МЕДИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И БИОСФЕРЫ
Переход биосферы в ионосферу был обоснован ещё в 1938 году В.И. Вернадским с учётом преобразования средств связи и обмена информацией. С тех пор многие факты подтверждают увеличение потока и разнообразия информации, нeблагоприятное воздействие её на здоровье человека. Термин «информация» находит всё более широкое применение при описании разных процессов в биологических системах. Информация может вызвать как нормальную, так и патологическую реакцию и иметь значение не только адаптогенного, но и патогенного фактора.
Экологический кризис конца двадцатого века сделал актуальными вопросы взаимоотношений человека и окружающей среды. К настоящему моменту сложилось два подхода к решению этой проблемы. Один из них, космический, связывает будущее человечества с дальнейшим развитием научно-технического прогресса и освоением технологий, которые позволили бы осуществлять полную регуляцию всех процессов, протекающих в биосфере Земли и ближнем Космосе. От технического прогресса активно-эволюционные мыслители предлагают перейти к внутренне - биологическому или органическому. Альтернативным космическому является экологическое направление в вопросе о стратегиях выживания человечества. Его хаpaктерной чертой является неприятие положения космизма о необходимости активного преобразования биосферы средствами развивающейся науки и полного овладения ее процессами и явлениями. Оптимальными взаимоотношениями человека и биосферы здесь считаются такие, при которых человек минимально воздействует на среду своего обитания, подчиняя свои потребности требованиям биосферы. Минимализация этого воздействия достигается различными путями, основным из которых является сокращение потребностей, отказ от многих удобств, являющихся следствием технического прогресса; сокращение численности человечества путем ограничения рождаемости.
Мы полагаем, что нормализация отношений человека и окружающей среды должна основываться на гармоничном сочетании развития технологий и становлении биосферной ориентации деятельности человека. При этом, ведущую роль в данном процессе должно играть мopaльное сознание человека, точнее такая его составляющая, как экологическое сознание. Оно должно базироваться на стремлении подчинить потребности человека необходимости сохранения, восстановления и поддержания ресурсов биосферы, сознательном ограничении потребностей человека для снижения антропогенной нагрузки на среду его обитания. Таким образом, возникает вопрос о биосферной переориентации не только индивидуального, но и общественного экологического сознания.
В результате научно-технического прогресса: усложнения трудовой деятельности, технических устройств и технологических процессов, компьютеризации и внедрения новых средств связи увеличивается риск возникновения экстремальных факторов и развития психоэмоционального напряжения - стресса. Ощущение людьми степени опасности и риска факторов внешней среды под влиянием средств массовой информации также способствует повышению тревожности и формированию эмоционального стресса. А усиленное эмоциональное напряжение, возникающее при оценке хаpaктера и смысла информации вызывает срыв нервной деятельности, сужение объёма восприятия и внимания, а иногда - невозможность дальнейшего выполнения действий. В современных условиях экономическая информация всё больше воздействует на здоровье человека и общества. Стрессу подвержены пpaктически все люди. Он способствует возникновению дисфункций поведенческого хаpaктера (тревожные состояния, депрессия, психосоматические нарушения), поражающих миллионы людей. У обследованных, относительно здоровых людей в состоянии хронического стресса выявлена дисфункция лимфоцитов и макрофагов, разбалансирование внутриклеточных метаболических процессов, снижение компенсаторно-приспособительных реакций. Показано, что функциональный сдвиг требует реабилитационных мероприятий. Дисбаланс возбудительного и тормозного процессов лежит в основе столкновения антагонистических эффектов, вызываемых противоположной по значению информацией.
Установлено, что эмоциональный стресс вызывает более значительные нарушения регуляторных систем и всех функций организма, чем другие виды стресса. Это - истощение гормонов коры надпочечников, нейромедиаторов, необратимые повреждения сердца, сосудов, приводящие к недостаточности систем жизнеобеспечения. Отсюда возникает актуальность дальнейшего развития информационной теории эмоций, а также изучения взаимосвязи информации, ряда типовых патологических процессов и нозологических форм.
Информационная патология - это нарушения функций организма и болезни, вызванные патогенной информацией. Она возникает в условиях необходимости усвоения и переработки большого объёма биологически важной информации и принятия ответственного решения в сжатые временные сроки, и является триггером патобиологических процессов. Возникает необходимость изучения зависимости здоровья от качества и количества информации, разработки способов регуляции информационных потоков, определения критериев информации, потребности в ней. Мы считаем, что обновление своих связей с природой следует начинать не с дальнейшего развития технологий, а с нас самих, с нашего сознания. Только при условии биосферной переориентации экологического сознания человека возможна гармонизация его взаимоотношений с биосферой.
17 04 2024 19:25:48
В обзоре изложены современные представления об этиологии и патогенезе гестоза. Показано значение как генетически детерминированного, так и обусловленного развитием воспалительного процесса гeнитaлий повышения проницаемости маточно-плацентарного барьера для антигенов плода. Рассмотрена роль иммунокомплексной патологии как пускового механизма в развитии гестоза, значение нарушения продукции плацентой белков беременности и цитокинов с иммуносупрессивным действием при осложненном течении беременности. ...
16 04 2024 16:35:53
Статья в формате PDF 300 KB...
15 04 2024 17:47:20
Статья в формате PDF 293 KB...
14 04 2024 10:10:34
Статья в формате PDF 107 KB...
12 04 2024 19:29:56
Статья в формате PDF 109 KB...
11 04 2024 7:53:50
Статья в формате PDF 257 KB...
10 04 2024 16:19:32
08 04 2024 19:39:50
07 04 2024 7:10:13
Статья в формате PDF 166 KB...
06 04 2024 11:15:20
Статья в формате PDF 117 KB...
04 04 2024 20:17:44
Статья в формате PDF 124 KB...
03 04 2024 4:42:25
Статья в формате PDF 109 KB...
02 04 2024 12:13:28
Статья в формате PDF 262 KB...
01 04 2024 4:33:10
Статья в формате PDF 119 KB...
31 03 2024 12:43:23
Статья в формате PDF 151 KB...
30 03 2024 19:26:57
Цель работы состоит в том, чтобы выявить отличия в организации и употрeблении сравнительных конструкций в речи женщин и мужчин, тем самым определив, как глубинные знания о мире отражаются в «женском» и «мужском» вариантах национального языка. Основным методологическим принципом работы является положение о взаимосвязи языка, человека и его речемыслительной деятельности. ...
29 03 2024 15:45:53
Статья в формате PDF 283 KB...
28 03 2024 13:58:22
Статья в формате PDF 132 KB...
27 03 2024 10:38:57
Статья в формате PDF 255 KB...
26 03 2024 18:35:10
Статья в формате PDF 109 KB...
25 03 2024 19:10:44
Статья в формате PDF 115 KB...
24 03 2024 22:50:38
Статья в формате PDF 732 KB...
23 03 2024 13:48:51
Статья в формате PDF 255 KB...
22 03 2024 16:27:14
Статья в формате PDF 115 KB...
21 03 2024 20:14:40
Статья в формате PDF 120 KB...
20 03 2024 10:13:31
Статья в формате PDF 111 KB...
19 03 2024 8:37:59
Статья в формате PDF 297 KB...
18 03 2024 9:37:22
Статья в формате PDF 157 KB...
17 03 2024 4:13:21
Статья в формате PDF 108 KB...
16 03 2024 1:57:41
Статья в формате PDF 112 KB...
15 03 2024 22:34:55
Статья в формате PDF 221 KB...
14 03 2024 23:49:21
Статья в формате PDF 104 KB...
12 03 2024 23:46:39
Статья в формате PDF 299 KB...
10 03 2024 18:53:44
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::