ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ИЗУЧЕНИИ ЦИКЛА МАТЕМАТИЧЕСКИХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
Проблема познавательных барьеров или затруднений, возникающих в процессе обучения студентов, в том числе и по дисциплинам естественнонаучного цикла, является предметом пристального внимания со стороны исследователей. Важным моментом на пути ее решения является поиск общедидактических аспектов, объясняющих причины познавательных затруднений, а также путей их устранения. Работы, выполненные в данном направлении Пинским А.А., Пилипенко А.И., Грановым Г.Г., Коржуевым А.В., Шевченко Е.В. и другими исследователями, позволили определить круг вопросов, поиск ответов на которых является необходимым этапом в учебном процессе. Согласно сложившимся к настоящему времени представлениям, существуют не только закономерности понимания учебного материала, но и закономерности его непонимания. Следовательно, в процессе организации (планирования) учебного процесса необходимо указывать не только на то, какие элементы знания будут сформулированы, но и на те искаженные взгляды и представления, которые могут возникнуть и обязательно возникают у студентов. Принято даже говорить о принципе дополнительности в педагогических исследованиях (Гранин Г.Г.). Поэтому допускаемый часто в пpaктике обучения разрыв между упомянутыми выше закономерностями может стать серьезной (если не главной) причиной неуспеха учебного процесса. Отсюда вытекает очевидная необходимость отработки таких методов и подходов к организации учебного процесса, а также его осуществлению, которые позволяли бы студентам достаточно эффективно усваивать программу вуза.
Прошло более десяти лет с момента включения в учебный процесс вузов и факультетов вузов гуманитарного профиля дисциплины «Концепции современного естествознания» (КСЕ). К тому времени вновь вводимая дисциплина фактически не была обеспечена методически как на федеральном, так и на региональном (в том числе вузовском) уровнях. Естественно, это определило необходимость написания и издания соответствующей учебно-методической литературы. Ограниченное число часов, отводимых учебными планами по гуманитарным специальностям на изучение предметов естественнонаучного цикла, сделало поставленную задачу заведомо сложной. Необходимо было на основе огромного фактического материала из области естествознания подготовить издания учебного хаpaктера (учебники, учебные пособия, различного рода методические указания) с изложением, по крайней мере, ключевых положений современного естествознания в форме, доступной для восприятия студентами-гуманитариями. Другая проблема состояла в том, чтобы выявить затруднения у студентов, приступающих к изучению достаточно трудных для изучения предметов цикла математических и естественнонаучных дисциплин, в том числе и КСЕ. Решение обозначенных выше проблем приходится проводить в условиях коммерциализации учебного процесса в вузах, нередко формирующей в сознании абитуриента представление о том, что невысокий уровень школьной подготовки не является препятствием для обучения в вузе.
Выше изложенное послужило для нас основой для проведения исследований, результаты которых отражены в данной публикации. . Экспериментальной основой сделанных в процессе выполнения данной работы выводов были ответы, полученные нами в процессе опроса студентов первых двух курсов Братского государственного университета, Иркутского государственного технического университета, а также расположенных в Братске филиалов Байкальского государственного университета экономики и права (г.Иркутск) и Орловского государственного технического университета (г.Орел).
На первом этапе решаемая нами задача заключалась в отработке методических приемов проведения входного контроля знаний студентов по предметам цикла математических и естест-веннонаучных дисциплин, в том числе с использованием тестовых заданий. Мы исходили из того, что контроль следует проводить в первые 7-10 дней после начала семестра и проведения вводного занятия. Что касается тестовых заданий, то на данном этапе нам представлялись наиболее естественными ниже следующие вопросы.
Изучался ли в школе предмет «Естествознание?»
Какой смысл Вы вкладываете в понятие «Концепция»?
Какие оценки Вы имели в школе по дисциплинам естественнонаучного и математического цикла?
Какая из естественнонаучных дисциплин Вам нравилась больше и почему?
Ваше мнение о необходимости изучения в вузе КСЕ для Вашей будущей профессии.
Когда зародилось естествознание как наука?
Что в Вашем представлении означает понятие «Естественнонаучная картина мира»?
В чем, по Вашему мнению, сходство и различие двух культур - естественнонаучной и гуманитарной?
Назовите наиболее ярких (по Вашему мнению) представителей двух культур 19 и 20 в.в. (3 - 5 имен)
Если бы в расписании был предмет по выбору из разделов КСЕ, то стали бы Вы ходить на него и почему?
Они были составлены нами на основании многолетнего опыта общения со студентами первых и вторых курсов, обучающихся по специальностям экономического и гуманитарного профиля. Мы также полагаем, что количество тестовых заданий и их содержание будет уточняться в процессе выполнения намеченной нами программы. Полагая, что оперативность и конкретность полученных ответов в немалой степени зависит от того, на сколько они (ответы) лаконичны, мы напоминали студентам, участвующим в тестировании о том, что следует быть краткими в своих ответах с тем, чтобы все они занимали не более двух страниц. Результаты первого этапа проведенных нами исследований позволяют сделать вывод о том, что вопросы входного контроля помогают студентам лучше понять и в процессе обучения заполнить пробелы в полученном образовании, понять необходимость изучения и осмысления КСЕ. В свою очередь преподавателям ответы, полученные на поставленные вопросы, помогут лучше узнать интересы студентов и на основании этого более доступно и интересно преподнести материал КСЕ.
Опрос - незаменимый прием получения информации о мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. В определенном смысле он универсален - с помощью его можно получать информацию о чем угодно. Однако, при этом необходимо принимать во внимание, что получаемая в процессе его проведения информация содержит субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Поэтому на второй стадии исследования собранная информация подвергалась статистической обработке - систематизации и группировке по основным признакам сходства. На третьей стадии исследования проводился анализ статистической информации описательным и математическим методами.
В соответствии с существующими представлениями успех использования статистических методов для анализа экспериментальных результатов очень часто зависит от того, на сколько успешно удается совместить выполнение двух условий. Первое из них - использовать по возможности небольшое количество параметров (критериев), на основании которых собирается предполагаемая затем для обработки база данных; второе - выбранные критерии должны наиболее полно отражать ту информацию, которую предполагается получить в процессе статистической обработке. Проведенный нами анализ ответов на нашу анкету (первый этап исследований), полученных в течение трехлетнего цикла, позволил подобрать именно такое количество критериев интегрального хаpaктера: 1) уровень подготовки опрашиваемых студентов в школе; 2) желания учиться; 3) склонность к изучению дисциплин естественнонаучного и (или) гуманитарного цикла; 4) интерес к предмету. Проведенный на основе указанных критериев анализ позволил, в конечном счете, обозначить познавательные барьеры (затруднения), возникающие у студентов при изучении предметов цикла математических и естественнонаучных дисциплин, в том числе и КСЕ.
Результаты проведенных нами исследований можно сконцентрировать в виде следующих выводов.
1. Отработана методика проведения входного контроля знаний у студентов вузов, обучающихся по специальностям экономического и гуманитарного направлений. Методика основывается на тестировании студентов, приступающих к изучению КСЕ, по специально подобранным вопросам.
2. Проведен статистический анализ полученного массива экспериментальных данных с использованием коэффициентов Чупрова. Предложены интегральные критерии общего хаpaктера, которые позволяют оценивать уровень школьной подготовки студентов по предметам естественнонаучного цикла.
3. Выявлены хаpaктерные затруднения студентов, приступающих к изучению предметов цикла математических и естественнонаучных дисциплин (на примере КСЕ).
4. Разработано конкретное методическое обеспечение для проведения занятий по КСЕ со студентами специальностей экономического и гуманитарного профиля в технических вузах Восточной Сибири, которое может стать типовым.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и пpaктика высшего профессионального образования. - М.:Академический проект, 2004. - 432 с.
- Степин В.С., Суханов А.Д. Концепции современного естествознания: десять лет спустя. Вестник Российского университета дружбы народов, Серия «Фундаментальное естественнонаучное образование», № 7 (1 - 2), с.13 - 16 (2002).
- Воронов В.К., Геращенко Л.А., Ким Де Чан. О результатах входного контроля знаний студентов, изучающих дисциплину «Концепции современного естествознания». Вестник Российского университета дружбы народов, Серия «Фундаментальное естественнонаучное образование», № 8 (1 - 2), с.101 - 105 (2003).
- Воронов В.К., Геращенко А.А., Ким Де Чан. Об опыте преподавания дисциплины «Концепции современного естествознания». Межвузовский сборник. - Иркутск: Из-во ГОУ ВПО «Иркут. гос. пед. ун-т», 2004, с.16 - 21.
- Петровская В.Н., Геращенко Л.А., Воронов В.К. Анализ входного контроля знаний студентов, изучающих дисциплину «Концепции современного естествознания». Вестник Иркутского государственного технического университета, № 4, с.90 - 94 (2004).
- Геращенко Л.А., Воронов В.К., Ким Де Чан. Познавательные затруднения (барьеры) в обучении дисциплине «Концепции современного естествознания». Там же, № 3, с. (2006).
- Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях. М.: МЗ - Пресс, 2004. - 67 с.
- Общая теория статистики: Учебник/ Под ред. Башиной О.Э., Спирина А.А. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 440 с.
Статья в формате PDF 495 KB...
27 03 2024 20:50:30
Статья в формате PDF 129 KB...
26 03 2024 7:10:53
Статья в формате PDF 113 KB...
25 03 2024 14:18:41
Статья в формате PDF 154 KB...
23 03 2024 18:47:59
Был изучен нутритивный профиль у 55 больных накануне операции микроваскулярной декомпрессии корешка тройничного нерва и в течение первых пяти суток раннего послеоперационного периода. Больные были распределены в две группы, разница в интенсивной терапии между которыми заключалась в использовании парентерального питания до того момента, когда пациент самостоятельно не начинает адекватно питаться и принимать жидкость. Изучались такие параметры, как абсолютное число лимфоцитов, уровни общего белка, альбумина и трaнcферрина плазмы крови. Было достоверно доказано положительное влияние на исходно скомпрометированный нутритивный статус проведения парентерального питания в раннем послеоперационном периоде после данной разновидности нейрохирургических вмешательств. ...
21 03 2024 22:30:46
Статья в формате PDF 111 KB...
20 03 2024 23:23:40
Статья в формате PDF 109 KB...
19 03 2024 13:28:31
Статья в формате PDF 107 KB...
18 03 2024 8:42:27
Статья в формате PDF 124 KB...
17 03 2024 9:42:24
На основании анализа прострaнcтвенного размещения редких и уникальных для Кемеровской области растительных сообществ рассматривается возможность оптимизации пpaктического сохранения регионального биоразнообразия. В качестве возможного механизма охраны предлагается вариант локального изменения размеров водоохранных зон путем делегирования органам местного самоуправления права принятия оперативных решений при определении их границ. ...
16 03 2024 6:30:55
Статья в формате PDF 105 KB...
15 03 2024 0:50:23
Статья в формате PDF 111 KB...
13 03 2024 3:18:21
Статья в формате PDF 124 KB...
12 03 2024 3:48:30
В настоящее время в связи с возникновением проблем физического выживания человечества, расширением спектра внутренних и внешних угроз его жизнедеятельности, в системе образования крайне важно формирование личности «безопасного типа». Это – высокоинтеллектуальная личность, хорошо знакомая с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающая их исключительную важность, стремящаяся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества. Суть образования – формирование креативного человека в креативной среде, т.е. воспитание выпускника с устойчивой мотивацией на дальнейшее познание науки, техники, культуры, искусства, самореализацию и самовоспроизводство, которые возможны только при совместной безопасности личности и общества в широком смысле слова – от семьи до всего человечества. ...
11 03 2024 1:32:23
Статья в формате PDF 152 KB...
10 03 2024 12:13:38
Статья в формате PDF 243 KB...
08 03 2024 13:13:47
Статья в формате PDF 114 KB...
07 03 2024 6:15:15
Статья в формате PDF 266 KB...
06 03 2024 2:21:57
Статья в формате PDF 142 KB...
05 03 2024 10:18:45
Статья в формате PDF 153 KB...
04 03 2024 23:44:38
Статья в формате PDF 114 KB...
03 03 2024 20:20:50
Статья в формате PDF 174 KB...
02 03 2024 7:34:24
Статья в формате PDF 114 KB...
01 03 2024 18:41:46
Проведен анализ изменений состава тела вследствие курса экстремальных воздушных криогенных тренировок (ОВКТ) в камере закрытого типа при t = –110 ± 5 °С. Исследован состав тела 35 человек (87 % выборки), до и после курса ОВКТ, состоявшего из 10 сеансов в режиме 1 процеДypa в день. Анализ состава тела проводили на биоимпедансном анализаторе АВС-02 «Медасс». Статистическая обработка проведена с расчетом медианы (Ме), значений исследуемых параметров в первой (Q25 %) и последней (Q75 %) квартилях распределения, сравнением полученных данных с использованием непараметрического критерия Манна Уитни Вилкоксона (U). Выявлено снижение значений Ме для жировой массы и ее возрастание для мышечной и активной клеточной массы, что отражает как правило формирование более высокого уровня здоровья и адаптированности исследуемых к факторам среды. Модуляция состава тела в результате курса ОВКТ зависит от исходного функционального состояния исследуемых, однако направленность изменений данных биометрии остается позитивной. ...
29 02 2024 14:52:36
Статья в формате PDF 104 KB...
28 02 2024 21:19:30
27 02 2024 15:10:10
26 02 2024 1:27:31
Статья в формате PDF 1797 KB...
24 02 2024 15:47:20
23 02 2024 13:35:46
Статья в формате PDF 110 KB...
22 02 2024 13:29:55
Статья в формате PDF 263 KB...
21 02 2024 12:35:45
Статья в формате PDF 127 KB...
20 02 2024 15:48:24
Статья в формате PDF 120 KB...
19 02 2024 9:35:25
Статья в формате PDF 106 KB...
18 02 2024 23:38:44
Статья в формате PDF 133 KB...
17 02 2024 20:39:13
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::