ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЧАСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Культура через действие, через решение проблем, стоящих перед обществом, - таким становится приоритетный принцип построения новой системы школьного образования. И экологическая культура является важным компонентом этой системы. Современное экологическое образование выполняет интегративную роль во всей системе общего среднего образования и несет в себе следующие функции:
- способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании учащихся;
- является существенным компонентом гуманизации всего школьного образования, поскольку рассматривает деятельность человечества с позиции той пользы, которую эта деятельность несет отдельному человеку;
- формирует общеучебное и общечеловеческое умение прогнозировать собственную деятельность и деятельность других людей;
- позволяет раскрыть социальную сущность образования в целом;
- расширяет возможности этического воспитания в процессе обучения.
Одной из составляющих частей системы экологического образования является этическое воспитание. В 1990-е гг. важность создания концепции взаимодействия общества и природы была осознана общественностью как задача не только социально - экономическая, но и нравственная. Она подразумевает, что этическое воспитание в формировании экологической культуры играет немаловажную роль.
Рассмотрим современное состояние проблемы этического воспитания в экологическом образовании. Этическое воспитание формирует такие компоненты сознания, которые выступают на разных уровнях регуляторами, с одной стороны, познания и оценки человеком этических объектов, а с другой - различных форм его собственной деятельности.
В своем исследовании исходим из следующего определения. Этическое воспитание - это процесс целенаправленного формирования положительных качеств личности, взглядов, убеждений, а также системы знаний, умений, ценностных ориентаций в области наук, искусств, законов, обычаев и традиций, активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды.
Теоретическое исследование позволило выделить методы и методические приемы, включение которых в образовательный процесс по биологии позволяет усилить эффективность этического воспитания (таблица).
Таблица 1. Методы и приемы этического воспитания
Задачи этического воспитания. |
Методы и методические приемы |
1. Понимание школьниками сущности человека, как существа духовного, как личности и индивидуальности. |
Сравнение органов человека и животных. Обсуждение высказываний мыслителей, ученых о биосоциальной сущности человека. |
2. Осознание жизни как наивысшей ценности, развитие чувства собственного достоинства, уважительного отношения к другим людям. |
Показ роли слова, речи со всей сознательной деятельности людей. Объяснение Павловского понимания инстинктивной деятельности. |
3. Развитие у учащихся стремления к сотрудничеству, к согласию с другими людьми, потребности делать добро, развитие стремления к любви и общению. |
Методы с непосредственным изучением человеческого организма (пpaктические). Использование коллективных методов работы учащихся. |
4. Усвоение норм морали и правил культурного поведения. |
Увлекательная беседа, беседа с постановкой вопросов, требующих продуманного ответа учащихся. Пpaктикование правил поведения |
Проведенное нами исследование выявило условия воспитывающего обучения биологии, соблюдение которых обеспечивает высокую эффективность этического воспитания как части экологического образования.
К психолого-педагогическим условиям относятся следующие: развитие этически ценностных ориентаций, т.е. осознание ценности природы для удовлетворения материальных, духовных, познавательных потребностей человека; сочетание гуманности и уважения к личности школьника с высокой требовательностью;проявление учителем своей личностной позиции.
К методическим условиям относятся следующие: целенаправленность действий учителя; осознание им целей и задач этического воспитания; конкретизации воспитательных целей и задач каждого урока и их вывод на отдельный уровень; формирование у школьников потребностей выработки нравственных качеств; использование определенных методических приемов и средств; воздействие на эмоциональную сферу личности школьников;организация общения школьников друг с другом, с учителем, позволяющего проявить личностную позицию отстоять свои нравственные взгляды, отношения и убеждения.
Выделенные нами задачи этического воспитания, аксиологические аспекты учебного биологического содержания, методы, приемы послужили теоретической основой для разработки экспериментальной методики этического воспитания как части экологического образования на уроках биологии в 8 классе. Разработанная методика проходит проверку в условиях педагогического эксперимента.
Статья в формате PDF
128 KB...
14 07 2025 0:57:59
Статья в формате PDF
100 KB...
13 07 2025 13:28:15
Статья в формате PDF
131 KB...
12 07 2025 8:35:50
Статья в формате PDF
107 KB...
11 07 2025 23:35:25
Статья в формате PDF
126 KB...
10 07 2025 21:48:47
Статья в формате PDF
323 KB...
09 07 2025 19:16:57
Статья в формате PDF
124 KB...
08 07 2025 17:56:27
07 07 2025 7:16:22
Статья в формате PDF
110 KB...
06 07 2025 0:10:24
Статья в формате PDF
102 KB...
05 07 2025 7:37:59
Статья в формате PDF
125 KB...
03 07 2025 20:43:52
Статья в формате PDF
119 KB...
02 07 2025 4:51:16
Статья в формате PDF
303 KB...
01 07 2025 5:59:10
Организация полноценного процесса познания предполагает реализацию развивающего образования и самообразования, непрерывность данного процесса на всех его ступенях. Понятие интегрирует в себе процесс и итог познания сущности предметов, явлений, включает рефлексивные процессы мышления, обеспечивая их необратимость, свернутость, системность. Эмоциональное отношение ребенка к изучаемому материалу создает в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес. Основная особенность опытно-экспериментальной деятельности состоит в наличии возможности управлять ходом изучения явления, здесь ребенок проявляет собственную активность и творчество в процессе получения новых знаний. Опытно-экспериментальную деятельность по развитию естественнонаучных понятий необходимо строить в соответствии с четырьмя этапами диалектического познания: основание - ядро - следствие – общие критические истолкования, а также с учетом обобщенного плана проведения опыта: цель - схема - ход - результат. Методика организации опытно-экспериментальной деятельности по развитию естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников раскрыта нами на примере понятия «свет». Развитие естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников эффективно в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому миру человека.
...
30 06 2025 1:25:47
Статья в формате PDF
108 KB...
29 06 2025 14:22:56
28 06 2025 19:36:25
В работе рассмотрены климатические, географические и другие условия, влияющие на воздухообмен и микроклимат города Сочи. Показана та большая роль, которую играют зеленые насаждения города, для комфортного проживания в нем людей. Наглядно представлено, какие именно типы зеленых насаждений и ассоциаций выполняют наибольшую роль в создании благоприятного микроклимата в городском образовании Большой Сочи.
...
27 06 2025 6:24:29
Статья в формате PDF
140 KB...
26 06 2025 18:38:55
Статья в формате PDF
125 KB...
25 06 2025 10:15:13
Статья в формате PDF
228 KB...
24 06 2025 21:41:46
23 06 2025 9:42:50
Статья в формате PDF
153 KB...
22 06 2025 11:16:39
21 06 2025 20:50:52
Статья в формате PDF
114 KB...
20 06 2025 20:27:37
Статья в формате PDF
141 KB...
19 06 2025 21:26:11
18 06 2025 0:52:59
17 06 2025 14:56:56
Статья в формате PDF
116 KB...
16 06 2025 5:52:19
Статья в формате PDF
109 KB...
15 06 2025 22:30:33
Статья в формате PDF
114 KB...
14 06 2025 12:44:28
Статья в формате PDF
163 KB...
13 06 2025 1:37:55
Статья в формате PDF
293 KB...
12 06 2025 15:48:17
Статья в формате PDF
137 KB...
11 06 2025 13:23:47
В предложенной работе экспериментально доказано, что при хроническом стрессе, при нарушенном равновесии симпатического и парасимпатического отделов нервной системы, количество клеток периферической крови, изменяясь, не выходит за пределы нормы. Вегетативный баланс хаpaктеризуется средним арифметическим границ нормальных показателей. Общий клинический анализ крови является показателем функционального состояния и может быть предложен как метод, определяющий эффективность проводимого лечения в постстрессорной реабилитации.
...
10 06 2025 21:29:26
Анализ данных литературы и результатов собственных наблюдений за беременными с внутриутробным инфицированием плода, находящихся на стационарном лечении в Перинатальном центре г. Энгельса свидетельствуют о том, что ведущими этиологическими факторами ВУИ плода являются xлaмидии , микоплазмы, уреаплазмы , вирусы простого гepпeса 1и 2 типов, а также цитомегаловирусы. Чаще всего при внутриутробном инфицировании плода встречается смешанное инфицирование вирусно-бактериальной, вирусно-вирусной природы и их различные ассоциации с трихомонадами, включающие трех и более возбудителей.
...
09 06 2025 3:23:23
Статья в формате PDF
130 KB...
08 06 2025 0:50:15
Статья в формате PDF
118 KB...
07 06 2025 19:25:16
Статья в формате PDF
129 KB...
06 06 2025 17:23:32
Статья в формате PDF
153 KB...
05 06 2025 17:56:35
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::