К ВОПРОСУ О ПОВТОРЕ КАК ЯЗЫКОВОМ ЯВЛЕНИИ
В ходе исследования мы работали с текстами, являющимися графическим изображением разговорной речи, записанной на магнитную ленту. Несмотря на то, что информантам было известно об эксперименте, мы считаем записанную речь не подготовленной, а спонтанной, т.к. информанты не знали, когда и в какой ситуации будет производиться запись. При изучении материала мы использовали тексты, отображающие речь преподавателей-филологов с целью исключения случаев повтора, связанных с бедностью словарного запаса, также мы не брали во внимание повторы, связанные с дефектами речи.
В связи с отсутствием дефиниции повтора мы считаем повтором фономорфологические и лексические явления, проявляющиеся в удвоении звукового комплекса, морфемной части или всего слова. В итоге мы выделили 61 случай повтора и определили их функции, исходя из которых, мы выделили следующие группы:
- повторы, используемые для уточнения или конкретизации информации;
- повторы, используемые для эмоционального усиления;
- повторы, встречающиеся при вспоминании;
- повторы, используемые при согласии;
- повторы, используемые при переспросе;
- повторы, встречающиеся при неуверенности.
В 27,9% рассмотренных случаев повторы используются для уточнения или конкретизации информации. Нужно заметить, что в таких случаях, как «Ну вот / во втором...во вторых было два поэтических вопроса//» или «Ну и вот и би...преподаватель биологии//» в процессе развертывания речи меняется структура предложения. Мы считаем, что это обусловлено подбором наиболее подходящей формы выражения мысли для усиления информативности.
Говоря о функции эмоционального усиления (26,6%), можно выделить следующие подгруппы:
- убеждение: «Были же у Вали! Бы-ы-ли! Были!//»;
- подчеркивание: «А теперь / теперь-то можем неделю//Когда песочек кладем / можем и неделю не чистить клеточку//»;
- выражение восхищения: «Он читал Пушкина / он читал Маяковского / он читал Пастернака//Он удивительно читал//».
В 21,3% случаев повтор используется при вспоминании, причем мы выявили следующую закономерность. Вспоминание события чаще всего выражается повтором первого слова фразы: «А она...она была в комaндировке//», а вспоминание слова - повтором первой части слова: «Они там танцевали вот этот вот / Пат / Паташон//». Рассматривая случаи вспоминания, в особенности названий чего-либо, мы наблюдаем паузу хезитации: «Он работает вообще-то по-моему в институте э...как это называл...э...называется в Москве / театра / музыки//».
Реже встречаются повторы с такими функциями, как согласие (11,5%): « - Можно взять с собой//- Да//Можно-можно / можно//» и переспрос (8,2%): « - Слушай / Маша в гости к вам собирается//- Что-что//». Следует отметить, что, как правило, повторы в данных случаях неразнообразны и типичны.
При изучении случаев повторов было замечено, что в некоторых случаях (4,9%) повторы используются при неуверенности: « - Я сейчас читаю какой-то итальянский роман / Пратолини//- Пратолини / это же со...современный//».
При анализе выделенных нами функций мы выявили еще один аспект повтора. Дело в том, что в зависимости от функции повтор используется с разной степенью осознанности. Например, степень осознанности при эмоциональном усилении больше, чем при конкретизации или уточнении материала, в то время как повторы при переспросе можно считать спонтанными.
На данном этапе исследования мы также изучали структуру повторов и выделили следующие группы:
- фонетический повтор: «О специфике / т...театрального общения//»;
- морфемный повтор: «Мы говорили не про фильм / я чит... / вы читали//»;
- лексический повтор: «Да так уж//Прихитрялись всякими способами / всякими способами//».
В ходе исследования мы выявили, что использование повтора в речи зависит от генторного фактора. Большинство рассмотренных случаев повторов, используемых для эмоционального усиления, при согласии, переспросе и неуверенности, встречаются в женской речи. Нередко можно наблюдать акцентировку через фактор квантитативности: « - Элк! / ты знаешь / я тебя тысячу лет не видела//- Тысячу!//- А сколько ты...сколько...//».
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что повтор является многоаспектным феноменом, требующим дальнейшего изучения, и, прежде всего, в лингвистическом, психолингвистическом и социолингвистическом аспектах.
Рассматривая данное явление с антропоцентрической точки зрения, возможно определить границы повтора через его понимание носителями языка. В дальнейшем мы планируем изучить, как воспринимают повторы носители языка, что они считают повтором, а что нет, и, исходя из полученных результатов, обозначить границы данного феномена и дать научное определение понятию «повтор».
Работа представлена на научную конференцию с международным участием «Секция молодых ученых, студентов и специалистов», Тунис, 12-19 июня 2005 г. Поступила в редакцию 27.04.2005 г.Статья в формате PDF 220 KB...
22 04 2024 8:16:47
Статья в формате PDF 245 KB...
21 04 2024 20:15:32
Статья в формате PDF 156 KB...
20 04 2024 18:14:28
Статья в формате PDF 115 KB...
19 04 2024 2:11:23
Статья в формате PDF 447 KB...
18 04 2024 20:29:58
Статья в формате PDF 101 KB...
17 04 2024 1:58:20
Статья в формате PDF 106 KB...
16 04 2024 17:11:25
Статья в формате PDF 131 KB...
14 04 2024 7:23:11
13 04 2024 22:32:18
Статья посвящена проблемам становления новейшей лексики и орфографии новописьменного карельского языка. В статье отражены современные процессы развития лексикона, а также представлена к решению проблема так называемых послеложных падежей (элатива, аблатива, комитатива, аппроксиматива и терминатива). ...
12 04 2024 5:58:51
Статья в формате PDF 102 KB...
11 04 2024 8:34:52
09 04 2024 3:38:33
Статья в формате PDF 104 KB...
08 04 2024 12:33:24
В работе рассматривается процесс утилизации ртутьсодержащих соединений с использованием в качестве активного соединения кремния, что экономически более выгодно, чем использование порошкообразного титана. Рассматривается возможность миграции ртути в условиях возрастающей техногенной деятельности человечества. ...
07 04 2024 19:43:19
Статья в формате PDF 128 KB...
06 04 2024 12:50:23
05 04 2024 16:16:16
Статья в формате PDF 217 KB...
04 04 2024 21:19:36
Статья в формате PDF 326 KB...
03 04 2024 2:45:59
Статья в формате PDF 111 KB...
02 04 2024 15:19:24
Статья в формате PDF 101 KB...
01 04 2024 5:34:16
31 03 2024 14:46:59
Статья в формате PDF 369 KB...
29 03 2024 0:19:56
27 03 2024 21:56:33
Статья в формате PDF 130 KB...
26 03 2024 17:28:53
25 03 2024 1:45:10
Статья в формате PDF 305 KB...
24 03 2024 0:28:51
Статья в формате PDF 103 KB...
23 03 2024 12:51:16
Статья в формате PDF 131 KB...
22 03 2024 19:23:33
Статья в формате PDF 344 KB...
21 03 2024 1:51:44
Поджелудочная железа белой крысы имеет три основные части – головка (дуоденальная часть), тело (пилорическая часть) и хвост (желудочно-селезеночная часть). По сравнению с человеком, она отличается большей рыхлостью, изогнутостью, разветвленностью. Встречаются два крайних варианта формы (в виде молотка или трилистника) и топографии поджелудочной железы у белой крысы. ...
20 03 2024 20:56:39
Статья в формате PDF 110 KB...
19 03 2024 7:30:50
Статья в формате PDF 116 KB...
18 03 2024 13:52:48
Статья в формате PDF 106 KB...
17 03 2024 16:20:23
Статья в формате PDF 102 KB...
16 03 2024 2:45:58
Статья в формате PDF 113 KB...
15 03 2024 15:44:20
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::