ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ АВТОНОМИИ НА БАЗЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях» [1], одним из актуальных вопросов дальнейшего функционирования действующих государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования является возможность перехода от государственного учреждения к автономному. В этом случае реструктуризации подлежит финансовая и административно-хозяйственная деятельность вуза. В целях осуществления наиболее эффективного варианта реформирования государственного образовательного учреждения, автор предлагает реализовать его в несколько этапов, суть которых изложена ниже.
На подготовительном этапе руководству вуза необходимо: определить основные положения стратегического плана действий по осуществлению начальной и перспективной деятельности создаваемого автономного учреждения высшего профессионального образования, назначить ответственных за исполнение этого плана, отладить внутренние связи между подразделениями и отделами, привести в порядок организационную структуру, настроить механизм финансового планирования и бюджетирования [2], увеличить контроль за использованием бюджетных и внебюджетных денежных средств, одновременно инициируя заинтересованность руководителей подразделений увеличивать долю внебюджетных средств, ввести необходимые корректировки в оргструктуру и штатные расписания, приступить к оформлению всех надлежащих документов согласно законодательству, касающихся создания автономного учреждения. Таким образом, цель данного этапа - навести порядок в действующей административно-финансовой деятельности вуза, ориентируясь на перспективу, и после чего приступить к оформлению необходимых документов по организации автономного учреждения высшего профессионального образования.
Проведение подготовительного этапа может занять не один год в зависимости от размера учреждения и хаpaктера предпринимаемых действий его первыми руководителями, а также других объективных факторов [3].
После оформления организационно-распорядительных документов можно приступать к реализации второго этапа, целью которого является организация работы и обеспечение деятельности созданного автономного учреждения во всех сферах: административной, хозяйственной, финансовой, экономической, политической. На данном этапе необходимо удержать уже занятые позиции, особенно касающиеся сохранения контингента обучающихся и основных показателей финансовой деятельности учреждения, а также постараться занять новые, более сильные, позиционируя вуз как инновационный, прогрессивно развивающийся в сфере образования.
Успешное выполнение данного этапа зависит не только от действий руководства, но и от наличия обеспечения со стороны учредителя автономного учреждения необходимого количества государственных заказов, либо достаточного бюджетного финансирования, которое предполагается согласно п.11 статьи 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях» [1].
Ориентировочная длительность этапа составляет три-пять лет, с учетом обязательной поддержки государством на протяжении всего этапа. Такая продолжительность и поставленные условия вызваны необходимостью обеспечения экономической стабильности созданного автономного учреждения и разумной уверенности в его успешной деятельности в ближайшем будущем.
За переходным, логически следует основной этап, целью которого является реализация настоящей, реальной автономии автономного учреждения высшего профессионального образования, или, иными словами, минимизация зависимости от государства в части финансовых ресурсов. На данном этапе руководству вуза необходимо акцентировать свое внимание на решении вопросов, связанных с развитием внебюджетной деятельности, осуществляемой за счет трех ключевых компонентов: инноваций, инвестиций и маркетинга.
При достижении поставленной цели данного этапа автономное учреждение высшего профессионального образования, вне зависимости от количества госзаказов, наличия субвенций или субсидий, будет осуществлять образовательную и иную деятельность, указанную в его уставе за счет собственных внебюджетных средств, которые становятся основным источником финансирования и, по сути, уже являются бюджетными для автономного учреждения.
После завершения основного этапа, следует переходить к заключительному этапу. Цель данного этапа - обеспечение разумной уверенности в завтрашнем дне, хаpaктерной сбалансированности основных финансовых показателей деятельности вуза, устойчивости и гибкости к изменяющимся внешним условиям благодаря организации многофакторной системы финансового планирования в автономном учреждении высшего профессионального образования. Стоит подчеркнуть, что особую роль здесь приобретает финансовое планирование. Если на предыдущих этапах планирование финансовой деятельности носило неотъемлемый, но сопроводительный хаpaктер, то на заключительном этапе финансовое планирование рассматривается уже как основа, фундамент успешной деятельности автономного учреждения и, кроме того, носит системный хаpaктер, а под многофакторностью, понимается учет комплекса разнородных факторов и их взаимосвязь внутри системы.
При этом возникает необходимость в создании и формировании эффективной системы финансового планирования, которая обеспечит надлежащее функционирование автономного учреждения высшего профессионального образования в настоящем и будущем.
Выводы:
- Благодаря принятию Федерального закона «Об автономных учреждениях» появляется реальная возможность создать финансово независимое учреждение высшего профессионального образования, осуществляющее свою деятельность за счет собственных доходов.
- Организацию автономных учреждений высшего профессионального образования можно осуществить на базе уже существующих вузов.
- Определенные этапы реформирования государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования позволяют осуществить переход к автономным учреждениям без риска потери потенциального контингента обучающихся как основного источника доходов вуза.
- Установлены стратегические направления развития вуза в условиях перехода к финансовой автономии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
- Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 464 с.: ил.
- Сергеев И.В., Шипицын А.В. Оперативное финансовое планирование на предприятии. - М.: Финансы и статистика, 2006.
Статья в формате PDF
138 KB...
15 02 2025 21:23:17
В статье рассмотрен интенсивный подход к структурированию экономики и обоснованию стратегий региональной экономической политики повышения качества кластера процессов жизнеобеспечения.
...
14 02 2025 18:34:39
13 02 2025 11:52:55
Статья в формате PDF
114 KB...
12 02 2025 0:35:24
Статья в формате PDF
149 KB...
11 02 2025 20:16:27
Статья в формате PDF
111 KB...
10 02 2025 5:49:12
Статья в формате PDF
112 KB...
09 02 2025 14:22:22
Статья в формате PDF
118 KB...
08 02 2025 22:13:47
Статья в формате PDF
116 KB...
07 02 2025 4:56:48
В исследованиях приняло участие 85 спортсменов, которые были распределены
6 групп: юноши и взрослые лыжники, юноши и взрослые бегуны, юноши и взрослые спортсмены, занимающиеся скоростно-силовыми видами спорта. В качестве физической нагрузки применялась работа на велоэргометре ступенчато-повышающейся мощности без пауз отдыха от 50 до 200 Вт. При нагрузке мощностью 200 Вт во всех шести группах испытуемых выявлены значимые корреляционные связи между физической работоспособностью и частотой сердечных сокращений, отношением ударного объема крови к частоте сердечных сокращений. В группах спортсменов, занимающихся видами спорта на выносливость, и у юношей, тренирующих скоростно-силовые качества, выявлены также значимые корреляционные связи между физической работоспособностью и коэффициентом комплексной оценки обеспечения организма кислородом.
...
06 02 2025 2:34:18
Статья в формате PDF
531 KB...
05 02 2025 4:40:58
Статья в формате PDF
109 KB...
04 02 2025 12:13:47
Представлены результаты исследования зерновых сушилок в условиях нормального функционирования, а также оценки их динамических хаpaктеристик в виде передаточных функций. Приведены оценки неравномерности поля температуры и влагосодержания зерна, на основании чего делается вывод о необходимости стабилизации количества тепловой энергии подаваемой в сушильную камеру.
...
03 02 2025 4:17:52
Статья в формате PDF
127 KB...
02 02 2025 5:24:50
Статья в формате PDF
103 KB...
01 02 2025 17:34:11
Статья в формате PDF
118 KB...
30 01 2025 20:30:23
Статья в формате PDF
156 KB...
28 01 2025 16:50:27
Статья в формате PDF
285 KB...
27 01 2025 4:42:36
Статья в формате PDF
129 KB...
26 01 2025 13:40:31
Статья в формате PDF
113 KB...
25 01 2025 18:49:43
Статья в формате PDF
106 KB...
24 01 2025 4:35:46
Статья в формате PDF
253 KB...
23 01 2025 11:12:37
Статья в формате PDF
158 KB...
22 01 2025 17:12:49
Статья в формате PDF
146 KB...
20 01 2025 2:56:33
Статья в формате PDF
315 KB...
19 01 2025 16:42:11
В настоящее время одной из наиболее обсуждаемых является тема воздействия интеллигенции на общественно-экономическую жизнь. Интеллигенция, являясь наиболее образованной группой общества, является монополистом в области на духовного и интеллектуального производства. По мере ускорения научно-технического прогресса данная тенденция усиливается.
...
18 01 2025 19:13:41
Статья в формате PDF
112 KB...
17 01 2025 15:25:33
Статья в формате PDF
124 KB...
16 01 2025 7:55:59
Статья в формате PDF
184 KB...
15 01 2025 11:53:47
Статья в формате PDF
105 KB...
14 01 2025 10:53:31
Статья в формате PDF
367 KB...
13 01 2025 1:26:40
Статья в формате PDF
140 KB...
12 01 2025 15:58:30
Статья в формате PDF 115 KB...
11 01 2025 3:22:25
С помощью геоинформационной системы были получены точные измеренные значения каждого годичного слоя на всем керне древесины сосны. Данные обработаны в математической среде и получена статистическая формула, которая состоит из 16 составляющих, что позволило дать ориентировочный долгосрочный прогноз.
...
10 01 2025 1:22:35
Статья в формате PDF
131 KB...
09 01 2025 12:34:31
Статья в формате PDF
117 KB...
08 01 2025 6:55:28
Статья в формате PDF
127 KB...
07 01 2025 7:25:36
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::