ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК КОНТУРА АВТОРЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Важным аспектом образования, связанным с проблемой его качества в настоящее время является проблема качества деятельности преподавателя. В деятельности преподавателя выявляются два блока, определяющих качество: предметно-научный и психолого-педагогический. В соответствии с требованиями к учебному процессу качество педагогической деятельности определяется новыми существенными хаpaктеристиками. Среди них важную роль занимают:
- проектирование учебного процесса через разработку образовательных программ и курсов, удовлетворяющих быстро изменяющемуся объему информации;
- повышение требований к качеству учебно-методического обеспечения, которое с внедрением новых технологий должно удовлетворять следующим требования: мультимедийность, интеpaктивность и открытость;
- перевод студента в активного участника образовательного процесса, через стимулирование учения, поддержание обучающего в его деятельности, предоставлении помощи в ориентации в потоке учебной информации;
- необходимость обучения студентов самостоятельно контролировать уровень своих достижений в учебном процессе, установлении постоянной обратной связи.
Проблема оценки качества деятельности преподавателя сложна. Специфика работы КрИЖТ заключается в том, что большинство студентов априорно не мотивированы на получение глубоких и качественных знаний, в результате чего их нельзя рассматривать как «гарантов» качества работы преподавателей и их самих. Причиной этого являются:
- сохраняется менталитет, что нужен диплом, а не знания; исключение составляют многие студенты бухгалтерских и экономических специальностей, которые понимают, что только высокий профессионализм обеспечит им в будущем высокую зарплату;
- многие студенты пошли в железнодорожный институт «по стопам» своих родителей, которые сделали выбор профессии за своих детей;
- студенты, направленные на учебу с предприятий Красноярской железной дороги, считают, что диплом они получат в любом случае, так как дорога является генеральным партнером института;
- отсутствие и или малое число профильных дисциплин на первых курсах, кроме бухгалтерских и экономических специальностей, которые и так заинтересованы в качестве обучения;
- студенты заочной формы обучения с уже выбранным направлениям работы не видят необходимости получения комплексного образования и им нужны «только корочки».
Эти и другие причины приводят к тому, что сам студент - по идее главный заказчик обучения - не является заинтересованным в качестве образования и не может выступать в качестве обратной связи процесса взаимодействия Заказчик - Поставщик согласно международным стандартам качества серии ISO9000. Решение проблемы возможно через введение оценки по показателю удовлетворенности потребителя, в качестве которого может выступать не столько сам студент, сколько его будущий работодатель. Применительно к КрИЖТ - это Красноярская железная дорога и другие дочерние организации. Такой подход позволит установить постоянно действующую обратную связь, которая будет обеспечивать качество образовательного процесса по принципам авторегулирования, что соответствует принципам создаваемой в ОАО «РЖД» системе менеджмента качества. В этом случае обучение будет одним из контуров регулирования в сложно-подчиненной системе управления железнодорожным трaнcпортом.
Чтобы внедрить данную систему авторегулирования в КрИЖТ разработаны системы анкетирования потребителей образовательной услуги, как со стороны студентов, так и их работодателей - Красноярской железной дороги. Руководители служб оценивали и выделяли требования к умениям и навыкам студентов, приходящим после окончания вуза на предприятия, а студенты оценивали учебный процесс, организуемый преподавателем и свое участие в этом процессе. Также дорога выделяла наиболее актуальные для нее разделы знаний и, прежде всего, необходимое лабораторное оборудование и наглядные пособия. Такая работа начата в институте, и ее первые результаты позволяют корректировать нормы качества учебного процесса.
В результате пересмотра «норм качества» учебный процесс в настоящее время строится уже с использованием новых информационных технологий. Чтобы преподаватель не только предоставлял студенту информацию, но и мог контролировать мотивацию к ее использованию, создана программа, позволяющая моделировать будущую профессиональную деятельность и выполнять лабораторные работы в рамках данной деятельности. Важное достоинство программы - визуализированный учебный материал, позволяющий в наглядной форме и в более сжатые сроки ознакомиться с материалами спец. курса. Рассматриваемые случаи бpaка в работе служб представлены в виде видеороликов, в которых наглядно продемонстрирована суть происшествия, причины возникновения ситуации, нарушения и правильный порядок действий. Таким образом, через создание данной программы информация предоставляется для решения конкретных ситуаций, а не «впрок».
Но невозможно определить качество полученного материала без внедрения системы контроля и самоконтроля. Для реализации контроля со стороны преподавателя данного вида деятельности разработана система АРМ «Тестирование», активно используемая как на очном, так и на заочном отделении. Необходимо отметить, что студенты все больше воспринимают обучение как свободное во времени и прострaнcтве и поэтому они хотят, чтобы преподаватель не предоставлял им информацию, а давал консультации по ее поиску и работе с ней. Значит, если преподаватель не обладает новыми хаpaктеристиками или владеет ими на уровне знаний (умение и опыт отсутствуют), то сложно говорить о качественном улучшении учебного процесса.
Работа представлена на международную научную конференцию «Проблемы качества образования», 6-13 августа 2007г. Кемер (Турция). Поступила в редакцию 18.07.2007г.
Статья в формате PDF
339 KB...
28 04 2025 21:43:28
Статья в формате PDF
104 KB...
27 04 2025 13:34:31
Статья в формате PDF
106 KB...
25 04 2025 10:34:28
Статья в формате PDF
307 KB...
23 04 2025 23:30:29
Статья в формате PDF
303 KB...
22 04 2025 16:56:53
Статья в формате PDF
253 KB...
21 04 2025 14:29:19
Статья в формате PDF
156 KB...
20 04 2025 17:35:39
Статья в формате PDF
142 KB...
19 04 2025 5:40:40
Статья в формате PDF
119 KB...
18 04 2025 13:21:23
Статья в формате PDF
135 KB...
16 04 2025 9:31:39
Статья в формате PDF
113 KB...
15 04 2025 16:50:44
Статья в формате PDF
315 KB...
14 04 2025 3:48:37
Статья в формате PDF
109 KB...
13 04 2025 0:56:12
Статья в формате PDF
115 KB...
12 04 2025 7:34:52
Статья в формате PDF
132 KB...
11 04 2025 21:32:37
Статья в формате PDF
322 KB...
10 04 2025 14:37:51
09 04 2025 22:28:22
Статья в формате PDF
276 KB...
08 04 2025 5:20:11
Статья в формате PDF
120 KB...
07 04 2025 23:28:51
Статья в формате PDF
257 KB...
06 04 2025 11:12:45
В работе рассмотрена очистка природных вод от ионов жесткости с помощью сорбентов на основе выщелоченных базальтовых волокон, модифицированных бентонитовой глиной. Определены статические и динамические параметры очистки.
...
03 04 2025 1:58:36
Статья в формате PDF
105 KB...
02 04 2025 23:36:55
В статье представлен анализ современных данных о морфологических особенностях слизистой оболочки и магистральных сосудов полости носа, отражена их специфика и значение в аспектах кранио-фациальных травм и обусловленных ими носовых кровотечений. Приводятся последние научные данные о значении нарушений в системе гемостаза и регуляторных механизмов гемомикроциркуляции в патогенезе рецидивов травматических носовых кровотечений.
...
31 03 2025 19:42:36
В работе проведены клинические наблюдения и исследования КТ головного мозга у 79 детей с ПЭП. Таким образом, основным морфологическим субстратом перинатального поражения мозга в остром периоде заболевания, по данным КТ, является отек мозга, нередко в сочетании с кровоизлиянием различной степени тяжести. Основным морфологическим субстратом восстановительного периода был дилатационный синдром и атрофический процесс коры головного мозга, преимущественно на уровне лобных долей.
...
30 03 2025 2:51:12
Статья в формате PDF
250 KB...
28 03 2025 20:17:44
Статья в формате PDF
126 KB...
27 03 2025 21:58:57
Статья в формате PDF
252 KB...
26 03 2025 14:36:49
Статья в формате PDF
122 KB...
24 03 2025 15:36:20
Статья в формате PDF
346 KB...
22 03 2025 1:36:53
Статья в формате PDF
105 KB...
21 03 2025 20:30:27
Статья в формате PDF
119 KB...
20 03 2025 0:22:32
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::