О ПРИМЕНЕНИИ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ В ИСТОРИЧЕСКИХ ИСЛЕДОВАНИЯХ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

О ПРИМЕНЕНИИ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ В ИСТОРИЧЕСКИХ ИСЛЕДОВАНИЯХ

О ПРИМЕНЕНИИ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ В ИСТОРИЧЕСКИХ ИСЛЕДОВАНИЯХ

Абрамов В.К. Статья в формате PDF 116 KB

«И сказал Господь... исчислите всё общество...»

Ветхий Завет. Числа.

Научно-технический прогресс, стимулируя все виды человеческой деятельности, в то же время предъявляет резко возрастающие требования к оптимизации интерперсонального и персонального мышления. От этого в значительной степени зависит интенсификация общественной сферы в целом и научной в частности. Одна из возможностей оптимизации научного мышления заключается в быстроразвивающейся математизации наук. Прежде всего, следует отметить внедрение в терминологию гуманитарных наук (естественные уже давно находятся в тесной связи с математикой) емких и единообразных математических символов и понятий, а в методику исследований - математических приемов и моделей, описывающих сложные явления. Математизация приводит к конкретизации понятий и в итоге вносит большую ясность в посылки и выводы наук, особенно общественных. Кроме того, усвоение единообразных понятий, методов улучшает взаимосвязь наук, что делает эффективнее каждую из них. Наконец, применение математических методов значительно интенсифицирует процесс мышления в плане как меньшей затраты интеллекта на получение конечного результата, так и сокращения времени, поскольку позволяет передать ЭВМ сложную и утомительную обработку информации. Последнее обстоятельство в связи с современным лавинообразным нарастанием объема информации и научных знаний не оставляет альтернативного пути развития науки.

Все это в полной мере относится и к истории, которая в силу своей специфики должна адекватно реагировать на все требования общественного развития. Обращение историков к достижениям математики и вычислительной техники диктуется нуждами самой исторической науки. Ее современный уровень, безусловно, требует изучения эволюции производства, торговли, демографических и других массовых процессов, исследования политической, социально-экономической и других сфер, больших социальных групп, народов, населения целых континентов. Здесь просто нельзя обойтись без выборочного метода.

Современный историк должен обpaбатывать и анализировать огромный статистический материал, что невозможно без применения методов его группировки и технических средств, включая ЭВМ. Кроме того, в распоряжении историка часто оказываются отрывочные данные, носящие к тому же субъективный и даже гипотетический хаpaктер, что всегда затрудняет исследование исторических явлений и процессов традиционными описательными методами. Развитие приемов выравнивания вариационных рядов, интерполяции и экстраполяции, имитации статистического материала, во многих случаях позволяет заполнять информационный вакуум - эту ахиллесову пяту исторической науки.

Наконец, раскрытие закономерностей, прежде всего, зависит от возможности установления необходимых, существенных связей между явлениями, выяснения формы и прочности этих связей, оценки главных факторов, воздействующих на исторические явления, что подразумевает определение и сравнение количественных хаpaктеристик последних, недоступное традиционным методам, основанным главным образом на описательном сопоставлении, но естественное для методов дисперсионного, регрессионного и корреляционного анализа.

Огромные возможности открываются при применении многомерного статистического анализа. Методы автоматической классификации позволяют концентрировать исследуемые объекты по большинству существенных признаков с минимальной потерей информации.

Факторный анализ служит эффективным методом поисков обобщенных хаpaктеристик изучаемых исторических процессов и явлений, помогает вскрывать их внутреннюю недоступную непосредственному наблюдению суть. Он также более чем любой другой метод позволят «сжать» исходную информацию и в то же время учесть максимальное число исходных признаков, описывающих любой объект. Применение факторного анализа дает возможность более четко определять исторические явления и периоды, а это одна из основных проблем, стоящих перед историками. И т.д., и т.п.

Историческая наука всегда пользовалась количественными хаpaктеристиками на уровне арифметики. Особенностью современного этапа ее развития является широкое применение более сложных методов других математических дисциплин, и, прежде всего, математической статистики и теории вероятностей. Большой вклад в разработку этих методов внесли представители российской статистико-экономической школы начала XX в. В. Г. Громан, С. Н. Прокопович, Е. Е. Слуцкий, А. В. Чаянов, А. Н. Челинцев, А. И. Чупров, А. А. Чупров, А. П. Шликевич и др. Достижения этой школы, позволили провести в 1910-х гг. великолепные подворные переписи некоторых губерний России и математически обработать полученные результаты. Однако в 1930-е гг. эти исследования были в основном закрыты и спорадически стали возрождаться лишь со второй половины 1950-х гг.

Ускоренная математизация исторических исследований началась в наиболее развитых странах в 1960-е гг. Значительную роль в этом сыграли работы российских историков - И. Д. Ковальченко, Л. В. Милова, В. А. Устинова и др. Следует также отметить вклад социологов Г. В. Осипова, С. Г. Струмилина, В. Н. Шубкина и др.

В эти же годы во Франции, США, Швеции, Австрии, а затем и в других странах были организованы научные центры, объединявшие специалистов данного профиля. В России подобная работа координировалась Комиссией по применению математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях при отделении истории Российской академии наук, ныне эти задачи решает ассоциация «История и компьютер». С 1970-х гг. в нашей стране регулярно издаются сборники статей, посвященных использованию разнообразных математических методов в исторической науке, монографические исследования, всесторонне рассматривающие возможности применения отдельных методов математических дисциплин при изучении различных исторических явлений и процессов. С 1980-х гг. стали издаваться учебные пособия для историков, освещающие наиболее распространенные количественные методы. Современная тематика по применению количественных методов в исторических исследованиях, в основном, развивается по двум направлениям. Для научных исследований и подготовки преподавателей осваиваются все более и более сложные методы; для студентов-гуманитариев, выпускаются адаптированные учебные пособия с процедурно-пpaктическим изложением материала.

Еще Леонардо да Винчи говорил: «Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой». В старинном споре об истории, как науке или искусстве с освоением количественных методов, кажется, стали проявляться конкретные рамки и критерии. История - искусство, когда воссоздает образы великих людей и событий прошлого, оформляет гражданские чувства, воспитывает ум и направляет энергию новых поколений на воспроизводство особых общественных отношений в различных регионах планеты и в целом человечества. История - наука, когда, базируясь на точном количественном соотношении изучаемый процессов и явлений, дает обществу информацию для выводов о том, как избежать ошибок прошлого, лучше уяснить настоящее и, в известной мере, предвидеть будущее.

Ошибки прошлого говорят нам о том, что количественные методы могут стать полезными только при условии высокой профессиональной подготовки историка. Ни один из них не компенсирует ошибки сущностно-содержательного исторического анализа, но каждый может многократно их увеличить. В связи с последним хотелось бы заметить, что в поисках новых приемов исследования общественные науки уже обращались к математическим дисциплинам. В конце XVIII - начале XIX в. было опубликовано множество работ, посвященных вопросам юриспруденции, истории, политики, в которых применялись различные математические методы. Для них был хаpaктерен весьма упрощенный подход к рассматриваемым общественным процессам. На основе произвольных количественных хаpaктеристик сложные общественные проблемы решались в них как арифметические и алгебраические задачи. Разумеется, эти работы не только не сыграли положительной роли в развитии научного мышления, но и дискредитировали саму идею использования количественных методов в исторической и других общественных науках. В наше время можно наблюдать похожее явление под названием «фоменковщина». Современный математический аппарат в синтезе с вычислительной техникой таит в себе еще большие возможности отрыва от действительности, поэтому чрезвычайно важно, чтобы количественные методы применялись только в случаях необходимости, после всестороннего теоретического анализа изучаемых явлений. При неосторожном обращении это мощное орудие научного исследования может стать чем-то вроде математической игры в историю.



ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья в формате PDF 212 KB...

24 04 2024 1:58:40

ЧЕЛОВЕК — ОБЩЕСТВО — ТЕХНОЛОГИИ

ЧЕЛОВЕК — ОБЩЕСТВО — ТЕХНОЛОГИИ Статья в формате PDF 251 KB...

20 04 2024 12:25:32

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Главным критерием оценки качества применяемых педагогических технологий, в том числе и при дистанционной форме обучения, становится не сама по себе сумма полученных знаний, а умение человека применить эти знания для решения конкретных жизненных или профессиональных задач. Однако на сегодняшний день в полной мере выявить достижение этой цели не представляется возможным. При этом одна из задач состоит в оценке качества педагогических технологий. ...

17 04 2024 1:40:15

ДЕСТРУКЦИЯ ЭРИТРОЦИТОВ В КОСТНОМОЗГОВЫХ ЭРИТРОКЛАЗИЧЕСКИХ КЛАСТЕРАХ

ДЕСТРУКЦИЯ ЭРИТРОЦИТОВ В КОСТНОМОЗГОВЫХ ЭРИТРОКЛАЗИЧЕСКИХ КЛАСТЕРАХ В костном мозге больных гематологическими заболеваниями выявлено значительное количество эритроклазических кластеров, хаpaктеризующихся экзоцитарным лизисом входящих в них эритроцитов кластерообразующими миелокариоцитами разных видов, включая эритрокариоциты. Содержание эритроклазических кластеров с происходящим в них экзоцитарным лизисом эритроцитов варьировало от 21% от всех эритроклазических кластеров в костном мозге больных апластической анемией до 81% в костном мозге больных в активной фазе острого лимфобластного лейкоза, что свидетельствует об интенсивности лизиса в них эритроцитов. С наибольшей интенсивностью лизис эритроцитов происходил в костном мозге больных в активную фазу острого лимфобластного лейкоза и больных хроническим миелолейкозом. При этом в момент исследования подвергались деструкции в эритроклазических кластеров десятки тысяч эритроцитов в мкл костного мозга. Эти данные подтверждают представление о костном мозге как органе гемолиза. ...

16 04 2024 14:40:52

ИСПЫТАНИЕ РАСТУЩЕГО ДЕРЕВА

ИСПЫТАНИЕ РАСТУЩЕГО ДЕРЕВА По результатам измерений ширины годичных слоев на рабочей части керна и определения радиального роста дерева, и последующей идентификации по ним статистической закономерности, выполняют прогнозирование на ретроспективу на число лет с начала рабочей зоны керна до момента начала жизни измеряемого учетного дерева. ...

15 04 2024 11:25:16

АТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ БРЮШНОГО ТИФА

АТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ БРЮШНОГО ТИФА Статья в формате PDF 153 KB...

14 04 2024 8:44:38

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭТИОЛОГИИ, ФАКТОРАХ РИСКА, ПАТОГЕНЕЗЕ ВНУТРИУТРОБНОГО ИНФИЦИРОВАНИЯ ПЛОДА. СООБЩЕНИЕ I. ЗНАЧЕНИЕ ИНФЕКЦИОННЫХ ПАТОГЕННЫХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ ВНУТРИУТРОБНОГО ИНФИЦИРОВАНИЯ ПЛОДА. ПУТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФЕКЦИИ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭТИОЛОГИИ, ФАКТОРАХ РИСКА, ПАТОГЕНЕЗЕ ВНУТРИУТРОБНОГО ИНФИЦИРОВАНИЯ ПЛОДА. СООБЩЕНИЕ I. ЗНАЧЕНИЕ ИНФЕКЦИОННЫХ ПАТОГЕННЫХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ ВНУТРИУТРОБНОГО ИНФИЦИРОВАНИЯ ПЛОДА. ПУТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФЕКЦИИ Анализ данных литературы и результатов собственных наблюдений за беременными с внутриутробным инфицированием плода, находящихся на стационарном лечении в Перинатальном центре г. Энгельса свидетельствуют о том, что ведущими этиологическими факторами ВУИ плода являются xлaмидии , микоплазмы, уреаплазмы , вирусы простого гepпeса 1и 2 типов, а также цитомегаловирусы. Чаще всего при внутриутробном инфицировании плода встречается смешанное инфицирование вирусно-бактериальной, вирусно-вирусной природы и их различные ассоциации с трихомонадами, включающие трех и более возбудителей. ...

10 04 2024 3:49:24

О РОЛИ ТЕРМИНОВ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

О РОЛИ ТЕРМИНОВ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Статья в формате PDF 307 KB...

09 04 2024 16:32:57

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРАВИЛАТА ГОРОДСКОГО И ГРАВИЛАТА РЕЧНОГО В КАЧЕСТВЕ КОРМОВЫХ КУЛЬТУР БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРАВИЛАТА ГОРОДСКОГО И ГРАВИЛАТА РЕЧНОГО В КАЧЕСТВЕ КОРМОВЫХ КУЛЬТУР БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Благодаря образованию сплошных посадок во многих районах Белгородской области и повсеместному произрастанию преимущественно на нарушенных местообитаниях, гравилаты могут стать хорошим подспорьем в заготовке трав на корма, особенно в неурожайные засушливые годы. Гравилат городской и гравилат речной имеют следующие хаpaктеристики по питательности кормов: протеин 10,50, 8,31 % соответственно, жир – 2,81, 373 %, редуцирующие сахара – 1,11, 2,39 %, каротин – 37,44, 24,13 мг/кг, витамин Е – 278, 250 мг/кг, витамин С – 352,0, 394,0 мг/кг, витамин А – 18,5, 25,71 мг/кг, основные микроэлементы в достаточно большом объёме. Железа у гравилата городского – 52,2 мг/кг, гравилата речного – 34,72 мг/кг, марганца – 14,53; 6,7 мг/кг соответственно, меди – 2,1; 1,35 мг/кг, цинка – 10,03; 4,7 мг/кг. Кроме этих микроэлементов содержатся другие минеральные вещества в следующих соотношениях: гравилат городской – массовая доля кальция – 0,40 %, фосфора – 0,074 %, магния – 0,15 %, натрия – 0,009 %, калия – 0,57 %, серы – 0,072 %; гравилат речной – кальций – 0,73 %, фосфор – 0,06 %, магний – 0,13 %, натрий – 0,011 %, калий – 0,62 %, сера – 0,08 %. ...

08 04 2024 21:58:22

КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕРАПИЯ ХРОНИЧЕСКОГО ГЕПАТИТА

КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕРАПИЯ ХРОНИЧЕСКОГО ГЕПАТИТА Статья в формате PDF 106 KB...

04 04 2024 18:42:37

СОЛОВЬЁВ ВИТАЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ

СОЛОВЬЁВ ВИТАЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ Статья в формате PDF 90 KB...

03 04 2024 1:56:14

УТИЛИЗАЦИЯ РТУТЬСОДЕРЖАЩИХ ОТХОДОВ

УТИЛИЗАЦИЯ РТУТЬСОДЕРЖАЩИХ ОТХОДОВ В работе рассматривается процесс утилизации ртутьсодержащих соединений с использованием в качестве активного соединения кремния, что экономически более выгодно, чем использование порошкообразного титана. Рассматривается возможность миграции ртути в условиях возрастающей техногенной деятельности человечества. ...

02 04 2024 8:30:49

АНОМАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ ГЕОХИМИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ ЭПИТЕРМАЛЬНОГО ЗОЛОТО-СЕРЕБРЯНОГО ОРУДЕНЕНИЯ ГОРНОГО АЛТАЯ И ГОРНОЙ ШОРИИ

АНОМАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ ГЕОХИМИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ ЭПИТЕРМАЛЬНОГО ЗОЛОТО-СЕРЕБРЯНОГО ОРУДЕНЕНИЯ ГОРНОГО АЛТАЯ И ГОРНОЙ ШОРИИ Приведены аномальные структуры геохимических полей (АСГП) по вторичным ореолам рассеяния месторождений и проявлений эптермального золото-серебряного оруденения. Оруденение в регионах связано с венд-раннекембийскими и среднедевонскими вулканогенными образованиями. Показаны различные наборы аномальных значений химических элементов в зонах ядерного концентрирования, транзита элементов и фронтальных зонах концентрирования. Оценен условный потенциал ионизации в зональных конструкциях АСГП, показывающих кислотно – основной потенциал среды минералообразования. Проведен факторный анализ для всех зон АСГП c показом эллипсоидов изменчивости и факторных нагрузок. ...

26 03 2024 22:42:52

ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ БОРЬБЫ С «ПРЕДТРОМБОТИЧЕСКИМИ СОСТОЯНИЯМИ» ПРИ ЦЕРЕБРОФАЦИАЛЬНОЙ ТРАВМЕ У БОЛЬНЫХ С ГНОЙНЫМИ СИНУИТАМИ

В работе представлены данные по усовершенствованию методов коррекции нарушений гемостаза у больных с гнойными синуситами при черепно-мозговой травме. Показано, что метод внутрипазушной гепаринотерапии, как компонент комплексного лечения пациентов с гнойными синуситами в остром периоде церебро-фациальной травмы, позволяет эффективно коррегировать гиперкоагуляционные нарушения гемостаза и осуществлять профилактику связанного с этим нарушения синдрома ДВС. ...

18 03 2024 18:33:56

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::