РОЛЬ КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВ В РАЗВИТИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX ВЕКОВ)
Самым крупным конфессиональным обществом, занимавшимся наряду с миссионерством, строительством школ было «Общество восстановления православного христианства на Кавказе». Оно было образовано в 60-х годах XIX века в городе Тифлисе. Еще в 1857 году Наместник Кавказа фельдмаршал князь Барятинский пришел к выводу о необходимости учреждения «Общества восстановления Православного христианства на Кавказе», мотивируя тем, что это долг православного государства и дело идет о религиозном просвещении подвластных горских народов. Союз честных лиц должен был способствовать в этом деле, для поддержания и распространения христианства между кавказскими народами.
Общество восстановления христианства призвано было распространять среди горцев идеи православия и грамотность. В целях достижения этих задач, распространившиеся тогда на все народности Кавказа, Совет Общества, прежде всего, обратился к проповедническому слову, но вскоре опыт убедил его в недостаточности этого воздействия на нравы и отсталость населения. Одним из важных дополнительных средств оказались школы.
9 марта 1885 года был утвержден Устав Общества, где был оговорен круг деятельности, включающий сооружение и содержание церквей, устройство при них помещений для духовенства; открытие церковноприходских школ для образования горского юношества и содействие им денежными средствами; перевод на туземные языки священного Писания, богослужебных, учебных и других полезных для чтения книг; издание азбук и учебной литературы.
Общество обращалось к различным способам пополнения своей кассы. Они состояли из: 1) члeнских взносов; 2) кружечного сбора; 3) пособия от Правительства; 4) ежегодного поступления определенных сумм из капитула Императорских и Царских орденов; 5) случайных поступлений и пожертвований.
Учебное начальство не ограничивалось просвещением народа одними только начальными школами. Прекрасно понимая, что кратковременное пребывание детей в начальных школах не в состоянии поставить последних на более или менее самостоятельный путь для обогащения ими своих познаний, оно стало открывать при школах воскресные и вечерние курсы. Большое внимание уделялось организации ремесленных мастерских и приютов при начальных школах.
Проектируя воскресные и вечерние школы, Общество восстановления христианства пыталось посредством их развивать и совершенствовать познания лиц, уже обученных в школах и дома. Сомневаясь в пользе обучения грамоте взрослых неграмотных туземцев, которые, если даже и научились бы читать по-русски, но не в состоянии были освоиться с языком настолько, чтобы сознательно читать книжки, предлагалось учителям вести с взрослыми в вечерних классах публичные беседы о разных серьезных и полезных для народа предметах. Такие воскресные и вечерние классы существовали почти при всех осетинских школах.
Особое внимание уделялось повышению квалификации преподавательского состава, для чего вводилась пpaктика взаимопосещений. Было предложено учителям посещать школы своих товарищей, с целью водворить единство направления в школах, а также доставить учителям возможность обмениваться своими мыслями и делиться добытыми опытом сведениями. Сведения же об этих посещениях помещались в годовых отчетах с указанием на то, что учитель нашел для себя нового и полезного в посещении им школы своего товарища. От учителей требовалось в конце каждого учебного года представление педагогических и этнографических сочинений, цель которых заключалась в том, чтобы развивать в учителях интерес к серьезным умственным работам.
Совместная скоординированная деятельность Общества восстановления православного христианства, военного ведомства и учебного округа способствовала динамичному развитию начального образования в Кавказском наместничестве. Общество, действовавшее среди христианского населения, пользовалось умело разработанной системой методов, благодаря чему продолжало добиваться успехов и с каждым годом расширяло свою школьную деятельность. Отчеты, протоколы заседаний, заметки о деятельности Общества регулярно печатались в местных печатных изданиях. Лучшие из учеников начальных школ Общества, окончившие курс в третьем отделении, получали за счет Общества среднее обучение, для чего назначались стипендии при Кавказских прогимназиях и гимназиях. Стипендиаты, при отличных успехах, могли поступать на казенные Кавказские стипендии в университеты и высшие учебные заведения.
Ведя просветительскую деятельность и параллельно миссионерскую работу, Общество восстановления Православного христианства оказывало значительное содействие правительству в укреплении основ православной веры в крае и развитии народного образования. Эта организация идеально отвечала запросам Министерства народного просвещения, для которой религиозно-охранительные задачи школы являлись приоритетными (на тот период).
Статья в формате PDF 207 KB...
25 04 2024 15:16:56
Дана хаpaктеристика локализации и цитологических особенностей cart-пептидсодержащих нейронов, выявленных на территории кортико-медиальной группировки миндалевидного комплекса мозга ...
24 04 2024 15:27:41
Статья в формате PDF 101 KB...
23 04 2024 7:34:30
Статья в формате PDF 255 KB...
21 04 2024 8:29:19
Статья в формате PDF 153 KB...
20 04 2024 4:50:43
Статья в формате PDF 175 KB...
19 04 2024 3:38:50
Статья в формате PDF 106 KB...
18 04 2024 21:21:23
Статья в формате PDF 116 KB...
16 04 2024 19:31:51
Статья в формате PDF 106 KB...
14 04 2024 18:44:47
В статье дана комплексная хаpaктеристика природных условий территории природного парка «Нумто»: приводятся сведения по геоморфологии, климату, гидрографии, растительному покрову, фауне уникального участка водно-болотных угодий на стыке подзон северной и средней тайги Западной Сибири. ...
13 04 2024 19:35:20
Статья в формате PDF 392 KB...
12 04 2024 19:13:14
Статья в формате PDF 110 KB...
11 04 2024 5:32:19
Статья в формате PDF 119 KB...
10 04 2024 20:45:39
Статья в формате PDF 303 KB...
09 04 2024 7:17:15
08 04 2024 23:39:49
Статья в формате PDF 308 KB...
07 04 2024 4:49:50
Цель работы состоит в том, чтобы выявить отличия в организации и употрeблении сравнительных конструкций в речи женщин и мужчин, тем самым определив, как глубинные знания о мире отражаются в «женском» и «мужском» вариантах национального языка. Основным методологическим принципом работы является положение о взаимосвязи языка, человека и его речемыслительной деятельности. ...
06 04 2024 22:20:23
Статья в формате PDF 109 KB...
05 04 2024 17:19:19
Статья в формате PDF 119 KB...
04 04 2024 15:33:52
Статья в формате PDF 148 KB...
03 04 2024 23:42:31
Статья в формате PDF 253 KB...
02 04 2024 4:58:24
Статья в формате PDF 257 KB...
01 04 2024 9:10:52
Статья в формате PDF 111 KB...
31 03 2024 23:54:51
Статья в формате PDF 133 KB...
29 03 2024 14:15:54
28 03 2024 11:42:13
Статья в формате PDF 114 KB...
26 03 2024 22:59:34
Для налаживания лесной аренды и рационализации лесопользования, прежде всего, в части заготовки кругляка выборочными рубками деревьев по долгосрочным проектам освоения лесов, требуется сортиментацию проводить непосредственно в конкретном лесном древостое, причем задолго до проведения самой заготовки древесины. На основе применения биотехнических закономерностей и простой шкалы качества сортиментов показана методика сортиментации лесных деревьев. ...
25 03 2024 7:27:23
Статья в формате PDF 262 KB...
24 03 2024 21:42:58
23 03 2024 12:30:27
Статья в формате PDF 254 KB...
22 03 2024 1:21:52
Статья в формате PDF 114 KB...
20 03 2024 7:24:51
Статья в формате PDF 384 KB...
19 03 2024 22:10:36
Статья в формате PDF 110 KB...
17 03 2024 18:12:19
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::