ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
Особенности и закономерности постиндустриального развития общества привели к тому, что именно образование и связанные с ним профессиональные умения стали факторами достижения экономического успеха и благополучия. Данная ситуация привела с серьезной переориентации всех систем профессионального образования и формированию как основополагающей, модели обучения в течение всей жизни. Такая переориентация требует от современной высшей школы серьезных изменений, связанных с целевым изменением профессиональной подготовки, направление её на воспитание высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов, способных ориентироваться в современном экономическом мире, имеющих мотивацию и умение учиться, а также несущих ответственность за собственное обучение и поведение. Однако, на современном этапе возник целый ряд сложностей, качественно снижающий эффективность образовательного процесса и являющийся, несомненно, признаком серьезного кризиса высшего профессионального образования.
Проведем анализ этих сложностей. В настоящее время формирование национальной стратегии развития образования находится в зачаточном состоянии. Не сформирован институт образования взрослых, потребность в котором напрямую возникает при ориентации на образование в течение жизни, требуемое современным экономическим развитием общества.
Возникла ситуация разрыва между потребностями общества, рынка труда и теми знаниями, навыками, умениями, которые приобретает молодой человек в вузе. Достаточно часто образовательные услуги, предоставляемые высшей школой, не сопровождается ориентацией на будущую профессиональную деятельность. Зачастую молодой специалист, закончивший образование в вузе не имеет пpaктических знаний и навыков в выбранной им деятельности, что возникает как следствие несоответствия структуры и объема подготовки кадров, недостаточности методологического обоснования системы образовательного процесса, отсутствие учета специфики овладеваемой профессией. В результате остро встают вопросы создания государственной системы обеспечения и оценки качества образования.
Сложности вызывают и процессы вхождения России в международное образовательное прострaнcтво, которые требуют решения множества вопросов интеграции разных по методологическому основанию концепций профессионального обучения молодого человека. Эти процессы связаны с ломкой создавшейся в России методологической базы и проводятся зачастую без учета специфики российского образования, менталитета учащихся и учителей. Реформы образования, инновационные изменения образовательного процесса, несомненно нужны, однако открытыми остаются вопросы связанные с содержанием реформ, спецификой их проведения, готовностью образовательной системы к изменениям.
В-третьих, изменился и контингент приходящих в вузы подростков. Серьезное беспокойство вызывает здоровье молодого человека. По данным Министерства Российской Федерации, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профессиональные осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания. Таким образом, в задачи профессионального образования начинает входить необходимость специальных мероприятий направленных на сохранение, а по возможности и восстановление здоровья будущих специалистов. Актуальным остается вопрос и поддержания психологического здоровья студентов. По данным ЮНИСЕФ невротические расстройства встречаются более чем у 80% дeвyшек и 70% юношей. У 20% подростков отмечены депрессии. В этом контексте возникает необходимость формирование специфического мышления, культуры здоровья, связанной с ответственностью молодого человека за свое состояние и поведение.
Следующий аспект, на который хотелось бы обратить внимание - это узкая направленность образовательного процесса, приводящего к формированию специалиста в конкретной области. Это делает невозможной ориентацию молодого специалиста в постоянно меняющимся экономическом прострaнcтве, вызывает сложности коммуникативного плана, невозможность находиться в ситуации постоянного профессионального роста, гибко реагировать на изменения потребностей экономической среды.
Все вышеперечисленное приводит к необходимости ряда изменений современного образования, связанного с компенсацией выделенных проблем. Выделим основные, необходимые задачи, которые на наш взгляд, позволят изменить состояние высшего профессионального образования.
Обеспечение качества подготовки специалиста, которое рассматривается нами как процесс, целостность которого обусловлена интегративным хаpaктером взаимодействия всех его составляющих на основе согласования целей всех субъектов образовательного процесса по достижению конкурентоспособности выпускника вуза на рынке труда, а образовательного учреждения - на рынке образовательных услуг. Необходимо создание системной модели специалиста отвечающей требованиям экономического прострaнcтва и при этом позволяющей выделять целевые направления подготовки в рамках профессионального образования.
С точки зрения стратегического менеджмента и маркетинга, отношения между обществом, производством и высшей школой являются отношениями между производителем (в данном случае - вузом) и внешней средой, потребителями (в данном случае - обществом и работодателем). Как известно, построение отношений «производитель - потребитель» рационально начинать с внешнего анализа: в данном случае предмет анализа - рынок труда, потребности работодателей. Логичным завершением внешнего анализа будет построение модели продукта, а именно молодого специалиста, и дальнейшая деятельность в соответствии с созданной моделью. Необходимо так же создание экономических и методологических условий для организации образования в течение всей жизни.
Потребность в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса, начиная с организации помощи студентам в овладении основами учебной деятельности, заканчивая внедрением системы психологической помощи и поддержки, увеличения стрессоустойчивости, формирования коммуникативной грамотности специалиста, его способности к активному взаимодействию в рамках образовательного и производственного процесса.
Применение здоровьесберегающих технологий, на основе трех-компонентной модели здоровья, включающих в себя мониторинг физического, психологического и социального здоровья. Важным аспектом этой проблемы будет создание безопасной образовательной среды, позволяющей молодому человеку изменить защитные стратегии на стратегии достижения и развития.
Необходимость внедрения инновационной студенческой деятельности, направленной на более полное раскрытие потенциала студента, его научение мыслить экономическими и научными категориями. Организация такой инновационной деятельности позволит организовать связь образования с пpaктическими потребностями общества.
Возрождение вузовской науки через создание подразделений научно-исследовательской деятельности с её достаточным финансированием.
Стабилизация инновационного процесса реформирования образования. Учет при введении инноваций основных обеспечивающих успешность данного процесса компонентов: готовность к инновационному процессу (включая кадровую, методологическую, финансовую, психологическую готовность), потребность к инновационной педагогической деятельности, риски инноваций, преломление инноваций через ментальность России.
Таким образом, перед современным высшим профессиональным образованием встает ряд актуальнейших задач, решение которых позволит преодолеть кризис профессионального образования, добиться эффективного триединства образования, науки и пpaктической производственной деятельности.
Исследовано формирование ионного состава водной фазы в системах «твердое — жидкое» применительно к технологическим суспензиям (пульпам) флотации, а также к природным водам (поверхностным водным объектам) при взаимодействии с силикатными Fe-содержащими минералами. Выявлены прострaнcтвенно-временные зависимости содержания распространенных ионов щелочных (Na+, K+) щелочно-земельных (Ca2+, Mg2+) и тяжелых (Feобщ, Сu2+) металлов, которые представляют ценность в моделировании и прогнозировании процессов миграции, химических превращений загрязнителей водных объектов.
...
18 05 2025 7:43:58
Статья в формате PDF
228 KB...
16 05 2025 16:25:47
Статья в формате PDF
120 KB...
15 05 2025 20:49:54
Статья в формате PDF
103 KB...
14 05 2025 15:22:19
Статья в формате PDF
103 KB...
13 05 2025 14:47:38
Статья в формате PDF
139 KB...
12 05 2025 15:24:29
Статья в формате PDF
184 KB...
11 05 2025 23:29:17
Статья в формате PDF
100 KB...
10 05 2025 12:41:29
Статья в формате PDF
100 KB...
09 05 2025 12:48:21
Статья в формате PDF
127 KB...
08 05 2025 19:55:46
Статья в формате PDF
559 KB...
07 05 2025 21:41:34
Формулируется базовая проблема социально-экономического развития и регулирования процессов на российском Севере – на фоне возрастания геополитического и экономического значения эта специфическая зона хаpaктеризуется нарастанием системных проблем и появлением новых вызовов современности. Значительный опыт исследования перспектив оптимизации управленческих социально-экономических отношений в Институте экономических проблем Кольского НЦ РАН позволил выявить и обосновать два важнейших научных направления: 1) необходимость введения особого направления – «Североведения» – в систему макроэкономических и региональных исследований; 2) необходимость формирования целостной теории прострaнcтвенного развития Севера и Арктики в современном мире. Плодотворному обсуждению этих научных направлений в рамках современных и перспективных проблем была посвящена межрегиональная научно-пpaктическая конференция «Развитие Севера и Арктики: проблемы и перспективы», состоявшаяся 14–16 ноября 2012 года в г. Апатиты Мурманской области. Результаты обсуждения приведены в настоящей статье. Делается вывод, что фундаментальная задача современности – необходимость формирования новой парадигмы развития Севера и Арктики с учетом существенных изменений в глобальной расстановке сил последнего двадцатилетия, национальных интересов арктических стран, и. прежде всего, России, глобальных изменений природной среды, роста значения ресурсов севера и Арктики, экологических требований и культурно-цивилизационных задач развития.
...
06 05 2025 11:43:49
05 05 2025 11:11:58
Статья в формате PDF
101 KB...
04 05 2025 20:28:37
Статья в формате PDF
106 KB...
02 05 2025 18:35:43
При выборочной обработке произрастающих деревьев первым действием всегда является отбор их по качеству древесины. В связи с этим цель статьи – показать методологическую возможность разработки и уточнения системы акустических показателей древесины (САПД) применительно к действиям отбора растущих деревьев для последующей механической обработки древесины.
...
01 05 2025 16:33:29
Статья в формате PDF
111 KB...
30 04 2025 22:10:24
29 04 2025 4:53:26
Статья в формате PDF
130 KB...
27 04 2025 9:34:23
Статья в формате PDF 108 KB...
26 04 2025 12:30:45
Статья в формате PDF
315 KB...
23 04 2025 7:57:20
Статья в формате PDF
143 KB...
22 04 2025 11:48:40
Статья в формате PDF
133 KB...
21 04 2025 6:31:14
20 04 2025 14:37:53
Статья в формате PDF
135 KB...
19 04 2025 1:54:51
Статья в формате PDF
383 KB...
18 04 2025 16:33:39
Статья в формате PDF
113 KB...
16 04 2025 20:24:43
Статья в формате PDF
253 KB...
15 04 2025 21:11:37
14 04 2025 5:52:57
13 04 2025 13:29:52
На примере самозарастания песчаных карьеров Ленобласти рассматривается гипотеза преимущественного поселения растений-колонистов в «safe sites» – микроместообитаниях, наиболее благоприятных для растений.
...
12 04 2025 20:53:32
Статья в формате PDF
250 KB...
11 04 2025 1:41:56
Статья в формате PDF
114 KB...
10 04 2025 22:24:26
Статья в формате PDF
108 KB...
09 04 2025 6:27:39
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::