ЗАЩИТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕРОВ (учебное пособие)
При подготовке учебного пособия автор исходил из того, что в общей проблеме защиты профессиональной деятельности инженеров следует высвечивать два аспекта. С одной стороны, это организационное и правовое обеспечение защиты продуктов инженерного труда (результатов интеллектуальной деятельности - РИД, создаваемых инженерами при выполнении ими профессиональных обязанностей, с другой стороны, это обеспечение защищенности инженеров как субъектов профессиональной деятельности.
В предисловии показана актуальность и новизна учебного пособия. В настоящее время нет учебника, в котором рассматривались бы вопросы охраны результатов творческой деятельности инженеров, а также защиты инженера как субъекта профессионального труда. Изданная в 80-е годы минувшего столетия литература по инженерному творчеству стала библиографической редкостью, не доступной для студентов. Имеющиеся учебники и учебные пособия либо устарели в связи с изменением законодательств о патентном и авторском праве, либо предназначены для юристов или не учитывают специфику инженерной деятельности. В основу изданной работы положен принцип активности личности. Человек-профессионал рассматривается как субъект не только труда, но и своей жизни, как инициатор активности, носитель важнейших свойств - инициативы и ответственности. А это значит, что от самого человека зависит, находит ли он в своей работе инженера только рутинные компоненты, или способен на творчество в любых условиях.
В первой главе учебного пособия показано, чем профессиональная деятельность отличается от непрофессиональной, которая обычно обозначается как трудовое занятие; в чем и на каких уровнях проявляется творчество инженера. Студентам дается представление о предмете, задачах, средствах и результатах деятельности инженера, объектах системного и электротехнического инжиниринга. Обосновывается необходимость правовой защиты продуктов творческой деятельности. Кратко, но с привлечением выразительных примеров и фактов, рассматриваются исторические предпосылки патентного права.
Вторая глава ориентирована на раскрытие правовых и организационных аспектов защиты интеллектуальной промышленной собственности. В первой части главы рассматриваются объекты промышленной собственности и патентного права (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, средства индивидуализации), дается хаpaктеристика каждого из объектов, их особенности, возможности правой защиты в соответствии с действующим законодательством России. Наибольшее внимание уделено рассмотрению изобретения как результатом интеллектуальной деятельности, обладающего наибольшим творческим потенциалом. Далее в главе рассматриваются субъекты патентного права, показано различие между автором и патентообладателем, анализируются права на интеллектуальные продукты, полученные авторами при выполнении заданий работодателей («служебные результаты»). В главе подробно рассматриваются вопросы, связанные с оформлением прав патентообладателя (заявок на изобретение, а также на полезную модель и на промышленный образец).
Вопросы объема правовой охраны, предоставляемой патентом, анализируются в соответствующих параграфах главы под названиями «Содержание патентных прав», «Договоры о передаче прав патентообладателя» и «Беспатентная лицензия. "Ноу-хау"».
В своей профессиональной деятельности инженеру приходится использовать научную и техническую литературу, подготавливать научные статьи и другие публикации. А для корректного использования литературных источников, как и для защиты собственных разработок, он должен владеть основами авторского права. Не случайно третья глав учебного пособия, подготавливаемого изначально для студентов технических вузов, посвящена авторскому праву и правам смежным с авторским. Здесь рассматриваются объекты авторского права, с акцентом на использование их в учебной и последующей профессиональной деятельности. До сведения студентов доводится содержание авторского права, особый акцент делается на правовой охране программ для ЭВМ и баз данных, являющихся во многих случаях результатом интеллектуальной деятельности специалистов, подготавливаемых в вузе.
Отдельная (четвертая) глава учебного пособия посвящена основным принципам и приемам инженерного творчества. В главе выделяются две группы методов активизации инженерного творчества - неалгоритмизированные и алгоритмизированные. К первой отнесены методы контрольных вопросов и наглядного представления функций, морфологический анализ, функционально-физический метод поиска новых решений, применение оператора РВС («размеры-время-стоимость»), функционально-стоимостный анализ. Показана эффективность применения приемов активизации творческого поиска, таких как аналогия, инверсия, фантазия и др. Применение методов иллюстрируются примерами - наглядными и доступными для студентов различных специальностей.
При изложении алгоритмизированных методов студентам дается представление о теории решений изобретательских задач (ТРИЗ), раскрывается понятия уровней сложности изобретательских задач, «идеального конечного результата» и «технического противоречия». Показано, что основным инструментом ТРИЗ, обеспечивающим планомерную обработку таких задач при движении к их решению, является алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), разработанный Г.С. Альтшуллером в многочисленных модификациях. Глава не подменяет существующих пособий по методам изобретательского творчества. Здесь решаются иные задачи: дать студентам представление о существующем арсенале методов и приемов решения изобретательских задач; показать, что эти методы являются доступными и применимыми на пpaктике при работе с различными объектами; ориентировать на конкретные литературные источники, пользуясь которыми заинтересованный студент может самостоятельно освоить те или иные приемы изобретательского поиска.
Интенсификация профессиональной деятельности и повышение ее напряженности ставит вопросы защиты инженера как субъекта труда. При обучении в вузе будущий специалист должен быть подготовлен к самостоятельному обеспечению рациональной организации своего труда в существующих условиях и саморегуляции своих психических состояний. Этим вопросам в учебном пособии посвящена пятая глава «Защита субъекта профессиональной деятельности в процессе его труда». В главе раскрываются этапы профессионального становления инженера и профессиональные кризисы, которые при этом могут возникать; показаны пути конструктивного выхода человека из этих кризисов.
Показано, что состояния человека в труде, в том числе и негативные, зависят от соотношения основных компонентов психологической структуры деятельности (осознанность цели; наличие средств - внешних, «орудийных» и внутренних - знаний, умений, навыков; получаемым результатом), от организации его деятельности, а некоторые отрицательные состояния напрямую являются следствием неготовности человека к работе. В отдельном параграфе главы рассмотрены объективные и субъективные причины несчастных случаев на производстве, предупреждающие и «вооружающие» выпускника вуза к опасным ситуациям.
В Приложениях приводятся: 1) схема описания изобретения в заявке на получение патента; 2) Пример публикации описания изобретения к Патенту Российской Федерации.
Значительное внимание уделено объектам интеллектуальной промышленной собственности, их правовой защите (патентному праву), видам лицензионных договоров. Материал излагается на основе вступившей в силу с 1 января 2008 г. четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Приводятся сведения об оформлении заявочных материалов на изобретение, полезную модель и промышленный образец.
В основу издаваемой работы положен принцип активности личности. Человек-профессионал рассматривается как субъект не только труда, но и своей жизни, как инициатор активности, носитель важнейших свойств - инициативы и ответственности. А это значит, что от самого человека зависит, находит ли он в своей работе инженера только рутинные компоненты (а они неизбежно есть в любой деятельности), или способен на творчество в любых условиях. От самого человека, от его профессиональной готовности, от активного использования им знаний, полученных на этапе обучения в вузе зависит его состоятельность в труде, а в конечном счете - его профессиональная успешность. И защитить результаты своего интеллектуального труда, а также себя как личность человек может лишь сам - опираясь на свои внутренние ресурсы и используя при этом имеющиеся правовые и организационные механизмы.
Профессиональная деятельность инженера неизбежно связана с техникой, обеспечивающей определенную технологию. Но современная техника (как и технология) объективно сложна и требует от человека обширных знаний и умений, профессионализма. Разнообразны, сложны, а зачастую и напряженны условия работы инженера.
Человек, выбравший профессию инженера, должен иметь представление об особенностях инженерного труда: целях, профессиональных задачах, средствах деятельности и т.д.
Необходимо иметь в виду, что если охрана результатов интеллектуальной деятельности на правовом уровне достаточно четко регламентирована и обеспечивается государством, то защита инженера в процессе труда в большей степени зависит от самого человека и определяется его подготовленностью и профессиональной компетентностью.
Статья в формате PDF 110 KB...
25 04 2024 22:21:50
Понятие время является важнейшим понятием, как физики, так и философии. Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что до сих пор, несмотря на широкий круг исследований, не сложилось твердо закрепленного представления о времени. В статье делается попытка раскрыть сущность понятия времени и связать меру времени с движением. За меру времени механического движения предлагается выбрать путь, пройденный, например, концом стрелки часов, участвующей не только в собственном движении относительно циферблата, как это принято, но и в сложном движении, включающем движение часов как целое относительно внешнего наблюдателя. Синхронизация хода часов производится по периодам их движений в соответствие с принятым эталоном времени. Рассматривается случай, когда часы движутся относительно внешнего наблюдателя с постоянной скоростью. Такой подход к проблеме времени позволяет понять его непрерывность и бесконечность. ...
24 04 2024 8:54:22
Организация полноценного процесса познания предполагает реализацию развивающего образования и самообразования, непрерывность данного процесса на всех его ступенях. Понятие интегрирует в себе процесс и итог познания сущности предметов, явлений, включает рефлексивные процессы мышления, обеспечивая их необратимость, свернутость, системность. Эмоциональное отношение ребенка к изучаемому материалу создает в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес. Основная особенность опытно-экспериментальной деятельности состоит в наличии возможности управлять ходом изучения явления, здесь ребенок проявляет собственную активность и творчество в процессе получения новых знаний. Опытно-экспериментальную деятельность по развитию естественнонаучных понятий необходимо строить в соответствии с четырьмя этапами диалектического познания: основание - ядро - следствие – общие критические истолкования, а также с учетом обобщенного плана проведения опыта: цель - схема - ход - результат. Методика организации опытно-экспериментальной деятельности по развитию естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников раскрыта нами на примере понятия «свет». Развитие естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников эффективно в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому миру человека. ...
22 04 2024 12:45:34
Статья в формате PDF 110 KB...
20 04 2024 11:26:36
Статья в формате PDF 262 KB...
19 04 2024 5:10:24
Статья в формате PDF 293 KB...
18 04 2024 17:51:30
16 04 2024 5:15:33
Статья в формате PDF 117 KB...
15 04 2024 5:20:32
Статья в формате PDF 101 KB...
14 04 2024 21:36:22
Статья в формате PDF 115 KB...
13 04 2024 21:38:20
Статья в формате PDF 106 KB...
12 04 2024 6:32:32
Статья в формате PDF 261 KB...
11 04 2024 21:47:23
Статья в формате PDF 489 KB...
09 04 2024 5:11:53
Рассмотрены химические и термодинамические особенности возникновения тетрадного эффекта фpaкционирования редкоземельных элементов в высоко эволюционированных гранитоидах на многих примерах его проявления в отечественной и зарубежной пpaктики. Выявление тетрадного эффекта позволяет боле глубоко понять особенности петрологии развития магматических очагов многих интрузивных комплексов и потенциальные перспективы гранитоидов на редкометалльное и редкоземельное оруденение. Составлена математическая программа расчёта тетрадного эффекта фpaкционирования редкоземельных элементов, прилагаемая в электронном варианте к статье. ...
08 04 2024 3:36:45
В статье дается оценка состояния экосистем западного Кавказа, вовлекаемых в олимпийское строительство. Актуальной становиться проблема взаимоотношений «рекреация — животный мир», выявление положительных и отрицательных сторон, а также пути их решения. ...
07 04 2024 4:52:51
Статья в формате PDF 284 KB...
06 04 2024 22:19:59
Статья в формате PDF 142 KB...
05 04 2024 11:23:23
Статья в формате PDF 590 KB...
03 04 2024 0:19:35
Статья в формате PDF 121 KB...
02 04 2024 22:42:13
По результатам измерений ширины годичных слоев на рабочей части керна и определения радиального роста дерева, и последующей идентификации по ним статистической закономерности, выполняют прогнозирование на ретроспективу на число лет с начала рабочей зоны керна до момента начала жизни измеряемого учетного дерева. ...
01 04 2024 16:26:14
Статья в формате PDF 100 KB...
31 03 2024 18:45:56
Эмбриональная полукольцевидная форма является исходной в морфогенезе дефинитивной двенадцатиперстной кишки человека. Она преобразуется в кольцевидную у большинства плодов десятой недели, последняя в типичную подковообразную форму — к середине утробной жизни человека. ...
30 03 2024 22:13:18
29 03 2024 5:12:56
Статья в формате PDF 132 KB...
27 03 2024 11:19:54
Статья в формате PDF 234 KB...
26 03 2024 21:30:23
Статья в формате PDF 129 KB...
25 03 2024 0:38:42
24 03 2024 9:52:12
Статья в формате PDF 124 KB...
23 03 2024 4:25:56
22 03 2024 1:36:57
Противоречия между природой и человеком могут быть преодолены лишь повышением экологической грамотности специалистов и экологической культуры населения до такого уровня, когда и производственная деятельность специалистов и поведение в быту человека будут способствовать рациональному природопользованию и гармоничному развитию человеческой цивилизации и окружающей природной среды. ...
20 03 2024 6:40:16
Статья в формате PDF 263 KB...
19 03 2024 16:13:51
18 03 2024 22:40:13
Статья в формате PDF 125 KB...
17 03 2024 8:19:39
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::