ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ

Даниленко Т.В. Статья в формате PDF 111 KB

Изменения в экономической, политической и духовной жизни в постсоветском прострaнcтве привели к переходу в качественно новую фазу общественного и социального развития, для которой хаpaктерно усиление интернационализации жизни. Обособленное существование народов и культур становится невозможным, отмечается усиление миграционных и демографических процессов. Происходит взаимная адаптация людей, корреляция их поведения в соответствии с традициями и привычками инонационального окружения. Хаpaктерной чертой преобразования социальной среды становится полиэтничность. Она хаpaктерна для многих территорий Иркутского района, близких к областному центру и является способом существования и взаимодействия людей, постоянно проживающих на данной территории и приехавших из стран ближнего зарубежья. Полиэтничность на фоне обостряющихся социальных проблем, сопровождается состоянием неуверенности людей в завтрашнем дне, порождает межэтническую нетерпимость. Нетерпимость возникает на почве невежества и стpaxa перед неизвестным, отличающимся от привычного - культурой, жизненным укладом, традициями людей других национальностей. Иногда нетерпимость возникает под влиянием зависти к инородцам, которые лучше живут, больше заpaбатывают. Возникновение таких чувств часто провоцируется соответствующей информацией, распространяемой СМИ.

Как в призме это явление фокусируется в современной общеобразовательной школе, которая становящейся многонациональной. Нельзя недооценивать роль образования, а в более частном случае - образовательного учреждения, в котором осуществляется обмен информацией, непрерывное и непосредственное взаимодействие представителей разных национальностей еще до того, как ребенок сможет идентифицировать свою принадлежность к той или иной национальности, этносу. Необходимо говорить о проблеме межэтнокультурных отношений в детских полиэтнических коллективах, о состоянии психологического дискомфорта, который нередко испытывают обучающиеся в них дети. Испытывая состояние дискомфорта, дети проявляют агрессию. В полиэтническом коллективе число детей с проявлениями агрессии и аутоагрессиии значительно выше, чем в коллективах с однородным по этнической принадлежности составом. Мы предположили, что на поведение младших школьников, обучающихся в классах с полиэтническим составом, оказывает влияние принятие-непринятие ими культуры, внешнего вида одноклассников, относящихся к другому этносу в связи с фрустрацией определённых ценностей: эстетических, культурных, природных и др. В результате проведённого исследования было установлено, что среди детей, обучающихся в смешанных коллективах, высокий уровень непринятия чужой культуры, чужого природного и климатического окружения, иных особенностей внешности людей проявляют 61% детей. Средний уровень непринятия признаков чужих этносов проявляют 22% детей. Низкий уровень продемонстрировали лишь 13%. У 4% детей не удалось определить уровень непринятия чужих этносов из-за отсутствия логики и последовательности в их предпочтениях. Двое из каждых троих детей, постоянно проживающих на данной территории, предпочитают природу родного края и общение с людьми, не имеющими во внешности черт, отличных от своих национальных внешних признаков, т.е. хаpaктеризуются высоким уровнем непринятия чужих этносов. Средний уровень непринятия проявляют 22% местных детей, низкий уровень непринятия выявлен у 2,6% местных детей. Число детей с агрессивными проявлениями составляют среди местных детей 45%, с тенденцией к аутоагрессии 32%, показатели соответствуют норме у 23%. Агрессивные тенденции хаpaктерны более чем для половины местных детей с высоким уровнем непринятия признаков чужих этносов. Для местных детей со средним уровнем хаpaктерна тенденция к аутоагрессии, она проявляется у 88% детей. Местных детей с низким уровнем непринятия чужих этносов хаpaктеризуют показатели агрессии, соответствующие норме. Местные дети, уровень непринятия у которых не определился, продемонстрировали тенденцию к аутоагрессии.

Рассматривая отдельно детей-мигрантов, мы видим, что высокий уровень непринятия признаков чужих этносов имеют всего 19% обследованных. Средний уровень отмечается у 25% детей. 47% детей-мигрантов имеют низкий уровень непринятия чужих этносов. У 9% детей, приехавших с других территорий, уровень непринятия определить оказалось невозможным. Полученные данные согласуются с фактами, описанными Е.Н.Корнеевой, которая указывает на то, что взрослые переселенцы стремятся к общению, пытаются приспособиться к новой среде, самоутвердиться в новом окружении и своим поведением формируют поведение детей. (Е.Н. Корнеева «Нестандартные дети». Ярославль, Академия развития, 2007. стр. 49).

У детей, приехавших с других территорий, преобладает низкий уровень непринятия чужих этносов. Они более терпимы к проявлениям чужой культуры, к необходимости находиться среди людей с несвойственными им особенностями внешности. Однако пpaктически у всех проявляются агрессивные или аутоагрессивные тенденции, что указывает на испытываемый приезжими детьми дискомфорт. Среди детей-мигрантов агрессивные тенденции проявляют 32%, аутоагрессивные отмечаются у 54%, состояние нормы демонстрируют 13,5%.

Исследование, проведённое нами, показало, что в полиэтническом коллективе 79% учащихся испытывают состояние дискомфорта независимо от того, приехали они с других территорий или являются местными жителями. У них наблюдаются как агрессивные проявления, так аутоагрессивные. И те, и другие, если рассматривать выборку в целом, преобладают как тенденция. Средний показатель агрессивости всех обследованных детей, находится на уровне осознанного самоконтроля с преобладанием агрессивных тенденций. Проявления агрессии возможно под воздействием внезапно возникших обстоятельств, а также при наличии психических отклонений. Можно предполагать возможность усиления агрессии при появлении стимула. В коллективах, не являющихся полиэтническими, агрессивные тенденции проявляются не более чем у 20% детей. Аутоагресся может быть обусловлена как личностными особенностями, так и состоянием психологического дискомфорта, тревоги, угнетённости. Учитывая возраст детей и их пребывание в полиэтнической среде, связываем наличие в их поведении агрессивных и аутоагрессивных тенденций с дискомфортом, который они испытывают и связанными с ним состояниями фрустрации. Исходя из того, что реакция человека на фрустрацию зависит от иерархии его ценностей, то есть от того, насколько значима для него зона интересов, которая оказывается задетой, следует отметить существенные особенности этих связей у детей с различным уровнем непринятия признаков чужих этносов.

Для детей с высоким уровнем непринятия наиболее значимой оказалась фрустрация эстетико-природных ценностей, для детей со средним уровнем - культурных ценностей, для детей с низким уровнем непринятия - ценностей, связанных со здоровьем и физическим развитием. Проведённое исследование позволило выявить особенности проявления агрессии у младших школьников, обучающихся в полиэтнических коллективах, определить степень её выраженности в связи с фрустрируемыми ценностями, в том числе и этнокультурными.

Результаты исследования показали, что агрессия наблюдалась у большинства детей, но с разной степенью выраженности и интенсивности проявлений. В ряде случаев, наличие у детей агрессии может указывать на позитивную способность к развитию, на определённый запас жизненных сил и энергии, на способность противостоять негативным внешним влияниям. Проявления же агрессии, выходящие за нормативные рамки, свидетельствуют об имеющихся проблемах в поведении ребёнка, о возможной его социальной или личной дезадаптации, что даёт основания для тщательного исследования и,

Возможно, коррекции проявлений агрессии у детей младшего школьного возраста, обучающихся в полиэтнических коллективах.



АКУСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДРЕВЕСИНЫ РАСТУЩИХ ДЕРЕВЬЕВ

АКУСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДРЕВЕСИНЫ РАСТУЩИХ ДЕРЕВЬЕВ При выборочной обработке произрастающих деревьев первым действием всегда является отбор их по качеству древесины. В связи с этим цель статьи – показать методологическую возможность разработки и уточнения системы акустических показателей древесины (САПД) применительно к действиям отбора растущих деревьев для последующей механической обработки древесины. ...

06 12 2022 3:53:51

Успехи и перспективы развития эмбриологии

Успехи и перспективы развития эмбриологии Статья в формате PDF 104 KB...

04 12 2022 22:52:52

Арт-объект как специфичная художественная форма

Арт-объект как специфичная художественная форма Статья в формате PDF 314 KB...

03 12 2022 4:34:49

СМАШЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ

СМАШЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ Статья в формате PDF 318 KB...

21 11 2022 9:10:25

ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В НЕРВНО-МЫШЕЧНОМ СИНАПСЕ

ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В НЕРВНО-МЫШЕЧНОМ СИНАПСЕ Понимание физико-химической природы генерации нервного сигнала, путей передачи информации с одной нервной клетки на другую или на мышечную клетку позволит вплотную подойти к объяснению механизма деятельности нервной системы. Нервные клетки передают информацию с помощью сигналов, представляющие собой электрические токи, генерируемой поверхностной мембраной нейрона. Эти токи возникают благодаря движению зарядов, принадлежащих ионам натрия, калия, кальция и хлора. ...

13 11 2022 9:30:14

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ У ЖЕНЩИН РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ У ЖЕНЩИН РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА Проведен анализ эффективности различных типов фитнес-программ в коррекции избыточной массы тела женщин юношеского и зрелого возраста. Применяемые физические нагрузки отличались хаpaктером нагрузки и наличию/отсутствию компонента коррекции питания. Исследовали антропометрические показатели, ИМТ, определяли содержание жировой массы в организме методом калипометрии в динамике 6-мecячного тренировочного цикла. Проводили промежуточные исследования: в середине, через 3 месяца от начала тренировочного цикла. В исследовании приняли участие 93 пpaктически здоровые женщины с избыточной массой тела, не имеющие эндокринных заболеваний и противопоказаний к занятиям физической культурой. Выделены группы в зависимости от типа программы (I, II), а также подгруппы (Ia, IIa) в зависимости от возраста: 18–21 год (I и II, n = 17 и n = 17, соответственно) и 36–45 лет (Ia, IIa, n = 30 и n = 29, соответственно). Показана динамика и статистическая значимость различий в группах, проведен сравнительный анализ между группами. Выявлена более высокая физиологическая эффективность программы I, базирующейся на смешанном хаpaктере тренировки, многовариантной схеме упражнений с мониторированием и коррекцией хаpaктера питания. ...

11 11 2022 9:53:29

Активность солнца и годичная динамика лесных пожаров на особо охраняемой территории

Активность солнца и годичная динамика лесных пожаров на особо охраняемой территории Рассмотрена концепция зависимости лесов как ядра биосферы Земли от активности Солнца по числу Вольфа. Принята точка на Земле в виде участка лесистой территории национального парка по лесным пожарам за 2002 год. По датам каждого лесного пожара были учтены: время от зимнего солнцестояния с 21 марта, склонение оси Земли к Солнцу, число Вольфа активности Солнца на день возникновения лесного пожара. Среди влияющих факторов первое место заняло время от зимнего солнцестояния. Второе место – склонение Солнца, а на третье – число Вольфа. Среди зависимых факторов первым стало склонение Солнца, вторым – время от 21.03, а третьим активность Солнца. В итоге параметры Земли первичны. Наиболее опасен интервал числа Вольфа 90 ≤ V ≤ 180 и сильный размах колебания во многом зависит от поведения людей. ...

10 11 2022 15:31:46

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМАТИКИ МЕТОДОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМАТИКИ МЕТОДОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Статья в формате PDF 207 KB...

07 11 2022 17:23:14

ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья в формате PDF 165 KB...

02 11 2022 11:55:22

ОТХОДЫ САХАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

ОТХОДЫ САХАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА Статья в формате PDF 121 KB...

29 10 2022 14:10:49

СИНЕРГЕТИКА ЭКОНОМИКИ, БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВА

СИНЕРГЕТИКА ЭКОНОМИКИ, БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВА Статья в формате PDF 161 KB...

25 10 2022 19:33:54

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ КВАНТОВОЙ ХИМИИ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ КВАНТОВОЙ ХИМИИ Статья в формате PDF 95 KB...

23 10 2022 1:56:11

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В настояще время весьма актуальной является задача поиска, отбора, поддержки и развития интеллектуально одарённых детей. «Трёхкольцевая модель одарённости» Рензулли включает следующие компоненты: высокий уровень интеллекта, креативность и усиленную мотивацию. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и особой педагогической поддержки. В современной пpaктике обучения используются педагогические стратегии и программы, которые предусматривают высокий уровень развития мыслительных процессов, совершенствование творческих способностей и быстрое усвоение знаний, умений и навыков. Процесс обучения одарённых детей требует создания особой образовательной среды. Ключевой фигурой в создании такой среды является учитель. Функция педагога состоит в сопровождении и поддержке, развитии личности ученика. Продуктивность взаимодействий обеспечивается включённостью ученика и учителя в общую целенаправленную деятельность. ...

19 10 2022 9:28:41

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::