РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА

Романова Л.Н. Статья в формате PDF 126 KB

Воспитанию творческой личности средствами народного искусства, обладающей высоким уровнем художественного восприятия и мышления, развитой эстетической культурой, национальным самосознанием, всегда отводилась важная роль в процессе образования. Русское народное искусство на протяжении исторического развития стало существенной частью мировой культуры, источником образования и воспитания подрастающих поколений. В настоящее время многие исследовательские школы занимаются осмыслением современного художественно-педагогического процесса, который актуально осуществлять, используя народные традиции. Воспитание и образование, строящееся на народной основе, с одной стороны вырастает из его культурно-исторических традиций, выражая национальный хаpaктер, с другой создается для народа, обращено к его потребностям и целям, направленным в будущее.

Одной из важнейших задач на современном этапе стала проблема формирования трудо­способной творческой личности, обладающей креативным мышлением и способной к неординарному подходу в созидательной деятельности. Создание студентами художественных вузов авторских композиций на основе русского народного костюма, дает возможность использовать в процессе образования накопленный веками опыт, воспитывает способность мыслить, развивает творческую активность.

Объектом нашего исследования в процессе изучения русского народного костюма студентами художественных вузов является анализ их художественно-творческой активности как социально-психологического феномена.

Актуально отметить, что в психологических исследованиях употрeбление понятия «активность» неоднозначно. А.И. Крупнов в своих работах отмечает что она, «с одной стороны, понимается как мера деятельности, уровень протекания процесса взаимодействия... или как потенциальные возможности субъекта к взаимодействию, с другой - хаpaктеризуется как совокупность инициативных действий субъекта, обусловленных его внутренними противоречиями, опосредованными средовыми влияниями». [3]

Активность личности современными исследователями рассматривается как один из видов психической активности. Целая группа видов активности объединяется в литературе в категорию "социальная активность", которая понимается как специфическая активность, проявляемая только людьми (отдельными личностями, группами, обществом). Данный вид активности всегда проявляется в определенной системе общественных отношений в соответствии с сознательно поставленными целями и носит преобразовательный хаpaктер. Социальная активность в современной литературе рассматривается в трех аспектах: как состояние субъекта, как качество, черта личности; как отношение к деятельности, взаимосвязь субъекта со средой; как мера проявления социальной дееспособности человека.

Изложенное выше дает нам возможность рассматривать художественно-творческую актив­ность как один из видов социальной активности. Хаpaктеризуя данный феномен, мы обратились к концепции, разработанной д.п.н., профессором Н.М. Сокольниковой: «Художественно-творческая активность предстает перед нами, с одной стороны, как сложное интегральное качество личности, представляющее собой диалектическое единство общего, присущего всем видам социальной активности, и особенного, хаpaктерного лишь для художественно-творческой активности как ее специфического вида, а с другой - как мера деятельности личности в области художественного творчества» [8, С 25].

Для творческой активности студентов художественных факультетов хаpaктерны общие группы компонентов социальной активности, специфическое же в ней проявляется в результате "преломления" этих общих компонентов рассматриваемого интегрального качества в условиях художественно-творческой деятельности. Сферой этой деятельности в нашем педагогическом процессе выступает народное искусство.

Активность рассматривается нами в процессе освоения содержания знания и его творческой переработки в художественный образ и определяется интенсивностью соприкосновения обучаемого с предметом деятельности. В процессе развития творческой активности студентов наша деятельность направлена на формирование следующих качеств личности: готовности выполнять учебные задания и повышать свой личный уровень; стремление к самостоятельной деятельности, сознательности при выполнении задания и систематичности обучения.

С активностью непосредственно сопрягается самостоятельная творческая работа, которая обуславливается активной жизненной позицией обучающихся.

Структурными компонентами активной жизненной позиции являются: нормативно-оценочный, включающий в себя устойчивые и всесторонне развитые знания; мотивационно-побуждающий, содержащий социально и лично значимые ведущие потребности, установки, склонности; пpaктически-действенный, отражающий постоянную готовность человека к действиям, его устойчивые волевые усилия и высокую эмоциональную выдержанность.

В процессе исследования нами выделены основные компоненты творческой активности личности - ценностно-мотивационный, эмоционально-волевой, содержательно-процессуальный, рефлексивно-оценочночный, по которым актуально оценивать деятельность обучающихся.

Ценностно-мотивационный компонент определяется желанием, стремлением, интересом к активной творческой деятельности. Эмоционально-волевой компонент хаpaктеризуется эмоционально-эстетическим восприятием изучаемого произведения народного искусства, настойчивостью, инициативностью, способностью к мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-творческой цели. Содержательно-процессуальный компонент включает в себя осведомленность в области народного искусства, знание его исторических и культурологических основ, умение вести творческую деятельность, свободное владение законами формообразования, композиционного построения, цветоведения. В рефлексивно-оценочном компоненте мы отмечаем способность гибко ориентироваться в процессе творческой деятельности на основе чувственного опыта и интуиции, умение самостоятельно осознавать и анализировать собственные действия, оценивать результаты и выpaбатывать новые решения.

Творчество в отечественной педагогике понимается как процесс создания человеком объективно и субъективно нового посредством интеллектуальных процессов. Применительно к художественному творчеству студентов, изучающих русский народный костюм, это процесс разработки субъективно нового образа - объемно-прострaнcтвенной структуры авторской куклы на основе осмысления принципов создания оригинала.

Художественное творчество осуществляется через творческий процесс, представляющий собой совокупность стадий работы студентов по воплощению художественного образа. В процессе экспериментального обучения мы рассматривали творческую деятельность студентов как созидательную, направленную на развитие у них определенных качеств: более высокого уровня интеллектуальных способностей; умения аналитически оценивать сложившиеся ситуации; быстроту реакции; креативность мышления; творческое воображение; интуицию, самостоятельность; потребность в самоактуализации и расширении своих созидательных возможностей.

Формирование творческой активности студентов в процессе деятельности актуально осуществлять по средствам развития их эмоциональной, мотивационной и интеллектуальной сферы. На достижение этих целей мы ориентируем творческий процесс, организуемый в данном исследовании.

Деятельность по созданию художественного образа авторской куклы имеет свою специфику, в результате которой формируются основные черты творческого мышления студентов: активность, самостоятельность, индивидуальность, вариативность и новизна. В процессе деятельности необходимо предлагать студентам задачи, содержание которых должно быть направлено на повышение мыслительной активности, способствующей творческому осмысленному действию.

Воспитание творческой активности личности это сложный процесс многостороннего воздействия. Студенты в процессе работы должны научиться решать проблемы, используя всесто­ронний подход: креативно (творчески) мыслить, чтобы, изучая подлинник народного искусства, видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям; логически мыслить, чтобы строить гипотезы и замечать заблуждения; критически мыслить, чтобы задавать вопросы и составлять суждения.

Разpaбатывая методику развития творческой активности студентов в процессе экспериментального исследования, была поставлена задача развития личности с ярко выраженной индивидуальностью, выходящей за общие рамки, но в то же время не теряющей ориентиров. Основной задачей в творческой деятельности студентов является создание нового, оригинального художественного образа, который должен включать в себя черты хаpaктерного и типичного, а также мысли и эмоции автора. Создание художественного произведения должно представлять мыслительный акт, в процессе которого происходит обобщение реального подлинника народного костюма, выделение наиболее важных его сторон и отвлечение от, второстепенных. Субъективный момент составляет здесь важную сторону художественного обобщения: происходит раскрытие закономерных связей не только между явлениями жизни, но и между личностью студента и воспринимаемой им действительностью.

Развитие творческой активности студентов в данном исследовании осуществлялась через творческий процесс, представляющий собой совокупность этапов работы по созданию художественного образа: формирование проблемы, требующей творческого подхода; мобилизация личного и общественного опыта для постановки гипотезы; определение путей и способов решения проблемы; проведение специальных наблюдений, экспериментов и их обобщение в процессе выполнения работы; оформление возникших идей (образов) в виде логических, образных, графических, предметных структур, создание художественного произведения.

Разpaбатывая оптимальных условия развития творческой активности студентов в процессе изучения русского народного костюма актуально опираться на синтезированную работу композиционного и художественно-образного мышления.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что творческий процесс работы со студентами по представленной в нашем исследовании экспериментальной методике развивает их творческую активность, способствует формированию эмоциональной, мотивационной, интеллектуальной сфер личности, связан с наличием у студентов определенных качеств: интеллектуальных способностей, умением аналитически оценивать ситуацию, быстротой реакции, легкостью ассоциирования, нестандартностью мышления, творческим воображением, развитой интуицией, самостоятельностью в принятии решений, потребностью в самоактуализации.

Рассматривая психолого-педагогические основы развития творческой активности студентов средствами народного искусства, необходимо отметить его универсальность и многофункцио­нальность, гуманность и доступность методик, красивый, ясный, лаконичный язык, развивающие, воспитательные и образовательные возможности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Григорович Л.А Педагогическая психология: Учебное пособие. - М.: Гардагики, 2003. - 314 с.
  2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб.: - 2005 - 368 с.
  3. Крупнов А. И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии.- 1984.- № 3.-с. 25, 29.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1972. - 182 с.
  5. Небылицин В. Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Вопросы психологии.- 1971.- № 6. - с. 22.
  6. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976. - 280 с.
  7. Сокольникова Н.М. Воспитание художественно-творческой активности учащихся 1-7 кл. в процессе иллюстрирования литературных произведений на уроках ИЗО. - М., 1988. -110 с.


ВЛИЯНИЕ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА СОСТОЯНИЕ НЕРВНО-МЫШЕЧНОГО АППАРАТА ПРИ СОЧЕТАННОЙ ПАТОЛОГИИ ВЕРТЕБРОГЕННОЙ С ВИБРАЦИОННОЙ БОЛЕЗНЬЮ У ГОРНОРАБОЧИХ

ВЛИЯНИЕ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА СОСТОЯНИЕ НЕРВНО-МЫШЕЧНОГО АППАРАТА ПРИ СОЧЕТАННОЙ ПАТОЛОГИИ ВЕРТЕБРОГЕННОЙ С ВИБРАЦИОННОЙ БОЛЕЗНЬЮ У ГОРНОРАБОЧИХ Выявлена дисфункция вегетативной нервной системы с поражением нервно-мышечного аппарата, которая хаpaктеризуется электрофизиологическим полиморфизмом, с поражением нервных стволов у горнорабочих с сочетанной патологией. ...

19 02 2024 15:51:35

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ХИРУРГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С ДВУХСТОРОННИМИ ПАХОВЫМИ ГРЫЖАМИ

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ХИРУРГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С ДВУХСТОРОННИМИ ПАХОВЫМИ ГРЫЖАМИ Вентральная грыжа – одно из наиболее распространенных хирургических заболеваний, которым страдают 5–7% населения земного шара. Довольно значительный сегмент среди грыж живота занимают паховые грыжи двухсторонней локализации, что представляет собой обособленную проблему современной герниологии. По данным отечественных и зарубежных исследователей на долю больных с контралатеральными паховыми грыжами приходится до15% от всех больных грыжей паховой локализацией. ...

18 02 2024 17:25:22

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ В этой статье рассматриваются вопросы применения инновационных технологии формирования навыков здорового образа жизни учащихся сельских школ во внеурочное время. ...

12 02 2024 9:48:13

ВЛИЯНИЕ НИЗКОИНТЕНСИВНОГО ЛАЗЕРНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

ВЛИЯНИЕ НИЗКОИНТЕНСИВНОГО ЛАЗЕРНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ  ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ Проблема формирования здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) остаётся актуальной до сих пор. На основе применения низкоинтенсивного лазерного излучения ( НИЛИ) были разработаны способы низкоинтенсивной лазерной реабилитации (НИЛР). В результате НИЛР детей достигались снижение показателей респираторной заболеваемости, экстренной медицинской помощи, госпитализации, временной утраты трудоспособности родителей. Рост среднего показателя здоровья и показателя динамичности здоровья отражали повышение уровня здоровья детей. НИЛР доступна, эффективна и безопасна. ...

05 02 2024 5:33:34

КРИПТОГРАФИЯ – ОТ ИЗБРАННЫХ К ШИРОКИМ МАССАМ

КРИПТОГРАФИЯ – ОТ ИЗБРАННЫХ К ШИРОКИМ МАССАМ Статья в формате PDF 114 KB...

04 02 2024 9:41:55

ВИРТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

ВИРТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ Статья в формате PDF 265 KB...

02 02 2024 7:22:39

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДВИЖУЩИХСЯ ТЕЛ

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДВИЖУЩИХСЯ ТЕЛ В статье рассматривается взаимодействие тел при различных скоростях и делается вывод о несправедливости постулата о постоянстве скорости света относительно любой системы отсчета. Дается также понятное с точки зрения классической механики объяснение зависимости длины и времени от скорости. ...

29 01 2024 9:20:43

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕАКТИВНОСТИ АРТЕРИЙ КИШЕЧНИКА И КОНЕЧНОСТИ К МЕЗАТОНУ ПОСЛЕ 30 ДНЕЙ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕАКТИВНОСТИ АРТЕРИЙ КИШЕЧНИКА И КОНЕЧНОСТИ К МЕЗАТОНУ ПОСЛЕ 30 ДНЕЙ После 30  дней адаптации к холоду прессорное действие мезатона на артериальное русло тонкого кишечника уменьшается исключительно за счет снижения чувствительности а1-адренорецепторов на 21 %, а количество активных а1-адренорецепторов нормализовалось. В артериях конечности изменения чувствительности и количества а1-адренорецепторов артерий к мезатону было противоположно кишечнику. Чувствительность а1-адренорецепторов артерий конечности к мезатону нормализовалась и была равна контролю. А количества активных альфа-1-адренорецепторов артерий кожно-мышечной области к мезатону было меньше контроля на 10,3 %. ...

28 01 2024 5:40:37

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ДЛИНУ ШИШКИ УРАЛЬСКОЙ ЕЛИ

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ДЛИНУ ШИШКИ УРАЛЬСКОЙ ЕЛИ Применен метод дисперсионного анализа для изучения силы влияния различных комплексных природных факторов на изменчивость длины шишки ели сибирской, произрастающей в Уральской лесорастительной провинции. Показано, что наибольшее влияние на изменчивость длины шишки в этом районе имеют индивидуальные особенности деревьев, долгота местности и высота над уровнем моря. ...

25 01 2024 17:26:42

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::