ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СТРУКТУРА ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ В ОБЛАСТИ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗДЕЛИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко,
и если мы обменяемся этими яблоками, то и
у вас и у меня останется по одному яблоку.
А если у вас есть идея и у меня есть идея, и
мы обменяемся этими идеями, то у каждого
будет по две идеи.
Б.Шоу
Сегодня уже меньше года остается до того момента, когда перед родителями и их детьми вновь будет проблема с выбором не только вуза, но и нового для них понятия - направления, по которому они хотели бы получить высшее образование, но не высшее профессиональное.
Вроде бы небольшое отличие - высшее образование и высшее профессиональное образование, но оно предусматривает забыть такое привычное для слуха всех понятие - инженер - и заменяется на квалификации «бакалавр» и «магистр». К сожалению, следует констатировать, что на сегодня еще не утвердили макет федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а предложенный учебно-методическим объединением по образованию в области технологии и конструирования легкой промышленности проект ФГОС ВПО по направлению подготовки 260600 «Технология изделий легкой промышленности» даже не принят к рассмотрению и не объявлены конкурсы для их рассмотрения и утверждения. Аналогичная ситуация и с другими ФГОС ВПО. предложенные УМО вузов по другим направлениям.
Кроме того, сами проекты ФГОС ВПО не столько отвечают на все вопросы, связанные с введением в действие двухступенчатой системы образования, а наоборот, провоцируют уйму вопросов, на которые нет ответов, особенно в части формирования перечня вариативных дисциплин, составляющих основную образовательную программу (ООП) бакалавриата, например, в ФГОС ВПО по направлению подготовки 260600 «Технология изделий легкой промышленности».
Новый стандарт третьего поколения приходит на смену двум предшествующим:
- ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированных специалистов 656100 «Технология и конструирование изделий легкой промышленности»
- ГОС ВПО по направлению 553900 «Технология, конструирование изделий и материалы легкой промышленности»- квалификация - бакалавр.
В связи с прекращением подготовки специалистов, встает задача максимального удовлетворения потребностей предприятий легкой промышленности при подготовке бакалавров. Нами сделан анализ структуры и наполнения дисциплинами трех указанных ООП с целью оптимизации рабочих учебных планов направления 260600.
Как известно, новый ФГОС ВПО отличается по структуре от двух предыдущих. Он имеет в каждом из блоков дисциплин базовую часть, составляющую примерно 50% объема всего блока и вариативную, которая определяется вузом и зависит от потребностей предприятий и видения вузом целей и задач подготовки. Сравнение по структуре мы осуществляли для ООП подготовки бакалавров 260600 и ООП подготовки инженеров 656100 и 553900, так как задачей сравнения являлось выявление способов приближения уровня подготовки бакалавра к уровню инженера. Структура ГОС ВПО 656100 представлена на
рис. 1.
В новом ФГОС ВПО по направлению 260600, по которому предполагается осуществлять подготовку бакалавров, структура выглядит следующим образом (рис. 2).
Анализ наполнения дисциплинами представлен в таблице 1.
Нами сделана попытка сравнить два предыдущих ГОС ВПО. Следует подчеркнуть, что наполнение вариативной части ООП 260600 выполнено как предварительный вариант, требующий дальнейшей совместной работы кафедр и НМСС.
При наполнении ООП мы исходили из альтернативы, что одинаковые дисциплины могут при первом подходе остаться такими же по объему, как в предыдущих документах, так как их содержание апробировано многолетним опытом многих вузов. Только содержание этих дисциплин непременно должно быть скорректировано исходя из новых задач и сформулированных в ФГОС ВПО компетенций.
По блоку Б.1 наполнение базовой части произошло за счет дисциплин, прописанных в ФГОС ВПО третьего поколения. Хотя в ряде случаев общее количество кредитов на дисциплину было разбито на две части. Например, иностранный язык. Общее количество часов увеличено по сравнению с существующими ООП с учетом возрастающих потребностей знания языка и распределено следующим образом: в базовой части 6 кредитов и в вариативной части с возможностью выбора из нескольких модулей - 5 кредитов - всего 11 кредитов.
Вариативную часть блока Б1 предлагается наполнить оставшимися дисциплинами из предыдущих ООП примерно в тех же объемах. Перечень дисциплин по выбору требует обсуждения НМСС, так же как и первоначальный перечень вариативных дисциплин. При этом только на конкурсной основе должно быть принято решение о том, в какой мере включенные в блок дисциплины обеспечат формирование прописанных в ФГОСе компетенций.
Аналогичный подход мы использовали при рассмотрении дисциплин блока Б.2. Разница состояла лишь в том, что перечень дисциплин базового блока, прописанный в ФГОС ВПО 260600, был достаточно широк и включал пpaктически все дисциплины из аналогичного блока предыдущих ООП. Так как из-за ограничений по объемам кредитов в базовой части блока включить все эти дисциплины не представлялось возможным, их условно разбили на две части: базовую и вариативную. Из вариативной части можно было сформировать модули, составляющие выборные дисциплины, которые студенты могли бы выбирать исходя из своих целей и предпочтений.
Наиболее сложным явилось формирование профессиональных дисциплин блока Б.3, так как именно они в основном обеспечивают необходимые компетенции будущих специалистов. Базовая часть дисциплин этого блока определена перечнем дисциплин в ФГОС ВПО 260600.
Вариативную часть блока наполняют дисциплины, расширяющие знания объекта будущей деятельности и помогающие формировать профессиональные компетенции. Так, например, дополнительно введены дисциплины САПР изделий и САПР технологических процессов, что обеспечит выпускникам возможность осуществлять проектную деятельность.
И, наконец, хотелось бы выразить сомнения по поводу включения в перечень профессиональных компетенций выпускников проектной (дизайнерской) деятельности, которая предполагает выполнение выпускником «расчетов и проектирования изделий и технологических процессов легкой промышленности», а также разработку проектов изделий легкой промышленности и проектно-конструкторской документации и оформление законченных проектно-конструкторских работ. Наши сомнения обоснованы тем, что в рамках ФГОС ВПО 260600 это не возможно, и мы объясняли в своих более ранних публикациях, что для выработки умения осуществлять разработку проектов изделий, необходим значительно больший объем часов (кредитов), чем мы располагаем по ФГОС ВПО, чтобы подготовить студентов к проектно-конструкторской деятельности. Например, только на дополнительные дисциплины, такие как «Композиция костюма», «Основы биомеханики и антропологии», «Конструктивное моделирование одежды» и «Конструкторско-технологическая подготовка производства» требуется не менее 19 кредитов (примерно 500-600 часов).
Большая свобода, декларированная вузам в выборе вариативных дисциплин, с одной стороны позволит использовать ими накопленный опыт в чтении тех дисциплин, которые с их точки зрения являются приоритетными для подготовки бакалавров, с другой стороны - такое право включения их в ФГОС ВПО перечеркнет возможность студенту воспользоваться своим правом перехода из одного вуза в другой не только не родственный, но даже в тот вуз, который входит в одно и тоже УМО. Второй проблемой такой «вольности» является вопрос об ответственности за выполнение требований ФГОС ВПО по компетентности выпускника данного направления, которое формируется ОПП, включая и вариативные дисциплины.
Рис. 1. Структура ООП направление 656100 (инженеры)
Рис. 2. Структура ООП бакалавров по направлению 260600 - 240 кредитов
Таблица 1. Наполненность дисциплин по ГОС ВПО 656100, ГОС ВПО 553900 и ФГОС ВПО 260600
Если мы собираемся выживать по «одиночке», то тогда нет никаких проблем - каждый за себя, но это очень тревожный симптом, так как в накопленном опыте сотрудничества вузов в рамках УМО больше положительного, чем негативного, и отказываться от этого было бы большой ошибкой.
Есть и другие проблемы - их надо обсуждать и находить решения - вот только важно не торопиться, мы уже достаточно много наломали «дров», чтобы дважды не наступить на одни и те же грабли.
Работа представлена на научную международную конференцию «Перспективы развития вузовской науки», "Дагомыс" (Сочи), 20-23 сентября 2008 г. Поступила в редакцию 16.10.2008.
Статья в формате PDF
121 KB...
24 03 2023 7:52:47
Статья в формате PDF
170 KB...
23 03 2023 16:23:42
22 03 2023 13:55:52
Статья в формате PDF
122 KB...
21 03 2023 3:26:21
Испытан способ стимуляции костномозгового гемопоэза при лечении острой лучевой болезни (ОЛБ) у животных, включающий остеоперфорацию эпифизов трубчатых костей, с использованием высокоинтенсивного инфpaкрасного диодного лазера.
После остеоперфорации проводится курс лечения церулоплазмином в суточной дозе 1,5-2,5 мг/кг.
Проведенные экспериментальные исследования и наблюдения показывают, что на фоне лазерной остеоперфорации и применения церулоплазмина у собак отмечено интенсивное увеличение содержания в периферической крови эритроцитов, гемоглобина, лейкоцитов, а также концентрации гемоглобина в одном эритроците.
Эффективность при лечении острой лучевой болезни составила 100%.
...
19 03 2023 19:17:23
17 03 2023 18:15:37
Статья в формате PDF
126 KB...
15 03 2023 1:56:32
14 03 2023 5:42:26
12 03 2023 12:56:53
Статья в формате PDF
106 KB...
11 03 2023 15:33:36
Статья в формате PDF
112 KB...
10 03 2023 2:34:41
Статья в формате PDF
114 KB...
09 03 2023 12:15:29
Изучено влияние молекул средней массы, выделенных из обожженной in vitro печени на каталитические и кинетические свойства альдегиддегидрогеназы. Показано, что молекулы средней массы выступают в роли ингибиторов активности исследуемого фермента в эритроцитах и цитозоле печени. Отмечена корреляция уменьшения активности эритроцитарной и цитоплазматической альдегиддегидрогеназы под влиянием молекул средней массы.
...
08 03 2023 5:53:27
Статья в формате PDF
505 KB...
07 03 2023 17:10:21
Статья в формате PDF
115 KB...
06 03 2023 2:22:53
В работе рассматриваются приемы дискриминации признаков производственных травм с использованием модуля «Дискриминантный анализ» статистического софта «Statistica» v.6. Отражена простота анализа и получения выводов. Рекомендации могут быть реализованы специалистами, чей математический багаж не превышает базиса средней общеобразовательной школы.
...
05 03 2023 17:58:16
Статья в формате PDF
105 KB...
04 03 2023 17:56:15
Статья в формате PDF
112 KB...
03 03 2023 16:39:10
Проведен анализ динамики заболеваемости по отдельным возрастным группам населения г. Сатпаев. Результаты показали, что общим явлением для всех возрастных групп было значительное учащение после аварии болезней органов дыхания, а у взрослых и подростков – болезней мочепoлoвoй системы. Заболеваемость детского населения в 2007 г. возросла по сравнению с 2006 г. в 1,3 раза, различия достоверны с высоким уровнем вероятности такого утверждения (26782,3 ± 333,4‰ против 34393,1 ± 359,8‰, t = 15,3, p < 0,001). Анализ ситуаций, показал, что психо-эмоциональный стресс, вызывающий обострение многих хронических и появление новых нозологических форм заболеваний, тесно связан с психо-эмоциональным состоянием типа высшей нервной деятельности человека.
...
02 03 2023 22:46:45
Проведено исследование экологических ниш двух видов бурых лягушек при совместном обитании на водоемах. В период скопления на кладках у R. temporaria идет отбор крупных особей, ускоренно развивающихся за счет питания мелкими собратьями. R. arvalis – скоплений не образуют и являются типичными детритофагами. Успех роста и развития первого вида зависит от облигатного каинизма и нeкpoфагии. При отсутствии такой возможности питание схоже с питанием личинок R. arvalis. Выявлены различия в поведении личинок при появлении опасности. Крупные личинки R. temporaria, уходят на глубину, мелкие - мимикрируют под цвет грунта и становятся малоподвижными. Личинки R. arvalis не имеют маскировочной окраски, при возникновении опасности зарываются в грунт или прячутся в укрытиях.
...
01 03 2023 12:53:50
Статья в формате PDF
106 KB...
28 02 2023 20:47:39
Статья в формате PDF
252 KB...
27 02 2023 14:32:54
Статья в формате PDF
123 KB...
26 02 2023 15:34:20
25 02 2023 8:46:11
Статья в формате PDF
129 KB...
24 02 2023 1:25:12
23 02 2023 2:44:24
Статья в формате PDF
295 KB...
21 02 2023 16:50:21
Статья в формате PDF
116 KB...
20 02 2023 19:47:16
Статья в формате PDF
102 KB...
19 02 2023 22:15:54
Статья в формате PDF
425 KB...
18 02 2023 5:30:53
Статья в формате PDF
108 KB...
17 02 2023 12:32:38
Предпосылками для использования лигандов соматостатиновых рецепторов в гастроэнтерологии являются существующие представления о биологических и фармакологических эффектах соматостатина и его аналогов. Нейропептид и его аналоги индуцируют ряд физиологических реакций и в их числе эффект угнетения панкреатической секреции. Соматостатин и октреотид могут модулировать продукцию цитокинов, снижать влияние токсинов на клетки печени, желудка и панкреатические ациноциты, влиять на панкреатический кровоток. Неодинаковый хаpaктер лиганд-рецепторного взаимодействия соматостатина и октреотида с разными подтипами SST-рецепторов обуславливают различия их биологических эффектов.
...
16 02 2023 1:12:25
К настоящему времени геофизика накопила о магнетизме Земли огромную информацию, большая часть которой получена в новейший период исследований космического прострaнcтва путём непосредственных инструментальных исследований с помощью космических летательных аппаратов, но построить на традиционных теоретических основаниях общепризнанную теорию о происхождении магнетизма Земли пока не удавалось никому [1].
Учитывая продуктивность магнитодинамического взгляда ряда фундаментальных проблем физики и многочисленных технических задач [2], можно надеяться на аналогичную продуктивность при рассмотрении некоторых из многочисленных аспектов фундаментальной проблемы стационарного геомагнетизма, среди которых первичной представляется его происхождение.
...
15 02 2023 4:53:25
Статья в формате PDF 120 KB...
14 02 2023 13:47:44
Статья посвящена анализу рынка бытовых услуг Саратовской области. Дается хаpaктеристика объема и структуры потрeбления, места бытовых услуг в системе предпочтений граждан, обеспеченности бытовыми услугами населения городской и сельской местности, анализируется распределение оказывающих бытовые услуги организаций по формам собственности.
...
13 02 2023 18:35:14
Статья в формате PDF
126 KB...
12 02 2023 11:17:22
Данная статья представляет собой введение к программе поиска эмпирических закономерностей развития цивилизации. Первая закономерность получена по результатам научных оценок возраста Вселенной данным с момента зарождения науки до настоящего времени. Замысел программы и первая закономерность из этой программы появилась благодаря полученным физическим результатам. Современная физическая теория показывает, что предсказуема и поддаётся расчёту вся цепочка эволюции от образования Вселенной и Солнечной системы до эволюции планет земной группы. В данной статье в популярной форме излагаются основы физической теории, позволяющей описывать физические хаpaктеристики каждой из планет земной группы. Эволюция физических хаpaктеристик планет показывает условия возникновения и направление развития жизни на Земле. Если вся эта цепочка поддаётся расчёту, то можно допустить предсказуемость эволюции цивилизации и существование строгих социально-экономических законов.
...
11 02 2023 22:53:40
Статья в формате PDF
110 KB...
10 02 2023 16:17:29
Статья в формате PDF
115 KB...
09 02 2023 20:22:10
Статья в формате PDF
115 KB...
08 02 2023 6:32:56
Статья в формате PDF
379 KB...
06 02 2023 21:51:50
Статья в формате PDF
104 KB...
05 02 2023 21:43:41
Статья в формате PDF
110 KB...
04 02 2023 11:34:29
03 02 2023 12:16:23
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::