СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
Начальное профессиональное образование в России переживает сложный этап своего развития. Можно определенно сказать, находится в кризисной ситуации, особенно ее последствия проявляются негативно в той или иной мере в российских глубинках, отдаленных регионах, затрагивая многие насущные социальные, правовые, образовательные, производственные, экономические, кадровые и другие проблемы в условиях неравномерного и низких темпов социально-экономического развития многих областей и регионов страны. В свою очередь, существование экономически «нeблагополучных» регионов на фоне относительно развитых порождает определенную социальную напряженность на местах (безработица, низкий уровень социально-экономического положения основного населения, падение рождаемости, рост преступности и наркомании среди молодежи, падение престижа рабочих специальностей, утрата нравственных ценностей, низкий уровень мотивации учения и т.д.), кадровую перегрузку или потерю квалифицированных рабочих кадров, а также неуправляемое перераспределение кадровых ресурсов, вследствие этого резкое снижение численности работоспособного населения в «нeблагополучных» регионах. Это, безусловно, отражается на региональной кадровой политике, ибо она строится во многом исходя из перспектив социального экономического развития данного региона и сложившейся его инфраструктуры, а также с учетом национальной культуры и традиций коренных народов. В этих условиях меняются также цели профессионального образования на уровне региона. При этом нельзя не учитывать тенденции развития образования в России и мировые тенденции в образовании. В условиях глобализации современного мира мы невольно втягиваемся в единое общеевропейское образовательное прострaнcтво, при этом сохраняя накопленный богатый собственный опыт подготовки профессиональных рабочих кадров и специалистов всех уровней, и в то же время творчески воспринимая и развивая все позитивное, накопленное в мировой пpaктике.
Далее нам хотелось бы раскрыть современные проблемы профессионального образования в условиях региональной кадровой политики на примере Поволжского федерального округа, в частности, Ульяновской области, представляющей собой в РФ типичную область.
Дефицит квалифицированных кадров в настоящее время касается уже не отдельных предприятий - лидеров области, а пpaктически целых секторов экономики. Ульяновская область находится на траектории экономического подъема, хотя с некоторым опозданием. Так, по итогам 11 месяцев 2006 г. продолжился рост промышленного производства. В частности, объем выполненных работ в строительстве увеличился сразу на 55%, в том числе жилищного - на 22%. При этом потребность ульяновских предприятий в производственных кадрах увеличилась на 19%. Города Ульяновск и Димитровград испытывают значительные потребности в трудовых ресурсах. Возможностей внешнего рынка труда для обеспечения предприятий Ульяновской области рабочими кадрами при сохранении нынешних темпов роста хватит еще не более чем на год.
Основными угрозами в решении кадровой проблемы Ульяновской области являются следующие:
- нeблагоприятная демографическая ситуация, двукратное превышение cмepтности над рождаемостью, вследствие этого население ежегодно сокращается на 11-12 тысяч человек;
- отток наиболее профессионально подготовленных кадров и социально активного населения в другие более динамично развивающиеся российские регионы, ежегодно такие потери составляют 2-3 тысячи человек;
- низкий уровень профессиональной компетентности производственных кадров. В частности, около 40%, занятых в производстве, не удосужились в своей жизни получить даже начальное профессиональное образование;
- малопривлекательность рабочих специальностей для современной молодежи, ее не устраивает условия профессиональной деятельности, социальный статус и многое другое.
По оценкам Росстата, к 2026 году Ульяновская область потеряет около 19 % своего населения, то есть, по 1% ежегодно, поэтому проблема кадрового обеспечения все теснее соприкасается к проблеме выхода из демографического кризиса. Область переживает острый дефицит в квалифицированных кадрах многих рабочих профессий. Резко снизился приток молодежи в профессиональные училища. В то же время имеем невостребованность кадров гуманитарных специальностей.
В этих условиях подготовка рабочих кадров начального профессионального образования, безусловно, становится приоритетной в региональной кадровой политике. Изложенные выше аргументированные основания ставят на повестку дня задачу более глубокой научно-теоретической и пpaктической разработки следующих первоочередных проблем:
- проектирование содержания подготовки выпускников профессиональных училищ на основе гуманистической ориентации их профессиональной подготовки;
- разработка инновационной модели формирования рабочих кадров в соответствии с современными требованиями;
- гражданско-патриотическое воспитание учащихся;
- формирование гармонично развитой личности;
- организация здорового образа жизни;
- правовое воспитание учащихся;
- организация досугового времени;
- профилактика асоциального поведения учащихся.
Итак, вышеизложенное обусловливает необходимость переосмысления и переконструирования всей деятельности учреждений НПО в соответствии с региональной кадровой политикой. В свою очередь, это требует и инновационного подхода к подготовке и переподготовке педагогических кадров, оценке их деятельности и обучающихся.
В этих условиях в рамках национального проекта развития образования подготовка специалистов начального профессионального образования выходит на первый план. Это, в свою очередь, требует модернизации всей системы начального профессионального образования с учетом перспектив социально-экономического развития страны, тенденций профессионального образования в России и мировых тенденций в образовании.
Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия. Человек как самоцель развития, как критерий оценки общественного прогресса представляет гуманистический идеал происходящих в современном мире перемен. Поэтому сегодня одной из первостепенных задач является реализация гуманистической сущности образования в процессе профессиональной подготовки молодых рабочих кадров, ибо образование является основным средством развития гуманистических ценностей развивающейся личности.
Тем самым гуманистическая направленность профессиональной подготовки рабочих кадров определяет современную стратегию начального профессионального образования.
В формировании гуманистических взглядов учащихся призвана сыграть большую роль личность самого педагога, непосредственно осуществляющего гуманизацию образования.
Поэтому первостепенное значение имеет подготовка и повышение квалификации педагогов, способных реализовать в учреждениях начального профессионального образования идеи гуманизации образования. Гуманизация образования является важнейшим принципом и условием эффективности формирования рабочих кадров в процессе начального профессионального образования.
Процесс гуманизации и гуманитаризации образования определен в образовательной политике государства, основными принципами которой являются гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, доступность развивающейся личности в удовлетворении образовательных потребностей и т.д.
В формировании гуманистических взглядов учащихся профессиональных училищ призваны сыграть определенную роль гуманитарные дисциплины, поэтому они должны занимать достойное место по учебному плану, связанные междисциплинарным подходом.
Естественно, только посредством гуманитаризации образования невозможно достичь такой цели, как формирование гуманистических взглядов учащихся, ибо гуманизация образования представляет собой сложный и многогранный процесс, охватывающий многие аспекты образовательного процесса. В контексте этих рассуждений В.П. Бездухов подчеркивает: "Нельзя очертить границы и масштабы гуманизации образования средствами учебных предметов гуманитарного цикла. Важен тот нравственный потенциал, который содержится в них и придает процессу гуманизации образования стабильность и в то же время гибкость и динамичность".
Гуманитаризация образования - необходимая реальность в современном мире. Однако она в полной мере неадекватна усилению роли гуманитарной направленности содержания образования. В.П. Бездухов, исследуя проблемы гуманизации образования, отмечает, что содержание образования играет далеко не единственную активную роль в процессе гуманизации образования. В любом образовательном учреждении оно должно иметь именно гуманистическую направленность, то есть быть ориентированным на ученика, на его развитие, становление как личности, индивида и субъекта деятельности.
Учащийся профессионального училища как личность имеет потенциальную возможность в основном самореализоваться, через профессиональное образование, поскольку на данном этапе его жизненной деятельности он занимает ведущее место.
Таким образом, профессиональное становление на основе его гуманистической направленности в полной мере определяет ключевое направление формирования молодого рабочего с гуманистических ценностей.
Тем самым действия и мотивы учения обучаемого ориентированы на профессиональное его становление и самоопределение посредством гуманизации профессионального образования. В итоге мотивы учения учащихся выступают как результат взаимодействия, взаимовлияния и взаимообусловленности многих как субъективных, так и объективных элементов и факторов.
Вышеприведенный анализ служит обоснованием того, что в такой многогранной иерархии образовательных связей, взаимодействий образовательных компонентов гуманистическая направленность обучения и воспитания учащихся безусловно, выступает как системообразующий фактор в профессиональной подготовке учащихся, инициирующий развитие их образовательной потребности и мотивов по ее реализации.
Реализация гуманистической направленности образовательного процесса во многом зависит от того, насколько учащиеся и коллектив педагогов осознанно примут идеи гуманизации образования и необходимость осуществления данного социально-нравственного процесса, но и от того, как каждый субъект образовательной действительности готов реально осуществлять, содействовать и развивать гуманистическую направленность обучения.
В этой связи мы предлагаем свое авторское видение подготовки кадров рабочих профессий в системе начального профессионального образования. А, именно, подготовку рабочих кадров в условиях кадетского корпуса, то есть в едином образовательном комплексе «Профессиональное училище - кадетский корпус», ибо данный подход позволяет интегративно решить многие насущные образовательные и социальные проблемы: гуманистическая направленность профессионального образования, военно-патриотическое воспитание, здоровый образ жизни, качественная подготовка молодых рабочих, физическое воспитание, формирование толерантности, подготовка к защите священных рубежей России и т.д.
В условиях низкой материальной обеспеченности основного населения России подготовка рабочих кадров в ПУ посредством развития кадетского корпуса является одним из перспективных вариантов подготовки рабочих кадров и в то же время представляется экономически целесообразным.
Основу кадетского воспитания молодежи составляют здоровый образ жизни, всесторонняя физическая подготовка и специальная военная подготовка. Все это сопровождается профессиональной подготовкой учащихся, что в итоге обеспечивает гармоничное развитие личности, высокую готовность к защите священных рубежей Родины. В кадетском корпусе становление личности происходит на гуманистических ценностях, на лучших традициях казачества Поволжья и России.
Статья в формате PDF
267 KB...
23 03 2023 6:51:17
Статья в формате PDF
345 KB...
22 03 2023 12:20:55
Статья в формате PDF
302 KB...
20 03 2023 3:23:20
Статья в формате PDF
118 KB...
19 03 2023 3:39:23
Статья в формате PDF
124 KB...
18 03 2023 16:33:55
Статья в формате PDF
250 KB...
17 03 2023 15:35:16
Статья в формате PDF
275 KB...
16 03 2023 9:18:27
Статья в формате PDF
225 KB...
15 03 2023 22:24:32
Статья в формате PDF
120 KB...
14 03 2023 23:19:35
Статья в формате PDF
267 KB...
13 03 2023 22:10:48
Статья в формате PDF
242 KB...
12 03 2023 3:21:53
В центральных и периферических отделах нервной системы, осуществляющих регуляцию копулятивной функции самцов крыс, широко представлены нервные клетки, обладающие активностью NADPH-диафоразы. В переднем гипоталамусе они представлены нейронами двух типов (с высокой и низкой активностью), в боковых рогах тоpaколюмбального отдела спинного мозга – нейронами с высокой активностью фермента. Высокая активность NADPHдиафоразы выявлена также в вегетативных микроганглиях и нервных волокнах наружных и внутренних пoлoвых органов, а также – гладкомышечных элементах кавернозных тел. Активностью фермента в различной степени помимо вышеуказанных отделов обладают интерстициальные клетки семенников, эпителий концевых отделов и протоков простаты, семенных пузырьков, мочевыводящих путей. Под воздействием нeблагоприятных (острый и хронический стресс, острая и хроническая алкогольная и наркотическая интоксикация) отмечено увеличение числа NADPH-реактивных структур и активности фермента в них.
...
11 03 2023 12:11:39
Исследовали влияние продолжительного пребывания в условиях невесомости на механические свойства и электромеханическую задержку (ЭМЗ) трехглавой мышцы голени (ТМГ) у 7 космонавтов до полета и на 3-5 день после возвращения на Землю. Механические свойства ТМГ оценивали по показателям максимальной произвольной силы (МПС), максимальной силы (Ро; частота 150 имп/с), силы одиночного сокращения (Рос), времени одиночного сокращения (ВОС), времени полурасслабления (1/2 ПР), времени развития напряжения до уровня 25, 50, 75 и 90% от максимума. Рассчитывали силовой дефицит (Рд) и тетанический индекс (ТИ). ЭМЗ регистрировали во время произвольного и непроизвольного сокращения ТМГ. В ответ на световой сигнал космонавт выполнял произвольное подошвенное сгибание при условии «сократить как можно быстро и сильно». Определяли общее время реакции (ОВР), премоторное время (ПМВ) и моторное время (МТ) или иначе ЭМЗ. В ответ на супрамаксимальный одиночный электрический импульс, приложенный к n. tibialis, определяли латентный период между М-ответом и началом развития Рос. После полета Рос, МПС и Ро уменьшились на 14,8; 41,7 и 25.6%, соответственно. Величина Рд и ТИ увеличилась на 49,7 и 46,7%, соответственно. ВОС увеличилось на 7,7%, а время 1/2 ПР уменьшилось – на 20,6%. Время развития произвольного изометрического сокращения значительно увеличилось, тогда как электрически вызванное сокращение не обнаружило существенных различий. ЭМЗ произвольного сокращения увеличилась на 34,1%, а ПМВ и ОВР уменьшились на 19,0 и 14,1%, соответственно. ЭМЗ электрически вызванного сокращения существенно не изменилось. Таким образом, механические изменения предполагают, что невесомость изменяет не только периферические процессы, связанные с сокращениями, но изменяет также и центрально-нервную комaнду. ЭМЗ при вызванном одиночном сокращении простой и быстрый метод оценки изменения жесткости мышцы. Более того, ЭМЗ при вызванном одиночном сокращении мышцы может служить показателем функционального состояния нервно-мышечного аппарата, а соотношение ЭМЗ при произвольном и вызванном сокращениях показателем функционального состояния центральной нервной системы.
...
10 03 2023 6:37:53
Статья в формате PDF
141 KB...
09 03 2023 15:57:29
Статья в формате PDF
131 KB...
08 03 2023 13:53:40
Статья в формате PDF
384 KB...
07 03 2023 23:49:58
Статья в формате PDF
156 KB...
06 03 2023 23:12:41
Статья в формате PDF
113 KB...
05 03 2023 6:55:53
Статья в формате PDF
128 KB...
04 03 2023 18:29:11
Статья в формате PDF
119 KB...
03 03 2023 3:51:45
Статья в формате PDF
254 KB...
02 03 2023 10:47:12
Статья в формате PDF
112 KB...
01 03 2023 19:36:58
Статья в формате PDF
130 KB...
28 02 2023 16:40:45
Статья в формате PDF
120 KB...
27 02 2023 10:35:53
В работе впервые приведены сведения об особенностях аудиогенной чувствительности и поведения в «открытом поле» двух групп крыс, гомозиготных по локусу TAG 1A DRD2.
...
26 02 2023 19:33:42
В рыночной экономии предприятия действуют в условиях конкуренции. Изучая потребителей, не следует забывать о конкурентах. Конкурент – важный элемент инфраструктуры системы маркетинга, оказывающий влияние на маркетинговую стратегию предприятия в отношении товара, поставщиков, покупателей. Исследование позиций конкурентов, а так же анализ конкурентной среды, в которой действуют предприятия, охватывает широкий спектр вопросов и требует привлечения значительного объёма информации. Анализ информации, её интерпретация позволяют специалистам вывести обоснованные оценки по каждому фактору конкуренции и охаpaктеризовывать общее положение предприятий на рынке по отношению к основным конкурентам.
...
25 02 2023 20:10:12
Статья в формате PDF
102 KB...
24 02 2023 1:33:16
Статья в формате PDF
116 KB...
22 02 2023 3:23:51
Статья в формате PDF
123 KB...
21 02 2023 14:34:39
Статья в формате PDF
119 KB...
19 02 2023 16:51:14
Статья в формате PDF
138 KB...
18 02 2023 19:28:56
Статья в формате PDF
128 KB...
17 02 2023 15:49:43
Статья в формате PDF
178 KB...
16 02 2023 3:45:36
15 02 2023 13:12:19
Статья в формате PDF
205 KB...
14 02 2023 14:23:35
Статья в формате PDF
118 KB...
13 02 2023 8:16:49
Статья в формате PDF
311 KB...
12 02 2023 23:39:49
Статья в формате PDF
120 KB...
11 02 2023 15:24:55
Статья в формате PDF
330 KB...
07 02 2023 15:47:17
Статья в формате PDF
101 KB...
05 02 2023 0:28:37
Статья в формате PDF
133 KB...
04 02 2023 23:12:44
В статье дана хаpaктеристика отдельных особенностей государственного участия в экономике. В частности, уделено внимание роли государства как гаранта существующей системы прав собственности, монополиста по производству общественных благ и хозяйствующего субъекта, стремящегося к максимизации собственных, неналоговых доходов.
...
03 02 2023 5:38:52
Статья в формате PDF
271 KB...
02 02 2023 14:55:13
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::