ОХРАНА И ЗАЩИТА, ОБУСТРОЙСТВО, ИНДИКАЦИЯ И ТЕСТИРОВАНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Показаны методологические особенности выявления биотехнических закономерностей и приведены примеры статистического моделирования устойчивыми законами распределения, причем с сложными по конструкции волновыми составляющими, различных явлений и процессов индикации и тестирования земельных участков свойствами растений, анализа территориального и компонентного экологического равновесия по активности растительного покрова, охраны и защиты окружающей природной среды, рационализации природопользования, экологического мониторинга и природоохранного обустройства территорий, причем преимущественно на примерах земель, речных сетей и других природно-антропогенных комплексов Республики Марий Эл.
Окружающая человека среда состоит из природных, природно-техногенных и техногенных (антропогенных) объектов. На территории Республики Марий Эл еще имеются природные объекты, но они требуют охраны и защиты, а также обустройства их территорий от посягательств сельского и лесного хозяйств, строительства поселений и дорог, отраслей промышленности и добычи полезных ископаемых.
При этом мастерство (teсhne) присуще не только человеку, но и всему живому. Поэтому техногенными элементами природной среды могут быть технические образования (норы сурков, плотины бобров, ульи диких пчел и др.) не только человека. Таким образом, к техногенным объектам относятся созданные человеком и другими жителями природной среды, материальные предметы и вещественно-энергетические потоки природной среды.
В этом биотехническом подходе антропоцентризм ставится на второе место, а на первое место приходят принципы биоцентризма. Это безоговорочно означает - чтобы сохранить природную среду для потомков, причем не только людей, приходится переосмысливать многие традиционные термины и понятия, даже и многовековые традиции и технологические отношения к природопользованию.
В сборнике приведены различные по тематике статьи. Но все они пронизаны применением биотехнического принципа, выраженного математически в виде биотехнического закона. Этот закон успешно применен и в обработке данных по контролю качества образовательной деятельности студентов.
Продолжая тему качества образования, нужно отметить, что на первом месте находится успеваемость, причем в главном смысле этого слова - «успевать за временем» - как студентам, так и преподавателям, по принятым программам многоуровневого обучения. Это успевание можно оценивать по-разному, чаще всего применяется четырехзначная шкала неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо и отлично. Лучше всего перейти на 100-балльную шкалу успеваемости.
На втором месте управления качеством образования находится установление приоритетов учебной работы по её видам. Увы, здесь у каждого свое мнение, так как программы обучения государственных стандартов недостаточно четко определяют приоритетность видов учебной деятельности. Стандарты снивелированы в среднем по стране.
Многие считают, что первый приоритет имеют лекции. Да, в начале и в середине прошлого века так и было. Но ныне информационные технологии позволяют «вживую» слушать маститых ученых, по Интернету ознакомиться с любым лекционным материалом, а из библиотеки взять хорошие учебные пособия. Поэтому в настоящее время лекции, увы, давно уже не могут иметь первичный приоритет.
Первый приоритет нами дается производственным и учебным пpaктикам. Они позволяют студенту лично на пpaктике вжиться в тему НИРС, выбранную на втором курсе бакалавриата. В итоге после летней пpaктики студент осознанно обpaбатывает результаты собственные полевых опытов. Как правило, этот задел относится к поисковым экспериментам, в ходе статистического моделирования которых у студента на третьем курсе появляется апостериорная информация.
Для поддержки НИРС были введены часы по лабораторным работам и они распределяются между научными руководителями НИРС (преподавателями кафедры) в соответствии с численностью закрепленных на каждом курсе студентов. Более чем 10-летний опыт показал, что аудиторные часы нужно смело сокращать, отдавая приоритет самостоятельной пpaктической работе студентов. Анахронизмом давно стали в нашей стране и сессии, исключив которые вполне можно было бы завершить бакалавриат в три года, вместо нынешних четырех лет.
Бригадно-групповой метод обучения, в спешке введенный в 20-х годах ХХ века из-за нехватки квалифицированных педагогов, снова усилился введением нормы численности группы не менее 25 человек. А для закладки творческих начал нужны группы студентов 9-16 чел. С третьего курса бакалавриата нужно начинать внедрять личностно ориентированные активные методы образовательной деятельности на основе самостоятельной творческой деятельности каждого студента.
Чтобы в стенах технического университета подготовить плодовитого изобретателя, нужно полностью поменять не только менталитет высшего образования, но и всей системы воспитания и обучения молодёжи. Как и в технологически развитых странах с образовательной системой на пpaктическое научно-техническое творчество, личностно-психологическая адаптация ребенка должна завершиться к семи годам. Социально-психологическая адаптация с упором на самостоятельность принятия решений в семье, школе и в окружающей среде должна в основном сформироваться к 12-14 годам.
С 15 лет у подростка должна быть приоритетной личностно и предметно ориентированная адаптация к природе и обществу, причем через активизацию самостоятельной творческой деятельности в школе, затем в вузе, после этого также и на производстве. Только так действительно можно стать изобретателем, то есть «винтиком» и созидателем инновационной экономики.
Процесс научно-технического исследования и поиска технических решений на уровне изобретений, по данным опытов на пришкольных учебно-опытных участках и местах пpaктики студентов, имеет этапы:
- теоретические исследования, анализ априорной информации;
- разработка методик собственных осознанных поисковых опытов;
- проведение измерений в полевых и лабораторных условиях;
- анализ таблиц результатов осознанных измерений;
- статистическое моделирование связей между факторами;
- выявление устойчивых биотехнических закономерностей;
- анализ закономерностей и запись апостериорной информации;
- разработка нового способа и методики испытаний и измерений;
- составление заявки на предполагаемое изобретение.
Курсивом выделены этапы, примерами показанные в сборнике.
Устойчивые законы для идентификации по статистическим данным по принципу «от простого к сложному» (таблица) являются «кирпичиками» для закономерностей.
Математические конструкты для построения статистической модели
Фрагменты без предыстории изучаемого |
Фрагменты с предысторией изучаемого |
y = ax - закон линейного роста или спада (при отрицательном знаке) |
y = a - закон не влияния переменной x на показатель y с предысторией значений |
y = axb - закон показательного роста (показательной гибели y = ax-b не является устойчивым из-за y = ∞ при x = 0 |
y = a exp(±cx) - закон Лапласа (Ципфа в биологии, Парето в экономике, Maндельброта в физике) экспоненциального роста или гибели |
y = axb exp(-cx) - биотехнический закон в упрощенной форме |
y = a exp(±cxd) - закон экспоненциального роста или гибели (П.М. Мазуркин) |
y = axb exp(-cxd) - биотехнический закон, предложен проф. П.М. Мазуркиным |
При моделировании временных рядов тренд нужно вначале искать по закону экспоненциального роста или гибели (спада). Все шесть устойчивых законов распределения являются частными случаями биотехнического закона.
На биопсийном материале пяти первородящих женщин в возрасте от 20 до 38 лет с физиологической родовой деятельностью проводили количественное светооптическое изучение строения миометрия матки. Оценили тканевой состав, клеточный состав и число гладкомышечных клеток в поле зрения микроскопа. Показали, что основными компонентами миометрия были гладкомышечные волокна, элементы соединительной ткани и микрососудистого русла. Гладкомышечные клетки демонстрировали разное сродство к толуидиновому синему и были условно разделены на светлые, темные и промежуточные клетки. Выявлена внутригрупповая вариация всех оцененных количественных параметров. Полученные данные могут быть базовыми при оценке тех же параметров у рожениц с патологической родовой деятельностью. ...
25 04 2024 18:14:38
Статья в формате PDF 132 KB...
24 04 2024 9:46:38
Статья в формате PDF 127 KB...
23 04 2024 20:30:12
Статья в формате PDF 113 KB...
20 04 2024 21:26:50
Статья в формате PDF 101 KB...
19 04 2024 15:26:32
Статья в формате PDF 120 KB...
17 04 2024 10:30:17
На основе введённых функций состояния для электромагнитного поля и зарядовой функции состояния для частиц выведена полная система уравнений Максвелла для электродинамики. Показано, что закон сохранения зарядов есть следствие существования этой функции. Показано также, что в вакууме электромагнитное поле отсутствует, что подтверждает справедливость теории дальнодействия. ...
15 04 2024 5:38:44
Статья в формате PDF 225 KB...
14 04 2024 18:58:51
Статья в формате PDF 324 KB...
13 04 2024 10:38:23
Статья в формате PDF 348 KB...
12 04 2024 2:28:19
Статья в формате PDF 198 KB...
11 04 2024 12:23:22
Статья в формате PDF 364 KB...
10 04 2024 14:11:39
Статья посвящена разработке методологических основ материаловедческой теории. Приводятся: структурная схема построения модели «структура - свойство», формулировка общей задачи оценки свойств материалов, математическая интерпретация общей задачи. ...
09 04 2024 15:40:37
В обзорной статье рассмотрены основные элементы энергосберегающей технологии возделывания сорго в условиях Астpaxaнской области, к которым относятся: подготовка семян к посеву, севооборот, подбор сортов, нормы высева и способы посева, минеральные подкормки, борьба с сорными растениями и болезнями с помощью внесение гербицидов, орошение по фазам роста и развития, с помощью дождевания наименее энергозатратных агрегатов. ...
07 04 2024 14:19:16
Статья в формате PDF 100 KB...
06 04 2024 18:40:10
Статья в формате PDF 123 KB...
05 04 2024 10:22:13
Статья в формате PDF 269 KB...
04 04 2024 23:50:23
Статья в формате PDF 109 KB...
03 04 2024 4:27:49
Статья в формате PDF 112 KB...
02 04 2024 21:27:50
Статья в формате PDF 102 KB...
01 04 2024 9:20:47
Выявлено, что в условиях новых образовательных моделей обучения наряду с усилением централизованного управления происходит активация симпато-адреналовой системы. Полученные данные позволяют расширить концепцию онтогенетического развития детей и подростков; расширяют существующую возрастную периодизацию. Полученные результаты при проведении лонгитюдинальных исследований выявили пoлoвые особенности в регуляции сердечной деятельности. отражающие функциональное состояние организма. Результаты проведенного исследования подтверждают общепринятую в возрастной физиологии концепцию о том, что корреляционные связи в пoлoвых группах очень динамичны, что доказывает широкий диапазон функциональных возможностей. ...
31 03 2024 12:16:28
Статья в формате PDF 153 KB...
30 03 2024 23:28:46
Статья в формате PDF 142 KB...
29 03 2024 21:18:29
Статья в формате PDF 104 KB...
28 03 2024 12:43:16
Статья в формате PDF 142 KB...
27 03 2024 1:22:53
26 03 2024 21:59:51
Статья в формате PDF 104 KB...
25 03 2024 1:50:10
Нами впервые синтезированные арилиденпроизводные пиридазин-3-онов и 3Н-пиррол-2-онов исследованы на ростостимулирующую активность. Установлено, что 6-R-4-арилиден-пиридазин-3-оны, имеющие два атома азота в кольце, и N-арил-4-бром-3-арилиден-3Н-пиррол-2-оны обладают умеренной ростостимулирующей активностью. Можно утверждать, что выявленны синтетические ростостимулирующие соединения, которые проявляют свойства близкородственных натуральным гормонам веществ. ...
23 03 2024 6:49:16
Статья в формате PDF 120 KB...
22 03 2024 18:53:54
Статья в формате PDF 101 KB...
21 03 2024 19:22:15
Статья в формате PDF 262 KB...
20 03 2024 11:30:42
Статья в формате PDF 120 KB...
19 03 2024 23:56:29
Статья в формате PDF 125 KB...
18 03 2024 11:30:56
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::