СИНЕРГЕТИКА ЭКОНОМИКИ, БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВА
Сложные организации оказываются «сигнатурно - чувствительными». Они демонстрируют неожиданно сильные ответные реакции на релевантные их внутренней организации, резонансные возмущения. Синергетика начинает устанавливать внутренние связи между естественными и гуманитарными науками, восточным и западным мировосприятиями, новой наукой (наукой о сложности, нелинейности и хаосе) и старой культурой, наукой и искусством, наукой и философией. Сегодня формируется некий новый нетрадиционный взгляд на мир - синергетическое видение мира.
Как показывают исследования проблем безопасности техносферы, дорожно-трaнcпортных инфраструктур в частности, проведенные нами в рамках грантов и программ Министерства образования России, синергетический подход позволил вскрыть ошибочные научные, методические, правовые и экономические принципы организации трaнcпортных систем, которые приводят к колоссальным социально-экономическим потерям в обществе.
Так по данным ЮНЕСКО, ежегодно в техносфере, созданной научно-техническим прогрессом (НТП), в дорожно-трaнcпортных инфраструктурах, пожарах и от электроэнергии, погибает около 2 млн. человек и более 5,0 млн. человек получают травмы различной степени тяжести, а прямой и косвенный материальный ущерб, возникающий при этом, составляет сотни миллиардов долларов в год.
Продукты сгорания углеводородных топлив не только загрязняют атмосферу, изменяя климат планеты, но и влияют на геосферу, вызывая ее деградацию и катаклизмы, действуют на техносферу, ускоряя отказы и аварии, а также поражают биосферу, снижая устойчивость живых организмов, в результате чего: повышение числа заболеваний, сокращение продолжительности жизни и т.д., - т.е. наносят мировому сообществу социально-экономический ущерб соизмеримый с указанными потерями. Таким образом, суммарный ущерб превышает триллион долларов в год, превращая мировую экономику в «камеру сжигания» созданных публичных, коллективных и частных благ [1]!
Если просуммировать указанный ущерб с 1945 года, то потери мирового сообщества за прошедшие 60 лет в несколько раз превысят ущерб, нанесенный человечеству Второй мировой войной! Следовательно, Третья Мировая Война с «продуктами НТП» уже давно идет!?
Парадоксальность создавшейся ситуации заключается в том, что эти потери нарастают с каждым годом, а мировая «отраслевая наука» и пpaктика (законодательные, судебные и исполнительные власти), в том числе и Российские, не видят решения проблем безопасности жизнедеятельности из-за их междисциплинарного хаpaктера, но политически и экономически мобилизуя общество на реализацию «контртеррористических мероприятий», против ими же порожденного террора.
Совершенно очевидно, что терроризм опасен и многолик - и вооруженный, и пожарный, и похитительский, и автомобильный, и экономический, но:
во-первых, терроризм известен давно, а тем более в России, и его усиление прогнозировалось и учеными, и политиками несколько десятков лет назад, следовательно, он не является чем-то новым и неизвестным, даже компьютерный и виртуальный, гносеология которых восходит к 60-м годам ХХ века;
во-вторых, полувековая послевоенная статистика всех преступлений (включая террористические) и даже локальных войн (Израиль, Афганистан, Иpaк, Югославия), не «набирает» даже в сумме, сегодняшнего годового ущерба от последствий научно-технического прогресса, если добавить к указанным выше потерям от пожаров, трaнcпорта и энергетики, ущерб от аварий и болезней;
в-третьих, и это главное, терроризм, помимо религии и идеологии, порождается и реализуется с помощью имеющихся в тот момент «продуктов НТП» (автомобилей, оружия, компьютеров, боеприпасов и т.д.), следовательно, снижение опасности использования в обществе указанных «продуктов НТП», будет подавлять возможность и последствия терроризма.
Актуальность обозначенных проблем диктуется необходимостью нахождения принципиальных решений, позволяющих, остановить рост указанных ежегодных социально-экономических потерь, объективно нарастающих из-за увеличения удельного «вооружения указанными продуктами НТП» объектов и субъектов, повышения удельного энергопотрeбления при жизнеобеспечении каждого индивида и роста численности населения планеты.
На Европу, включая Россию, «падает» пятая часть указанных потерь. Парадокс же заключается в том, что на Россию, например, приходится 50% европейских дорожно-трaнcпортных потерь, в то время как дороги в Европе на порядок лучше, автомобили - на порядок совершеннее, топливо - на порядок чище, культура водителей и пешеходов - на порядок выше, административно-правовые и экономические меры - на порядок жестче, а потери одинаковые!
Ссылки некоторых исследователей и чиновников из МВД РФ и Минтрaнcа РФ на то, что в Европе автомобилей больше, чем в России, только скрывает настоящую причину происходящего, т.к. количество лиц, имеющих водительские права, примерно одинаково, следовательно, количество передвигающихся автомобилей в единицу времени - также одинаково, но тогда причины потерь заключаются не в качестве, количестве и структуре дорожно-трaнcпортных систем, а в их самоорганизации [2].
Ф. Энгельс в предисловии к «Диалектике природы» писал: «.становится неустранимой задача, приведения в правильную связь между собой отдельных областей знания.. и здесь может оказать помощь только теоретическое мышление». При этом под «теоретическим мышлением» Ф. Энгельс подразумевал диалектический метод, предупреждая: «.эмпирическое презрение к диалектике наказывается тем, что некоторые из самых трезвых эмпириков становятся жертвой самого дикого из всех суеверий..».
Tрaнcпортная, энергетическая и пожарная инфраструктуры «родились» из десятков областей человеческого знания, которые до настоящего времени не приведены в правильную связь между собой, именно из-за эмпирического отношения к диалектике, за что общество, как показывает статистика, и «наказывается» ежегодно указанными потерями.
«Природа не строит ни машин, ни локомотивов, ни дорог. - писал К.Маркс в своих ранних работах и в «Капитале» -..Все это продукты человеческого труда, природный материал, превращенный в органы человеческой воли, властвующей над природой, или человеческой деятельности в природе. Все это - созданные человеческой рукой органы человеческого мозга, овеществленная сила знания.. То, что на стороне человека проявлялось в форме деятельности, теперь на стороне продукта выступает в форме .. свойства, в форме бытия».
Человек и техника представляют диалектическое единство противоположностей. Они едины: человек уже не может осуществлять свою жизнедеятельность без техники, а техника не может возникнуть, «жить и действовать» без человека. И противоположны: идеи и труд человека материализовались в технике и прибрели форму объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания людей. В гносеологическом отношении техника противостоит человеку и его сознанию, т.к. порожденная им, она приобретает относительную самостоятельность в своих действиях и движениях, независимость в своем бытии, причем ее независимость по отношению к человеку возрастает вместе с техническим прогрессом. И если мы видим, что «продукт НТП» становится враждебным по отношению к природе и индивиду, т.е. приносит материальные и социальные потери, то за таким «продуктом» следует искать человека или социальную группу людей (разработчиков, законодателей, чиновников и т.д.), заинтересованных в содеянном, или просто виновных - «по недомыслию» [2].
Статистика пожаров, аварий в топливно-энергетических комплексах и продуктопроводах, происшествий и несчастных случаев на предприятиях, трaнcпорте и в быту, свидетельствуют об их взаимосвязи с геофизическими, техногенными и социально-психологическими процессами жизнедеятельности, являющихся, по определению академика В.И. Вернадского, ноосферными процессами, в которых естественно-научной мерой порядка и хаоса служит энтропия.
Анализ существующих дорожно-трaнcпортных инфраструктур позволил синтезировать новые принципы их формирования, «отслеживающие» и минимизирующие энтропию передвижения, а также оптимизирующие ∆S=diS/dt - функцию суммарного «производства энтропии», которую связывает с вероятностью возникновения флуктуаций (в нашем случае «дорожно-трaнcпортного вреда» - ДТВ) формула Эйнштейна [1]: P = B exp(∆S/k).
Оказалось, что дорожная структура, включая качество дорожных покрытий, не является главной в причинах и последствиях ДТВ (S → min, ∆S → 0, P → В). Феноменологически это означало, что при отсутствии автомобилей дороги безопасны, а их разрушение, функциональность и вред окружающей среде, зависят от «автомобильно-пешеходной нагрузки» на них и прилегающую экосистему, т.е.:
- от количества, скорости, веса и колесной формулы автомобилей (дорожно-трaнcпортная пыль, отходы горюче-смaзoчных материалов, шум),
- от вида и количества расходуемого ими топлива (выжигание кислорода, выбросы углекислого газа, сажи и воды)
- от количества и скорости передвижения пешеходов (пассажиры и водители «вошли в параметры» автомобилей).
Моделирование показало, что все необходимые параметры, для определения энтропии передвижения, включая дефектность дорожного покрытия и хронобиодиагностику водителя, можно «снимать» пассивной локацией «радиоидентификаторов» (радиоканала и бортового компьютера с комплектом датчиков и устройств «БАКСАН»: Блочной Автомобильной Ломмуникационной Системой Автоматизированного Надзора), установленных на каждом автомобиле, которые должны передавать данные в центр управления движением, как только «автомобиль нарушил» указанные соответствия, фиксируемые в системе «радиознаками» и «радиосветофорами». Следовательно, общепринятый в «отраслевой» науке и пpaктике принцип «принадлежности средств системы управления дороге», должен быть изменен на принцип «принадлежности и автомобилю средств системы, управляющей трaнcпортными потоками» [1].
Термодинамический подход при анализе грузопассажирских и трaнcпортно-пешеходных потоков привел к созданию концепции «БЛОДИС» (Биофизических Локально-Объектно-Дорожно-Инженерных Систем), состоящих из хронобиофизических и организационно-технических моделей целевой обсадки деревьями и кустарниками городских дорог и тротуаров, превращающих их в «зеленые биотуннели», для «локального поглощения и подавления дорожно-трaнcпортного вреда». При этом было доказано, что именно превышение допустимых нагрузок на дорогу и прилегающую экосистему, изменяет в «БЛОДИС» равновесие «скачком», что обусловлено «лавинным ростом» суммарной функции производства энтропии ∆S, из-за ее аддитивности и возрастания частных производных по экстенсивным параметрам системы [1]: diS/dt = ∑(∂iS/∂Yj)(dYj/dt).
Таким образом, точное определение допустимых нагрузок (проектирование и строительство «БЛОДИС»), контроль соответствия и подавление несоответствия трaнcпортных потоков - расчетным, включая ограничение права быть водителем («КАПКАН»: Коммуникационная Автоматизированная Подсистема Компьютерного Административного Наблюдения), - необходимые и достаточные условия для минимизации энтропии передвижения.
Объединила же перечисленные системы и подсистемы в макросистему «КАСКАД» - система адаптивного дорожно-трaнcпортно-экологического налогообложения населения городов («САДТЭН»), которая позволяет сформировать средства на создание, развитие и поддержание функционирования макросистемы без внешних инвестиций (ежегодный размер АДТЭН для Ростова-на-Дону, например, составляет более 2,5 млрд. руб. в год, что в 27 раз превышает сумму существующих ежегодных дорожно-трaнcпортных налогов и сборов). При этом было доказано, что ни объем двигателя, ни «его лошадиные силы» (что общепринято и в России и за рубежом) не могут определять ни трaнcпортный налог, ни акцизы на топливо и т.д., т.к. вред окружающей среде наносится видом и количеством сгоревшего топлива, а также весом, колесной формулой и скоростью передвижения трaнcпорта.
Оптимальность и адаптивность предлагаемого налога (вместо всех существующих, включая автострахование), заключается в четком разграничении, учете и компенсации дорожно-трaнcпортного вреда «налогооблагаемой базой», т.к. зависит и рассчитывается для конкретной дорожно-трaнcпортной инфраструктуры города/района: «сезонной производительности» экосистемы, текущей численности населения и автотрaнcпорта, динамики их передвижения, включая введение бесплатных городских/районных пассажирских перевозок, т.е «превращение пассажирского трaнcпорта в публичное благо» [1].
Около 100 лет назад компанией «Форд» были выпущены первые серийные автомобили, а сегодня 520 млн. автомобилей, произведенных за последние 50 лет и находящиеся в обращении, выжигают ежегодно 11,89 миллиардов тонн кислорода из 56,63 миллиардов тонн воздуха в год, выбрасывая в атмосферу 10,91 миллиарда тонн углекислого газа и 4,46 миллиарда тонн воды, т.е. столько же, сколько расходуется при дыхании 6-ти миллиардного населения планеты. Мы построили модель автотрaнcпортных выбросов с момента начала серийного производства автомобилей и получили пpaктически одинаковый результат с моделью П. Джоунса и Томa М.Л. Уигли глобального потепления из-за «парникового эффекта», если добавить к автомобильному трaнcпорту - железнодорожный, водный и аэрокосмический, а затем удвоить результат, учитывая таким образом выбросы тепловой энергетики [1].
Только «эффект парника» оказался совсем не причем, т.к. «простая арифметика» показывает, что прирост массы атмосферы «за счет сгорания геосферы» (топливо трaнcпорта и ТЭЦ) составляет 6,96 миллиардов тонн в год и столько же - за счет биосферы (дыхание с питанием населения и животного мира планеты). После чего «простая физика» говорит: если за истекшие 100 лет среднее атмосферное давление (Р) не изменилось, а масса и, следовательно, объем (V) постоянно увеличивается, то в соответствии с уравнением Клайперона (Ван-дер-Ваальса -для реальных газов) должна увеличиваться температура (T):
PV = RT [или (P + a/V2)•(V - b)= RT],
где R - газовая постоянная.
А дальше вступает в дело уже не «простая физика», а термодинамика, которой ничего не остается, как приводить нашу атмосферу в равновесное состояние, т.е. «перемещать и перемешивать» прибывающие массы выбросов вместо выжигаемого кислорода с помощью ветров, ураганов и бурь, выравнивая их концентрации, а избыток воды «сбрасывать нам на головы» в виде града, снега и дождя (организуя циклоны, цунами, наводнения, снежные лавины и сели).
Сети дорог и тротуаров, покрытий зданий и сооружений, которые архитекторы и строители делают открытыми и имеющими значительные коэффициенты черноты, увеличивают «производство энтропии», поднимая турбулентность атмосферы своими конвективными потоками, не хуже, чем это происходит в «долине cмepти» на стыке штатов Невада и Калифорния, или в «Аллее торнадо» районов Миссисипи и Огайо [3].
Сущность происходящего заключается в том, что «основное производство энтропии» заложено в существующих международные и национальных стандартах и нормах, которые ориентированы на рассеивание выбросов (ТЭЦ - с помощью строительства «дымовых труб» соответствующей высоты, трaнcпорта - с помощью систем выхлопа). Они нарушают существующие в природе два основных цикла, обеспечивающих жизнедеятельность на нашей планете: годовой цикл круговорота воды в системе атмосфера-геосфера/гидросфера и семилетний цикл круговорота углерода в системе атмосфера-биосфера-геосфера/гидросфера, т.к. ТЭЦ и трaнcпорт, «сжигая геосферу» (углеводородное топливо), выбрасывают воду и углерод (окислы углерода) в атмосферу.
Таким образом, не «торговля квотами» по Киотскому протоколу, а биоархитектура и биотехнологии, поглощая углекислый газ и воду, и возвращая в атмосферу кислород, а в геосферу/гидросферу - углерод и воду, могут восстановить указанные циклы и климат на планете.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бapaнов П.П., Белозеров В.В., Загускин С.Л., Панич А.Е. Макромодель оптимизации дорожно-трaнcпортного вреда - в сб.науч.тр. Региональная экономика в информационном измерении: модели, оценки, прогнозы/под ред. Е.Ю. Иванова, Р.М. Нижегородцева,ISBN 5-98243-002-1/, Москва-Барнаул: «Бизнес-Юнитек», 2003. С. 158-175.
- Бapaнов П.П., Белозеров В.В., Верещагин В.Ю., Ворович И.И., Гапонов В.Л., Загускин С.Л., Труфанов В.Н. Философские, правовые, политические и научно-технические проблемы безопасности жизнедеятельности-в сб.мат науч.-теор.конф.«Политико-правовая культура и духовность»/ISBN 5-89288-078-8/, Ростов н/Д: РЮИ МВД РФ, 2001. С. 277-288.
- Айдаркин Е.К., Бapaнов П.П., Белозеров В.В, Громова Л.М., Травин В.И., Пащинская В.В. Биотехнология в трaнcпортных инфраструктурах - в сб.мат-лов 5-й Промышл.конф с междунар.участием «Эффективность реализации научного, ресурсного и промышленного потенциала в современных условиях» /Карпаты, 21-25 февраля 2005 /Киев, УИЦ «Наука, техника, технология», 2005, С.3-7.
Статья в формате PDF
126 KB...
26 03 2025 21:44:47
Статья в формате PDF
137 KB...
25 03 2025 21:47:39
Статья в формате PDF
125 KB...
24 03 2025 10:32:39
Приведены результаты оценки степени антропогенной преобразованности природных ландшафтов Южной Якутии. В качестве объекта исследований была принята территория Алдано-Тимптонского междуречья. В пределах исследуемой территории охаpaктеризованы пять выделенных физико-географических провинций в зависимости от их степени преобразованности.
...
23 03 2025 0:33:32
Статья в формате PDF
121 KB...
22 03 2025 5:59:45
Статья в формате PDF
163 KB...
21 03 2025 1:54:31
Личностно – ориентированная технология ставит в центр образовательной системы личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей. Основными понятиями в личностно – ориентированном учении является обучение и развитие ученика в процессе педагогики сотрудничества.
...
20 03 2025 17:41:15
Статья в формате PDF
118 KB...
19 03 2025 8:36:47
Статья в формате PDF
120 KB...
18 03 2025 1:45:51
Статья в формате PDF
121 KB...
17 03 2025 15:30:46
Статья в формате PDF
132 KB...
16 03 2025 0:56:31
Статья в формате PDF
109 KB...
15 03 2025 14:46:39
Статья в формате PDF
215 KB...
14 03 2025 7:37:21
Закономерности изменения различных физико-химических констант органических соединений (А) в гомологических рядах идентичны и могут быть описаны простейшим линейным рекуррентным соотношением А(n+1) = aA(n) + b, связывающим их значения с величинами соответствующих констант для предыдущих гомологов.
...
12 03 2025 21:29:26
Статья в формате PDF
120 KB...
11 03 2025 1:56:28
Статья в формате PDF
118 KB...
10 03 2025 1:28:13
09 03 2025 1:46:42
Разработанный способ исследования копрологических проб на наличие антител к бифидофлоре с использованием оригинальных эритроцитарных тест-систем для реакции непрямой гемагглютинации (РНГА) позволяет оценивать иммунореактивность макроорганизма к симбионтной микрофлоре, не прибегая к инвазивным методам отбора диагностического материала. Популяционный уровень антител в копропробах отражает состояние системного иммунитета (по уровню антител в сыворотках крови) и согласуется с архитектоникой видов бифидобактерий в исследуемой популяции. Выявление антител к бифидобактериям, в комплексе с бактериологическим исследованием копрологического материала позволяет дать более полную оценку микроэкологического статуса организма. Коррекция дисбиотических нарушений у детей должна проводиться на основании результатов бактериологического обследования, дающего информацию о количественном и качественном состоянии микробиоты, с учётом функционального состояния локального иммунитета, в норме толерантного к симбионтной интестинальной бифидофлоре.
...
08 03 2025 22:39:19
Статья в формате PDF
142 KB...
07 03 2025 1:17:25
Статья в формате PDF
245 KB...
06 03 2025 19:20:55
Статья в формате PDF
108 KB...
05 03 2025 6:14:57
Статья в формате PDF
113 KB...
04 03 2025 19:57:39
Статья в формате PDF
119 KB...
03 03 2025 10:29:16
Статья в формате PDF
276 KB...
02 03 2025 5:34:27
Статья в формате PDF
113 KB...
01 03 2025 23:11:18
Статья в формате PDF
105 KB...
27 02 2025 5:16:30
Статья в формате PDF
120 KB...
26 02 2025 0:34:54
Статья в формате PDF
152 KB...
25 02 2025 15:17:47
Статья в формате PDF
118 KB...
24 02 2025 9:51:28
Статья в формате PDF
320 KB...
23 02 2025 10:32:42
Статья в формате PDF
213 KB...
22 02 2025 6:28:38
Статья в формате PDF
109 KB...
21 02 2025 7:10:15
Статья в формате PDF
122 KB...
20 02 2025 15:14:41
В исследовании изучена возможность оптимизации терапии больных урогeнитaльным xлaмидиозом, на основе внедрения новой методики цитокининдуцированного определения чувствительности к лекарственным средствам. Под наблюдением находилось 240 больных урогeнитaльным xлaмидиозом обоего пола, в возрасте от 18 до 65 лет. В результате применения цитокининдуцированной методики определения чувствительности к лекарственным средствам, удалось значительным образом повысить эффективность терапии больных xлaмидиозом.
...
19 02 2025 13:37:43
Впервые с использованием метода Гольджи выявлены пoлoвые различия в дендроархитектонике нейронов заднего кортикального ядра МТ мозга пoлoвoзрелых крыс. Показано, что длинноаксонные редковетвистые нейроны у самцов имеют большее число первичных дендритов, а длинноаксонные густоветвистые нейроны обладают большей общей длиной дендритов у самок.
...
18 02 2025 20:17:57
Статья в формате PDF
107 KB...
17 02 2025 8:51:24
В статье описываются математические модели в виде уравнения регрессии, которое позволяет по клиническим признакам хронической сердечной недостаточности со статистической достоверностью предсказать результаты 6-минутного теста.
...
16 02 2025 22:43:25
Статья в формате PDF 106 KB...
15 02 2025 8:26:49
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::