АДАПТАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЕ ПРИ ДЕЙСТВИИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССОРОВ
Целью настоящего исследования явилось сравнительное изучение влияния различных по природе стрессоров (физического против психологического) на морфологию щитовидной железы экспериментальных животных в раннем постнатальном онтогенезе.
Исследование выполнено с использованием крыс породы Sprague-Dawley в исходном возрасте 30 дней. Экспериментальные животные делились на 3 группы: две экспериментальных и одну контрольную. Животные 1-ой экспериментальной группы подвергались хроническому действию физического стрессора - водной иммерсии (M.Radahmadi et al., 2006); животные 2-ой экспериментальной группы испытывали действие психологического стрессора - наблюдение за животными, подвергнутыми действию физического стрессора (A.Yamomotova et al., 2002). На протяжении 7 дней экспериментальные животные обеих групп получали ежедневно 5-часовой сеанс стресса, который можно охаpaктеризовать как хронический с учетом кратности и продолжительности стрессорного воздействия (A.Bartolomucci et al., 2000). Животные 3-ей группы содержались вне аудио-визуальных контактов с экспериментальными особями и составили группу возрастного контроля; в каждую из 3-х групп в нашем исследовании включалось по 8 особей.
По окончании последнего сеанса стресса и по истечении 1 часа отдыха животные взвешивались, забивались декапитацией, у них извлекались щитовидная железа, надпочечники, тимус и желудок. Слизистая оболочка желудка исследовалась для выявления изъязвлений и кровоизлияний, связанных со стрессорным воздействием; остальные органы взвешивались. Щитовидная железа забиралась вместе с трахеей и хрящами гортани (шитовидным и перстневидным), весь комплекс фиксировался формалином и заливался в парафин. Серийные гистологические срезы щитовидной железы толщиной 3 мкм окрашивали гематоксилином-эозином, моноклональными антителами против тироглобулина и кальцитонина (ДАКО, Дания) для выявления тироцитов и кальцитониноцитов соответственно с использованием негативных и позитивных контролей. Компьютерная морфометрическая оценка иммуногистохимически окрашенных гистологических срезов проводилась в программе LeicaQWin (Великобритания), которая позволяет определить удельную площадь и численную плотность иммунореактивных клеток, выделяющихся на докрашенном гематоксилином фоне ярко коричневой окраской окисленного диаминобензидина в стрептавидин-биотин-пероксидазном методе окрашивания. Статистическая обработка полученных данных проводилась в программе Excel с вычислением коэффициентов Стьюдента и Пирсона для статистики различий и корреляционного анализа.
Результаты исследования показали наличие акцидентальной инволюции тимуса, гипертрофии надпочечников и точечных кровоизлияний на слизистой оболочке желудка, свидетельствующих о наличии в организме экспериментальных животных изменений, связанных со стресс-реакцией.
В щитовидной железе экспериментальных животных обеих групп выявлены изменения в фолликулярном компартменте, включающие уве
личение размеров фолликулов, снижение высоты тироцитов, отсутствие их апикальных выбуханий, исчезновение из их цитоплазмы вакуолей, уменьшение размеров их ядер, сгущение коллоида и уменьшение в нем числа резорбционых вакуолей.
Имидж-анализ показал снижение удельной площади и численной плотности иммунореактивных по тироглобулину клеток, которое было достоверным при действии физического стрессора (p<0,05), в то время как для иммунореактивных клеток по кальцитонину эти показатели увеличивались, достигая уровня значимости также при действии физического стрессора, при котором удельная площадь тироглобулин-иммунореактивных и кальцитонин-позитивных клеток были связаны достоверной отрицательной корреляционной зависимостью.
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют том, что уже в раннем постнатальном онтогенезе при хроническом стрессе в щитовидной железе развиваются адаптационные изменения, различающиеся при хроническом действии различных по природе стрессоров.
Статья в формате PDF 113 KB...
15 01 2025 11:39:41
Статья в формате PDF 112 KB...
14 01 2025 2:17:38
Статья в формате PDF 129 KB...
13 01 2025 3:55:30
Статья в формате PDF 251 KB...
12 01 2025 8:54:11
Статья в формате PDF 125 KB...
10 01 2025 20:47:19
Статья в формате PDF 185 KB...
09 01 2025 23:26:10
Статья в формате PDF 274 KB...
08 01 2025 16:45:53
Статья в формате PDF 104 KB...
07 01 2025 18:39:56
Статья в формате PDF 106 KB...
04 01 2025 11:13:27
Статья в формате PDF 147 KB...
03 01 2025 23:30:30
Статья в формате PDF 119 KB...
02 01 2025 6:53:15
Статья в формате PDF 223 KB...
01 01 2025 1:36:28
Статья в формате PDF 145 KB...
31 12 2024 7:30:18
Главным критерием оценки качества применяемых педагогических технологий, в том числе и при дистанционной форме обучения, становится не сама по себе сумма полученных знаний, а умение человека применить эти знания для решения конкретных жизненных или профессиональных задач. Однако на сегодняшний день в полной мере выявить достижение этой цели не представляется возможным. При этом одна из задач состоит в оценке качества педагогических технологий. ...
29 12 2024 22:36:37
Статья в формате PDF 128 KB...
28 12 2024 15:12:46
Статья в формате PDF 106 KB...
27 12 2024 10:37:22
Статья в формате PDF 106 KB...
26 12 2024 8:39:40
Приведены геологические, геохимические и петрологические данные по щелочным гранитоидам майорского комплекса среднего девона. В его составе описаны 4 фазы внедрения: 1) роговообманковые габбро, габбро-нориты и габбро-диориты; 2) кварцевые диориты, гранодиориты амфибол-биотитовые; 3) биотит-амфиболовые граниты, субщелочные и рибекитовые граниты; 4) субщелочные лейкограниты, лейкограниты. Петрогеохимическими особенностями гранитоидов майорского типа являются повышенная щёлочность и наличие щелочного амфибола – рибекита. Прострaнcтвенно и парагенетически с майорскими гранитами, относящимися к анорогенной геодинамической обстановке формирования, ассоциирует железорудное и редкоземельное оруденение и щелочные метасоматиты. В экзоконтакте с Майорским массивом сформировались везувиан-гранат-пироксеновые скарны. ...
25 12 2024 15:14:20
Статья в формате PDF 114 KB...
24 12 2024 4:15:46
В статье дается анализ состояния проблемы естественнонаучного образования в свете гуманистических подходов к образованию личности и на фоне основных тенденций и противоречий развития образовательных систем России. В центре исследования саморазвивающаяся, самообразующаяся личность. Преподаватель рассматривается как создатель проекта, организатор, помощник, фасилитатор учебной деятельности студента. Естественнонаучная составляющая образования показана как неотъемлемая часть культуры. В качестве альтернативы традиционной (линейной, унифицированной) технологии обучения в высшем учебном заведении предлагается концептуальная авторская модель управления естественнонаучным образованием. ...
23 12 2024 22:52:35
Статья в формате PDF 101 KB...
22 12 2024 17:17:56
Статья в формате PDF 265 KB...
21 12 2024 23:49:59
Статья в формате PDF 220 KB...
20 12 2024 22:28:29
Статья в формате PDF 100 KB...
18 12 2024 13:16:50
17 12 2024 20:53:22
Статья в формате PDF 283 KB...
16 12 2024 5:54:33
Статья в формате PDF 111 KB...
15 12 2024 13:23:40
Статья в формате PDF 260 KB...
14 12 2024 18:33:12
Статья в формате PDF 132 KB...
13 12 2024 14:26:45
Статья в формате PDF 129 KB...
12 12 2024 3:25:48
Статья в формате PDF 104 KB...
11 12 2024 20:58:49
Статья в формате PDF 103 KB...
10 12 2024 7:50:53
Статья в формате PDF 121 KB...
09 12 2024 0:26:58
Статья в формате PDF 120 KB...
08 12 2024 23:25:34
Статья в формате PDF 119 KB...
07 12 2024 22:30:28
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::