ГОРОДСКОЙ ЛАНДШАФТ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ГОРОДСКОЙ ЛАНДШАФТ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ГОРОДСКОЙ ЛАНДШАФТ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

Уварова О.П. Статья в формате PDF 280 KB

Сравнительно недавно в культурологических исследованиях появилось понятие глобализации культуры. Взаимодействие культур, несомненно, осуществлялось и в прежние исторические эпохи, но такой размах этот процесс приобрел только во второй половине ХХ в. и с тех пор продолжает ускоряться [4].

Гиперглобалисты говорят, что глобализация неизбежно вызывает ломку и ускоренное исчезновение национальных культур. Скептики утверждают, что национальные правительства не утратили власти, они осуществляют разработку и реализацию основных направлений культурной политики, защиту исторического культурного наследия, поддержку новых проектов. Tрaнcформисты утверждают, что глобализация принципиально меняет жизненную среду и проецирует возникновение новых типов цивилизации, культуры и человека [4].

Как бы то ни было, каждая культура обладает уникальностью и неповторимостью и достойна быть представленной на карте мировой культуры [4]. В свете возникшей ситуации с интенсивным взаимопроникновением культур вопрос национальной культурной политики сегодня стоит особенно остро.

В представленной статье хотелось бы рассмотреть городской ландшафт как одно из явлений культуры, но для начала необходимо определиться, что же считать культурой.

Слово «культура» (cultura) было введено в оборот древними римлянами как противопоставление слову природа (natura), и означало оно культивирование, т.е. возделывание, выращивание чего-либо, поначалу - растений и животных, обработку почвы. Вот этот первичный смысл - понимание культуры как неприродного, возделанного, обработанного, улучшенного, усовершенствованного по отношению к естественному - сохранился до наших дней [4].

Разумеется, городской ландшафт является примером непосредственного преобразования окружающей среды человеком, что, исходя из данного выше определения, уже являет собой культуру. Однако помимо преобразования как такового, гуманистически ориентированное понимание культуры подразумевает позитивные преобразования.

Культура, согласно Г. Зиммелю, представляет собой те вещи, которые... ведут к самоосуществлению души либо представляют собой те отрезки пути, по которому индивид или сообщество должны идти к более возвышенному существованию [1].

Встает закономерный вопрос, любой ли антропогенный ландшафт можно считать явлением культуры? Ведь далеко не каждый пример современного городского ландшафта «ведет к более возвышенному существованию».

Это же определение культуры подталкивает нас к рассмотрению процесса преобразования ландшафта, как процесса самореализации индивида. В городе наряду с ландшафтными архитекторами и градостроителями активное участие в формировании городской среды принимают непосредственно жители. И культурность ландшафта напрямую зависит от культурности каждого человека общества.

Городской ландшафт - суммарный продукт одновременного творчества каждого отдельного человека и градостроителей, поэтому он ни в коей мере не может рассматриваться, как продукт индивидуального производства, хотя и содержит его в себе. Ландшафт несет в себе представления о красоте и функциональности общества, отражает общий культурный уровень страны-города-района.

С семиотических позиций культура - это совокупность знаковых систем, с помощью которых человечество или данный народ поддерживает свою сплоченность, оберегает свои ценности и своеобразие своей культуры и ее связи с окружающим миром [2].

В современном мире культура приобретает значение фактора, способствующего консолидации и сплочению общества, преодолению тенденций изоляционизма, выработке национально-этнического самосознания и чувства причастности к историческому процессу [4].

Несомненно, как аспект культуры городской ландшафт может служить для сплочения народа, т.е. несет в себе функцию самоидентификации личности - отнесения себя к той или иной группе. Однако нeблагоприятный ландшафт наоборот может вызывать отторжение и стремление противопоставить себя ему. Например, люди, проживающие в определенном районе, или идентифицируют себя с социумом этого района, или же противопоставляют себя ему, однако, так или иначе, соотносятся непосредственно с городским сообществом и его средой.

Здесь хорошо вспомнить теорию разбитых стекол, предложенную Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом, согласно которой явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах. В результате возникающей цепной реакции «приличный» городской район может быстро превратиться в клоаку, где людям страшно выходить на улицу. «Теория разбитых окон» очень понравилась многим политикам, и ее вскоре стали применять на пpaктике. Тщательно следя за чистотой улиц и смывая граффити со стен, нью-йоркские власти не только приучили граждан вести себя культурнее, но и добились значительного снижения преступности в городе [5].

В Нижнем Новгороде, к сожалению, достаточно часто встречаются нeблагоустроенные, заброшенные, неухоженные территории, притягивающие к себе соответствующий контингент, тогда как избавление от таких криминогенных ландшафтов: своевременный уход за парками, систематический сбор и вывоз мусора - смогли бы значительно улучшить социальную обстановку города.

Помимо снижения преступности и алкоголизма благоустроенный городской ландшафт развивает чувство прекрасного среди населения, вызывает положительные эмоции, снижает социальную напряженность, повышает лояльность к властям.

Как говорил У. Черчилль «Сначала мы строим дома, а потом дома строят нас».

Прострaнcтвенная среда города, являющаяся результатом деятельности человека, оказывает обратное воздействие на человеческое общество, влияя на формирование мировоззрения, образа жизни и отдельных людей, и общества в целом. Результат архитектурной деятельности одного поколения во многом предопределяет следующее поколение.

Во все времена архитектурные стили и направления являлись отражением идеологических, культурных воззрений общества. В архитектуре нашли отражения тирания и демократия, тоталитаризм и гуманизм, величие личности и роль «винтиков истории» [3].

Городской ландшафт является культурным наследием человечества и народа, он оказывает непосредственное влияние на проживающих в нем людей: является средством создания определенного впечатления, настроения, организует трaнcпортные потоки, привлекает внимание к одним объектам, «маскирует» другие, заставляет людей действовать соответственно месту, где они находятся, влияет на стоимость жилья и офисных помещений, диктует многие экономические процессы. Ландшафт - мощное средство манипуляции. Им можно пользоваться осознанно или неосознанно: можно пустить все на самотек, а можно разработать целостную градостроительную политику, обеспечивающую безопасное пребывание в городе, культурное развитие населения, воспитание чувства прекрасного, снижение социальной напряженности, повышение лояльности к властям. Городской ландшафт может служить основой для самоидентификации человека со своей страной, городом, районом. Создание продуманного городского прострaнcтва - мощное направление национальной культурной политики.

Список литературы

  1. Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. - М.: Юристъ, 1996. - 672 с.
  2. Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства. Опыт энциклопедического словаря. Ч. II. - СПб. : Композитор, 2000. - 394 с.
  3. Кузьмин А.В. Свобода творчества и ее ограничения нормами и правилами // Градостроительство России XXI века: сборник научных статей РААСН. - М., 2001. - С. 15-19.
  4. Большаков В.П. Теория культуры [Электронный ресурс]. - http://lib.rus.ec/b/166292/read.


ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РИСКА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РИСКА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В статье представлена комплексная оценка экологического риска территории Иркутской области. Наличие в области большого количества промышленных объектов с опасными производствами, технологиями и материалами предопределяет реальную возможность возникновения техногенных аварий и катастроф. Естественными природными факторами риска являются землетрясения, оползни, ураганы, наводнения, лесные пожары, опасные инфекционные заболевания, эпизоотии и эпифитотии. Более того, многие природные ЧС возникают как следствие воздействия человека на природную среду. Городская экосистема должна проектироваться и развиваться на основе технологии комплексной оценки экологической емкости территорий, которая необходима для гармоничного развития территорий без деградации природных экосистем любого уровня. В Иркутской области наблюдается значительное загрязнение всех компонентов окружающей среды, что также сказывается на показателях состояния здоровья населения. Выявлена статистически значимая связь между показателями детской cмepтности и загрязнением природной среды. Комплексная оценка экологического риска по предлагаемой методике показывает, что природная среда исследуемой территории уже никогда не сможет восстановиться в первоначальном виде. ...

17 04 2024 11:22:40

АВТОМОРФИЗМЫ ИЕРАРХИЙ СТРАТ

АВТОМОРФИЗМЫ ИЕРАРХИЙ СТРАТ Статья в формате PDF 117 KB...

10 04 2024 9:55:20

ОБРАБОТКА ТВЕРДОГО ЖЕЛЕЗА ШЛИФОВАНИЕМ

ОБРАБОТКА ТВЕРДОГО ЖЕЛЕЗА ШЛИФОВАНИЕМ Статья в формате PDF 208 KB...

07 04 2024 18:39:51

Производство цукатов из мякоти плодов и фруктов

Производство цукатов из мякоти плодов и фруктов Статья в формате PDF 103 KB...

30 03 2024 13:17:55

Студенты как телеаудитория

Студенты как телеаудитория Статья в формате PDF 314 KB...

19 03 2024 0:44:18

ПРОБЛЕМЫ НЕДОБРОВОЛЬНОЙ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ И ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ

ПРОБЛЕМЫ НЕДОБРОВОЛЬНОЙ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ И ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ Обследовано 65 больных шизофренией, направленных в психиатрический стационар в недобровольном порядке. Установлено, что только 16% из них госпитализируются по Постановлению суда (что составляет 0,46% от всех поступивших больных в течение года), остальные 84% дают согласие на госпитализацию в первые дни пребывания в стационаре. У большинства больных указанного контингента наблюдается выраженная социально-трудовая дезадаптация и низкая комплаентность. Приводятся рекомендации по стратегии и тактике лечения в условиях стационара и внебольничного звена психиатрической помощи, требования к преемственности и особенности диспансерного наблюдения. ...

17 03 2024 15:21:57

РОЛЬ МИКРОРНК В РЕГУЛЯЦИИ ЦИРКАДИАННЫХ РИТМОВ У МЛЕКОПИТАЮЩИХ

РОЛЬ МИКРОРНК В РЕГУЛЯЦИИ ЦИРКАДИАННЫХ РИТМОВ У МЛЕКОПИТАЮЩИХ В настоящем обзоре проанализированы и обобщены современные данные о роли микро-РНК (miРНК) в тонкой подстройке циркадианных биологических часов (БЧ) на уровне центрального осциллятора (супрахиазматических ядер гипоталамуса, СХЯ) и в периферических тканях и органах. Обсуждаются механизмы воздействия miРНК (miR-132, miR-216, miR-182, miR-96, miR-122, miR-141, miR-192/94, miR-206) на этапы экспрессии ключевых генов БЧ. Продемонстрировано опосредованное этим влияние miРНК на параметры циркадианного ритма (период, амплитуда, фазовый ответ на внешний световой сигнал), а также участие данных процессов в модуляции физиологических ритмов на более высоких уровнях организации млекопитающих. ...

16 03 2024 22:45:58

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::