ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК КОНТУРА АВТОРЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК КОНТУРА АВТОРЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК КОНТУРА АВТОРЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Лакин И.К. Мороз Ж.М. Митрохин Ю.В. Чмилёв И.Е. Статья в формате PDF 176 KB

Важным  аспектом образования, связанным с проблемой его качества в настоящее время является проблема качества деятельности преподавателя. В деятельности преподавателя выявляются два блока, определяющих качество: предметно-научный и психолого-педагогический. В соответствии с требованиями к учебному процессу качество педагогической деятельности определяется новыми существенными хаpaктеристиками. Среди них важную роль занимают:

  • проектирование учебного процесса через разработку образовательных программ и курсов, удовлетворяющих быстро изменяющемуся объему информации;
  • повышение требований к качеству учебно-методического обеспечения, которое с внедрением новых технологий должно удовлетворять следующим требования: мультимедийность, интеpaктивность и открытость;
  • перевод студента в активного участника образовательного процесса, через стимулирование учения, поддержание обучающего в его деятельности, предоставлении помощи в ориентации в потоке учебной информации;
  • необходимость обучения студентов самостоятельно контролировать уровень своих достижений в учебном процессе, установлении постоянной обратной связи.

Проблема оценки качества деятельности преподавателя сложна. Специфика работы КрИЖТ заключается в том, что большинство студентов априорно не мотивированы на получение глубоких и качественных знаний, в результате чего их нельзя рассматривать как «гарантов» качества работы преподавателей и их самих. Причиной этого являются:

  • сохраняется менталитет, что нужен диплом, а не знания; исключение составляют многие студенты бухгалтерских и экономических специальностей, которые понимают, что только высокий профессионализм обеспечит им в будущем высокую зарплату;
  • многие студенты пошли в железнодорожный институт «по стопам» своих родителей, которые сделали выбор профессии за своих детей;
  • студенты, направленные на учебу с предприятий Красноярской железной дороги, считают, что диплом они получат в любом случае, так как дорога является генеральным партнером института;
  • отсутствие и или малое число профильных дисциплин на первых курсах, кроме бухгалтерских и экономических специальностей, которые и так заинтересованы в качестве обучения;
  • студенты заочной формы обучения с уже выбранным направлениям работы не видят необходимости получения комплексного образования и им нужны «только корочки».

Эти и другие причины приводят к тому, что сам студент - по идее главный заказчик обучения - не является заинтересованным в качестве образования и не может выступать в качестве обратной связи процесса взаимодействия Заказчик - Поставщик согласно международным стандартам качества серии ISO9000. Решение проблемы возможно через введение оценки по показателю удовлетворенности потребителя, в качестве которого может выступать не столько сам студент, сколько его будущий работодатель. Применительно к КрИЖТ - это Красноярская железная дорога и другие дочерние организации. Такой подход позволит установить постоянно действующую обратную связь, которая будет обеспечивать качество образовательного процесса по принципам авторегулирования, что соответствует принципам создаваемой в ОАО «РЖД» системе менеджмента качества.  В этом случае обучение будет одним из контуров регулирования в сложно-подчиненной системе управления железнодорожным трaнcпортом.

Чтобы внедрить данную систему авторегулирования в КрИЖТ разработаны системы анкетирования потребителей образовательной услуги, как со стороны студентов, так и их работодателей - Красноярской железной дороги. Руководители служб оценивали  и выделяли требования к умениям и навыкам студентов, приходящим после окончания вуза на предприятия, а студенты оценивали учебный процесс, организуемый преподавателем и свое участие в этом процессе. Также дорога выделяла наиболее актуальные для нее разделы знаний и, прежде всего, необходимое лабораторное оборудование и наглядные пособия.  Такая работа начата в институте, и ее первые результаты  позволяют корректировать нормы качества учебного процесса.

В результате пересмотра «норм качества» учебный процесс в настоящее время строится уже с использованием новых информационных технологий. Чтобы преподаватель не только предоставлял студенту информацию, но и мог контролировать мотивацию к ее использованию, создана программа, позволяющая моделировать будущую профессиональную деятельность и выполнять лабораторные работы в рамках данной деятельности. Важное достоинство программы - визуализированный учебный материал, позволяющий в наглядной форме и в более сжатые сроки ознакомиться с материалами спец. курса. Рассматриваемые случаи бpaка в работе служб представлены в виде видеороликов, в которых наглядно продемонстрирована суть происшествия, причины возникновения ситуации, нарушения и правильный порядок действий. Таким образом, через создание данной программы информация предоставляется для решения конкретных ситуаций, а не «впрок».

Но невозможно определить качество полученного материала без внедрения системы контроля и самоконтроля.  Для реализации контроля со стороны преподавателя данного вида деятельности разработана система АРМ «Тестирование», активно используемая как на очном, так и на заочном отделении. Необходимо отметить, что студенты все больше воспринимают обучение как свободное во времени и прострaнcтве и поэтому они хотят, чтобы  преподаватель не предоставлял им информацию, а давал консультации по ее поиску и работе с ней. Значит, если преподаватель не обладает новыми хаpaктеристиками или владеет ими на уровне знаний (умение и опыт отсутствуют), то сложно говорить о качественном улучшении учебного процесса.

Работа представлена на международную научную конференцию «Проблемы качества образования», 6-13 августа 2007г. Кемер (Турция). Поступила в редакцию 18.07.2007г.



КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Статья в формате PDF 297 KB...

26 04 2025 21:41:32

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ГЕОГЕЛЬМИНТОЗЫ

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ГЕОГЕЛЬМИНТОЗЫ Статья в формате PDF 237 KB...

24 04 2025 15:21:41

ВАСИЛЬЕВА ГАЛИНА ИВАНОВНА

ВАСИЛЬЕВА ГАЛИНА ИВАНОВНА Статья в формате PDF 89 KB...

17 04 2025 21:35:35

РОЛЬ АУДИТОРИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

РОЛЬ АУДИТОРИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Статья в формате PDF 108 KB...

05 04 2025 17:12:12

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ МОЧИ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ МОЧИ Статья в формате PDF 112 KB...

04 04 2025 1:30:40

ИССЛЕДОВАНИЯ ПО УДАЛЕНИЮ ИЗ ВОДЫ СОЛЕЙ ЖЕСТКОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОРБЕНТОВ НА ОСНОВЕ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОЛОКОН И БЕНТОНИТОВЫХ ГЛИН

ИССЛЕДОВАНИЯ ПО УДАЛЕНИЮ ИЗ ВОДЫ СОЛЕЙ ЖЕСТКОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОРБЕНТОВ НА ОСНОВЕ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОЛОКОН И БЕНТОНИТОВЫХ ГЛИН В работе рассмотрена очистка природных вод от ионов жесткости с помощью сорбентов на основе выщелоченных базальтовых волокон, модифицированных бентонитовой глиной. Определены статические и динамические параметры очистки. ...

03 04 2025 1:58:36

АВТОСТОЯНКА КАРУСЕЛЬНОГО ТИПА

АВТОСТОЯНКА КАРУСЕЛЬНОГО ТИПА Статья в формате PDF 142 KB...

01 04 2025 0:57:56

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И КЛИНИКО – ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАВМАТИЧЕСКИХ НОСОВЫХ КРОВОТЕЧЕНИЙ

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И КЛИНИКО – ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАВМАТИЧЕСКИХ НОСОВЫХ КРОВОТЕЧЕНИЙ В статье представлен анализ современных данных о морфологических особенностях слизистой оболочки и магистральных сосудов полости носа, отражена их специфика и значение в аспектах кранио-фациальных травм и обусловленных ими носовых кровотечений. Приводятся последние научные данные о значении нарушений в системе гемостаза и регуляторных механизмов гемомикроциркуляции в патогенезе рецидивов травматических носовых кровотечений. ...

31 03 2025 19:42:36

КОМПЬЮТЕРНАЯ ТОМОГРАФИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКЕ ГИПОКСИЧЕСКИ-ИШЕМИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ У НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ

КОМПЬЮТЕРНАЯ ТОМОГРАФИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКЕ ГИПОКСИЧЕСКИ-ИШЕМИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ У НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ В работе проведены клинические наблюдения и исследования КТ головного мозга у 79 детей с ПЭП. Таким образом, основным морфологическим субстратом перинатального поражения мозга в остром периоде заболевания, по данным КТ, является отек мозга, нередко в сочетании с кровоизлиянием различной степени тяжести. Основным морфологическим субстратом восстановительного периода был дилатационный синдром и атрофический процесс коры головного мозга, преимущественно на уровне лобных долей. ...

30 03 2025 2:51:12

ФЕМИНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

ФЕМИНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИЛОВЫХ СТРУКТУР Статья в формате PDF 135 KB...

29 03 2025 20:44:15

СТРОЕНИЕ И ТОПОГРАФИЯ ТКАНЕВЫХ КАНАЛОВ

СТРОЕНИЕ И ТОПОГРАФИЯ ТКАНЕВЫХ КАНАЛОВ Статья в формате PDF 124 KB...

25 03 2025 2:36:26

Алгоритм проведения дифференциальной диагностики

Алгоритм проведения дифференциальной диагностики Статья в формате PDF 104 KB...

23 03 2025 11:57:54

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::