Особенности применения математикостатистических методов обработки данных медицинских исследований и их учет при подготовке будущего врача
Рис. 1.
Как мы видим, статистические ошибки встречаются примерно в половине статей. Врачам известно множество методов диагностики и лечения, эффективность которых была «доказана» статистическими методами и которые не выдержали проверки пpaктикой. Все это наводит на мысль, что статистические методы слишком трудны для понимания. Между тем даже начального знакомства со статистикой в сочетании со здравым смыслом обычно достаточно, чтобы понять, что предлагает нам автор в качестве «доказательств». Ошибки редко связаны с тонкими статистическими вопросами. Как правило, это простейшие ошибки, такие, как отсутствие контрольной группы, использование неслучайных выборок или пренебрежение статистической проверкой гипотез. Получается, исследователь заявляет о «статистически достоверном» эффекте лечения, редактор помещает статью в журнал, врач, неспособный критически оценить публикацию, применяет сомнительный метод лечения. В конечном итоге больной подвергается ненужному риску и не получает эффективного лечения.
Корни такой математической некомпетентности врача следует искать, в первую очередь, в несовершенстве системы вузовского образования. Каждый вузовский курс призван внести свой вклад в реализацию общих требований высшего образования. При этом в медицинских вузах особая роль принадлежит фундаментальным общетеоретическим курсам, и не в последнюю очередь высшей математике, поскольку математика - универсальный язык для описания процессов и явлений различной природы, без овладения которым сегодня немыслима ни качественная подготовка, ни эффективная деятельность специалиста. Устранение противоречий между тем, что и как студент изучает в медицинском вузе, и тем, что и как ему предстоит делать в своей профессиональной деятельности, определило цель нашего исследования. Для этого необходимо, в первую очередь, выявить оптимальное содержание курса высшей математики, направленного на повышение профессионального мастерства будущих медиков, а также оптимальные условия его проведения.
Одним из этих условий является наличие у студентов внутренней мотивации к изучению данного курса, которую можно обеспечить с помощью примеров, имеющих определенную связь с медицинской пpaктикой. В частности, глядя на график на рис.1, можно подумать, что доля статей с ошибками с годами снижается. Убедиться, что это не так, можно, построив 95% доверительный интервал для последней точки. Последняя точка соответствует периоду с января по март 1976 г. Из оригинальных статей, опубликованных в этот период, авторы рассмотрели 77, статистические ошибки были обнаружены в 32. Выборочная доля составляет p◦ = 32/77 = 0,42, ее стандартная ошибка Sp◦ = √0,42 (1 - 0,42)/ 77 = 0,056.
Тогда доверительный интервал имеет вид: 0,42 - 1,96 ◦ 0,056 < р < 0,42 + 1,96 ◦ 0,056, то есть 0,31< р < 0,53. В этот интервал попадают обе оценки, сделанные в 60-х годах. Это позволяет утверждать, что ситуация не меняется к лучшему.
Примеры подобного типа мы приводим студентам-медикам в курсе математической статистики при изучении темы «Доверительные интервалы», демонстрируя таким образом не только необходимость владения врачами математико-статистическим аппаратом для проведения своих медицинских исследований, но и умение критически оценивать готовые результаты при анализе конкретных профессиональных ситуаций.
Литература:
- Платонов А.Е. Статистический анализ в медицине и биологии: задачи, терминология, логика, компьютерные методы. - М.: Издательство РАМН, 2000. - 52 с.
- С. Гланц. Медико-биологическая статистика. Пер.с англ. - М., Пpaктика, 1998. - 459 с.
Статья в формате PDF 125 KB...
24 04 2024 20:53:46
Статья в формате PDF 265 KB...
23 04 2024 6:42:29
Статья в формате PDF 119 KB...
22 04 2024 7:38:25
Статья в формате PDF 119 KB...
21 04 2024 10:37:15
Статья в формате PDF 173 KB...
20 04 2024 8:55:49
Статья в формате PDF 104 KB...
18 04 2024 5:37:29
Статья в формате PDF 130 KB...
17 04 2024 20:37:46
Статья в формате PDF 153 KB...
16 04 2024 17:55:13
Статья в формате PDF 143 KB...
14 04 2024 1:51:34
11 04 2024 22:15:10
Статья в формате PDF 220 KB...
10 04 2024 20:29:27
Статья в формате PDF 104 KB...
09 04 2024 14:31:41
Статья в формате PDF 183 KB...
08 04 2024 5:45:22
Статья в формате PDF 108 KB...
07 04 2024 0:42:14
Статья в формате PDF 2874 KB...
06 04 2024 9:20:16
Статья в формате PDF 108 KB...
05 04 2024 7:17:20
Статья в формате PDF 221 KB...
03 04 2024 5:56:47
Статья в формате PDF 175 KB...
02 04 2024 10:29:24
Статья в формате PDF 102 KB...
01 04 2024 6:15:13
Статья в формате PDF 272 KB...
31 03 2024 23:40:48
Статья в формате PDF 126 KB...
29 03 2024 22:29:35
Статья в формате PDF 120 KB...
28 03 2024 22:49:31
Статья в формате PDF 109 KB...
27 03 2024 3:48:14
26 03 2024 14:21:52
Статья в формате PDF 261 KB...
24 03 2024 3:34:34
Статья в формате PDF 245 KB...
23 03 2024 21:50:16
Статья в формате PDF 104 KB...
22 03 2024 12:29:57
Статья в формате PDF 252 KB...
21 03 2024 19:31:27
Статья в формате PDF 245 KB...
20 03 2024 1:51:44
Статья в формате PDF 115 KB...
18 03 2024 22:11:46
Статья в формате PDF 414 KB...
17 03 2024 20:20:53
Статья в формате PDF 123 KB...
16 03 2024 7:25:59
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::