ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Харламова Т.М. Статья в формате PDF 219 KB Процесс обновления образования сопровождается возросшими требованиями к профессионализму педагога, в том числе к одному из его ключевых компонентов - способностям.

На современном этапе в отечественной психологии имеется значительный опыт исследования проблемы способностей и деятельности учителя. В Пермской психологической школе В.С. Мерлина - Б.А. Вяткина в русле системного подхода изучаются профессиональные способности учителей различных предметов: математики, русского языка и литературы (Т.М. Хрусталева, Ю.С. Шведчикова), музыки (Т.И. Порошина), биологии и химии (Е.Е. Доманова), физической культуры (Н.Ю. Бурлакова). Нами предпринята попытка изучения способностей школьного учителя изобразительного искусства, которые до настоящего времени пpaктически не рассматривались.

Как показал анализ литературы, в работах отечественных и зарубежных психологов основной акцент делается на исследование проблемы собственно художественных способностей. При этом наиболее последовательно изучаются личностные особенности художников-профессионалов (Д. МакКинон, Х. Гоу, Т. Амабайл, Ф. Баррон, Ю.П. Хаюрюнен, К. Мартиндейл, К. Джеймисон, Э. де Боно, Ф. Мартин, Х. Алонзо, Г. Ревеч, В.Н. Мясищев, Е.А. Басин, О.А. Кривцун, Е.Л. Яковлева, Л.И. Сидоренкова и др.). Анализируются структура способностей к изобразительной деятельности и причины неспособности к ней (Х. Мануэль, Н. Мейер, К. Тибу, К. Роджерс, М. Кшикжентмихалый, Р.М. Милграм, В.И. Киреенко, Е.И. Игнатьев, А.Г. Ковалев, В.С. Кузин, Л.А. Ивлева, Ю.А. Полуянов, А.А. Мелик-Пашаев, В.Л. Дранков, Н. Селиверстова и др.). Исследуются процесс рисования и его эволюция в онтогенезе (Г.Кершенштейнер, Ф. Ейер, Э. Мейман, Х. Живкова, Р. Кадью, Д. Купчик, И.М. Соловьев, Г.В. Лабунская, Н.П. Сакулина, М.С. Чернявская, Н.В. Гончаренко и др.). Рассматриваются проблемы программного обеспечения уроков изобразительного искусства и их места в системе общеобразовательных дисциплин (Ф.И. Шмит, И.Г. Оршанский, Б.Ф. Ломов, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, И.П. Волков, Н.М. Молева, Н.С. Лейтес, М.П. Карпенко, Т.В. Назарова и др.). Изучаются проблемы подготовки и государственной аттестации учителей - художников (А.Н. Лук, С.П. Ломов и др.). Обозначенные исследования в большинстве своем ориентированы либо на период детства, когда только постигаются законы рисования, либо на художников - профессионалов. Значительно меньше работ посвящено учителю изобразительного искусства. Только в немногих исследованиях обобщается опыт развития творческой личности художника-педагога в процессе профессиональной подготовки (Г.А. Поровская), вычлeняются его профессионально значимые качества (Н.А. Федорова), обосновывается необходимость выработки критериев оценки художественно-педагогической деятельности (И.А. Бирич, М.Т. Ломоносова). Таким образом, профессиональные способности учителя изобразительного искусства, их структура, хаpaктер детерминации индивидуальными свойствами, особенности проявления на разных этапах профессионального становления остаются недостаточно изученными.

Психологическая структура профессиональных способностей изучалась нами на выборках учащихся выпускных групп художественно-графического отделения Пермского педагогического училища № 4 (этап овладения профессией, 65 человек), учителей изобразительного искусства (ИЗО) средних образовательных учреждений г. Перми со стажем работы 5-10 лет (этап профессионального совершенствования, 65 человек) и 15-20 лет (этап профессиональной зрелости, 65 человек). Всего 195 испытуемых.

Установлено, что структура педагогических способностей учителей со стажем работы 5-10 и 15-20 лет, по сравнению со структурой педагогических способностей выпускников, обладает большим сходством, в том числе в плане возможности взаимной компенсации ее отдельных компонентов. В структуре педагогических способностей существуют как стабильные компоненты, хаpaктеризующие педагогическую направленность, педагогическую чувствительность, способности к процессу педагогической деятельности, так и специфичные компоненты, связанные с этапом профессионального становления учителя ИЗО. У выпускников это удовлетворенность педагогической профессией, а у опытных учителей - педагогическая эффективность. В ходе профессионального становления учителя в структуре его педагогических способностей усиливается выраженность средних значений показателей педагогической компетентности, эмпатии, педагогического такта, уровня развития педагогических способностей, удовлетворенности педагогической профессией, успешности педагогической деятельности и уменьшается выраженность показателей коммуникативных и организаторских склонностей.

В структуре художественно - графических способностей учителя ИЗО существует стабильный компонент - художественная впечатлительность и компоненты специфичные, связанные с этапом профессионального становления. Например, у молодых учителей это противоположная по знаку обозначенной впечатлительности моторно-образная творческость, у опытных - разнонаправленные показатели прострaнcтвенно-логического мышления и образной творческости. Общим фактором успешности предметной деятельности для всех трех групп испытуемых является чувство пропорции; для выпускников и опытных учителей - чувство линии, степень адекватности натуре; для молодых и опытных учителей - способность к воспроизведению натуры по памяти. Специфичным фактором успешности для выпускников является чувство симметрии, молодых учителей - образная память, опытных - уровень развития художественно-графических способностей. Изменение структуры художественно-графических (предметных) способностей учителя ИЗО проявляется в увеличении количества взаимосвязей между ее компонентами на этапах овладения профессией и ее совершенствования и в уменьшении на этапе профессиональной зрелости. На этапе профессионального совершенствования учителя ИЗО (стаж 5-10 лет), по сравнению с этапом овладения профессией, в большей степени выражены средние значения показателей прострaнcтвенно - логического мышления, образной творческости, уровня развития художественно-графических способностей и изобразительно-моторной чувствительности. На этапе профессиональной зрелости учителя ИЗО (стаж 15-20 лет), по сравнению с этапом овладения профессией, в большей степени выражены средние значения показателей образной памяти, прострaнcтвенно-логического мышления и изобразительно-моторной чувствительности. В то же время в выборках молодых и опытных учителей значимые различия средних значений показателей предметных способностей не обнаружены, что указывает на их стагнацию.

Изменение структуры профессиональных способностей учителя ИЗО проявляется в увеличении количества взаимосвязей между ее компонентами. Стабильными компонентами структуры профессиональных способностей учителя ИЗО являются педагогическая чувствительность, способности к процессу педагогической деятельности, художественная впечатлительность. В то же время выявлены и специфичные компоненты, связанные с этапом профессионального становления педагога. В структуре профессиональных способностей опытных учителей ИЗО, в отличие от выпускников и молодых учителей, имеет место интеграция ее педагогического и предметного компонентов. При этом выпускник в большей степени реализует себя как педагог, молодой учитель - как художник (предметник), а опытный - как педагог - художник.

Работа представлена на II научную конференцию студентов, молодых ученых и специалистов с международным участием «Современные проблемы науки и образования», 19-26 февраля 2005г. Хургада (Египет)


МОРФОЛОГИЯ ТИМУСА МОЛОДИ РУССКОГО ОСЕТРА

МОРФОЛОГИЯ ТИМУСА МОЛОДИ РУССКОГО ОСЕТРА Статья в формате PDF 121 KB...

03 02 2025 12:12:59

РАЗВИТИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВА КНИГИ

РАЗВИТИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВА КНИГИ Статья в формате PDF 318 KB...

25 01 2025 5:31:47

Нозокомеальные инфекции у новорожденных

Нозокомеальные инфекции у новорожденных Статья в формате PDF 110 KB...

21 01 2025 12:28:24

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ КОРПОРАЦИИ

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ КОРПОРАЦИИ Статья в формате PDF 120 KB...

13 01 2025 21:11:56

МИКРОЦИРКУЛЯТОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ В МЕХАНИЗМЕ МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ГАСТРОДУОДЕНАЛЬНОЙ ЗОНЫ У ДЕТЕЙ

МИКРОЦИРКУЛЯТОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ В МЕХАНИЗМЕ МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ГАСТРОДУОДЕНАЛЬНОЙ ЗОНЫ У ДЕТЕЙ Обследовано 109 детей 8-15 лет с эрозивно-язвенными и неэрозивными формами гастродуоденальной патологии в динамике заболевания. В острой фазе заболевания при деструктивных формах поражения выявлена перестройка терминального русла, замедление кровотока во всех сосудах, сопровождающееся внутрисосудистой агрегацией эритроцитов, изменением их реологических свойств в сочетании с изменениями центральной гемодинамики. Установлена выраженная коррелятивная связь гемореологических нарушений с кислотообразующей и ощелачивающей функциями желудка. ...

06 01 2025 8:32:37

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ Статья в формате PDF 422 KB...

01 01 2025 9:17:11

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЙ ОРГАНОСОХРАНЯЮЩИХ ОПЕРАЦИЙ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЙ ОРГАНОСОХРАНЯЮЩИХ ОПЕРАЦИЙ Проведен анализ историй болезней 218 больных, оперированных по поводу травмы селезенки с использованием лазерной техники. Установлено, что применение органосохраняющих операций на селезенке по времени можно разделить на несколько этапов, которые зависят от оснащенности, а так же наличия опыта у оперирующего хирурга. Применение общехирургических методов гемостаза позволяет сохранить селезенку при ее травме лишь у 5,1 % больных; СО2-лазеров – у 38 %, а СО2 и АИГ-лазеров – у 58 % больных. ...

29 12 2024 8:46:10

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::