МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЕ МОРДВЫ: РОЛИ И СТАТУС
Субъектами (носителями) традиционной культуры являлись сельская община, семья, а также различные пoлoвoзрастные группы. Ролевые функции этих групп менялись с течением времени. Так, вероятнее всего, на ранних этапах развития этноса хранителями и основными носителями обрядов были старики. Их ведущая роль сохранялась и позже в общесельских обрядах, символизирующих единство коллектива, а также в обрядах, связанных с культом предков. Роль же общинного «актива» перешла к взрослым женатым людям, особенно в ритуалах, связанных с культом плодородия (в том числе и рождением новых члeнов крестьянского сообщества). Это было связано с тем, что именно эта группа являлась основной трудовой силой, и от нее зависело воспроизводство самого этноса. Мужские обрядовые функции были связаны с обеспечением удачи в основных полевых работах (пахоте, бороновании, севе). На общем сходе взрослых мужчин выбирался общинный засевальщик или пахарь, то есть те люди, которые начинали пахоту и сев. Они должны были обладать рядом качеств: быть трудолюбивыми, добрыми, честными, с «легкой» рукой. Каждый хозяин и самостоятельно совершал символический засев. Благоприятными днями для его совершения считались вторник и четверг. После моления богам исполнитель обряда шел на загон, где и зарывал зерно вместе с хлебом, куском мяса и яйцом. Символика обрядовых функций мужчин при обработке земли и севе сохранила следы мифологического представления об этих занятиях как о «пoлoвoм акте» и оплодотворении земли. Особенно явно она проступала при посеве льна и конопли, которые желательно было сеять в обнаженном виде. В обязанности мужчины-хозяина входила также забота о лошадях, которые считались «мужскими» животными. Именно мужчины работали на конях и ухаживали за ними. В течение года проводилось несколько молений о здоровье и размножении лошадей: одно - в начале лета, обычно на Вознесение, другое - в августе, в день христианских покровителей лошадей Фрола и Лавра. В этих молениях принимало участие пpaктически вся мужская часть общины, начиная со стариков и кончая мальчиками-подростками. Важна была роль данной пoлoвoзрастной группы и в апотропеических обрядах. Одной из главных мужских функций этого рода являлось добывание («вытирание», высекание) нового, живого огня, а также сооружение земляных ворот. Делали их в виде ямы похожей на печь без крыши. Иногда, вместо этого, просто ставили под углом два бревна, или покрывали деревянными балками и торфом специально вырытую канаву. Большое влияние на обрядовую жизнь общины имели и замужние женщины. Многие исследователи мордвы отмечали, что именно они являлись наиболее строгими блюстительницами и исполнительницами семейных и общественных ритуалов. Важна была роль женщин в земледельческом цикле, где четко проявлялась связь женского начала и «родственной» ему стихии земли. Молодые женщины вместе с дeвyшками «зазывали» весну, а представительницы более старших поколений обучали их весенним песням. Взрослые женщины играли главенствующую роль в обрядах «кормления» различных природных стихий: земли, воды, огня, растительности. Они готовили еду каждой из них, так как различался не только набор ритуальных блюд, но и смысл кормления мог быть различен: одних ублажали с просьбой не приносить вреда (ветер, огонь), других - для появления и роста (птицы, растительность). Некоторые обряды, основным моментом которых являлось такое «кормление», были исключительно женскими, о чем уже говорилось выше. На женщинах лежала также и забота по обеспечению «пищей» умерших родственников. Ведущее место занимали женщины в обрядах, проводившихся в период с посева до созревания хлебов, то есть это было время беременности и вынашивания плода нивой, что соответствовало таким же функциям жены и матери в человеческом коллективе. После окончания сева женщины устраивали свои братчины, а во время жатвы они проводили благодарственные моления в честь покровительницы поля.
На взрослых женщинах лежала также пpaктическая и ритуальная забота о скоте, кроме лошадей. Например, «большуха» руководила семейным молением в честь бога свиней. А в осеннем ритуале, посвященном покровителям двора и скотоводства, вообще участвовали только женщины и дети. Мужчины должны были в этот день работать вне дома и возвращаться после окончания данного ритуала. Хозяйки выполняли и обряд первого выгона скота со двора. В случае болезни животных они проводили ночное моление, во время которого просили покровительницу дома и семьи избавить скот от болезни, даровать ему здоровье и силу. Таким образом, в традиционных обрядах мордвы четко прослеживались ритуальные роли семейных мужчин и женщин. С распадом прежней структуры общины обрядовые действия теряли свое значение, и все более становились играми, где главными действующими лицами были молодежь и дети. В настоящее время на первый план вновь выдвинулось старшее поколение, которое сохраняет память о народных традициях и пpaктически выполняет все обрядовые функции.
Статья в формате PDF 135 KB...
25 04 2024 6:13:17
Озонированный (5х10 -7 г/мл) раствор Кребса не влиял на базальный тонус продольных полосок (n=21) трахеи 5 коров, а также на их тонус, вызванный ацетилхолином (10 -6 г/мл), но в 43% опытов достоверно уменьшал релаксирующий эффект адреналина (10 -7 г/мл), т.е. проявлял β-адреноблокирующий эффект. Это свойство озона необходимо учитывать при нормировании условий труда в производствах с повышенным образованием озона и при озонотерапии. ...
24 04 2024 12:56:36
Статья в формате PDF 123 KB...
23 04 2024 23:15:26
Статья в формате PDF 119 KB...
20 04 2024 10:19:27
Выявлены количественные и качественные особенности формирования запасов углерода в степных экосистемах. ...
19 04 2024 9:51:45
Статья в формате PDF 129 KB...
18 04 2024 14:10:26
Статья в формате PDF 111 KB...
17 04 2024 13:38:41
Статья в формате PDF 114 KB...
15 04 2024 1:34:41
Статья в формате PDF 270 KB...
14 04 2024 10:58:19
Статья в формате PDF 109 KB...
13 04 2024 2:40:11
Статья в формате PDF 205 KB...
12 04 2024 5:47:59
Статья в формате PDF 265 KB...
11 04 2024 18:49:38
Статья в формате PDF 265 KB...
10 04 2024 19:33:51
Статья в формате PDF 117 KB...
08 04 2024 9:37:34
Статья в формате PDF 214 KB...
07 04 2024 22:55:56
Статья в формате PDF 383 KB...
06 04 2024 16:45:14
Статья в формате PDF 130 KB...
05 04 2024 4:37:36
Статья в формате PDF 691 KB...
04 04 2024 19:26:23
Статья в формате PDF 110 KB...
03 04 2024 14:41:58
Статья в формате PDF 101 KB...
02 04 2024 3:16:54
Статья в формате PDF 119 KB...
01 04 2024 3:57:34
Статья в формате PDF 528 KB...
31 03 2024 22:30:51
Статья в формате PDF 122 KB...
30 03 2024 10:31:52
Статья в формате PDF 100 KB...
29 03 2024 20:28:34
Статья в формате PDF 120 KB...
26 03 2024 0:43:36
Статья в формате PDF 109 KB...
24 03 2024 1:11:47
Статья в формате PDF 114 KB...
23 03 2024 21:44:53
Статья в формате PDF 112 KB...
22 03 2024 12:43:39
Статья в формате PDF 120 KB...
21 03 2024 1:20:54
Статья в формате PDF 226 KB...
20 03 2024 8:37:18
Статья в формате PDF 205 KB...
19 03 2024 1:40:17
Статья в формате PDF 135 KB...
18 03 2024 0:39:50
Статья в формате PDF 101 KB...
17 03 2024 14:10:15
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::