РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Всем известно, что репродуктивное обучение не дает желаемого результата. Недостаточно того, что преподаватель объяснит материал, а учащийся поймет, запомнит и научится применять знания на пpaктике. В настоящее время необходимо формирование личности, которая может открывать что-то новое, развивая свои творческие способности и самостоятельное мышление. Мы считаем, что этому может способствовать организация исследования на занятии.
Исследовательский метод имитирует реальный творческий процесс, моделирует его главное звено, включающее создание проблемной ситуации и управление поиском решения поставленной проблемы.
Для ориентировки в новой ситуации, что хаpaктерно для процесса творчества, существенную роль играет обучение специальным умениям: 1) увидеть новую проблему в языковом материале, определить ее хаpaктер; 2) подобрать языковые факты для решения этой проблемы и систематизировать их; 3) построить доказательство в процессе выполнения задания на основе найденных фактов; 4) сформулировать выводы на основе решения проблемы, определить возможное их количество; 5) сформулировать способ решения, т.е. определить операции, осуществление которых в процессе решения проблемы приводит к выводу.
Для формирования этих умений могут быть предложены следующие типы заданий: 1) задания, в вопросе которых отсутствует формулировка проблемы, ее надо найти; 2) задания, в тексте которых отсутствует достаточное количество языковых фактов для обоснования вывода, их надо подобрать; 3) задания на построение доказательства; 4) задания, выполнение которых приводит к одному или нескольким выводам, количество которых следует определить; 5) задания на определение способа решения проблемы. [1, с.28]
Процесс научного исследования охватывает три звена. Первое - это наблюдение определенных вещей, явлений или процессов. Очевидно, сам выбор предметов наблюдения возникает из определенных потребностей и интересов исследователя, из своеобразного переживания им каких-то трудностей, требующих ответа.
Второе звено - создание гипотезы на основе наблюдаемых фактов и зависимостей между ними. Гипотеза здесь выполняет роль ответа на поставленный до наблюдения вопрос, причем исследователь выбирает среди возможных такую гипотезу, которая относится ко всем наблюдаемым фактам и связывает проявляющиеся между ними зависимости.
Последняя фаза - опытная проверка гипотезы. Исследователь осуществляет это выведением из гипотезы заключений, а также проверкой ее экспериментом. Успешный результат этой проверки позволяет признать гипотезу за истинную, однако до того времени, пока не будут открыты новые факты, находящиеся с ней в противоречии [3, с. 56].
Наибольший уровень эффективности обучения достигается при выполнении учащимися самостоятельных работ творческого и полутворческого хаpaктера, когда новые знания добываются в итоге самостоятельного анализа фактов, обобщения и выводов.
Чтобы применять исследовательские ситуации, преподавателю необходимо знать способы их создания, общие закономерности их возникновения, которые сформулированы в психолого-педагогических исследованиях в виде типов проблемных ситуаций.
Имеется уже свыше двадцати классификаций проблемных ситуаций. Их анализ свидетельствует о том, что до сих пор ни в психологии, ни в дидактике, ни в методиках преподавания отдельных предметов нет единого мнения относительно исходных принципов классификации проблемных ситуаций.
В нашей работе мы учитываем классификацию И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина. По их мнению, исследовательский метод может способствовать реализации двух целей: 1) сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков; 2) достигнуть высокого уровня развития способности к самообучению, самообразованию. Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач [4, с. 132].
Проблема воспитания познавательной самостоятельности, проблема активизации мыслительной деятельности учащихся не может быть решена без включения в обучение русскому языку заданий поискового хаpaктера, в число которых входят проблемные задачи, предполагающие исследовательскую деятельность учащихся в ходе анализа языковых явлений.
Структура задания поискового хаpaктера, построенного на материале русского языка, может быть представлена следующим образом: условия задания - языковые факты, в которых содержится определенная проблема, вопросы задания, направленные на исследование данных языковых фактов. Проблема может быть сформулирована в вопросах задания или вопросы направляют учащихся на поиски проблемы, составляющей сущность задания. В последнем случае, более сложном, формулировать проблему предстоит самим учащимся.
При организации исследования учебный процесс строится на применении преподавателем системы теоретических и пpaктических исследовательских заданий, хаpaктеризующихся высоким уровнем проблемности. При этом все этапы познавательного процесса учащиеся «проходят» самостоятельно, используя главным образом продуктивно-пpaктический и поисковый методы обучения. Они выполняют пpaктическую работу по сбору фактов (опыты, эксперимент, наблюдение, работа над книгой, сбор материала) и теоретическому анализу, систематизации и обобщению их.
Таким образом, исследовательский метод - один из самых эффективных способов организации обучения, обеспечивающий наиболее высокий уровень познавательной самостоятельности учащихся [2, с.329-332]. Он оказывает сильное влияние на развитие мышления, воображения, внимания и памяти. К этому прибавляется положительное влияние интеллектуальных интересов и тенденций к самообразованию, постоянному приобретению знаний и формированию мировоззрения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1983.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М.: Педагогика, 1975, 367 с.
- Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968.
- Скаткин Н.М. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.
Статья в формате PDF
114 KB...
18 05 2025 7:40:15
Статья в формате PDF
106 KB...
16 05 2025 8:51:45
Статья в формате PDF
121 KB...
15 05 2025 1:46:53
Статья в формате PDF
113 KB...
14 05 2025 18:59:42
Статья в формате PDF
161 KB...
13 05 2025 7:10:55
Разработан пакет графических алгоритмических моделей отбpaковочных испытаний радиоприемных устройств, изготавливаемых и выпускаемых предприятием, как первый шаг к последующей автоматизации. Показано преимущество разработанных моделей по сравнению с действующей текстовой инструкцией по проведению испытаний.
...
12 05 2025 9:12:31
Статья в формате PDF
109 KB...
11 05 2025 21:40:54
Статья в формате PDF
273 KB...
10 05 2025 5:54:33
Статья в формате PDF
150 KB...
09 05 2025 20:11:38
08 05 2025 7:38:27
Статья в формате PDF
284 KB...
07 05 2025 11:43:59
Статья в формате PDF
103 KB...
06 05 2025 2:58:44
Статья в формате PDF
119 KB...
05 05 2025 17:39:41
Статья в формате PDF
113 KB...
04 05 2025 5:12:10
Статья в формате PDF
162 KB...
03 05 2025 20:17:39
Статья в формате PDF
152 KB...
02 05 2025 16:19:57
Статья в формате PDF
110 KB...
01 05 2025 5:55:45
Статья в формате PDF
355 KB...
29 04 2025 2:18:40
В последние годы для сжигания как традиционных топлив, так и биомасс различного происхождения широко применяются газификационные технологии. Газификация чаще всего производится в кипящем слое при недостатке окислителя. Конструкции установок по газификации различных топлив отличаются, но не принципиально. Также близкими оказываются и параметры генераторного газа. Необходимо развитие установок и технологий по совместной переработке различных топлив.
...
28 04 2025 5:10:58
Статья в формате PDF
251 KB...
27 04 2025 7:53:25
Статья в формате PDF
124 KB...
26 04 2025 3:11:11
Статья в формате PDF
137 KB...
25 04 2025 0:39:30
Статья в формате PDF
115 KB...
24 04 2025 10:13:39
Статья в формате PDF
171 KB...
23 04 2025 3:53:51
Статья в формате PDF
104 KB...
22 04 2025 15:46:43
Статья в формате PDF
115 KB...
20 04 2025 2:18:32
Статья в формате PDF
250 KB...
19 04 2025 2:19:13
Статья в формате PDF
426 KB...
17 04 2025 10:34:33
Статья в формате PDF
125 KB...
16 04 2025 19:51:32
Статья в формате PDF
266 KB...
15 04 2025 6:13:43
Статья в формате PDF
198 KB...
14 04 2025 14:14:12
Статья в формате PDF
116 KB...
13 04 2025 20:53:30
Статья в формате PDF
104 KB...
12 04 2025 23:51:46
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::