ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В ЯДЕРНОМ ТЭК РОССИИ
Человеческий капитал является стратегическим фактором развития ядерного ТЭК в России, обеспечивающим сохранение и рост инновационного потенциала отрасли, глобальную конкурентоспособность национальной экономики. В статье рассмотрены вопросы взаимодействия человеческого капитала и инновационного потенциала в отрасли, предложены направления сохранения и развития. В современной российской экономике инновационный потенциал направлен на развитие атомной промышленности, формирование устойчивых и долгосрочных темпов экономического роста. Ядерный ТЭК России является базовой отраслью, обеспечивающий энергетическую безопасность и глобальную конкурентоспособность национальной экономики, формирует свое развитие на основе наукоемких и капиталоемких технологий. В этой отрасли объединены крупные предприятия, которые оказывают услуги в области ядерной энергетики и ядерного-топливного цикла. Отрасль представляет собой экономический институт с элементами естественной корпоративной структуры, которая трaнcформирует и взаимообуславливает развитие производственного, научно-исследовательского комплексов и инфраструктуры. Самостоятельные элементы ядерного ТЭК России, такие как ядерно-топливный и ядерно-энергетический комплексы успешно конкурируют с другими предприятиями-производителями традиционной электроэнергетики при эффективном выстраивании межотраслевых связей, непрерывном развитии ядерных технологий, участии в международных проектах, повышая свою экономическую культуру работы на ресурсных рынках и сохраняя единство.
Современная динамика развития ядерного ТЭК России определяется качеством инновационных процессов, структурой и динамикой инвестиционных процессов, эффективностью реализованных федеральных целевых программам поддержки отрасли. Экономическая и инновационная активность, концентрация высокого качества человеческого капитала на предприятиях ядерного ТЭК страны создали предпосылки для более быстрого преодоления последствий системного, структурного и инвестиционного кризисов 1990 годов. После распада экономического прострaнcтва СССР человеческий капитал отрасли позволил освоить более высокими темпами по сравнению с другими секторами экономики новые рынки сбыта продукции, создать новые высокотехнологичные товары и услуги, проводить технологическую модернизацию производственно-промышленного комплекса на качественно новом уровне. Благодаря развитию человеческого капитала в отрасли через формирующуюся систему корпоративного образования современный ядерный ТЭК страны продолжает сохранять лидирующие и высококонкурентные позиции как на внутреннем, так и на международном рынках электроэнергии, ядерного топлива. Уровень развития человеческого капитала и его эффективность в отрасли позволили войти ядерному ТЭК в число приоритетных направлений развития национальной экономики, устойчиво сохраняя темпы экономического роста выше среднего значения по стране.
В ядерном ТЭК России сформирован значительный инновационный потенциал, обеспечивающий стратегическое развитие, который постепенно накапливался и сохранялся в отрасли с 1940 годов при активном участии МИФИ (базового университета отрасли) и других учебных заведений. Инновационный потенциал отрасли неоднороден и представлен разными структурными элементами, в том числе системой профессионального образования. Современных квалифицированных специалистов для ядерного ТЭК страны готовят вузы Росатома и Минобразования, а также учебные заведения начального и среднего профессионального образования. Выпускники этих учебных заведений разpaбатывают стратегически значимые направления инновационного потенциала отрасли, такие как фундаментальную и прикладную ядерную науку, совершенствуют ядерно-топливный цикл, обеспечивают безопасность ядерной энергетики, решают задачи в области информационной безопасности и другие направления.
Система отраслевого образования ядерного ТЭК России отличается тем, что более интенсивно формирует и накапливает высокого качества человеческий капитал, необходимый для динамичного инновационного развития отрасли. В ядерном образовании к будущим специалистам предъявляют более высокого уровня требования к профессиональным компетенциям и социально-значимым качествам личности. Классическое инженерное образование сочетается с более глубокими знаниями в области физики, химии, техники и экономики. Культура работы с ядерными технологиями требует от квалифицированного специалиста в этой области целого комплекса смежных компетенций, многовариантно сочетающихся друг с другом на основе более высокого уровня сложности изучаемых дисциплин, обеспечивающих безопасность. В условиях усиления глобальной конкуренции за высокотехнологичные рынки услуг поэтапное формирование международных институтов совместной деятельности по использованию ядерных технологий приводит к повышению требований к уровню компетенций будущих специалистов и необходимости модернизации национальных институтов, стандартов профессионального ядерного образования как в России, так и за рубежом.
По мнению группы российских экспертов, отраслевое образование ядерного ТЭК страны пережило системный кризис, который проявился в снижении уровня подготовки специалистов в области ядерных технологий, сокращении научно-исследовательской базы и деградации материально - технической базы части учебных заведений, а также сокращении объемов финансирования подготовки специалистов из государственного бюджета, в ухудшении качества профессорско-преподавательского состава и уменьшении количества выпускников, работающих по специальности. Сформировавшиеся тенденции в отраслевом образовании имели более ярко выраженную форму по сравнению с общими тенденциями развития национальной образовательной системы в России, но сглаживались региональной спецификой и нивелировались на национальном уровне. Негативные последствия системного кризиса в ядерном образовании проявились в увеличении среднего возраста работников ряда профессионально-квалификационных групп, занятых в ядерном ТЭК страны, с 40 до 50 лет. Для сравнения, в России средний возраст работников по отдельным профессионально-квалификационным группам в национальной экономике быстрыми темпами приближается к 60 годам, а в науке к - 70 годам. При сохранении таких общих национальных тенденций в развитии человеческого капитала в ядерном ТЭК России инновационный потенциал будет увеличиваться все более медленными темпами, снижая динамику развития отрасли и конкурентоспособность национальной экономики на международных рынках ресурсов, технологий, высокотехнологичных товаров и услуг.
Реформирование ядерного образования необходимо для наращивания и сохранения человеческого капитала в ядерном ТЭК России, для поддержки развития инновационного потенциала отрасли на определенном и достаточно высоком уровне в условиях обострения отраслевой и межотраслевой конкуренции за высококвалифицированную рабочую силу на национальном и международном рынках. Достижение этой задачи возможно через комплексную систему мер государственного регулирования экономического развития отрасли, направленную на реализацию федеральной программы «Развития единой образовательной системы подготовки квалифицированных кадров всех уровней для Минатома России на 2003-2010 годы», принятой в 2003 году, через создание крупных национальных научно-исследовательских и образовательных комплексов в России, через участие в программах сотрудничества Мирового ядерного университета (World Nuclear University) в области сохранения единых международных стандартов ядерного образования и ядерных технологий. Северская государственная технологическая академия вносит активный вклад на межрегиональном уровне в повышение качества ядерного образования через организацию системы доступного непрерывного образования на основе телекоммуникационных и спутниковых технологий для предприятий Сибири и Дальнего Востока системы Росатома, решая важные и актуальные задачи сохранения, развития человеческого капитала в национальной экономике. Общие интеграционные тенденции развития ядерного образования России в рамках «Болонских соглашений» не дают однозначного ответа о полученных приоритетах в формировании человеческого капитала, так как не учитывают отраслевую специфику подготовки квалифицированных специалистов, разрушают, а не трaнcформируют сформировавшиеся и устоявшиеся национальные традиции, меняя качество образовательной среды вуза, расширяя горизонты образовательного прострaнcтва.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Хлебников В.В. Рынок электроэнергии в России: учебное пособие / В.В. Хлебников. - М., 2005. - С.94-99.
- Бойко В.И., Кошелев Ф.П. Ядерный топливный цикл. Проблемы, решения. Учебное пособие / В.И. Бойко, Ф.П. Кошелев. - Северск: ФГУП СХК, 2004. - С.32-40.
Статья в формате PDF
121 KB...
19 06 2025 15:28:43
Самоорганизация мерзлотных геохимических ландшафтов определяется явлением криобиогенеза и эффектами, которые он вызывает. Криобиогенез - это единство и взаимосвязь биогенных и криогенных процессов, формирующих мерзлотную экосистему, в которой геохимические процессы и миграция химических процессов тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены энергией, веществом и информацией живого вещества и криогенеза. Главным условием возникновения и развития мерзлотных ландшафтов является непрерывный периодический (зима-лето) круговорот вещества во времени - криогенный и биогенный, проявляющийся в единстве, взаимодействии и соответствии друг с другом. Периодичность и взаимодействие этих главных противоположных процессов обеспечивают целостность и устойчивость системы. Периодичность явлений (зима-лето, оледенение - межледниковье) - важный признак мерзлотных ландшафтов. Этот признак обобщающий критерий и мера самоорганизации системы. В мерзлотном ландшафте биологический круговорот выполняет основную организующую роль. Он связывает воедино биогенный и криогенный циклы миграции - потоки вещества и энергии биогенеза и криогенеза, создают новую информационную систему, отличную от исходных составляющих. Криогенез и самоорганизация наиболее ярко проявляются в экосистемах на рудных провинциях, геохимически специализированных породах, нефтегазоносных и угленосных породах. Высокая самоорганизация мерзлотных ландшафтов (экосистем) Северной Азии с высокой биопродуктивностью и биоразнообразием с обилием животных (звери и рыбы) были главным фактором этногенеза.
...
18 06 2025 14:47:20
Статья в формате PDF
105 KB...
17 06 2025 6:43:21
Статья в формате PDF
311 KB...
16 06 2025 11:34:12
Статья в формате PDF
120 KB...
15 06 2025 12:44:47
Статья в формате PDF
103 KB...
14 06 2025 14:37:16
Статья в формате PDF
113 KB...
13 06 2025 12:26:48
Статья в формате PDF
123 KB...
12 06 2025 13:50:24
Статья в формате PDF
136 KB...
11 06 2025 2:40:55
Статья в формате PDF
110 KB...
10 06 2025 16:14:51
Статья в формате PDF
110 KB...
09 06 2025 23:48:53
Статья в формате PDF
300 KB...
07 06 2025 21:11:22
Статья в формате PDF
116 KB...
06 06 2025 23:41:50
Статья в формате PDF
131 KB...
05 06 2025 16:52:18
Статья в формате PDF
128 KB...
04 06 2025 20:37:35
Статья в формате PDF
253 KB...
03 06 2025 1:43:54
Статья в формате PDF
483 KB...
02 06 2025 18:23:41
Статья в формате PDF
255 KB...
01 06 2025 16:40:41
Статья в формате PDF
190 KB...
30 05 2025 15:49:16
Статья в формате PDF
272 KB...
29 05 2025 23:40:23
Статья в формате PDF
156 KB...
28 05 2025 6:28:46
Статья в формате PDF
101 KB...
27 05 2025 3:54:20
Статья в формате PDF
120 KB...
26 05 2025 1:37:26
Статья в формате PDF
261 KB...
25 05 2025 17:38:52
Статья в формате PDF
153 KB...
24 05 2025 20:10:51
23 05 2025 17:58:18
Статья в формате PDF
117 KB...
22 05 2025 16:12:10
Физико-технический лицей № 1 целенаправленно решает задачу выявления интеллектуально одаренных школьников и развития их способностей. Содержание, формы и методы обучения в лицее базируются на принципах профилизации, вариативности, фундаментализации, интегративности, гуманизации, иформатизации. Профильные предметы - математика, физика и информатика. Их изучение занимает 54 % учебного времени, а изучение биологии и химии - всего 10 %. Для учащихся, проявляющих интерес и способности к изучению естественнонаучных предметов проводятся занятия в спецкурсах и кружках, индивидуальные консультации, реализуются учебно-исследовательские проекты. За счет выбора индивидуальной образовательной траектории эти учащиеся имеют возможность достичь высоких результатов в изучении биологии и химии, вплоть до побед на международных олимпиадах.
...
21 05 2025 6:56:53
Статья в формате PDF
466 KB...
20 05 2025 14:54:37
Статья в формате PDF 104 KB...
19 05 2025 14:18:31
Статья в формате PDF
125 KB...
18 05 2025 8:51:39
Статья в формате PDF 99 KB...
17 05 2025 17:21:37
Статья в формате PDF
113 KB...
16 05 2025 18:29:18
Статья в формате PDF
729 KB...
15 05 2025 8:16:57
Слепая кишка морской свинки имеет форму витка толстой спирали и большие относительные размеры, занимает большую часть каудальной половины брюшной полости, охвачена первой петлей восходящей ободочной кишки. Она сжимает слепую кишку, которая образует складки.
...
14 05 2025 19:32:23
Статья в формате PDF
108 KB...
13 05 2025 4:29:58
Статья в формате PDF
133 KB...
12 05 2025 22:39:30
Изучено влияние низкоинтенсивного лазерного излучения (НИЛИ) красного и инфpaкрасного спектров на структурно - функциональное состояние слизистой оболочки верхних дыхательных путей ( ВДП) у детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Полученные результаты исследований позволили обосновать применение НИЛИ для коррекции нарушений местных факторов защиты. Низкоинтенсивная лазерная реабилитация (НИЛР) обеспечила нормализацию и повышение цитофизиологических показателей, и снижение цитопатологических величин. Доказано ремоделирующее действие НИЛИ на слизистую оболочку верхних дыхательных путей. Эффективность НИЛР связана с ремоделированием слизистой оболочки ВДП.
...
11 05 2025 10:54:57
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::