ОСВЕЩЕНИЕ АВТОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЕЙ (учебное пособие)
Дальнейшее развитие и совершенствование автотрaнcпортного комплекса неразрывно связано со строительством и реконструкцией дорожно-трaнcпортной сети. Расширение сети автомобильных дорог в условиях нарастающего дефицита земель и роста их стоимости вызывают необходимость сооружения горных и подводных тоннелей для преодоления высотных и контурных препятствий.
Непрерывное углубление процесса урбанизации (табл. 1), быстрый рост городов, стремительное повышение уровня автомобилизации (табл. 2) привели к тому, что в условиях дефицита площадей территории для развития улично-дорожной сети крупных городов и мегаполисов активно используется подземное прострaнcтво, в частности, возводятся сложные инженерные сооружения - автодорожные тоннели, обеспечивающие пересечение автотрaнcпортных потоков в разных уровнях, что способствует повышению скорости движения и увеличению пропускной способности магистрали.
Строительство автодорожных тоннелей во многих случаях оказывается предпочтительнее сооружения эстакад, особенно при выпуклом рельефе местности. Тоннельные развязки занимают сравнительно небольшую территорию; их конструкции почти не выступают над поверхностью земли, не вносят нарушений в сложившиеся архитектурные ансамбли. В дополнение к этому, тоннельные сооружения способствуют снижению трaнcпортного шума, вибрации и загрязнения атмосферного воздуха.
Таблица 1
Темпы урбанизации мира (1900 - 2025 гг.)
Годы |
Численность городского населения, млн чел. |
Доля городского населения, % |
1900 |
220 |
13 |
1950 |
740 |
29 |
1970 |
1350 |
36 |
1990 |
2280 |
43 |
2025 |
около 5000 |
около 61 |
Таблица 2
Уровень автомобилизации и cмepтности в ДТП
Страны и регионы
|
Показатели 2004 г. |
||
Уровень |
Социальные риски (число погибших |
Tрaнcпортные риски (число погибших |
|
Весь мир |
124 |
19 |
157,9 |
Страны с высоким уровнем дохода, в т.ч. |
627 |
12,6 |
20,1 |
США |
810 |
14,6 |
18 |
Италия |
745 |
9,7 |
13,0 |
Германия |
655 |
7,1 |
10,8 |
Франция |
615 |
9,2 |
15,0 |
Канада |
591 |
8,7 |
14,7 |
Япония |
588 |
5,38 |
9,1 |
Великобритания |
551 |
5,6 |
10,5 |
Страны со средним и низким уровнями дохода, в т.ч. |
35,5 |
20,2 |
568,5 |
Россия |
201 |
23,93 |
119 |
Иран |
62 |
38,7 |
624 |
Индия |
33 |
20,0 |
607 |
Китай |
19,7 |
13,33 |
677 |
Сегодня из всех видов трaнcпорта наиболее опасным является автомобильный (табл.2), в связи с чем вопросам обеспечения безопасной эксплуатации автодорожных тоннелей придается первостепенное значение. Безопасность движения в автодорожных тоннелях во многом определяется:
- геометрическими хаpaктеристиками трассы и сооружения (радиусы кривых в плане и профиле, уклоны, размеры поперечного сечения);
- наличием систем освещения, вентиляции и специального оборудования, обеспечивающих надежную и безаварийную эксплуатацию, а также быструю ликвидацию возможных последствий чрезвычайных ситуаций.
Важную роль в вопросах увеличения пропускной способности и безопасности дорожного движения в тоннелях играет искусственное освещение, основная цель которого - создание комфортных и безопасных условий для водителей. Системы освещения должны проектироваться с гарантией качества и эффективности, что возможно только при учете зарубежного и отечественного опыта, нашедшего отражение в положениях международных и российских нормативных правовых документов.
Центральное место в проектировании освещения занимает светотехнический расчет, конечной целью которого является определение типа, мощности, количества и размещения осветительных приборов. Сегодня проектировщики отказались от упрощенных расчетных алгоритмов, базировавшихся на технологии ручного труда, и применяют светотехническое программное обеспечение с использованием специальных математических методов, позволяющих выполнить расчет с заданной степенью точности. Важным критерием качества проектирования освещения в тоннеле является светотехническое моделирование на основе компьютерной трехмерной визуализации, предназначенное для проверки и уточнения расчета.
В настоящем учебном пособии обобщены сведения о системах искусственного освещения автодорожных тоннелей, рассмотрены требования и рекомендации российских и международных нормативных документов. Приведены основные положения методологии расчета освещения, лежащие в основе современного светотехнического программного обеспечения. Дана краткая хаpaктеристика последних версий светотехнических программ проектирования освещения дорог и улиц DIALux, Calculux Road, Light-in-Night Road.
Учебное пособие подготовлено авторским коллективом кафедр «Мосты и трaнcпортные тоннели», «Техносферная безопасность» Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета) и предназначено для студентов специальностей:
- 270205.65 «Автомобильные дороги и аэродромы» (направление подготовки 270200.65 «Tрaнcпортное строительство»);
- 270201.65 «Мосты и трaнcпортные тоннели» (направление подготовки 270200.65 «Tрaнcпортное строительство»);
- 280202.65 «Инженерная защита окружающей среды» (направление подготовки 280200.65 «Защита окружающей среды»).
Может быть полезно студентам других трaнcпортных специальностей, а также специалистам, занятым проектированием и эксплуатацией автодорожных тоннелей.
Рецензенты:
- директор НИЦ «Тоннели и метрополитены» ОАО ЦНИИС, д-р техн. наук, проф., академик Российской Академии трaнcпорта В.Е. Меркин;
- профессор кафедры «Управление эксплуатацией paкетно-космических систем» МАИ(ГТУ), д-р техн. наук, проф., академик Российской Академии космонавтики
им. К.Э.Циолковского, лауреат Государственной премии Ю.В. Чудецкий.
Статья в формате PDF 736 KB...
28 03 2024 1:52:37
Статья в формате PDF 92 KB...
27 03 2024 9:14:38
Статья в формате PDF 358 KB...
26 03 2024 8:10:47
Статья в формате PDF 142 KB...
25 03 2024 2:47:30
Статья в формате PDF 304 KB...
24 03 2024 13:36:16
Статья в формате PDF 110 KB...
23 03 2024 15:17:28
Статья в формате PDF 101 KB...
22 03 2024 8:55:44
Статья в формате PDF 100 KB...
21 03 2024 13:27:36
Статья в формате PDF 136 KB...
20 03 2024 19:34:37
Нестандартные задачи в педагогической пpaктике создают благоприятные условия для качественной подготовки учащихся, быстрой адаптации в окружающем мире и малознакомых предметных областях, стимулируют самообразование, формируют научную картину мира и являются инструментом для расширения естественнонаучного кругозора учащихся. ...
19 03 2024 9:50:51
Статья в формате PDF 290 KB...
18 03 2024 10:33:10
Статья в формате PDF 109 KB...
17 03 2024 0:31:56
Статья в формате PDF 379 KB...
16 03 2024 7:33:23
Статья в формате PDF 115 KB...
15 03 2024 7:17:37
В центральных и периферических отделах нервной системы, осуществляющих регуляцию копулятивной функции самцов крыс, широко представлены нервные клетки, обладающие активностью NADPH-диафоразы. В переднем гипоталамусе они представлены нейронами двух типов (с высокой и низкой активностью), в боковых рогах тоpaколюмбального отдела спинного мозга – нейронами с высокой активностью фермента. Высокая активность NADPHдиафоразы выявлена также в вегетативных микроганглиях и нервных волокнах наружных и внутренних пoлoвых органов, а также – гладкомышечных элементах кавернозных тел. Активностью фермента в различной степени помимо вышеуказанных отделов обладают интерстициальные клетки семенников, эпителий концевых отделов и протоков простаты, семенных пузырьков, мочевыводящих путей. Под воздействием нeблагоприятных (острый и хронический стресс, острая и хроническая алкогольная и наркотическая интоксикация) отмечено увеличение числа NADPH-реактивных структур и активности фермента в них. ...
14 03 2024 19:26:10
12 03 2024 3:34:38
Статья в формате PDF 110 KB...
11 03 2024 9:47:25
Статья в формате PDF 112 KB...
09 03 2024 6:21:29
Статья в формате PDF 174 KB...
08 03 2024 2:44:14
Статья в формате PDF 123 KB...
06 03 2024 8:36:46
Статья в формате PDF 121 KB...
04 03 2024 5:36:20
Статья в формате PDF 112 KB...
03 03 2024 21:35:10
Статья в формате PDF 129 KB...
02 03 2024 23:53:33
Статья в формате PDF 399 KB...
01 03 2024 10:23:18
Статья в формате PDF 254 KB...
29 02 2024 21:21:16
Статья в формате PDF 109 KB...
28 02 2024 7:26:40
Статья в формате PDF 120 KB...
27 02 2024 17:11:18
Статья в формате PDF 128 KB...
26 02 2024 15:21:13
Статья в формате PDF 332 KB...
24 02 2024 11:38:47
Статья в формате PDF 106 KB...
23 02 2024 23:48:43
22 02 2024 7:13:40
Измерены коэффициенты аэродинамического сопротивления и параметры асимметрии тонких полых конусообразных тел. ...
21 02 2024 6:53:13
Статья в формате PDF 122 KB...
20 02 2024 21:52:21
Статья в формате PDF 111 KB...
19 02 2024 10:46:16
18 02 2024 3:29:44
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::