ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛОМ УЧРЕЖДЕНИИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Пуляевская О.В. Каверзина Р.Г. Васькина О.В. Статья в формате PDF 182 KB

Современный этап цивилизации хаpaктеризуется развитием информационного общества. Закономерным процессом современного образования и развития общества в целом является постоянный рост информационных ресурсов. На всех уровнях образования отмечается противоречие между широтой предоставляемых ребенку образовательных услуг и ограниченными возможностями усвоения большинством детей даже общеобразовательных программ [1]. Информация, информационные технологии начинают оказывать все большее воздействие на ребенка, на состояние его психики и здоровья в целом. В связи с этим в образовании возникает потребность в разработке эффективных способов обучения детей работе с информацией, способам защиты от негативного воздействия информационных ресурсов.

Разрешение данного противоречия имеет глобальный хаpaктер и требует серьезного междисциплинарного изучения. В контексте данной статьи мы предлагаем обсудить одну из составляющих данной проблемы, а именно использование дифференцированного подхода в обучении детей как средства обеспечения информационно-психологической безопасности учебно-воспитательного процесса в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение).

ДОУ является первой ступеней в системе непрерывного образования. Здесь ребенок впервые овладевает элементарными учебными умениями, в том числе умениями работать с информацией. По окончанию ДОУ от ребенка требуется владение специальными умениями, общая зрелость психики, необходимые в дальнейшем для успешного обучения в школе. Исследования психологов в различных регионах нашей страны показывают, что более 50-70% 6-7-летних детей хаpaктеризуются низким уровнем готовности к школьному обучению. В процессе обучения в первом классе они начинают испытывать существенные трудности в овладении письмом, чтением, счетом, в усвоении и понимании текстов, логических операций. На протяжении обучения в начальных классах растет число детей, испытывающих существенные учебные трудности, наблюдается  ухудшение их здоровья.

Несмотря на большие усилия педагогов, достаточно часто они оказывается не в состоянии решить проблему школьной неуспеваемости. Более того, увеличение нагрузки, интенсивный поток информации, обучение детей без учета их психологических и психофизиологических особенностей приводит к учебным перегрузкам. В школах наблюдается увеличение количества детей с невротическими расстройствами, нарушением деятельности сердца, желудка, кишечника и других органов, появлении дидактогенных неврозов, связанных со школьными стрессами, которые приводят к снижению их успеваемости и к возникновению заболеваний, связанных с несоответствием технологии обучения индивидуальным особенностям детей [1,3].

Дифференцированный подход обеспечивает учет индивидуальных психологических особенностей детей в процессе их обучения. Дифференцированный подход позволяет снизить «психофизиологическую цену» обучения, обеспечивает первичную профилактику учебных перегрузок. В качестве основы дифференцированного подхода в обучении могут выступать различные индивидуально-типологические особенности детей, в том числе особенности латеральной организации мозга.

По типу латеральной организации мозга всех детей можно разделить, как минимум, на пять групп: «чистые правши», «праворукие», «амбидекстры», «леворукие» и «чистые левши» [5,6]. Как показывают исследования, проводимые в течение 1997-2007 года в ДОУ г. Иркутска, процентное соотношение детей в возрасте 5-7 лет с различной латеральной организацией мозга составляет примерно 20:41:23:12:4. Психическое развитие детей подчиняет законам гетерохронности и гетерогенности и в зависимости от преобладания того или иного типа латеральной организации мозга эти дети хаpaктеризуются различным уровнем сформированности высших психических функций. Кратко остановимся на их хаpaктеристике [2,3,4].

Крайние типы «чистый правша» и «чистый левша» схожи по признаку несформированности прострaнcтвенных функций. «Праворукие» дети в своем большинстве хаpaктеризуются  признаками несформированности кинестетических функций и произвольной регуляции познавательной деятельности. У детей с типом межполушарной асимметрии мозга «амбидекстр» наблюдается комплекс признаков несформированности различных познавательных функций. Так у детей этой группы наблюдаются признаки несформированности кинетических, кинестетических и квазипрострaнcтвенных функций. Среди «амбидекстров», больше, чем среди других групп детей отмечаются признаки снижения непроизвольной регуляции познавательных функций. У «леворуких» детей отмечается различная степень риска по признакам несформированности кинестетических, фонематических функций, слухоречевой памяти, также отмечается достаточно большой процент детей со снижением непроизвольной регуляции познавательных функций. Таким образом, определив у детей типы межполушарной асимметрии мозга, в процессе организации обучения можно вести с ними профилактическую работу по предупреждению развития различного рода учебных затруднений, связанных с несформированностью высших психических функций. В ходе экспериментального исследования были определены основные направления оптимизации высших психических функций у детей с разной межполушарной асимметрией мозга [2,3,4].

У детей старшего дошкольного возраста с профилем «чистый правша» в процессе обучения необходимо способствовать развитию прострaнcтвенного анализа и синтеза, зрительного восприятия, формированию прострaнcтвенных представлений и ориентировок. При этом необходимо помнить о некоторых противопоказаниях в работе с этими детьми: нельзя перегружать зрительную рецепцию ребенка, на начальных этапах ограничить объем и количество зрительно воспринимаемых объектов, не рекомендуется изучать новый объект (предмет) на фоне других ярких предметов, не перегружать речь взрослого обилием разнообразных предлогов и конструкций, носящих прострaнcтвенные хаpaктеристики, вводить их постепенно по мере осознания детьми.

Организация познавательной деятельности с «чистыми правшами» строится, исходя из особенностей и своеобразия присвоения ими внутренней и внешней информации. Процесс формирования мотивации эффективнее реализуется с опорой на процесс познания и познавательную деятельность; стиль изложения информации строится от части к целому, важна фиксация на деталях, неоднократное повторение; эффективными средствами обучения являются задания, носящие репродуктивный хаpaктер, поиск ошибок, логические задачи, составление алгоритмов.

Основными задачами в работе с «праворукими» детьми можно выделить следующие: формирование произвольного поведения ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности; организация целенаправленной и планомерной интеллектуальной деятельности; развития плавности движений (крупной и мелкой моторики); развитие произвольного внимания; формирование адекватных механизмов эмоциональной регуляции деятельности; развитие плавности, мелодичности и эмоциональности речи; развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия.

На начальных этапах необходимо способствовать развитию чувственной основы детей, создавать положительный эмоциональный фон. Эффективным средством в данном случае является слушание музыкальных произведений голосов и шумов природы и бытовых предметов. Уникальным средством в развитии двигательной сферы данной группы детей является использование музыкально-ритмической деятельности, направленной на развитие произвольности движений, концентрации внимания, выработку умения переключаться с одного действия на другое, развитие мышечного чувства, осознание внутреннего состояния, развитие координации рук, ног и туловища. Эффективно использовать музыкально-двигательные игры и упражнения, способствующий развитию крупной моторики, координации движений, формированию механизмов уравновешивания со средой, стимуляции адаптационных процессов, выработке психической сопротивляемости в отношении внезапных изменений внешней среды. Помимо музыкально-ритмической деятельности возможно использование игры на детских музыкальных инструментах. Они способствует развитию ритма, мелкой моторики, тактильных ощущений, координации движения кистей, пальцев, всей руки, снятию мышечных зажимов. Центральное значение в работе с праворукими детьми занимает включение специальных нейропсихологических упражнений. Эти упражнения позволяют активизировать межполушарную специализацию, внутри- и межполушарное взаимодействие, межполушарные синестезии и кортико-подкорковые связи, лежащие в основе оптимизации нейропсихологической регуляции.

Дети, имеющие профиль латеральной организации мозга «амбидекстр», могут проявлять самое разнообразное сочетание признаков несформированности отдельных познавательных функций или в их сочетании на фоне снижения непроизвольной регуляции познавательной деятельности. Работу с этими детьми необходимо строить исходя из того, какие признаки несформированности проявляются наиболее ярко. Если у ребенка наблюдается комплекс признаков, то целесообразно начинать с профилактики онтоготестически более ранних структур, например, непроизвольная регуляция познавательных функций (что в большой степени обеспечивается стволовыми и подкорковыми структурами мозга), а затем, постепенно, переходить к структурам, формирующихся онтоготестически позднее - к кинетическим, кинестетическим и квазипрострaнcтвенным функциям.

При проявлении признаков несформированности непроизвольной регуляции познавательных функций, целесообразно начинать работу с развития адекватных для ситуации и поведения в целом двигательных и жестомимических актов, тренировки тонкой моторной дифференциации, ее выразительности, профилактики скованности, резонерства в речи. Работая с этими детьми, педагогу необходимо «выстраивать линию поведения ребенка, минимально опираясь на речь и максимально привлекая широкий спектр двигательных, изобразительных и паралингвистических средств» [5].

Основные направления в работе с «леворукими» детьми необходимо строить исходя из профилактики признаков несформированности кинестетических, фонематических функций, слухоречевой памяти и непроизвольной регуляции познавательной деятельности. Основными задачами в процессе обучения «леворуких» детей являются следующие: профилактика эмоциональной лабильности, быстрой истощаемости психических процессов; формирование рецепрокной координации рук, сенсомоторных координаций динамического пpaксиса; формирование и развитие слухового анализа и синтеза, речевого звукоразличения и фонематического слуха; развитие слухоречевой памяти; развитие тактильного восприятия, мелкой моторики; обогащение сенсорного и сенсомоторного опыта детей, насыщение тактильного и кинестетического анализаторов разнообразными стимулами.

Основная стратегия работы с детьми, имеющими профиль латеральной организации мозга «чистый левша» - профилактика несформированности прострaнcтвенных функций, развитие прострaнcтвенного анализа и синтеза, формирование прострaнcтвенных представлений и ориентировок.

Содержания работы по профилактике несформированности прострaнcтвенных функций может быть аналогичным, что и для детей с профилем «чистый правша». В то же время необходимо учитывать различия в подходах к организации коррекционно-развивающего процесса. При организации познавательной деятельности с «чистыми левшами» необходимо учитывать своеобразие присвоения ими информации окружающей действительности и действовать следующим образом: в процессе формирования мотивации делать упор на престижность, авторитет и социальную значимость данного вида; материал, предлагаемый для усвоения детьми располагать в левой полусфере, здесь им легче сконцентрировать внимание и организовать восприятие информации; при подаче любого содержания важно, чтобы педагог оперировал образами, подкреплял его эмоциональными оттенками, обращался к личному опыту детей интуиции, больше внимания уделял пpaктическому применению знаний и умений; достаточно эффективными средствами обучения в работе с данным контингентом детей будет использование творческих заданий, ролевых игр, инсценировок, «путешествий»,  экскурсий, сопоставление фактов, выделение сути, важнейших моментов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Дзятковская Е.Н., Колесникова Л.И., Долгих В.В. информационное прострaнcтво и здоровье школьников. - Новосибирск: Наука, 2002.
  2. Дзятковская Е.Н., Пуляевская О.В. Способ определения функциональной незрелости отделов головного мозга у детей 5-7 лет/ Патент на изобретение №2225162.
  3. Пуляевская О.В., Дзятковская Е.Н. Развитие психических функций дошкольников на музыкальных занятиях. -Москва: Центр «Образование и экология», 2005.
  4. Пуляевская О.В. Дзятковская Е.Н. Способ оптимизации созревания отделов головного мозга у детей/ Патент на изобретение №228681.
  5. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. -М.: Изд-во «Академия», 2002.
  6. Хомская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий// Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1996а. №2.

Работа представлена на  международную научную конференцию «Фундаментальные и прикладные исследования. Образование, экономика и право», 9-16 сентября 2007, г.Римини (Италия). Поступила в редакцию 13.08.2007г.



ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ В СЛОЖНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ «ХИЩНИКЖЕРТВА»

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ В СЛОЖНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ «ХИЩНИКЖЕРТВА» В настоящей работе рассматриваются сложные иерархические системы «хищник -жертва - продуцент». В основу исследования таких систем положены достаточно хорошо известные экспериментальные данные, собранные компанией «Гудзонов залив» за более чем столетний период. На нижнем уровне сложной иерархической системы исследуется влияние солнечного потока на скорость роста продуцентов (деревьев, кустарников и т.д.). Показана возможность стохастических колебаний в многоуровневой системе. Подтверждена ранее высказанная гипотеза о возможности колебаний в системе «жертва -продуцент». Математическая модель описывает широкий спектр процессов и явлений, которые хаpaктерны для сложных экологических систем. ...

08 12 2024 15:37:17

ФУНКЦИЯ СОСТОЯНИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ МЕХАНИКЕ И ТЕОРИИ ПОЛЯ

ФУНКЦИЯ СОСТОЯНИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ МЕХАНИКЕ И ТЕОРИИ ПОЛЯ В работе показано, что фундаментальные принципы классической механики и теории поля - принцип наименьшего действия и калибровочная инвариантность полей  и  электромагнитного поля - есть прямое следствие существования уже в рамках классической физики функции состояния. ...

05 12 2024 6:45:13

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ Статья в формате PDF 328 KB...

28 11 2024 19:27:49

ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОРШНЕЙ ИЗ СПЛАВОВ АЛЮМИНИЯ АВТОТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКИ

ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОРШНЕЙ ИЗ СПЛАВОВ АЛЮМИНИЯ АВТОТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКИ В статье рассмотрен прцесс химического никелирования деталей машин и оборудования как эффетивный и экономически выгодный способ получения стойких покрытий. Предлагается внедрить этот процесс в технологию восстановления деталей автотpaкторной техники из алюминиевых сплавов. ...

27 11 2024 23:28:54

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Статья в формате PDF 92 KB...

24 11 2024 1:44:37

РАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УБОРКИ ЛУКА

РАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УБОРКИ ЛУКА Статья в формате PDF 95 KB...

10 11 2024 23:25:28

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИНЕТИКИ СОРБЦИИ КАТИОНА МЕТАЛЛА ПЕКТИНОМ ИЗ ЦИТРУСОВЫХ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИНЕТИКИ СОРБЦИИ КАТИОНА МЕТАЛЛА ПЕКТИНОМ ИЗ ЦИТРУСОВЫХ В работе проведено исследование цитрусового пектина на сорбционную способность по отношению к ионам свинца, а также влияние температуры на сорбционную емкость. В работе проведен расчет физико-химических параметров процесса сорбции ионов свинца цитрусовом пектином, позволивший установить, что процесс образования пектата свинца протекает как реакция первого порядка, а функциональная зависимость сорбции от концентрации ионов свинца подчиняется уравнению изотермы адсорбции Фрейндлиха. Высокая степень извлечения ионов свинца (64% от исходной концентрации) позволяет рекомендовать цитрусовые пектины в качесве энтеросорбентов при свинцовой интоксикации, а также в качестве пищевой добавки к продуктам лечебного и профилактического действия. ...

09 11 2024 2:43:24

МИКРОЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (ЧАСТЬ I)

МИКРОЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (ЧАСТЬ I) С экологических позиций излагается представление о человеке как метасистеме, состоящей из макроскопического (тело) и микроскопического (микробиота) компонентов. Последний определяется как биоценоз микроорганизмов — бактерий, простейших, микроскопических грибов и вирусов, встречающийся у здоровых людей. Приводятся некоторые количественные хаpaктеристики микробиоты человека: общее число микроорганизмов, суммарная биомасса, процентное содержание облигатной, факультативной и транзиторной составляющих, время, за которое происходит смена генерации микроорганизмов. Рассматриваются главные системоообразующие факторы, обеспечивающие целостность микробиоты: структурный, метаболический, генетический и информационный. Анализируются взаимоотношения микробиоты и макроорганизма в нормальных физиологических условиях и при патологии. Обсуждаются механизмы развития дисбиозов и патогенетически обоснованные подходы к их коррекции. ...

06 11 2024 5:24:32

О ПРИНЦИПЕ РАБОТЫ ЛЮСТРЫ ЧИЖЕВСКОГО

О ПРИНЦИПЕ РАБОТЫ ЛЮСТРЫ ЧИЖЕВСКОГО Статья в формате PDF 141 KB...

31 10 2024 20:37:32

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::