ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ АВТОНОМИИ НА БАЗЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях» [1], одним из актуальных вопросов дальнейшего функционирования действующих государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования является возможность перехода от государственного учреждения к автономному. В этом случае реструктуризации подлежит финансовая и административно-хозяйственная деятельность вуза. В целях осуществления наиболее эффективного варианта реформирования государственного образовательного учреждения, автор предлагает реализовать его в несколько этапов, суть которых изложена ниже.
На подготовительном этапе руководству вуза необходимо: определить основные положения стратегического плана действий по осуществлению начальной и перспективной деятельности создаваемого автономного учреждения высшего профессионального образования, назначить ответственных за исполнение этого плана, отладить внутренние связи между подразделениями и отделами, привести в порядок организационную структуру, настроить механизм финансового планирования и бюджетирования [2], увеличить контроль за использованием бюджетных и внебюджетных денежных средств, одновременно инициируя заинтересованность руководителей подразделений увеличивать долю внебюджетных средств, ввести необходимые корректировки в оргструктуру и штатные расписания, приступить к оформлению всех надлежащих документов согласно законодательству, касающихся создания автономного учреждения. Таким образом, цель данного этапа - навести порядок в действующей административно-финансовой деятельности вуза, ориентируясь на перспективу, и после чего приступить к оформлению необходимых документов по организации автономного учреждения высшего профессионального образования.
Проведение подготовительного этапа может занять не один год в зависимости от размера учреждения и хаpaктера предпринимаемых действий его первыми руководителями, а также других объективных факторов [3].
После оформления организационно-распорядительных документов можно приступать к реализации второго этапа, целью которого является организация работы и обеспечение деятельности созданного автономного учреждения во всех сферах: административной, хозяйственной, финансовой, экономической, политической. На данном этапе необходимо удержать уже занятые позиции, особенно касающиеся сохранения контингента обучающихся и основных показателей финансовой деятельности учреждения, а также постараться занять новые, более сильные, позиционируя вуз как инновационный, прогрессивно развивающийся в сфере образования.
Успешное выполнение данного этапа зависит не только от действий руководства, но и от наличия обеспечения со стороны учредителя автономного учреждения необходимого количества государственных заказов, либо достаточного бюджетного финансирования, которое предполагается согласно п.11 статьи 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях» [1].
Ориентировочная длительность этапа составляет три-пять лет, с учетом обязательной поддержки государством на протяжении всего этапа. Такая продолжительность и поставленные условия вызваны необходимостью обеспечения экономической стабильности созданного автономного учреждения и разумной уверенности в его успешной деятельности в ближайшем будущем.
За переходным, логически следует основной этап, целью которого является реализация настоящей, реальной автономии автономного учреждения высшего профессионального образования, или, иными словами, минимизация зависимости от государства в части финансовых ресурсов. На данном этапе руководству вуза необходимо акцентировать свое внимание на решении вопросов, связанных с развитием внебюджетной деятельности, осуществляемой за счет трех ключевых компонентов: инноваций, инвестиций и маркетинга.
При достижении поставленной цели данного этапа автономное учреждение высшего профессионального образования, вне зависимости от количества госзаказов, наличия субвенций или субсидий, будет осуществлять образовательную и иную деятельность, указанную в его уставе за счет собственных внебюджетных средств, которые становятся основным источником финансирования и, по сути, уже являются бюджетными для автономного учреждения.
После завершения основного этапа, следует переходить к заключительному этапу. Цель данного этапа - обеспечение разумной уверенности в завтрашнем дне, хаpaктерной сбалансированности основных финансовых показателей деятельности вуза, устойчивости и гибкости к изменяющимся внешним условиям благодаря организации многофакторной системы финансового планирования в автономном учреждении высшего профессионального образования. Стоит подчеркнуть, что особую роль здесь приобретает финансовое планирование. Если на предыдущих этапах планирование финансовой деятельности носило неотъемлемый, но сопроводительный хаpaктер, то на заключительном этапе финансовое планирование рассматривается уже как основа, фундамент успешной деятельности автономного учреждения и, кроме того, носит системный хаpaктер, а под многофакторностью, понимается учет комплекса разнородных факторов и их взаимосвязь внутри системы.
При этом возникает необходимость в создании и формировании эффективной системы финансового планирования, которая обеспечит надлежащее функционирование автономного учреждения высшего профессионального образования в настоящем и будущем.
Выводы:
- Благодаря принятию Федерального закона «Об автономных учреждениях» появляется реальная возможность создать финансово независимое учреждение высшего профессионального образования, осуществляющее свою деятельность за счет собственных доходов.
- Организацию автономных учреждений высшего профессионального образования можно осуществить на базе уже существующих вузов.
- Определенные этапы реформирования государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования позволяют осуществить переход к автономным учреждениям без риска потери потенциального контингента обучающихся как основного источника доходов вуза.
- Установлены стратегические направления развития вуза в условиях перехода к финансовой автономии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
- Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 464 с.: ил.
- Сергеев И.В., Шипицын А.В. Оперативное финансовое планирование на предприятии. - М.: Финансы и статистика, 2006.
26 04 2024 20:15:18
Статья в формате PDF 266 KB...
25 04 2024 19:26:19
Статья в формате PDF 119 KB...
23 04 2024 19:29:58
Статья в формате PDF 311 KB...
21 04 2024 20:49:40
Статья в формате PDF 141 KB...
20 04 2024 10:16:19
Статья в формате PDF 120 KB...
19 04 2024 8:29:58
Статья в формате PDF 125 KB...
17 04 2024 6:32:47
Статья в формате PDF 255 KB...
16 04 2024 2:59:56
Статья в формате PDF 116 KB...
15 04 2024 10:21:29
Статья в формате PDF 1463 KB...
14 04 2024 13:17:53
13 04 2024 23:15:20
Статья в формате PDF 136 KB...
12 04 2024 22:44:46
11 04 2024 12:13:41
В статье отражены результаты комплексного исследования подготовленности спортсменок, специализирующихся в беге на 300-400 м с барьерами. Дан анализ статистически достоверных различий по педагогическим, физиологическим и биометрическим показателям в ответственейший момент спортивной карьеры - момент перехода с «детской» дистанции (бега на 300 м с барьерами) на олимпийскую дисциплину (400 м с барьерами). Выявлены взаимосвязи между различными сторонами подготовленности: физической, функциональной и технической. Представленный материал можно использовать в виде модельных хаpaктеристик для дeвyшек в возрасте 15-16 лет и закономерностей становления спортивного мастерства при уточнении Учебной программы для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства по разделу «Барьерный бег». ...
10 04 2024 10:46:49
Статья в формате PDF 137 KB...
09 04 2024 23:42:25
Изучены каталитические свойства неспецифической альдегиддегидрогеназы (КФ 1.2.1.3.), как основного молекулярного маркера альдегиддегидрогеназной системы биотрaнcформации, в поколениях крыс с термической травмой. Активность альдегиддегидрогеназы определяли по регистрации начальной скорости образования НАДН при дегидрогеназном окислении ацетальдегида в качестве субстрата. Показано уменьшение активности фермента через 6 месяцев после ожога. Отмечено снижение активности альдегиддегидрогеназы в I и II поколениях крыс с термической травмой. ...
08 04 2024 9:24:50
Статья в формате PDF 119 KB...
07 04 2024 9:58:42
Статья в формате PDF 148 KB...
05 04 2024 5:54:50
Статья в формате PDF 256 KB...
04 04 2024 15:29:48
Статья в формате PDF 111 KB...
03 04 2024 11:32:30
Статья в формате PDF 104 KB...
02 04 2024 14:40:15
Статья в формате PDF 321 KB...
01 04 2024 11:45:43
Статья в формате PDF 110 KB...
31 03 2024 6:40:45
Рассматриваются проблемы поступления минеральных веществ в организм человека, суточное потрeбление и хаpaктерные симптомы дефицита химических элементов. Подчеркивается особая роль йода и селена в питании человека. Отмечается, что ряд дикорастущих растений может быть использован в качестве источников микро- и макроэлементов. ...
30 03 2024 5:27:11
Статья в формате PDF 119 KB...
27 03 2024 10:19:13
Статья в формате PDF 100 KB...
26 03 2024 4:29:52
Статья в формате PDF 105 KB...
25 03 2024 0:20:18
Статья в формате PDF 110 KB...
24 03 2024 19:57:40
Статья в формате PDF 126 KB...
22 03 2024 2:22:39
Статья в формате PDF 116 KB...
21 03 2024 22:44:25
Статья в формате PDF 125 KB...
20 03 2024 23:52:43
Статья в формате PDF 154 KB...
18 03 2024 10:16:36
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::