ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ
Изменения в экономической, политической и духовной жизни в постсоветском прострaнcтве привели к переходу в качественно новую фазу общественного и социального развития, для которой хаpaктерно усиление интернационализации жизни. Обособленное существование народов и культур становится невозможным, отмечается усиление миграционных и демографических процессов. Происходит взаимная адаптация людей, корреляция их поведения в соответствии с традициями и привычками инонационального окружения. Хаpaктерной чертой преобразования социальной среды становится полиэтничность. Она хаpaктерна для многих территорий Иркутского района, близких к областному центру и является способом существования и взаимодействия людей, постоянно проживающих на данной территории и приехавших из стран ближнего зарубежья. Полиэтничность на фоне обостряющихся социальных проблем, сопровождается состоянием неуверенности людей в завтрашнем дне, порождает межэтническую нетерпимость. Нетерпимость возникает на почве невежества и стpaxa перед неизвестным, отличающимся от привычного - культурой, жизненным укладом, традициями людей других национальностей. Иногда нетерпимость возникает под влиянием зависти к инородцам, которые лучше живут, больше заpaбатывают. Возникновение таких чувств часто провоцируется соответствующей информацией, распространяемой СМИ.
Как в призме это явление фокусируется в современной общеобразовательной школе, которая становящейся многонациональной. Нельзя недооценивать роль образования, а в более частном случае - образовательного учреждения, в котором осуществляется обмен информацией, непрерывное и непосредственное взаимодействие представителей разных национальностей еще до того, как ребенок сможет идентифицировать свою принадлежность к той или иной национальности, этносу. Необходимо говорить о проблеме межэтнокультурных отношений в детских полиэтнических коллективах, о состоянии психологического дискомфорта, который нередко испытывают обучающиеся в них дети. Испытывая состояние дискомфорта, дети проявляют агрессию. В полиэтническом коллективе число детей с проявлениями агрессии и аутоагрессиии значительно выше, чем в коллективах с однородным по этнической принадлежности составом. Мы предположили, что на поведение младших школьников, обучающихся в классах с полиэтническим составом, оказывает влияние принятие-непринятие ими культуры, внешнего вида одноклассников, относящихся к другому этносу в связи с фрустрацией определённых ценностей: эстетических, культурных, природных и др. В результате проведённого исследования было установлено, что среди детей, обучающихся в смешанных коллективах, высокий уровень непринятия чужой культуры, чужого природного и климатического окружения, иных особенностей внешности людей проявляют 61% детей. Средний уровень непринятия признаков чужих этносов проявляют 22% детей. Низкий уровень продемонстрировали лишь 13%. У 4% детей не удалось определить уровень непринятия чужих этносов из-за отсутствия логики и последовательности в их предпочтениях. Двое из каждых троих детей, постоянно проживающих на данной территории, предпочитают природу родного края и общение с людьми, не имеющими во внешности черт, отличных от своих национальных внешних признаков, т.е. хаpaктеризуются высоким уровнем непринятия чужих этносов. Средний уровень непринятия проявляют 22% местных детей, низкий уровень непринятия выявлен у 2,6% местных детей. Число детей с агрессивными проявлениями составляют среди местных детей 45%, с тенденцией к аутоагрессии 32%, показатели соответствуют норме у 23%. Агрессивные тенденции хаpaктерны более чем для половины местных детей с высоким уровнем непринятия признаков чужих этносов. Для местных детей со средним уровнем хаpaктерна тенденция к аутоагрессии, она проявляется у 88% детей. Местных детей с низким уровнем непринятия чужих этносов хаpaктеризуют показатели агрессии, соответствующие норме. Местные дети, уровень непринятия у которых не определился, продемонстрировали тенденцию к аутоагрессии.
Рассматривая отдельно детей-мигрантов, мы видим, что высокий уровень непринятия признаков чужих этносов имеют всего 19% обследованных. Средний уровень отмечается у 25% детей. 47% детей-мигрантов имеют низкий уровень непринятия чужих этносов. У 9% детей, приехавших с других территорий, уровень непринятия определить оказалось невозможным. Полученные данные согласуются с фактами, описанными Е.Н.Корнеевой, которая указывает на то, что взрослые переселенцы стремятся к общению, пытаются приспособиться к новой среде, самоутвердиться в новом окружении и своим поведением формируют поведение детей. (Е.Н. Корнеева «Нестандартные дети». Ярославль, Академия развития, 2007. стр. 49).
У детей, приехавших с других территорий, преобладает низкий уровень непринятия чужих этносов. Они более терпимы к проявлениям чужой культуры, к необходимости находиться среди людей с несвойственными им особенностями внешности. Однако пpaктически у всех проявляются агрессивные или аутоагрессивные тенденции, что указывает на испытываемый приезжими детьми дискомфорт. Среди детей-мигрантов агрессивные тенденции проявляют 32%, аутоагрессивные отмечаются у 54%, состояние нормы демонстрируют 13,5%.
Исследование, проведённое нами, показало, что в полиэтническом коллективе 79% учащихся испытывают состояние дискомфорта независимо от того, приехали они с других территорий или являются местными жителями. У них наблюдаются как агрессивные проявления, так аутоагрессивные. И те, и другие, если рассматривать выборку в целом, преобладают как тенденция. Средний показатель агрессивости всех обследованных детей, находится на уровне осознанного самоконтроля с преобладанием агрессивных тенденций. Проявления агрессии возможно под воздействием внезапно возникших обстоятельств, а также при наличии психических отклонений. Можно предполагать возможность усиления агрессии при появлении стимула. В коллективах, не являющихся полиэтническими, агрессивные тенденции проявляются не более чем у 20% детей. Аутоагресся может быть обусловлена как личностными особенностями, так и состоянием психологического дискомфорта, тревоги, угнетённости. Учитывая возраст детей и их пребывание в полиэтнической среде, связываем наличие в их поведении агрессивных и аутоагрессивных тенденций с дискомфортом, который они испытывают и связанными с ним состояниями фрустрации. Исходя из того, что реакция человека на фрустрацию зависит от иерархии его ценностей, то есть от того, насколько значима для него зона интересов, которая оказывается задетой, следует отметить существенные особенности этих связей у детей с различным уровнем непринятия признаков чужих этносов.
Для детей с высоким уровнем непринятия наиболее значимой оказалась фрустрация эстетико-природных ценностей, для детей со средним уровнем - культурных ценностей, для детей с низким уровнем непринятия - ценностей, связанных со здоровьем и физическим развитием. Проведённое исследование позволило выявить особенности проявления агрессии у младших школьников, обучающихся в полиэтнических коллективах, определить степень её выраженности в связи с фрустрируемыми ценностями, в том числе и этнокультурными.
Результаты исследования показали, что агрессия наблюдалась у большинства детей, но с разной степенью выраженности и интенсивности проявлений. В ряде случаев, наличие у детей агрессии может указывать на позитивную способность к развитию, на определённый запас жизненных сил и энергии, на способность противостоять негативным внешним влияниям. Проявления же агрессии, выходящие за нормативные рамки, свидетельствуют об имеющихся проблемах в поведении ребёнка, о возможной его социальной или личной дезадаптации, что даёт основания для тщательного исследования и,
Возможно, коррекции проявлений агрессии у детей младшего школьного возраста, обучающихся в полиэтнических коллективах.
Статья в формате PDF 119 KB...
21 01 2025 19:29:49
20 01 2025 10:13:37
Статья в формате PDF 107 KB...
19 01 2025 19:19:33
Статья в формате PDF 120 KB...
18 01 2025 9:38:36
Статья в формате PDF 104 KB...
17 01 2025 20:14:24
Статья в формате PDF 129 KB...
15 01 2025 15:23:20
Статья в формате PDF 242 KB...
13 01 2025 2:41:52
Статья в формате PDF 137 KB...
12 01 2025 12:25:26
Статья в формате PDF 286 KB...
11 01 2025 8:57:55
Статья в формате PDF 253 KB...
10 01 2025 22:20:53
Статья в формате PDF 142 KB...
09 01 2025 11:46:11
Статья в формате PDF 113 KB...
08 01 2025 16:20:31
Статья в формате PDF 141 KB...
07 01 2025 6:29:41
Статья в формате PDF 127 KB...
06 01 2025 17:46:48
Статья в формате PDF 122 KB...
05 01 2025 12:45:24
Статья в формате PDF 111 KB...
04 01 2025 1:35:11
03 01 2025 17:20:38
Статья в формате PDF 114 KB...
02 01 2025 18:40:54
Статья в формате PDF 126 KB...
01 01 2025 5:30:43
Статья в формате PDF 123 KB...
31 12 2024 9:27:42
Статья в формате PDF 119 KB...
30 12 2024 4:14:26
Статья в формате PDF 314 KB...
29 12 2024 17:57:50
В статье показано увеличение интереса граждан России к истории и культуре стран ислама. Это связано с повышением политической активности этих стран и расширением их туристического сервиза. ...
28 12 2024 11:42:47
Статья в формате PDF 124 KB...
27 12 2024 6:50:28
Статья в формате PDF 140 KB...
26 12 2024 9:47:43
Статья в формате PDF 111 KB...
25 12 2024 12:59:48
Статья в формате PDF 93 KB...
24 12 2024 3:31:12
Статья в формате PDF 125 KB...
23 12 2024 0:59:54
Статья в формате PDF 291 KB...
22 12 2024 13:21:22
Статья в формате PDF 112 KB...
21 12 2024 8:51:55
Статья в формате PDF 123 KB...
19 12 2024 15:25:52
Статья в формате PDF 117 KB...
18 12 2024 16:56:56
Статья в формате PDF 104 KB...
17 12 2024 11:56:36
Статья в формате PDF 132 KB...
16 12 2024 21:34:26
Статья в формате PDF 313 KB...
15 12 2024 1:38:55
Статья в формате PDF 104 KB...
14 12 2024 2:57:29
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::