ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебно-воспитательный процесс получения высшего образования в вузе построен на том, чтобы сориентировать студентов на обучение различным предметным умениям и действиям. Многие студенты проявляют пассивность и неудовлетворенность учебной деятельностью, не умеют использовать и развивать свои двигательные, познавательные и творческие возможности, на которые ориентирует их преподаватель на учебных занятиях. Отсутствие стремления к активному саморазвитию и овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками, повышению творческих возможностей может быть связано с преобладанием на сегодняшний день технократического или предметно-ориентированного обучения.
Дидактические поиски в русле технократического подхода: исходят из эффективной репродуктивной деятельности как самостоятельной ценности, преимущественно направлены на дидактические цели невысокого познавательного уровня; являются личностно- нейтральными; делают акцент на стандартизированных учебных процеДypaх и предполагают положительный эмоциональный фон, но, вместе с тем, личностно-нейтральный хаpaктер включения ученика и учителя в учебный процесс; ставят учителя в позицию преподавателя - оператора (1). Такой предметно-ориентированный подход способствует лишь развитию и формированию у учащегося "пассивно-личностной готовности", согласно, К.Д. Ушинскому они воспитываются существами: - "...всё готовящимися к деятельности и остающимися навсегда мечтателями ...".
В настоящее время в образовании все больше акцентируется внимание на дидактические технологии в русле личностно- ориентированного подхода. Согласно личностно-ориентированному подходу, чтобы учащийся выступал как полноценный субъект учебно-познавательной деятельности, важно реализовать определенные психолого-педагогические условия в процессе его взаимодействия с учителем. Основными формами оптимальной реализации взаимодействия является подготовка, для преподавателя - профессионально-психологическая подготовка, где основное внимание акцентируется на профессиональном развитии, самоопределении; для учащегося - психолого-педагогическая подготовка, где основное внимание должно быть направленно на личностное развитие. При данных условиях, через систему "субъект-субъектных отношений" формируется активно-личностная готовность к саморазвитию.
Целью нашего исследования являлось теоретическое исследование особенностей формирования личностной готовности студента в саморазвитии и создании предпосылок для самоактуализации в условиях учебной деятельности.
В разработке теоретико-методологической концепции к исследованию личностной готовности в условиях учебной деятельности мы придерживаемся двух направлений:
- первое из них позволяет создать предпосылки для более глубокого понимания личностной готовности в условиях специфической деятельности. Это направление может быть ориентировано на решение следующих задач:
1) уточнение понятия "личностная готовность";
2) определение единиц анализа готовности в деятельности различных профессий, специальностей;
3) разработка относительно устойчивой системы личностных хаpaктеристик для определенных видов деятельности.
- второе направление исследовании должно касаться хаpaктеристики категории меры, соответствующей уровню готовности и направленное на:
1) разработку оценочных показателей, критериев, содержательных хаpaктеристик личностной готовности;
2) изучение связи между компонентами готовности согласно иерархическому и субординационному принципу;
3) изучение взаимосвязи с эффективностью и успешностью специфической деятельности.
Исходя из изложенного нами, можно сказать, что психологическая теория состояний является базовой в построении концепции состояния личностной готовности в условиях учебной деятельности. На сегодняшний день не менее важной остается и проблема диагностики, разработка средств и методов состояния личностной готовности, что необходимо как для создания теории, так и для пpaктических целей -контроля и управления готовностью, прогнозирования, оценки в решении задач профотбора, специальной психологической подготовки, обеспечения эффективности и успешности деятельности и психического здоровья.
Весь этот комплекс проблем требует дальнейших усилий для их решения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 256 с.
В работе представлены данные по усовершенствованию методов коррекции нарушений гемостаза у больных с гнойными синуситами при черепно-мозговой травме. Показано, что метод внутрипазушной гепаринотерапии, как компонент комплексного лечения пациентов с гнойными синуситами в остром периоде церебро-фациальной травмы, позволяет эффективно коррегировать гиперкоагуляционные нарушения гемостаза и осуществлять профилактику связанного с этим нарушения синдрома ДВС. ...
26 04 2024 22:36:17
Статья в формате PDF 393 KB...
25 04 2024 12:56:54
Статья в формате PDF 683 KB...
23 04 2024 7:31:59
Статья в формате PDF 109 KB...
22 04 2024 4:54:36
Статья в формате PDF 145 KB...
21 04 2024 18:55:58
Статья в формате PDF 119 KB...
20 04 2024 1:44:15
В северо-восточных предгорьях Алтая на междуречье Бии и Катуни скважиной вскрыты плиоценовые озерные отложения. Литологические, минералогические, геохимические особенности этих отложений и ископаемая фауна моллюсков указывают на значительное похолодание и увлажнение климата по сравнению с теплым и аридным позднемиоценовым временем. По температурным условиям климат плиоцена мог быть близким современному климату в этом районе, но с годовым количеством осадков в два раза ниже. ...
19 04 2024 6:46:33
Статья в формате PDF 142 KB...
18 04 2024 0:25:53
Статья в формате PDF 295 KB...
17 04 2024 13:18:51
Статья в формате PDF 206 KB...
16 04 2024 7:55:43
Рассматривается проблема организации продуктивной умственной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений в системе дидактических принципов современной педагогики. Анализ принципов показывает, что отечественная дидактика в большой мере сохраняет черты традиционной модели обучения и недостаточно учитывает психологическую природу мышления и закономерности продуктивной умственной деятельности при разработке принципов обучения. Выделены основополагающие принципы организации продуктивной умственной деятельности на основе закономерностей развития знания и процесса познания, психологических закономерностей мышления. ...
15 04 2024 20:48:11
Статья в формате PDF 126 KB...
14 04 2024 2:52:33
Статья в формате PDF 104 KB...
13 04 2024 22:42:41
Статья в формате PDF 113 KB...
12 04 2024 3:32:17
11 04 2024 18:42:23
Статья в формате PDF 112 KB...
10 04 2024 7:41:33
09 04 2024 12:55:21
Статья в формате PDF 138 KB...
08 04 2024 0:23:53
Статья в формате PDF 107 KB...
07 04 2024 16:26:16
Статья в формате PDF 109 KB...
06 04 2024 22:51:40
Статья в формате PDF 141 KB...
05 04 2024 0:59:18
Статья в формате PDF 306 KB...
03 04 2024 2:36:16
Статья в формате PDF 123 KB...
02 04 2024 15:43:47
01 04 2024 15:14:42
Статья в формате PDF 717 KB...
31 03 2024 12:15:19
Исследовано явление физической адсорбции высших предельных аминов, которые являются распространенными органическими загрязняющими веществами водных объектов, на поверхности раздела фаз «твердое — жидкое». Изучены возможности спектрофотометрического определения концентрации додециламина в воде применительно к явлениям адсорбции этого вещества на поверхности силикатных минералов, имеющих место в пpaктике обогащения полезных ископаемых и химической промышленности. ...
30 03 2024 1:57:55
Статья в формате PDF 128 KB...
29 03 2024 23:26:20
Статья в формате PDF 263 KB...
28 03 2024 2:53:16
Статья в формате PDF 130 KB...
27 03 2024 3:18:53
Статья в формате PDF 105 KB...
25 03 2024 3:12:21
Статья в формате PDF 122 KB...
24 03 2024 19:15:20
Статья в формате PDF 102 KB...
23 03 2024 6:32:46
22 03 2024 3:33:11
Статья в формате PDF 269 KB...
19 03 2024 7:25:21
Статья в формате PDF 252 KB...
18 03 2024 10:28:30
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::