ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ТЕХНОЛОГИИ ЭКСПЕРТНО-ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ
На качество подготовки специалистов в вузе влияет базовая подготовка абитуриентов. Поэтому большую помощь в этом вопросе оказывает ЕГЭ, по результатам которого возможно произвести объективное отсечение тех, чья базовая подготовка на момент проведения этого испытания не позволяет рассчитывать на успешное освоение испытуемым какой-либо программы высшего образования с минимальным удовлетворительным качеством. Участвуя в качестве эксперта в проверке работ школьников и абитуриентов, сдававших ЕГЭ по физике, могу отметить высокое качество составленных заданий (из тех, которые проверяла). В них проверяется не только фактическое знание материала, но и умение логически мыслить, производить обоснованный альтернативный выбор, наличие элементов системного мышления.
Основная задача педагогики высшей школы - спроектировать оптимальный процесс обучения и воспитания студентов и управление им. Этот процесс является открытой динамической системой. Она включает четыре основных блока, хаpaктерных для любой сложной системы. Ее входные параметры задают потенциальные возможности, уровень их реального развития, особенности темперамента, структуру мотивационной сферы, базовые знания, умения и навыки по выбранной специальности для каждого первокурсника. Выходными параметрами являются конкретные знания, умения и навыки, уровень развития когнитивных и других способностей, необходимых для успешной самореализации выпускника и гармоничного взаимодействия его с природой и обществом. Контролирующий блок, оценивает, насколько достигнутое к данному моменту состояние обучаемого отличается от запланированного. Управляющий модуль определяет методы воздействия, необходимые для перехода системы (включая каждого ее элемента, т.е. студента) от исходного состояния к финальному состоянию.
Учебная деятельность в вузе в широком смысле направлена на уточнение, обогащение или корректировку в ходе познавательных действий исходного образа мира, сложившегося у каждого студента задолго до поступления его в данный вуз. Эта работа очень тонкая. Многолетнее исследование автором уровня эмоционального выгорания студентов в сопоставлении с их потенциальными возможностями и их реальным воплощением показали крайне нeблагополучное состояние в этой сфере.
Учебная деятельность включает в себя ряд специфических действий по усвоению учебного материала, его обработке и контролю [1], [2]. В процессе учения наряду с предметными знаниями важно научить студента учиться. Исследования сотрудниками школы С.Д. Смирнова установлено, что до 70 % первокурсников не используют приемы систематизации учебного материала. Это и сегодня проблема для многих вузов.
Научное познание действительности с каждым годом расширяется, постоянно увеличивается объем информации, что находит отражение в объеме содержания образования. Поэтому в вузе много внимания уделяется предметным знаниям. Однако многочисленные ошибки при решении учебных и производственных задач лежат в области недостаточной логической подготовки, связаны с крайне слабыми навыками планирования и контроля собственной деятельности. Этим вопросам пока еще уделяется мало внимания в условиях классического поточного обучения.
На наш взгляд избавиться от перечисленных недостатков помогает технология компьютерной экспертно-обучающей системы [3], содержащая входные и текущие параметры каждого обучаемого, многоуровневую систему учебных заданий и сценариев обучения, благодаря чему обеспечивается индивидуализация обучения и тщательно контролируется степень приближения каждого обучаемого к поставленным целям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: МГУ, 1986.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995.
- Швецова Н.А. Структура компьютерной экспертно-обучающей системы //Материалы II научно-пpaктической конференции. с международным участием «Актуальные проблемы подготовки кадров для регионов». Т. 2. - Краснодар, - 2004.
В статье предлагается тpaктовка ресурсного потенциала сельского хозяйства региона. Представлена авторская методика построения интегрального индикатора, позволяющего судить об уровне развития ресурсного потенциала аграрной сферы региона. Дана оценка ресурсного потенциала аграрной сферы регионов Юга России. ...
26 04 2024 1:55:44
Статья в формате PDF 862 KB...
25 04 2024 13:52:56
Статья в формате PDF 103 KB...
24 04 2024 13:22:46
Статья в формате PDF 108 KB...
23 04 2024 23:46:16
Статья в формате PDF 114 KB...
22 04 2024 1:41:18
При оценке экономической эффективности культивирования сортов яблони в разных экологических условиях Северного Кавказа важными показателями являются продуктивность и качество продукции. Значительный интерес в этом отношении представляют сорта селекции Северо-Кавказского НИИ горного и предгорного садоводства: Фестиваль гор, Долинское, Златогор, Лескенское и другие, которые являются аборигенными и конкурентоспособными с культивируемыми в регионе интродуцированными зарубежными и отечественными сортами яблони. ...
21 04 2024 0:58:24
Статья в формате PDF 119 KB...
20 04 2024 15:21:50
19 04 2024 17:21:55
Статья в формате PDF 111 KB...
18 04 2024 1:58:43
17 04 2024 23:25:34
Проведены исследования наземных экосистем: почва, растительность, население млекопитающих, в зоне воздействия двух типичных алмaзoдобывающих предприятий, расположенных в среднетаежной и северотаежной подзонах. По интенсивности воздействия территория дифференцируется на микро, мезо и макроантропогенные участки. Показано, что любые уровни воздействия приводят к трaнcформациям окружающей среды. Наиболее глубокие трaнcформации выявлены на макроантропогенных участках, восстановление природной среды на таких участках в обозримое время невозможно. ...
16 04 2024 15:52:39
Статья в формате PDF 119 KB...
15 04 2024 2:15:19
Статья в формате PDF 100 KB...
14 04 2024 13:51:21
Лимфоидная закладка краниальных брыжеечных лимфатических узлов определяется у плодов белой крысы 20-21 суток в результате инфильтрации лимфоцитами их стромальных зачатков. ...
13 04 2024 16:19:17
Озонированный (5х10 -7 г/мл) раствор Кребса не влиял на базальный тонус продольных полосок (n=21) трахеи 5 коров, а также на их тонус, вызванный ацетилхолином (10 -6 г/мл), но в 43% опытов достоверно уменьшал релаксирующий эффект адреналина (10 -7 г/мл), т.е. проявлял β-адреноблокирующий эффект. Это свойство озона необходимо учитывать при нормировании условий труда в производствах с повышенным образованием озона и при озонотерапии. ...
11 04 2024 22:38:58
Изучено влияние молекул средней массы, выделенных из обожженной in vitro печени на каталитические и кинетические свойства альдегиддегидрогеназы. Показано, что молекулы средней массы выступают в роли ингибиторов активности исследуемого фермента в эритроцитах и цитозоле печени. Отмечена корреляция уменьшения активности эритроцитарной и цитоплазматической альдегиддегидрогеназы под влиянием молекул средней массы. ...
10 04 2024 0:38:23
Статья в формате PDF 101 KB...
09 04 2024 17:56:36
Статья в формате PDF 122 KB...
08 04 2024 3:44:58
Статья в формате PDF 109 KB...
07 04 2024 16:45:23
Статья в формате PDF 204 KB...
06 04 2024 17:24:11
Статья в формате PDF 224 KB...
05 04 2024 16:47:38
Статья в формате PDF 304 KB...
04 04 2024 11:17:29
Статья в формате PDF 153 KB...
03 04 2024 21:25:48
Статья в формате PDF 123 KB...
02 04 2024 21:59:27
Статья в формате PDF 115 KB...
01 04 2024 4:31:58
Статья в формате PDF 527 KB...
31 03 2024 15:16:45
Статья в формате PDF 116 KB...
30 03 2024 7:38:55
Статья в формате PDF 103 KB...
29 03 2024 23:38:44
Статья в формате PDF 109 KB...
27 03 2024 18:49:38
Статья в формате PDF 301 KB...
26 03 2024 12:55:43
Статья в формате PDF 108 KB...
25 03 2024 18:25:22
В работе определено значение процесса размола древесной массы в общей технологии получения древесноволокнистых плит. Показана взаимосвязь основных технологических, конструктивных и энергосиловых параметров размольных установок и влияние их на качественные, количественные хаpaктеристики получения древесноволокнистых плит. ...
24 03 2024 15:18:39
Статья в формате PDF 298 KB...
23 03 2024 6:30:36
Статья в формате PDF 110 KB...
22 03 2024 18:53:52
Статья в формате PDF 119 KB...
21 03 2024 3:37:41
Статья в формате PDF 120 KB...
20 03 2024 10:40:38
Статья в формате PDF 119 KB...
19 03 2024 2:13:35
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::