. е. продолжительность времени со дня окончания вуза до снижения компетентности специалистов на 50%, в связи с появлением новой научно-технической информации. Этот период в настоящее время стремительно сокращается и, по оценкам экспертов, составляет около 5 лет [5].
Следует отметить, что магистерское образование открывает перед студентами возможность стать конкурентоспособными специалистами, поскольку оно ориентировано на комплексный образовательный «продукт» который является результатом суммирования теоретических знаний, пpaктики и «карьерным состоянием» [2]. Анализ опыта реализации магистерского образования позволяет исследователям выделить несколько условных модулей реализации магистерских программ.
Традиционная модель - опирается на единую образовательную программу, которая включает бакалаврскую программу по направлению и профессионально-образовательному профилю и специализированную магистерскую программу.
Инновационная модель - это самостоятельная образовательная программа магистра, которая строится на базе основной образовательной бакалаврской программы по направлению. (Примером может быть «сравнительное образование»). Такая модель способствует подготовке специалистов для деятельности в сложных областях, еще редких, но уже востребованных профессий.
В связи с модернизацией системы образования в России востребованной становится и модель узкопрофессиональной подготовки. Она нацелена на подготовку специалистов высокой квалификации, но в четко очерченной сфере, выходящей за рамки круга профессиональной деятельности дипломированного специалиста [6].
Одним из важных аспектов магистерского образования является его понимание как образования взрослых. Традиционно обучение взрослых рассматривается с позиций повышения квалификации специалистов, приобретения новой профессии безработными, обучение пожилых и т. д. Обращение к современным дидактическим концепциям обучения взрослых позволило установить, что в этих условиях необходимо учитывать активность, стремление к самостоятельной работе, желание использовать опыт обучаемого. Для успешной реализации программ магистерского образования необходимо учитывать, что студенты поступают в магистратуру, как правило, в возрасте 21-22 лет. Социально-психологические исследования определяют данный возраст как «период ранней взрослости» [3].
Следовательно, студенты-магистранты - это специалисты, имеющие высшее профессиональное образование, определенный профессиональный опыт, в возрасте «периода достижений», когда личность использует интеллектуальные способности, чтобы сделать карьеру и избрать стиль жизни, уже имея за плечами определенный социальный, учебный, профессиональный опыт.
Исходя из этого, по мнению С. И. Змеева, магистерское образование опирается на следующие положения:
Ведущая роль в организации процесса обучения принадлежит обучающемуся, который испытывает потребность в самостоятельном определении его параметров. При этом роль преподавателя заключается в поддержке развития самоуправления, оказании помощи в определении параметров обучения и поиске информации;
Происходит аккумуляция бытового, социального, профессионального опыта, который является источником обучения, как самого человека, так и др. людей. В этом случае роль преподавателя - помощь в организации обучения (например, в постановке лабораторного эксперимента, организации дискуссии, решении конкретных задач и пр.);
Деятельность обучающихся направлена на получение знаний, умений, навыков и качеств, которые способствуют становлению его компетентности в целом, а роль преподавателя в этом процессе заключается в том, чтобы помочь студентам в отборе необходимых ему знаний, умений, навыков и качеств при обучении по модулям;
Условия обучения часто жестко определены временными, профессиональными и социальными факторами, которые могут способствовать обучению (либо осложнять его);
Весь процесс обучения строится на совместной деятельности всех участников [1].
В рамках такого подхода важно отметить, что изменяется не только позиция магистранта, но и позиция преподавателя. Акценты смещаются на сопровождение и консультирование магистра. Преподаватель осознанно и целенаправленно создает такие ситуации, ставит такие профессиональные задачи, решение которых приводит к обогащению профессионального опыта магистранта. Консультирование в магистратуре, с одной стороны, выступает как условие обеспечения целостного индивидуального образовательного процесса, а с другой стороны, является самостоятельной структурной единицей взаимодействия преподавателя и студента. Следствием этого взаимодействия становится не представление рекомендаций, а активная поддержка решений обучаемого, способствующих развитию профессиональных компетенций магистранта ( универсальных и специальных).
Понимание специфики магистерского образования позволяет определить цели обучения и разработать адекватные программы, способствующие профессионально-личностному росту, самостоятельности, ответственности будущих специалистов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Змеев С.И. Технологии обучения взрослых / С. И. Змеев. М., 2002.
- Конкурентоспособность выпускника педагогического университета. СПб., 2002.
- Крайг Г. Психология развития / Г. Карайг. СПб., 2000; Психология и педагогика высшей школы. Ростов н/Д, 1998. С. 99-278.
- Марга А. Университетская реформа в Европе: некоторые эстетические соображения / А. Марга // Высшее образование в Европе. 2004. №4. Т. XXIX.
- Можаева Л. Г. Эволюция концепции образования в современном мире / Л. Г. Можаева // Экономика образования. 2001. №6.
- Стефанова Н. Л. Магистратура: слово и дело / Н. Л. Стефанова, Н. Л. Шубина. СПб., 2002.
Статья в формате PDF 136 KB...
27 03 2024 1:57:55
Статья в формате PDF 126 KB...
25 03 2024 19:50:48
Статья в формате PDF 114 KB...
24 03 2024 10:27:55
Статья в формате PDF 131 KB...
22 03 2024 8:19:48
Статья в формате PDF 102 KB...
21 03 2024 19:18:16
Статья в формате PDF 113 KB...
20 03 2024 22:26:46
Статья в формате PDF 244 KB...
19 03 2024 10:29:39
Статья в формате PDF 112 KB...
18 03 2024 15:50:11
Статья в формате PDF 285 KB...
17 03 2024 7:35:22
16 03 2024 13:21:11
Статья в формате PDF 391 KB...
15 03 2024 9:56:44
Статья в формате PDF 127 KB...
14 03 2024 9:29:10
Статья в формате PDF 120 KB...
13 03 2024 8:20:54
Статья в формате PDF 105 KB...
12 03 2024 6:35:49
Статья в формате PDF 115 KB...
11 03 2024 15:36:38
Статья в формате PDF 118 KB...
10 03 2024 0:28:27
Статья в формате PDF 114 KB...
09 03 2024 20:12:21
Статья в формате PDF 102 KB...
08 03 2024 18:35:25
Статья в формате PDF 117 KB...
06 03 2024 15:50:31
Статья в формате PDF 100 KB...
05 03 2024 14:50:59
Статья в формате PDF 104 KB...
04 03 2024 5:59:43
В статье раскрываются внешние и внутренние условия психического развития обучаемых. Автором проанализирован механизм становления и развития перцептивных элементов в процессе обучения двуязычных учащихся на первом и втором языках. В работе приведены педагогические условия развития мыслительных способностей учащихся-монолингвов, а также выявлены условия эффективного развития мыслительных способностей двуязычных учащихся. ...
03 03 2024 12:33:21
Приведены геологические, геохимические и петрологические данные по щелочным гранитоидам майорского комплекса среднего девона. В его составе описаны 4 фазы внедрения: 1) роговообманковые габбро, габбро-нориты и габбро-диориты; 2) кварцевые диориты, гранодиориты амфибол-биотитовые; 3) биотит-амфиболовые граниты, субщелочные и рибекитовые граниты; 4) субщелочные лейкограниты, лейкограниты. Петрогеохимическими особенностями гранитоидов майорского типа являются повышенная щёлочность и наличие щелочного амфибола – рибекита. Прострaнcтвенно и парагенетически с майорскими гранитами, относящимися к анорогенной геодинамической обстановке формирования, ассоциирует железорудное и редкоземельное оруденение и щелочные метасоматиты. В экзоконтакте с Майорским массивом сформировались везувиан-гранат-пироксеновые скарны. ...
02 03 2024 4:26:10
Статья в формате PDF 110 KB...
01 03 2024 2:17:20
Статья в формате PDF 123 KB...
29 02 2024 12:45:33
Статья в формате PDF 320 KB...
28 02 2024 23:54:28
Статья в формате PDF 300 KB...
27 02 2024 0:57:13
Статья в формате PDF 149 KB...
24 02 2024 22:30:37
Статья в формате PDF 261 KB...
23 02 2024 19:34:42
Статья в формате PDF 134 KB...
22 02 2024 5:41:20
Статья в формате PDF 352 KB...
21 02 2024 3:56:53
Статья в формате PDF 254 KB...
20 02 2024 13:35:37
Статья в формате PDF 111 KB...
19 02 2024 22:28:16
Статья в формате PDF 103 KB...
18 02 2024 8:13:51
Статья в формате PDF 111 KB...
17 02 2024 1:23:45
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::