ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВУШЕК-КУРСАНТОВ
Вопрос о допуске женщин к службе в армии совсем не нов. Существует мнение, что женское дело, которому они предназначены самой природой - рождение и воспитание детей. И, лишь, отдельные женщины, воспринимающие свой пол, как ошибку природы способны помышлять о военной службе. [2]. А ведь опыт привлечения на военную службу женщин имеет достаточно глубокие корни. Сведения об этом встречаются уже в первой половине III века и относятся к греческой армии [4]. В Российской истории к первым женским подразделениям относят те, в которые привлекались представители слабого пола в качества медсестёр, фельдшеров и врачей. Об этом имеются свидетельства с Крымской (1854-1855), Франко-Прусской (1870-1871), Русско-Турецкой (1877-1878) войн, Русско-Японской компании (1904-1905). В Первую мировую войну призыв на военную службу женщин носил уже массовый хаpaктер. В годы Второй мировой войны численность женщин составляла 8% от общей численности регулярных Вооружённых сил [3]. В настоящее время их количество превышает 10% [2].
Примерно с конца XX века ряд военных учебных заведений России стал готовить специалистов тех или иных воинских специальностей из числа дeвyшек [3]. В 2002 году набор дeвyшек-курсантов осуществляли 7 высших военных учебных заведений. К 2008 году количество вузов Министерства Обороны РФ, занимающихся подготовкой военнослужащих женского пола, увеличилось до 17. При этом как показали специальные исследования, пpaктика ведения образовательной деятельности с дeвyшками-курсантами потребовала иного подхода, явно отличающегося от построения процесса обучения и воспитания курсантов-юношей.
Анализируя традиционную модель организации образовательного процесса в военном вузе, можно констатировать факт, что на настоящий момент имеет место подход, существовавший не одно десятилетие и ориентированный на сугубо мужские коллективы курсантов, не учитывающий поло-ролевых особенностей обучающихся.
На современном этапе развития человеческого общества общеизвестно существование стереотипов мужественности и женственности, отражающих различия в предназначении и психики мужчин и женщин. Но факт телесного несходства мужчин и женщин, ещё не говорит о том, что именно от него происходят все остальные наблюдаемые различия между ними. Помимо конституциональной стороны эти отличия имеют социокультурный контекст, который отражает то, что в данное время в данном обществе считается свойственным и приемлемым для мужчин, а что для женщин. Для выделения и объяснения социокультурных причин межпoлoвых различий введён в 1975 году термин «гендер», обозначающий специфический набор культурных хаpaктеристик, которые определяют социальное поведение женщины и мужчины [1] и вскрывает отличия «социального пола» от биологического [6].
Широкая проблематика гендерного подхода и его критическая направленность за последние двадцать лет позволили включить гендерный аспект во все существующие на сегодняшний день социально-гуманитарные исследования - от философии, социологии, права, истории до психологии, педагогики и лингвистики. Однако, при этом следует констатировать, что столь интенсивное развитие нового научного направления пока не привело к системному внедрению гендерного подхода в содержание отечественного высшего образования, тем более реализуемого в военных вузах, ранее не ориентированных на подготовку дeвyшек-курсантов.
По определению Л.В. Штылевой, гендерный подход - это «совокупность представлений, предполагающих, что различия в поведении и воспитании мужчин и женщин определяются не столько их физическими особенностями, сколько воспитанием, распространенными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского, государственной гендерной политикой» [7].
Социальные изменения в обществе ведут к существенным переменам в культурных стереотипах поведения мужчин и женщин. Это вызывает у людей некоторый психологический дискомфорт. Одни говорят об опасности феминизации мужчин, другие - о возрастающей маскулинизации женщин. Еще в 80-е гг. И.С. Кон отмечал, что «происходит ломка традиционной системы пoлoвых ролей и соответствующих ей культурных стереотипов» [5].
Юноши и дeвyшки, поступающие в военные вузы, уже имеют достаточно сформированные стереотипы своего поведения и опыт коммуникативных отношений, не всегда позитивный. Поэтому в процессе обучения необходимо воспитывать у курсантов обоих полов толерантное отношение к проявлению черт, свойственных противоположному полу. Как показывают проведенные опросы, около 40% курсантов-юношей негативно относятся к тому, что дeвyшки получают военную специальность, 18% юношей считают обучение дeвyшек пустой тратой времени и денег, 37% подозревают дeвyшек в том, что они пришли в военный вуз не за образованием, а за женихами.
Гендерный подход к обучению и воспитанию курсантов военных вузов должен позволить отойти от традиционных тpaктовок представлений о понятиях «мужественное» и «женственное», которые, в свою очередь, являются конструктами индивида и культуры. Использование гендерного подхода в военном вузе обусловлено востребованностью целостной, саморазвивающейся, самореализующейся, конкурентоспособной личности, способно жить в новых условиях российской действительности и выполнять эффективно профессиональные обязанности в условиях модернизации Вооруженных сил; необходимостью научного обоснования ценностно-целевого содержания учебно-воспитательного процесса в военных вузах с учетом гендерного потенциала.
Список литературы
1. Боброва И.А. Психологические особенности личности женщин-сотрудников органов внутренних дел МВД России: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2005. - 200 с.
2. Богословский М.М. Гендерный вопрос в российских Вооружённых силах / Независимое военное обозрение. - №42(638). - 12-18 ноября 2010 г. - С. 8.
3. Горелов А.А., Абаплов Ю.В. О взаимосвязи показателей успешности образовательной деятельности и функционального состояния дeвyшек, обучающихся в вузах МО РФ с уровнем из двигательной активности // Культура физическая и здоровье. - 2011. - №2(32). - С. 60.
4. Итс Р.Ф. Женский лик земли. - Л.: Лениздат, 1988. - 224 с.
5. Кон И.С. Психология пoлoвых различий // Вопросы психологии. - 1981. - № 2. - С. 54.
6. Словарь философских терминов / науч. ред. проф. В.Г. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - С. 532.
7. Штылева Л.В. Теоретические подходы к разработке методики гендерного анализа в образовании // Гендерная социализация и высшее профессиональное образование: материалы науч.-пpaкт. конф. (Новосибирск, 24-25 мая 2006 г.). - Новосибирск: Изд-во НГИ, 2006. - С.86-87.
Статья в формате PDF 115 KB...
11 12 2024 16:31:10
Статья в формате PDF 110 KB...
10 12 2024 17:37:52
Статья в формате PDF 104 KB...
09 12 2024 11:24:33
Статья в формате PDF 110 KB...
08 12 2024 7:41:22
07 12 2024 1:11:41
Проведенные исследования по изучению микробиоценоза кишечника у больных вирусными гепатитами В (ВГВ), С (ВГС) и микст-инфекции В+С (ВГВ+ВГС) позволили выявить дисбактериоз у 93,1% больных ВГВ, 100% -ВГС, 92,8% - ВГВ+ВГС. Обнаруженные изменения не укладываются в общепринятую классификацию дисбактериоза, что побудило нас разработать собственный вариант классификации. Предлагаемая классификация учитывает объективно существующие изменения количественного и качественного состава микрофлоры и позволяет осуществить рациональную коррекцию выявленных изменений. ...
06 12 2024 21:28:48
Статья в формате PDF 163 KB...
05 12 2024 18:22:17
Одним из главных факторов, определяющих межлабораторную воспроизводимость газохроматографических индексов удерживания, является редко принимаемая во внимание их зависимость от соотношения хаpaктеризуемых и реперных компонентов. Показано, что данная зависимость в разной степени проявляется не только в распределительном, но и в адсорбционном варианте хроматографического разделения. Следовательно, ее необходимо учитывать для повышения воспроизводимости измерения хроматографических индексов в газо-адсорбционной хроматографии, в том числе с использованием капиллярных колонок. ...
04 12 2024 20:55:25
Статья в формате PDF 269 KB...
03 12 2024 20:15:55
Статья в формате PDF 104 KB...
01 12 2024 0:26:14
30 11 2024 17:32:29
28 11 2024 1:28:39
Статья в формате PDF 133 KB...
26 11 2024 1:49:44
Приведены данные по распространению элементов платиновой группы (ЭПГ) в офиолитах Салаира, Алтая и Горной Шории. ЭПГ в наибольших концентрациях отмечены в проявлениях хромитов, образующих подиформные залежи, а также в никелевых проявлениях с обильными сульфидами меди, никеля и кобальта. Минералы ЭПГ представлены изоферроплатиной, иридосмином и рутениридосмином. Реже встречаются самородная платина, рутениевый невъянскит и рутениевый сысерскит. В рудных телах также присутствуют в повышенных концентрациях золото и серебро. Состав минеральных фаз платиноидов указывает на близость к восточно-уральскому геолого-промышленному типу, связанному с изверженными породами габбро-клинопироксенит-перидотитовой формации. ...
25 11 2024 0:29:41
Статья в формате PDF 264 KB...
24 11 2024 9:32:34
В современных условиях жизни требуются люди, знакомые с экологическими проблемами. В этой работе рассматриваются несколько нетрадиционные, но очень эффективные способы соединения экообразования детей и развития творческой индивидуальности посредством уроков флористики. Творчество флористов базируется на использовании самых необычных комбинаций искусно высушенных цветков и некоторых других частей растений, сохраняющих исходную форму и цвет. Изучая принципы флористики, ребёнок узнаёт как об экологических проблемах, так и о флоре и фауне, и учится ценить красоту и гармонию мира как источник личных черт и творческих способностей. ...
23 11 2024 15:55:38
Статья в формате PDF 123 KB...
22 11 2024 4:48:40
Статья в формате PDF 103 KB...
20 11 2024 19:24:26
Работу вычисляют по формуле: dA=FdS или A=FS. Но эта формула применима только для силы вызывающей изменение кинетической энергии тела. Для других сил (трения, упругой деформации, центростремительных) работу нужно вычислять по формуле: , где - импульс силы. ...
18 11 2024 21:18:52
Статья в формате PDF 293 KB...
14 11 2024 18:12:36
Статья в формате PDF 121 KB...
12 11 2024 10:11:40
Статья в формате PDF 153 KB...
11 11 2024 22:54:55
Статья в формате PDF 2874 KB...
10 11 2024 1:41:39
Статья в формате PDF 104 KB...
06 11 2024 1:36:35
Статья в формате PDF 193 KB...
05 11 2024 15:31:12
В обзоре изложены современные представления об этиологии и патогенезе гестоза. Рассмотрена роль иммунокомплексной патологии как пускового механизма в развитии гестоза, значение нарушения продукции плацентой цитокинов с иммуносупрессивным действием при осложненном течении беременности. Проведен анализ данных литературы относительно роли недостаточности вазодилатирующих факторов, в частности, оксида азота в патогенезе гестоза. Оценена роль активации системы ренин-ангиотензин-альдостерон, интенсификации процессов перекисного окисления липидов как факторов развития гипертензивного синдрома при беременности. ...
03 11 2024 9:53:27
Статья в формате PDF 121 KB...
02 11 2024 6:35:16
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::