ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Составляющая концепции управления качеством подготовки будущих специалистов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) обусловлена тем, что выбор оптимальной направленности и содержания научного направления возможен лишь после изучения ее истории, тенденции процесса обучения, его настоящего состояния и ближайших перспектив. Материал школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) является базовым по отношению к вузовской дисциплине БЖД и обеспечивает соответствующую пропедевтическую подготовку. Обеспечение преемственности при этом может быть решено двумя путями: либо пропедевтическая подготовка будет приведена в соответствие с задачами последующей подготовки, либо последняя будет исходить из содержания и уровня пропедевтики. Очевидно, оптимальным будет комплексный вариант решения данной проблемы.
При включении в программу преподавания в школе такого курса ОБЖ необходимо определиться с его концепций. К сожалению, ни в одной из существующих на сегодняшний день программ по ОБЖ концепция курса не представлена достаточно четко.
Анализ программ и учебников по ОБЖ показал, что не все лица, оказывающие влияние на преподавание курса ОБЖ в школе, четко и ясно представляют цель учебной информации в данном направлении. Для одних эта цель заключается в подготовке молодежи к военной службе, для других - в хорошей физической подготовке, третьи в основу вкладывают овладение учащимися основами медицинских знаний, четвертые - навыками пpaктических действий при стихийных бедствиях или авариях на производстве и трaнcпорте.
На наш взгляд, цель учебного предмета должна быть сформулирована следующим образом: интеграция на единой методологической основе знаний об обеспечении комфортного состояния и безопасности человека в системе «человек-среда обитания». После определения цели и задач предмета, а также соответствующего содержания, разpaбатывается проект типовой программы. Далее производится выбор необходимых методов обучения и в зависимости от учебно-материальной базы, квалификации педагога появляется возможность составить примерную рабочую программу курса с учетом принципа региональности.
Таким бразом, пропедевтику возможно реализовать через оптимизацию совокупности всех компонентов пропедевтического процесса. При этом, с одной стороны, необходимо контролировать сформированный процесс обучения, с другой - появление новой научной информации. Это поможет педагогу определить аспекты, которые должны быть отражены при раскрытии определенной темы дисциплины. При этом акцент в учебно-воспитательном процессе при обучении элементам экософии в вузе и школе должен быть сделан не на содержание, а на разрешение противоречия между числом рассматриваемых вопросов и глубиной пропедевтики конкретных понятий. Сегодня проблема пропедевтики фактически проигнорирована, ориентация сделана на одномоментный переход к высшим формам мышления. В связи с этим пропедевтический процесс необходимо начинать с традиционного контроля над ходом учебно-воспитательного процесса на школьном уровне преподавания основ безопасности жизнедеятельности, исследуя направление формирования будущих знаний, умений и способностей в данной области. Чтобы активизировать многие стороны экологического воспитания школьников пропедевтические проекты должны быть непрерывными и способствовать привлечению субъектов исследования в сам процесс. Для достижения такого эффекта необходимо проникнуть в самые тонкие структуры учебно-воспитательного процесса, сохраняя гармонию между предметной и личностной составляющими образования.
Пропедевтический курс безопасности жизнедеятельности предлагается рассматривать как информацию, представленную в сжатой, элементарной форме, предваряющую более глубокое изучение данной дисциплины на поздних стадиях. Решив эту проблему, появляется возможность установления необходимой преемственности уровней школьного и профессионального образования.
В современных условиях пропедевтика образовательной сферы по дисциплине ОБЖ зависит непосредственно от того, насколько тесным и глубоким станет взаимодействие школы и вуза. Здесь важным систематизирующим фактором, обеспечивающим интеграцию, целостность учебно-воспитательного процесса и его результатов в единой системе образования является преемственность, критериями которой служат:
-инструментальность, заключающаяся не только в переходе к непрерывному изучению материала по восходящей ступени, но и в коренной перестройке самого хаpaктера обучения, предусматривающего перенос акцента с передачи знаний на организацию собственной активной познавательной деятельности;
-универсальность, представляющая взаимосвязь всех этапов обучения, включая внешние по отношению к образовательному процессу факторы;
-самостоятельность, способствующая организации процесса обучения и отражающая ход реализации пpaктических задач.
При этом в высшем и среднем образовании в области безопасности жизнедеятельности основные направления преемственности должны присутствовать:
-в экологическом воспитании;
-в формировании познавательной активности;
-в содержании и методах обучения экософии;
-в педагогических действиях преподавателей;
-в деловом сотрудничестве школьных и вузовских коллективов, обучающих данным дисциплинам.
Рассмотрев использование принципа преемственности на этапе прогнозирования управления качеством подготовки будущих инженеров к безопасной жизнедеятельности можно установить наиболее эффективные формы сотрудничества школы и вуза, методы и средства реализации учебно-воспитательного процесса, пути осуществления дальнейших связей с производством.
Личностно – ориентированная технология ставит в центр образовательной системы личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей. Основными понятиями в личностно – ориентированном учении является обучение и развитие ученика в процессе педагогики сотрудничества. ...
25 04 2024 6:31:16
Статья в формате PDF 250 KB...
23 04 2024 13:42:19
Статья в формате PDF 113 KB...
21 04 2024 7:23:54
Статья в формате PDF 321 KB...
20 04 2024 3:43:36
Статья в формате PDF 144 KB...
18 04 2024 22:34:22
Статья в формате PDF 144 KB...
17 04 2024 13:46:56
В обобщенной (негамильтоновой) механике найдены новые уравнения, описывающие физические явления. Рассмотрены системы многомерных линейных дифференциальных уравнений, возникающие из естественных условий на 8 и 16-мерные многообразия над неассоциативными моноидами. Сформулировано несколько теорем и предположений о структуре и общих свойствах интегрируемых негамильтоновых систем вихревого гидродинамического типа. Скорость распространения гравитации u = 7.9904.10 17 см/c. Скорость распространения состояния инерции приблизительно v = 4.8875.10 35 см/c. Масса – очередной флогистон позитивистской физики. Обнаружено несколько листов гравитации. ...
16 04 2024 23:12:59
Статья в формате PDF 115 KB...
14 04 2024 10:50:34
Статья в формате PDF 285 KB...
13 04 2024 20:38:19
В этой статье рассматриваются вопросы применения инновационных технологии формирования навыков здорового образа жизни учащихся сельских школ во внеурочное время. ...
12 04 2024 17:41:21
Статья в формате PDF 285 KB...
11 04 2024 22:32:43
Статья в формате PDF 112 KB...
10 04 2024 13:58:36
09 04 2024 4:27:10
Статья в формате PDF 111 KB...
07 04 2024 11:11:34
Статья в формате PDF 120 KB...
06 04 2024 4:53:43
Статья в формате PDF 122 KB...
05 04 2024 21:59:14
Статья в формате PDF 160 KB...
04 04 2024 2:46:53
03 04 2024 0:50:23
Статья в формате PDF 154 KB...
01 04 2024 21:42:35
Статья в формате PDF 474 KB...
31 03 2024 17:42:25
В статье рассматриваются проблемы атрофических изменений влагалища у женщин в состоянии тотальной овариэктомии и медикаментозной супрессии яичников. Изучается влияние оперативных и химиолучевых методов лечения paка тела и шейки матки на выраженность влагалищных атрофий. Уровень постовариэктомических нарушений во влагалище изучается при помощи маркера пролиферации Ki 67. Степень вариабельности маркера определяется как предиктор влагалищных атрофий. ...
30 03 2024 21:19:38
Статья в формате PDF 106 KB...
28 03 2024 9:24:56
Статья в формате PDF 126 KB...
27 03 2024 2:15:23
Статья в формате PDF 104 KB...
26 03 2024 12:47:16
Статья в формате PDF 226 KB...
24 03 2024 15:10:11
Статья в формате PDF 135 KB...
23 03 2024 18:39:36
Статья в формате PDF 130 KB...
22 03 2024 5:19:55
Статья в формате PDF 292 KB...
21 03 2024 8:31:18
Статья в формате PDF 123 KB...
20 03 2024 4:24:53
Выявлено, что в условиях новых образовательных моделей обучения наряду с усилением централизованного управления происходит активация симпато-адреналовой системы. Полученные данные позволяют расширить концепцию онтогенетического развития детей и подростков; расширяют существующую возрастную периодизацию. Полученные результаты при проведении лонгитюдинальных исследований выявили пoлoвые особенности в регуляции сердечной деятельности. отражающие функциональное состояние организма. Результаты проведенного исследования подтверждают общепринятую в возрастной физиологии концепцию о том, что корреляционные связи в пoлoвых группах очень динамичны, что доказывает широкий диапазон функциональных возможностей. ...
19 03 2024 12:30:52
Статья в формате PDF 141 KB...
18 03 2024 23:32:59
Статья в формате PDF 100 KB...
17 03 2024 22:17:53
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::