К ВОПРОСУ УСТОЙЧИВОГО ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ РЕКРЕАЦИИ

Никитина О.А. Статья в формате PDF 284 KB Актуальность. Для устойчивого развития региона важно, чтобы векторы развития экономики и природы совпадали и взаимно друг друга дополняли, а не выступали антагонистами. Стратегия развития региона в целом и города, как части территориального образования должна учитывать экономическое, экологическое и социальное благополучие.

Динамику развития современного города характеризуют в основном возрастающие территориальные потребности и увеличение занимаемых городом территорий, развитие промышленности, транспортных магистралей, сферы обслуживания, быстрый рост доли населения. Городскую среду изменяют и преобразовывают, осваивая и развивая новые капиталовложения, для дальнейшей индустриализации или реконструкции уже имеющихся инфраструктурных сооружений и объектов. Эта потребность в постоянном изменении и развитии вызвана стремительным социально-экономическим развитием самого современного общества, образом жизни горожанина, новыми требованиями, предъявляемыми к городской среде. Город становится всё более урбанизированным, а проблемы освоения новых инвестиций в инфраструктуру города формируют противоречия между жителем города, с одной стороны, как создателем этих преобразований и с другой, как разрушителя экосистемы. В своем развитии экосистемы всегда стремятся к устойчивому состоянию, но преобразования современного города настолько масштабны, что требуют одновременного решения проблем экономики и экологии. Концепция «устойчивого развития» (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) как стратегическая модель предполагает эколого-экономическую сбалансированность в развитии экосистемы (региона, города).

Экономические и социальные преимущества городских форм расселения очевидны. Однако рост городского населения с созданием урбоэкосистем в последние десятилетия оказался настолько стремительным, а концентрация и интенсификация производственной и непроизводственной деятельности в такой степени высокой, что окружающая среда многих городов России уже не в состоянии удовлетворить многие биологические и социальные требования современного человека. Чрезмерная плотность населения в городах порождает такие проблемы, как загрязнение окружающей среды, шум, недостаток жилья, школ, больниц, транспорта, хаотичность уличного движения, безработица, преступность, массовые заболевания различного характера, Очень серьезной проблемой для города становится и проблема «свободных территорий» (парки, лесопарки, сады, скверы, бульвары, памятные посадки, городские водоемы, родники и т.п.). Город, несмотря на свое беспрерывное развитие, значительно отстает от требований, предъявляемых социально-экономическим развитием общества к окружающей человека среде. Рассматривая эколого-экономическую устойчивость города или региона как экосистему, необходимо изучать экономические, демографические, технологические, национальные, политические, культурные показатели территории с целью минимизации всех видов негативного воздействия на элементы урбоэкосистемы (человека, различные биоценозы, водные объекты, недра, воздух).

Сегодня отмечается повышенный интерес городского жителя к проблеме экологии города. Факторы внешней среды, оказывающие влияние на организм человека, например, такие как, характер пищи, энергетические воздействия (включая электромагнитное излучение), динамический и химический характер атмосферы, водная среда, биологические воздействия, особенности климатических, микроклиматических и ландшафтных условий, ритмы природных явлений и другие, изменяются. Общественный резонанс повышенному вниманию придает и значительное количество техногенных катастроф, происходящих в современном мире. Автором работы не будут рассматриваться подробно все проблемы, описанные выше, подчеркнем лишь комплексность проблемы: характер размещения функциональных зон на территории города, их связи друг с другом и с окружающим ландшафтом - все это оказывает влияние на рентабельность городской инфраструктуры, благоприятное размещение населения, рациональное размещение общественного транспорта и формирование архитектурно-художественного облика города. Нерациональное природопользование ведет к ухудшению окружающей природной среды, которое сопровождается явлениями загрязнения, истощения и деградации экологических систем, нарушением экологического баланса, разрушением биоценозов. При этом происходит полная или частичная потеря функций природной среды, ее экономического и культурно-оздоровительного потенциала.

Анализ ситуации. В материалах представляемого научного исследования рассматривается проблема сохранения природной среды города для целей рекреации в урбоэкосистеме, на примере, г. Чебоксары. Научные исследования структурированы в 2 этапа. На I этапе научного исследования проведена комплексная оценка территории на основе объективных данных замеров состояния различных сред экосистемы города, на основе сопоставления системы количественных показателей путем зонирования территории города на оценочные сектора. Исследование территориальных различий внутри города предполагает систематизацию всех источников антропогенного воздействия на территории города и анализа их специфики, выделение реальных ареалов воздействия и использование этих ареалов и их сочетаний в качестве первичной территориальной единицы для комплексной оценки уровня воздействия внутри каждого из них. Тем самым определяется основное направление оценки воздействия любого источника на окружающую среду и население, выделение конкретного ареала загрязнения и радиуса воздействия. На основании составленных карт загрязненности различных природных компонентов на территории города Чебоксары и их сопоставлении нами были выделены 19 секторов с различными типами воздействия. На основе усредненной оценки вклада опасности каждого фактора в интегральную оценку эколого-экономического состояния сектора нами были выделены 4 типа территорий: сектора с высокой, средней, умеренной и низкой степенью экологической напряженности. Также нами были исследованы официальные статистические данные о состоянии воздушной среды города Чебоксары в динамике за 15 лет. В результате сравнительного анализа нами составлена экологическая карта г.Чебоксары. На карте нами были отражены наиболее загрязненные сектора и экологически чистые, с учетом динамики количества выбрасываемых веществ за последнее десятилетие. Результаты анализа показывают, что наиболее неблагополучным секторами с высокой и средней степенью экологической напряженности в г. Чебоксары являются сектора расположенные в непосредственной близости к предприятиям электроэнергетики, машиностроения и производства строительных материалов. Однако отметим, что в 2005 году валовой выброс загрязняющих веществ от стационарных источников по г. Чебоксары составил 11,724 тыс. тонн, что на 64% меньше уровня 1992 года.

Наиболее благополучными (с умеренной и низкой степенью экологической напряженности) являются сектора, расположенные в центре города, в жилых спальных районах, вблизи лесных массивов и вдоль береговых территорий. Однако необходимо отметить, что и в этих секторах есть риски повышения экологической напряженности (городские автомагистрали, увеличение количества транспорта, старые коммуникации и постройки, возможность строительства новых объектов и т.п.). Предполагаем, что для секторов, оказавшихся в тупике своего развития, качественные показатели экологического состояния позволят сформировать цели и приоритеты своего дальнейшего развития в рамках городской территории. Проведенное нами обследование зон рекреации - «зеленых территорий» микрорайонов (секторов) города, показало отсутствие гармонического единства всех градоформирующих элементов для создания эстетической жилой среды. Для поиска новых форм инфраструктурного устойчивого развития городской среды и решения проблемы рекреации для горожан нами были исследованы элементы природной среды города. Различные виды «зеленых территорий» города имеют различную ценность. Например, территории с древонасаждениями ценнее, чем с травяным покровом, а берега водных пространств (рек, озер) значительно повышают ценность территории при многофакторной ее оценке. Проектируя систему зеленых территорий для рекреации в городе, необходимо стремиться, чтобы они создавали связный массив, а не изолированные друг от друга и раздробленные зеленые пятна. Мелкие рассредоточенные зеленые зоны не отвечают санитарно-гигиеническим и эстетическим требованиям, не пригодны для общественной рекреации, не способны очищать воздух, регулировать температуру, влажность, радиацию, задерживать ветры и пр. Такие «зеленые точки» не только не эстетичны, но быстро чахнут и погибают. Поэтому, каковы бы ни были размеры и функции зеленых зон, они должны соединяться, образуя определенную систему. Для более внимательного изучения нами были выбраны такие объекты природы нашего города как родники.

На II этапе научного исследования уточнено географическое месторасположение основных родников в черте г. Чебоксары, проведено обследование их современного экологического состояния, изучены гидрофизические показатели, интегральная токсикологическая оценка вод родников, произведена фотосъемка родников и прилегающей территории.

Все родники нанесены на составленную нами экологическую карту города. Для микрорайонов (секторов) города, на основании проведенной научно-исследовательской работы, предложены эколого-экономические механизмы охраны природной среды для улучшения экологического, эстетико-культурного и оздоровительного потенциала города. В целях устойчивого развития городской рекреации автором предложен проект «Родники г. Чебоксары» как системообразующий.

Обсуждение полученных результатов. Родники являются природными объектами, утрата которых невосполнима. Функционально и стратегически значимы родники как места отдыха для горожан. Эстетическая оценка ландшафта становится более значимой, если компонентами ландшафта являются водные ресурсы. Во время проведения полевых исследований были описаны родники и прилегающие к родникам территории. Исследованные родники чаще всего находятся в оврагах, на склонах, реже на ровном месте. Основная масса родников не благоустроена. Однако и родники, вокруг которых проведено комплексное благоустройство находятся в неудовлетворительном экологическом состоянии. Очень часто такие факторы, как сползание почвенного покрова, образование завалов гниющих деревьев, свалки бытовых отходов или близкое жилищное строительство создают угрозу исчезновения родников в городской черте.

Исследования некоторых физических и химических показателей родниковых вод дают основание предполагать, что их питание осуществляется как за счет более глубоко лежащих подземных вод (разница температур воды и атмосферного воздуха), так и грунтовых (достаточное количество в воде растворенного кислорода). Токсикологическая оценка качества воды методом биотестирования показала отсутствие токсичности исследованных родниковых вод.

Родники расположены почти в каждом микрорайоне (секторе) города. Родник имеет местное значение и представляет гидрологический, ландшафтный и рекреационный интерес. Если рассматривать экологическую карту города, составленную нами и схему расположения родников, можно отметить наличие родников и в секторах с высокой экологической напряженностью. На все 15 обследованных родников составлены экологические паспорта.

В ходе проведенных исследований нами установлено антропогенное загрязнение родников и прилегающих к ним территорий, даже тех, где проведено комплексное благоустройство. Поэтому:

  • необходимо улучшить экологическое состояние родников, путем проведения противоэрозионных мероприятий, принятия мер по предотвращению попадания в них ливнестоков, совершенствования системы утилизации отходов на этих территориях;
  • требуется благоустройство как самих родников, так и прилегающих к ним территорий;
  • необходимо возложить мониторинг за состоянием родников на землепользователей на территории которых находится родник;
  • в целях рационального использования территории родников и оптимизации городского ландшафта, необходимо рассмотреть вопрос о возможности организации данных территорий как зон массового однодневного отдыха городского населения с комплексным благоустройством рекреационной территории с учетом норм и мер рекреационной охраны ландшафта.

Для первостепенного решения проблем обозначенных выше предполагаем, что установление статуса родников в черте г. Чебоксары как «Памятника природы местного значения» и создание системообразующих зеленых зон отдыха вокруг них, будет не только комфортным для жителей города в решении проблемы отдыха и оздоровления, но и даст возможность сохранения самих родников.

На основе представленных материалов исследований предлагаем экологический проект «Родники». Проект «Родники» предусматривает сохранение родников на урбанизированной территории и создание для горожан доступной «зеленой зоны», необходимой для ежедневного кратковременного городского отдыха. Проект затрагивает все жилые районы столицы Чувашии и рассчитан на ежедневный кратковременный отдых горожан на близлежащих к ним родниковых ландшафтах. Проект учитывает все зеленые территории города, их системную связь друг с другом, с лесопарками, прибрежными зелеными массивами, чтобы город мог получать от окрестностей потоки свежего воздуха.

Считаем необходимым, обратиться к следующим нормативно-правовым понятиям. Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, представляющие собой небольшие урочища (реки, озера, участки долин и побережий, холмы, лесные массивы и другие) и отдельные объекты (пещеры, минеральные источники, отдельные редкие или исторически ценные деревья, родники и т.п.), а также природные объекты искусственного происхождения (старинные аллеи, парки, карьеры, пруды и т.п.), не признанные памятниками истории или культуры или не входящие в состав единых природно-исторических памятников. Особо охраняемый природный объект республиканского или местного значения - это любой природный объект, не занимающий, как правило, большого участка земли, водной поверхности и воздушного пространства над ним (локальная популяция растений, памятник природы, родник, отдельно стоящее дерево, валун и т.п.) признанный таковым на основе нормативно-правовых актов органов государственной власти страны, субъекта Федерации, города и находящийся под охраной государства.

В целях придания родникам на территории г. Чебоксары статуса памятников природы республиканского или местного значения, а также для осуществления комплекса мер по сохранению и обустройству родников необходимо:

  1. Утвердить положение о родниках города Чебоксары - как памятниках природы местного значения.
  2. Установить границы участков, занятых родниками для их сохранения и решения вопросов рационального природопользования, режимов градостроительной деятельности.
  3. Обеспечить при разработке градостроительной и проектной документации на территориях, сопредельных с земельными участками, занятыми родниками, соблюдение режимов особой охраны территорий родников.
  4. Вносить в действующие правоустанавливающие документы на пользование земельными участками требования по обеспечению режимов особой охраны территорий родников и по их благоустройству.
  5. Подготовить предложения о передаче под охрану конкретным субъектам памятников природы, расположенных на территориях, не находящихся в чьем-либо ведении, либо на территориях, чьи пользователи отказались от принятия памятников природы под охрану.
  6. Оформлять охранные обязательства, паспорта и иные документы в установленном порядке при передаче образованных памятников природы под охрану конкретным субъектам
  7. Подготовить заключение о возможности и условиях использования родниковой воды и заключения о категории родников (питьевые или декоративные).
  8. По вопросам природопользования по предупреждению экологических правонарушений разработать проект регламента о взаимодействии городских организаций при осуществлении контроля за качеством родниковой воды и их экологическим состоянием.
  9. Осуществлять привлечение средств землепользователей и инвесторов для финансирования этих работ.

Решение проблемы устойчивого эколого-экономического развития городской рекреации на примере проекта «Родники» также имеет положительный социальный эффект:

  1. Осуществление проекта позволит избежать спонтанности и неорганизованности в использовании городских природных ресурсов, как самим населением города, так и предприятиями.
  2. Паспортизация объектов - родников - как особо охраняемых объектов местного значения позволит улучшить их сохранность для многих поколений горожан.
  3. Использование возможностей рекреации на благоустроенной территории родников позволит городскому населению воссоздавать физические и духовные силы в естественной природной среде, что будет способствовать снижению антистрессовых нагрузок и повышению жизненного тонуса горожанина.
  4. Благоустройство и создание комфортабельных зон отдыха на территории родников в каждом микрорайоне города позволит сделать проживание людей с ограниченными возможностями выезда за город более удобным и доступным, что особенно важно для лиц пожилого возраста, семей с маленькими детьми, инвалидов.
  5. Внедрение проекта «Родники» в городскую инфраструктуру улучшит экологическую обстановку города, сделает его более привлекательным и будет способствовать формированию городской экологической культуры у населения.
  6. В осуществление этого проекта могут быть привлечены и молодежные экологические организации города, студенчество, волонтеры.

Городская рекреация - это проблема всего городского сообщества, и решение этой проблемы не должно углублять процесс отчуждения городского населения от природной среды. В сфере городского отдыха необходимым является организация различных и доступных мест для коллективного, массового и индивидуального отдыха. Жители крупных городов все больше отдаляются от природы и больше подвержены всевозможным вредным влияниям на здоровье (загрязнение воздуха, природных ресурсов и др.). Полагаем, что проект «Родники» будет способствовать развитию городской рекреации в целях экологического равновесия окружающей природной среды.






В ОПЕК думают о Кургане

12 октября в Кургане многое изменится. Рассматривая вопрос о вступлении России в ОПЕК, страны картеля решили открыть свое представительство именно в Кургане, в 15-м микрорайоне. Александр Сергеевич Абрамов, как официальный представитель Администрации Президента, высоко оценил этот шаг, а Владимир Леванков , будущий глава представительства, пообещал как можно более выгодные результаты для обеих сторон.