И.Я. ЯКОВЛЕВ И И.Н. УЛЬЯНОВ – ОРГАНИЗАТОРЫ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИМБИРСКОЙ ЧУВАШСКОЙ ШКОЛЕ
Осенью 2008 г. педагогическая общественность Чувашской Республики отметила 130-летие со времени открытия женского училища при Симбирской чувашской школе, положившего начало массовой подготовке учителей из среды чувашских женщин и вовлечению их в широкую культурно-просветительную деятельность.
Как известно, крестьянский сын из чувашского деревни Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне входит в Тетюшский района Республики Татарстан) Иван Яковлевич Яковлев (1848-1930 гг.), еще будучи гимназистом, 28 октября (9 ноября) 1868 г. на свои средства открыл чувашскую школу интернатного типа для четырех мальчиков, жителей своего уезда. И. Я. Яковлев нашел активную поддержку со стороны передовых представителей интеллигенции, особенно Ильи Николаевича Ульянова (1831-1886 гг.), назначенного в сентябре 1869 г. инспектором народных училищ Симбирской губернии (Циркуляр по Казанскому учебному округу. - 1876. - № 3. - С. 44). Вся семья Ульяновых поддерживала детище И. Я. Яковлева и принимала в его судьбе деятельное участие (подробнее см. : Сергеев, Т. С. Роль семьи Ульяновых в судьбе Симбирской чувашской учительской школы / Т. С. Сергеев // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. - 2008. - № 1 (57). - С. 143-149).
Имея в виду отсутствие школ для чувашек, И. Я. Яковлев еще будучи студентом Казанского университета, 22 декабря 1870 г. в своей докладной записке на имя попечителя Казанского учебного округа указывал на необходимость просвещения чувашских женщин, на организацию для них особых школ (Яковлев И.Я. Из переписки / И.Я. Яковлев. - Чебоксары, 1989. - С. 54).
Приступив в 1875 г., по окончании Казанского университета, к исполнению должности инспектора чувашских школ Казанского учебного округа, И. Я. Яковлев оставался руководителем чувашской школы в Симбирске. Введя в программу обучения своих воспитанников новые предметы и увеличивая часы пpaктических занятий, он придавал чувашской школе хаpaктер учительской семинарии. Летом 1876 г. он писал в разные вышестоящие инстанции по этому поводу. Только 4 апреля 1877 г. эта школа официально была преобразована в центральную чувашскую с разрешением готовить учителей для чувашских школ Казанского учебного округа «впредь до открытия в этом округе чувашской учительской школы» (ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 6. - Л. 148). Затем И. Я. Яковлев задался задачей открытия женского класса при этой школе. Однако царское правительство не спешило открывать женские учебные заведения. Убедившись в бесполезности ходатайств, а И. Я. Яковлев решил женское училище за свой счет. 29 сентября 1878 г. он писал попечителю Казанского учебного округа:
«В текущем сентябре месяце в Симбирскую центральную чувашскую школу из Казанской и Симбирской губерний поступило 11 девочек из чуваш в возрасте от 7 до 14 лет, большею частью неграмотных и имеется в виду поступление нескольких девочек» (ГИА ЧР. - Ф. 501. - Оп. 1. - Д. 207. - Л. 43). Дeвoчки-чувашки изучали закон божий, чтение, письмо, русский язык, арифметику, церковное пение, рукоделие (ГИА ЧР. - Ф. 501. - Оп. 1. - Д. 207. - Л. 54). Домоводство включало в себя приемы ведения домашнего хозяйства, уход за детьми, кройку и шитье. Обучение продолжалось 6 лет. Позднее, когда стали поступать в основном окончившие двухклассные училища, обучались в течение 5 лет, в том числе 2 года в педагогических классах.
С 1882 г., когда число учениц удвоилось, Министерство все же утвердило бюджет женского училища при Симбирской чувашской школе в размере 1975 руб. (ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - 38. - Л. 4 об.). Это равнялось пятой части бюджета всей школы (ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 72. - Л. 5-9). Тогда в основных классах этой школы обучалось 80 человек (из них чувашей 73), в начальном училище - 19, в женском отделении - 21 человек (ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 38. - Л. 4).
В 1884-1885 гг. И. Я. Яковлев построил новое здание в три этажа, в котором первый и второй этажи каменные, третий - деревянный. Третью часть верхнего этажа занимала квартира И. Я. Яковлева, а остальные две трети - женское отделение.
В 1890 г., когда было утверждено Положение о Чувашской учительской школе, означавшее преобразование ее в учительскую семинарию, женское отделение не вошло в структуру учебного заведения и должно было закрыться. Согласно Положению от 6 февраля 1890 г. женское училище могло существовать только на частные средства. Поэтому в 1890-1892 гг. учителя и воспитательница занимались безвозмездно, за счет личных средств руководителя школы. События получили неожиданный поворот после посещения в июле 1891 г. Симбирской чувашской учительской школы и педагогических курсов обер-прокурором Синода К. П. Победоносцевым. В следующем году он передал «яковлевской» школе 2000 руб. Кроме того, Православное миссионерское общество начиная с 1 июля 1892 г. ежегодно выделяло на женское училище 2700 руб. (Яковлев И. Я. Становление системы образования чувашского народа / сост. Л. П. Куpaков и др. - Чебоксары, 2004. - С. 116-117).
В 1892/93 учебном году женское училище состояло из двух отделений, в которых обучалась 41 дeвoчка. Все учащиеся пользовались бесплатно готовым помещением, столом, учебными принадлежностями, баней, чисткой белья, но носили свою одежду. Учеба и повседневный быт шли по установленному на многие годы распорядку. Воспитанницы жили дружно, скромно, строго выполняя христианские обряды (НАРТ. - Ф. 92. - Оп. 1. - Д. 18634. - Л. 10); Православный собеседник. - 1893. - № 11. - С. 23-40).
Наряду с Казанской инородческой, Казанской татарской, Вольской, Порецкой учительскими семинариями, Казанской земской женской, Казанской татарской, Самарской земской женской учительскими школами, открытое И. Я. Яковлевым женское училище при Симбирской чувашской школе вносило заметный вклад в расширение контингента учителей. Если в 1868 г. было всего 15 учителей-чувашей, то через тридцать лет - 558 (в 40 раз больше!), в том числе 176 учительниц (Первая перепись населения 1897 года. - СПб., 1905. - Т. 2. С. 48, 343).
К сентябрю 1900 г. из окончивших женское училище Симбирской чувашской школы 48 учительниц работали училищах разного ведомства Симбирской (21 человек), Казанской (14), Уфимской (8), Самарской (4), Саратовской (1) губерний. Они успешно привлекали девочек для учебы в школе (ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 286. - Л. 8 об.).
Не дожидаясь официального разрешения, И. Я. Яковлев осенью 1900 г. открыл при Симбирской чувашской учительской школе женские педагогические курсы на 20 человек на базе функционировавшего с 1891 г. женского училища, которые были узаконены в начале 1902 г. Бюджет курсов был утвержден в сумме 2240 руб. (ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. Д. 286. - Л. 50 об.). В дальнейшем число воспитанниц колeбaлось в пределах 25-28 человек (ГИА ЧР. - Ф. 207. -
Оп. 1. - Д. 506. - Л. 14-26).
1 октября 1907 г. женское училище при Симбирской чувашской школе было преобразовано в двухклассное приходское училище. На его содержание Министерство выделяло 3700 рублей, а Православное миссионерское общество - 3300 руб. в год (ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. -
Д. 974. - Л. 10-11).
Женские педагогические курсы в Симбирске с 1 июля 1912 г. были преобразованы в трехгодичные с годовым бюджетом 6 тыс. руб. (ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 974. - Л. 79). К 1 января 1914 г. на них обучались 73 слушательницы, в том числе 52 чувашки, 31 - русская (ГИА ЧР. Там же. - л. 80). Теоретические и пpaктические занятия занимали 30 часов в неделю. Кроме общеобразовательных предметов, изучались : педагогика, дидактика, чистописание с методикой, гигиена, гимнастика. Каждая слушательница проводила в базовой начальной школе не менее 10 пробных уроков. Рукоделию и скрипичной игре обучались во внеклассное время (ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 974. - Л. 79 об.).
Преподавательский и административный состав курсов, состоящий из 14 человек, был достаточно опытный. И. Я. Яковлев читал воспитанницам женского училища и слушательницам педагогических курсов педагогику, дидактику, логику, училищеведение. Его жена Е. А. Яковлева, заведовавшая женским училищем, вела гигиену, домоводство, русский язык и литературу и другие предметы, причем чаще всего бесплатно. Она проработала в Симбирской чувашской школе с 1878 по 1922 г. и оставила добрую о себе память. Воспитанницы хорошо отзывались о ней, называли ее «русской мамой». (Женскому педагогическому образованию в Чувашии 100 лет: буклет / авт-сост. А. Марков, Н. Краснов, П. А. Емелькин, М. В. Илларионова. - Чебоксары, 1978).
К началу 1917 г. в Симбирской чувашской учительской школе, в мужском и женском начальных училищах и на женских педагогических курсах насчитывалось 273 учащихся из чувашей, русских, мордвы. Их обучением и воспитанием занимались 35 человек. В библиотеках хранилось около 14 тыс.книг, в учебных кабинетах - более
2 тыс. учебных пособий. В распоряжении учебных заведений находилось более 300 гектаров земли, большая животноводческая ферма, пасека, сад, огород, питомник, учебно-производственные мастерские. Учительская школа и женские педагогические курсы выпускали специалистов широкого профиля, близко знавших крестьянский быт и имеющих навыки сельскохозяйственного и ремесленного труда. По данным на 1911 г., школ, обучавших садоводству, огородничеству и пчеловодству, в Казанской губернии было 59, Вятской - 46, Самарской - 33, Саратовской - 32, Астpaxaнской - 2, Симбирской - 112 (Однодневная перепись начальных школ империи, произведенная 18 января 1911 года. - СПб., 1913. - Вып. VI. - Часть I. - С. 112-119).
Статья в формате PDF 101 KB...
15 01 2025 9:12:32
Статья в формате PDF 113 KB...
14 01 2025 16:39:30
Статья в формате PDF 111 KB...
13 01 2025 3:52:51
Рассмотрены основные составляющие познавательной системы профессора И.С.Мустафина, которая включает позитивное использование опыта негативных событий, а также применение оригинальных задач-рассказов и поэтического творчества для развития творческих и естественнонаучных способностей. ...
12 01 2025 20:43:53
Статья в формате PDF 127 KB...
11 01 2025 19:48:26
Статья в формате PDF 107 KB...
10 01 2025 5:20:23
Статья в формате PDF 299 KB...
09 01 2025 17:41:23
Статья в формате PDF 149 KB...
08 01 2025 6:14:45
Статья в формате PDF 124 KB...
07 01 2025 9:13:34
Статья в формате PDF 126 KB...
06 01 2025 5:15:30
Статья в формате PDF 128 KB...
05 01 2025 19:39:47
Статья в формате PDF 126 KB...
04 01 2025 6:53:14
Статья в формате PDF 117 KB...
03 01 2025 1:36:44
С целью оценки клинико-лабораторной эффективности плазмафереза в лечении больных с тяжелой дифтерией проведено обследование 28 пациентов с токсической дифтерией ротоглотки 3-й степени. Установлено, что использование плазмафереза в лечении больных дифтерией позволяет ускорить исчезновение симптомов интоксикации, специфического воспаления в ротоглотке, снизить частоту встречаемости осложнений заболевания и изменить их хаpaктер в сторону уменьшения тяжелых форм, а также способствует динамичному восстановлению показателей обмена гликопротеидов, активности изоферментов аминотрaнcфераз. ...
02 01 2025 12:58:20
Статья в формате PDF 217 KB...
01 01 2025 17:29:44
Статья в формате PDF 265 KB...
31 12 2024 12:56:34
Данная статья посвящена проблеме реставрации языческого миропонимания в современном мире. В статье пишется о том, что неоязычество предрасполагает людей к аддиктивным формам поведения. ...
30 12 2024 1:36:44
Статья в формате PDF 116 KB...
29 12 2024 0:39:47
Статья в формате PDF 122 KB...
28 12 2024 16:20:51
Статья в формате PDF 259 KB...
26 12 2024 15:33:40
Статья в формате PDF 244 KB...
25 12 2024 10:42:43
Статья в формате PDF 108 KB...
24 12 2024 22:51:19
Статья в формате PDF 120 KB...
23 12 2024 2:59:53
Исторический аспект развития студенческого самоуправления в дореволюционный, советский и переходный периоды России показали, что будущее страны на современном этапе определяется тем, каким образом будут осуществлены воспитание и подготовка квалифицированной рабочей силы, готовой к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Одним из важных стимулов повышения гражданской, патриотической и социальной активности будущих специалистов являются восстановление, наличие и дальнейшее развитие и совершенствование таких демократических институтов в студенческой среде как соуправление и самоуправление. ...
22 12 2024 20:41:47
Статья в формате PDF 129 KB...
21 12 2024 17:46:51
Статья в формате PDF 114 KB...
20 12 2024 22:39:23
Статья в формате PDF 223 KB...
19 12 2024 8:46:48
Статья в формате PDF 118 KB...
18 12 2024 3:53:35
Статья в формате PDF 111 KB...
17 12 2024 0:44:35
Статья в формате PDF 122 KB...
16 12 2024 12:49:35
Статья в формате PDF 101 KB...
15 12 2024 20:30:55
Статья в формате PDF 121 KB...
14 12 2024 9:57:15
12 12 2024 6:35:56
Статья в формате PDF 138 KB...
09 12 2024 21:37:27
Статья в формате PDF 112 KB...
08 12 2024 13:14:46
Статья в формате PDF 275 KB...
07 12 2024 10:39:28
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::