ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК КОНТУРА АВТОРЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Важным аспектом образования, связанным с проблемой его качества в настоящее время является проблема качества деятельности преподавателя. В деятельности преподавателя выявляются два блока, определяющих качество: предметно-научный и психолого-педагогический. В соответствии с требованиями к учебному процессу качество педагогической деятельности определяется новыми существенными хаpaктеристиками. Среди них важную роль занимают:
- проектирование учебного процесса через разработку образовательных программ и курсов, удовлетворяющих быстро изменяющемуся объему информации;
- повышение требований к качеству учебно-методического обеспечения, которое с внедрением новых технологий должно удовлетворять следующим требования: мультимедийность, интеpaктивность и открытость;
- перевод студента в активного участника образовательного процесса, через стимулирование учения, поддержание обучающего в его деятельности, предоставлении помощи в ориентации в потоке учебной информации;
- необходимость обучения студентов самостоятельно контролировать уровень своих достижений в учебном процессе, установлении постоянной обратной связи.
Проблема оценки качества деятельности преподавателя сложна. Специфика работы КрИЖТ заключается в том, что большинство студентов априорно не мотивированы на получение глубоких и качественных знаний, в результате чего их нельзя рассматривать как «гарантов» качества работы преподавателей и их самих. Причиной этого являются:
- сохраняется менталитет, что нужен диплом, а не знания; исключение составляют многие студенты бухгалтерских и экономических специальностей, которые понимают, что только высокий профессионализм обеспечит им в будущем высокую зарплату;
- многие студенты пошли в железнодорожный институт «по стопам» своих родителей, которые сделали выбор профессии за своих детей;
- студенты, направленные на учебу с предприятий Красноярской железной дороги, считают, что диплом они получат в любом случае, так как дорога является генеральным партнером института;
- отсутствие и или малое число профильных дисциплин на первых курсах, кроме бухгалтерских и экономических специальностей, которые и так заинтересованы в качестве обучения;
- студенты заочной формы обучения с уже выбранным направлениям работы не видят необходимости получения комплексного образования и им нужны «только корочки».
Эти и другие причины приводят к тому, что сам студент - по идее главный заказчик обучения - не является заинтересованным в качестве образования и не может выступать в качестве обратной связи процесса взаимодействия Заказчик - Поставщик согласно международным стандартам качества серии ISO9000. Решение проблемы возможно через введение оценки по показателю удовлетворенности потребителя, в качестве которого может выступать не столько сам студент, сколько его будущий работодатель. Применительно к КрИЖТ - это Красноярская железная дорога и другие дочерние организации. Такой подход позволит установить постоянно действующую обратную связь, которая будет обеспечивать качество образовательного процесса по принципам авторегулирования, что соответствует принципам создаваемой в ОАО «РЖД» системе менеджмента качества. В этом случае обучение будет одним из контуров регулирования в сложно-подчиненной системе управления железнодорожным трaнcпортом.
Чтобы внедрить данную систему авторегулирования в КрИЖТ разработаны системы анкетирования потребителей образовательной услуги, как со стороны студентов, так и их работодателей - Красноярской железной дороги. Руководители служб оценивали и выделяли требования к умениям и навыкам студентов, приходящим после окончания вуза на предприятия, а студенты оценивали учебный процесс, организуемый преподавателем и свое участие в этом процессе. Также дорога выделяла наиболее актуальные для нее разделы знаний и, прежде всего, необходимое лабораторное оборудование и наглядные пособия. Такая работа начата в институте, и ее первые результаты позволяют корректировать нормы качества учебного процесса.
В результате пересмотра «норм качества» учебный процесс в настоящее время строится уже с использованием новых информационных технологий. Чтобы преподаватель не только предоставлял студенту информацию, но и мог контролировать мотивацию к ее использованию, создана программа, позволяющая моделировать будущую профессиональную деятельность и выполнять лабораторные работы в рамках данной деятельности. Важное достоинство программы - визуализированный учебный материал, позволяющий в наглядной форме и в более сжатые сроки ознакомиться с материалами спец. курса. Рассматриваемые случаи бpaка в работе служб представлены в виде видеороликов, в которых наглядно продемонстрирована суть происшествия, причины возникновения ситуации, нарушения и правильный порядок действий. Таким образом, через создание данной программы информация предоставляется для решения конкретных ситуаций, а не «впрок».
Но невозможно определить качество полученного материала без внедрения системы контроля и самоконтроля. Для реализации контроля со стороны преподавателя данного вида деятельности разработана система АРМ «Тестирование», активно используемая как на очном, так и на заочном отделении. Необходимо отметить, что студенты все больше воспринимают обучение как свободное во времени и прострaнcтве и поэтому они хотят, чтобы преподаватель не предоставлял им информацию, а давал консультации по ее поиску и работе с ней. Значит, если преподаватель не обладает новыми хаpaктеристиками или владеет ими на уровне знаний (умение и опыт отсутствуют), то сложно говорить о качественном улучшении учебного процесса.
Работа представлена на международную научную конференцию «Проблемы качества образования», 6-13 августа 2007г. Кемер (Турция). Поступила в редакцию 18.07.2007г.
Статья в формате PDF 137 KB...
09 12 2024 5:50:12
Статья в формате PDF 118 KB...
08 12 2024 10:43:55
Статья в формате PDF 301 KB...
07 12 2024 21:13:21
Статья в формате PDF 127 KB...
06 12 2024 13:46:25
Статья в формате PDF 171 KB...
05 12 2024 17:45:55
Статья в формате PDF 118 KB...
04 12 2024 9:25:55
Статья в формате PDF 130 KB...
03 12 2024 12:14:32
Статья в формате PDF 147 KB...
02 12 2024 10:58:16
Статья в формате PDF 273 KB...
01 12 2024 12:32:37
Статья в формате PDF 150 KB...
30 11 2024 3:21:30
Статья в формате PDF 123 KB...
28 11 2024 14:17:43
Статья в формате PDF 104 KB...
27 11 2024 14:46:19
Статья в формате PDF 111 KB...
25 11 2024 15:54:23
Статья в формате PDF 113 KB...
24 11 2024 17:32:31
Статья в формате PDF 306 KB...
23 11 2024 23:18:21
Статья в формате PDF 111 KB...
22 11 2024 18:34:18
Статья в формате PDF 412 KB...
21 11 2024 16:12:38
Статья в формате PDF 112 KB...
20 11 2024 16:20:43
Статья в формате PDF 433 KB...
18 11 2024 22:34:31
Статья в формате PDF 263 KB...
17 11 2024 21:10:43
Статья в формате PDF 262 KB...
16 11 2024 5:42:54
Статья в формате PDF 147 KB...
15 11 2024 12:33:13
Статья в формате PDF 133 KB...
14 11 2024 2:52:13
Статья в формате PDF 299 KB...
13 11 2024 8:38:36
Статья в формате PDF 123 KB...
11 11 2024 1:38:21
10 11 2024 3:16:20
Статья в формате PDF 132 KB...
09 11 2024 13:51:52
Статья в формате PDF 138 KB...
08 11 2024 10:43:27
Статья в формате PDF 112 KB...
07 11 2024 19:24:11
Статья в формате PDF 138 KB...
06 11 2024 17:57:45
Статья в формате PDF 111 KB...
05 11 2024 16:38:13
Статья в формате PDF 316 KB...
02 11 2024 1:36:20
Статья в формате PDF 119 KB...
01 11 2024 10:20:41
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::