РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА

Романова Л.Н. Статья в формате PDF 126 KB

Воспитанию творческой личности средствами народного искусства, обладающей высоким уровнем художественного восприятия и мышления, развитой эстетической культурой, национальным самосознанием, всегда отводилась важная роль в процессе образования. Русское народное искусство на протяжении исторического развития стало существенной частью мировой культуры, источником образования и воспитания подрастающих поколений. В настоящее время многие исследовательские школы занимаются осмыслением современного художественно-педагогического процесса, который актуально осуществлять, используя народные традиции. Воспитание и образование, строящееся на народной основе, с одной стороны вырастает из его культурно-исторических традиций, выражая национальный хаpaктер, с другой создается для народа, обращено к его потребностям и целям, направленным в будущее.

Одной из важнейших задач на современном этапе стала проблема формирования трудо­способной творческой личности, обладающей креативным мышлением и способной к неординарному подходу в созидательной деятельности. Создание студентами художественных вузов авторских композиций на основе русского народного костюма, дает возможность использовать в процессе образования накопленный веками опыт, воспитывает способность мыслить, развивает творческую активность.

Объектом нашего исследования в процессе изучения русского народного костюма студентами художественных вузов является анализ их художественно-творческой активности как социально-психологического феномена.

Актуально отметить, что в психологических исследованиях употрeбление понятия «активность» неоднозначно. А.И. Крупнов в своих работах отмечает что она, «с одной стороны, понимается как мера деятельности, уровень протекания процесса взаимодействия... или как потенциальные возможности субъекта к взаимодействию, с другой - хаpaктеризуется как совокупность инициативных действий субъекта, обусловленных его внутренними противоречиями, опосредованными средовыми влияниями». [3]

Активность личности современными исследователями рассматривается как один из видов психической активности. Целая группа видов активности объединяется в литературе в категорию "социальная активность", которая понимается как специфическая активность, проявляемая только людьми (отдельными личностями, группами, обществом). Данный вид активности всегда проявляется в определенной системе общественных отношений в соответствии с сознательно поставленными целями и носит преобразовательный хаpaктер. Социальная активность в современной литературе рассматривается в трех аспектах: как состояние субъекта, как качество, черта личности; как отношение к деятельности, взаимосвязь субъекта со средой; как мера проявления социальной дееспособности человека.

Изложенное выше дает нам возможность рассматривать художественно-творческую актив­ность как один из видов социальной активности. Хаpaктеризуя данный феномен, мы обратились к концепции, разработанной д.п.н., профессором Н.М. Сокольниковой: «Художественно-творческая активность предстает перед нами, с одной стороны, как сложное интегральное качество личности, представляющее собой диалектическое единство общего, присущего всем видам социальной активности, и особенного, хаpaктерного лишь для художественно-творческой активности как ее специфического вида, а с другой - как мера деятельности личности в области художественного творчества» [8, С 25].

Для творческой активности студентов художественных факультетов хаpaктерны общие группы компонентов социальной активности, специфическое же в ней проявляется в результате "преломления" этих общих компонентов рассматриваемого интегрального качества в условиях художественно-творческой деятельности. Сферой этой деятельности в нашем педагогическом процессе выступает народное искусство.

Активность рассматривается нами в процессе освоения содержания знания и его творческой переработки в художественный образ и определяется интенсивностью соприкосновения обучаемого с предметом деятельности. В процессе развития творческой активности студентов наша деятельность направлена на формирование следующих качеств личности: готовности выполнять учебные задания и повышать свой личный уровень; стремление к самостоятельной деятельности, сознательности при выполнении задания и систематичности обучения.

С активностью непосредственно сопрягается самостоятельная творческая работа, которая обуславливается активной жизненной позицией обучающихся.

Структурными компонентами активной жизненной позиции являются: нормативно-оценочный, включающий в себя устойчивые и всесторонне развитые знания; мотивационно-побуждающий, содержащий социально и лично значимые ведущие потребности, установки, склонности; пpaктически-действенный, отражающий постоянную готовность человека к действиям, его устойчивые волевые усилия и высокую эмоциональную выдержанность.

В процессе исследования нами выделены основные компоненты творческой активности личности - ценностно-мотивационный, эмоционально-волевой, содержательно-процессуальный, рефлексивно-оценочночный, по которым актуально оценивать деятельность обучающихся.

Ценностно-мотивационный компонент определяется желанием, стремлением, интересом к активной творческой деятельности. Эмоционально-волевой компонент хаpaктеризуется эмоционально-эстетическим восприятием изучаемого произведения народного искусства, настойчивостью, инициативностью, способностью к мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-творческой цели. Содержательно-процессуальный компонент включает в себя осведомленность в области народного искусства, знание его исторических и культурологических основ, умение вести творческую деятельность, свободное владение законами формообразования, композиционного построения, цветоведения. В рефлексивно-оценочном компоненте мы отмечаем способность гибко ориентироваться в процессе творческой деятельности на основе чувственного опыта и интуиции, умение самостоятельно осознавать и анализировать собственные действия, оценивать результаты и выpaбатывать новые решения.

Творчество в отечественной педагогике понимается как процесс создания человеком объективно и субъективно нового посредством интеллектуальных процессов. Применительно к художественному творчеству студентов, изучающих русский народный костюм, это процесс разработки субъективно нового образа - объемно-прострaнcтвенной структуры авторской куклы на основе осмысления принципов создания оригинала.

Художественное творчество осуществляется через творческий процесс, представляющий собой совокупность стадий работы студентов по воплощению художественного образа. В процессе экспериментального обучения мы рассматривали творческую деятельность студентов как созидательную, направленную на развитие у них определенных качеств: более высокого уровня интеллектуальных способностей; умения аналитически оценивать сложившиеся ситуации; быстроту реакции; креативность мышления; творческое воображение; интуицию, самостоятельность; потребность в самоактуализации и расширении своих созидательных возможностей.

Формирование творческой активности студентов в процессе деятельности актуально осуществлять по средствам развития их эмоциональной, мотивационной и интеллектуальной сферы. На достижение этих целей мы ориентируем творческий процесс, организуемый в данном исследовании.

Деятельность по созданию художественного образа авторской куклы имеет свою специфику, в результате которой формируются основные черты творческого мышления студентов: активность, самостоятельность, индивидуальность, вариативность и новизна. В процессе деятельности необходимо предлагать студентам задачи, содержание которых должно быть направлено на повышение мыслительной активности, способствующей творческому осмысленному действию.

Воспитание творческой активности личности это сложный процесс многостороннего воздействия. Студенты в процессе работы должны научиться решать проблемы, используя всесто­ронний подход: креативно (творчески) мыслить, чтобы, изучая подлинник народного искусства, видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям; логически мыслить, чтобы строить гипотезы и замечать заблуждения; критически мыслить, чтобы задавать вопросы и составлять суждения.

Разpaбатывая методику развития творческой активности студентов в процессе экспериментального исследования, была поставлена задача развития личности с ярко выраженной индивидуальностью, выходящей за общие рамки, но в то же время не теряющей ориентиров. Основной задачей в творческой деятельности студентов является создание нового, оригинального художественного образа, который должен включать в себя черты хаpaктерного и типичного, а также мысли и эмоции автора. Создание художественного произведения должно представлять мыслительный акт, в процессе которого происходит обобщение реального подлинника народного костюма, выделение наиболее важных его сторон и отвлечение от, второстепенных. Субъективный момент составляет здесь важную сторону художественного обобщения: происходит раскрытие закономерных связей не только между явлениями жизни, но и между личностью студента и воспринимаемой им действительностью.

Развитие творческой активности студентов в данном исследовании осуществлялась через творческий процесс, представляющий собой совокупность этапов работы по созданию художественного образа: формирование проблемы, требующей творческого подхода; мобилизация личного и общественного опыта для постановки гипотезы; определение путей и способов решения проблемы; проведение специальных наблюдений, экспериментов и их обобщение в процессе выполнения работы; оформление возникших идей (образов) в виде логических, образных, графических, предметных структур, создание художественного произведения.

Разpaбатывая оптимальных условия развития творческой активности студентов в процессе изучения русского народного костюма актуально опираться на синтезированную работу композиционного и художественно-образного мышления.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что творческий процесс работы со студентами по представленной в нашем исследовании экспериментальной методике развивает их творческую активность, способствует формированию эмоциональной, мотивационной, интеллектуальной сфер личности, связан с наличием у студентов определенных качеств: интеллектуальных способностей, умением аналитически оценивать ситуацию, быстротой реакции, легкостью ассоциирования, нестандартностью мышления, творческим воображением, развитой интуицией, самостоятельностью в принятии решений, потребностью в самоактуализации.

Рассматривая психолого-педагогические основы развития творческой активности студентов средствами народного искусства, необходимо отметить его универсальность и многофункцио­нальность, гуманность и доступность методик, красивый, ясный, лаконичный язык, развивающие, воспитательные и образовательные возможности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Григорович Л.А Педагогическая психология: Учебное пособие. - М.: Гардагики, 2003. - 314 с.
  2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб.: - 2005 - 368 с.
  3. Крупнов А. И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии.- 1984.- № 3.-с. 25, 29.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1972. - 182 с.
  5. Небылицин В. Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Вопросы психологии.- 1971.- № 6. - с. 22.
  6. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976. - 280 с.
  7. Сокольникова Н.М. Воспитание художественно-творческой активности учащихся 1-7 кл. в процессе иллюстрирования литературных произведений на уроках ИЗО. - М., 1988. -110 с.


ЕГЭ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

ЕГЭ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ Статья в формате PDF 99 KB...

16 04 2024 20:25:15

МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Статья в формате PDF 110 KB...

08 04 2024 14:41:50

К СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА

К СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА Статья в формате PDF 154 KB...

06 04 2024 9:16:59

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ АДАПТАЦИЮ, ПЕРЕКИСНОЕ ОКИСЛЕНИЕ ЛИПИДОВ В ПЕЧЕНИ У КРЫС ПРИ ТЕСТИРОВАНИИ В «ОТКРЫТОМ ПОЛЕ»

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ АДАПТАЦИЮ, ПЕРЕКИСНОЕ ОКИСЛЕНИЕ ЛИПИДОВ В ПЕЧЕНИ У КРЫС ПРИ ТЕСТИРОВАНИИ В «ОТКРЫТОМ ПОЛЕ» Исследовались биохимические показатели гормонально-медиаторного обмена, содержания гликогена и перекисного окисления липидов в печени у крыс, находящихся в течение часа в «Открытом поле». Показано, что первые биохимические изменения анализируемых показателей наблюдаются уже через 3 минуты пребывания животного в экспериментальной камере. Экспериментальное воздействие изменяло активность гистамин-, серотонин- и норадренэргических систем головного мозга, активировало ГГНС и САС, приводило к развитию стрессовой реакции. Пребывание животных в «Открытом поле» снижало уровень гликогена и активизировало процессы ПОЛ в печени. ...

03 04 2024 12:47:29

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ Статья в формате PDF 292 KB...

31 03 2024 5:29:47

ОШИБКИ И ОСЛОЖНЕНИЯ ХИРУРГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ПРОЛАПСА ТАЗОВЫХ ОРГАНОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

ОШИБКИ И ОСЛОЖНЕНИЯ ХИРУРГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ПРОЛАПСА ТАЗОВЫХ ОРГАНОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ Проведен анализ ошибок и осложнений хирургического лечения пролапса тазовых органовс использованием системы Prolift ™ (Gynecare, Pelvic Floor Repair System, Johnson&Johnson comp., US). Были определены факторы риска и способы уменьшения количества осложнений. Несмотря на высокую эффективность, операция Prolift может сопровождаться тяжелыми осложнениями. Некоторые из них могут представлять серьезную опасность для жизни и здоровья больных. ...

30 03 2024 7:40:37

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::