К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОМ МЕХАНИЗМЕ ПРОТИВОАНЕМИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ ЭКСТРАКТА ИЗ НАДЗЕМНОЙ ЧАСТИ PULMONARIA MOLLISSIMA
Нашими исследованиями [3] была установлена противоанемическая активность экстpaкта из надземной части медуницы мягчайшей Pulmonaria mollissima A.Kern. и показана возможность монотерапии указанным экстpaктом в дозе 37,5 мг/кг модельной ЖДА у подопытных крыс. Подобный фармакологический эффект связан, в первую очередь, с содержанием в сырье м.мягчайшей микроэлементов кроветворного комплекса (Fe, Mn, Cu, Co), среди которых определяющее значение имеет структурообразующий элемент гемоглобина - железо. Фармакологическое действие ионов железа поступающих в желудочно-кишечный тpaкт зависит от их валентности. Ион Fe2+ поступает в организм из растительного экстpaкта в виде растворимых солей органических кислот. Ион Fe3+ при значениях pH среды соответствующей pH среды кишечника (слабощелочной) должен выпадать в осадок и только его нахождение в составе хелатных комплексов с фенольными соединениями или в составе полисахаридов может предотвратить выпадение Fe3+ в осадок и тем самым обеспечить его участие в формировании фармакологического эффекта.
Известными фармакопейными методами [1] в составе сухого экстpaкта было определено содержание полисахаридно-белкового, комплекса, дубильных веществ, флаваноидов и общей золы (таблица 1)
Таблица 1. Содержание основных групп биологически-активных соединений в экстpaкте из надземной части м.мягчайшей (в %, в пересчете на абсолютно сухую массу)
Полисахаридно-белковый комплекс |
Дубильные вещества в пересчете на танин |
Минеральные вещества (зола общая) |
Флаваноиды |
47,5 |
20,0 |
30,0 |
2,5 |
Методами рентгено-флуоресцентного анализа и атомно-эмиссионной спектроскопии было определено содержание микроэлементов в нативном сырье м.мягчайшей, собранной в фазе цветения, в сухом экстpaкте из данного сырья полученном по методике [3], а также в составе водорастворимой полисахаридной фpaкции из суммарного извлечения выделенной по методике [4]. Полученные результаты приведены в таблице 2.
Таблица 2. Содержание микроэлементов в объектах исследования (в мкг/г, в пересчете на абсолютно-сухую массу)
Микроэлементы* Объект |
Fe |
Mn |
Cu |
Co |
нативное сырье |
500,0 |
140,0 |
6,5 |
0,2 |
экстpaкт |
167,0 |
96,0 |
2,5 |
0,06 |
полисахаридная фpaкция |
425,0 |
20,0 |
43,0 |
0,5 |
* Примечание: Воспроизводимость результатов определения σ,% составила - 6,0; 4,0; 6,0 и 18,0 при определении концентрации Fe, Mn, Cu и Co соответственно.
С учетом выявленных [4] количественных соотношений экстpaктивных веществ m1 (~ 40%) в суммарном извлечении из нативного сырья и водорастворимых полисахаридов m2 были рассчитаны коэффициенты извлекаемости микроэлементов k1 и k2 равные: и , которые хаpaктеризуют долю микроэлементов переходящую из нативного сырья с содержанием микроэлементов m0 в экстpaкт и долю микроэлементов в составе экстpaкта связанную с полисахаридной фpaкцией (таблица 3)
Таблица 3. Расчетные коэффициенты извлекаемости микроэлементов
Коэффициенты извлекаемости |
Fe |
Mn |
Cu |
Co |
k1 |
0,33 |
0,69 |
0,38 |
0,30 |
k2 |
0,64 |
0,05 |
0,27 |
0,21 |
Как следует из анализа коэффициентов извлекаемости 64% железа переходящего из нативного сырья в суммарное извлечения и соответственно в сухой экстpaкт связано с полисахаридной фpaкцией. В этом смысле, можно говорить о соосождении ионов железа с полисахаридно-белковым комплексом. В нативном сырье железо, вероятнее всего, содержится в виде суммы двух- и трехвалентных ионов с преобладанием Fe3+, чем и обуславливается существенно более низкая извлекаемость Fe по сравнению с Mn (растворимость солей Fe3+ ниже чем солей Mn).
Анализ результатов сравнительных фармакологических исследований экстpaкта м.мягчайшей [3] и синтетического препарата мальтофер (Fe3+-гидроксид-полимальтозный комплекс) показал, что при их близкой противоанемической активности доза элементарного железа, получаемого подопытными животными в составе экстpaкта на несколько порядков ниже, чем при введении мальтофера. При введении животным экстpaкта м.мягчайшей в дозе 37,5 мг/кг содержание введенного элементарного железа составляет 6,25 мкг/кг. Мальтофер вводился подопытным животным в дозе, в которой содержание элементарного железа составляло 2,85 мг/кг.
Данное обстоятельство, вероятнее всего, связано с комплексностью терапевтического воздействия на организм животного препарата растительного происхождения, в отличие от синтетического препарата, который может рассматриваться исключительно как прямой источник элементарного железа.
На основании полученных результатов можно предполагать следующий механизм противоанемического действия экстpaкта из надземной части м.мягчайшей:
В составе экстpaкта 64% всего элементарного железа находится в трехвалентной форме и связано с полисахаридной фpaкцией. В этом смысле, структура действующего комплекса железа подобна структуре препарата мальтофер (полисахаридная фpaкция препарата образуется из одного мономера - мальтозы), с той разницей, что полисахаридная матрица представляет собой белково-полисахаридный комплекс. Белковая часть данного комплекса представлена аминокислотами, а углеводная часть комплекса представлена глюкозой, галактозой, маннозой, арабинозой, ксилозой, рамнозой и глюкуроновой кислотой [2]. Вполне вероятно, что в организме подопытного животного экстpaкт м.мягчайшей резко повышает усвояемость железа поступающего с пищей, т.е. выполняет гастромодулирующую функцию.
Важно также отметить, что высокое содержание дубильных веществ в экстpaкте м.мягчайшей (~20,0%), а также известная химазная активность (а соответственно и связанная с этим активация одного из факторов свертывания крови) полисахаридного комплекса с указанным углеводным составом, позволяет объяснить и установленную противогеморрагическую активность препаратов медуницы [5]
Таким образом, противоанемическая активность экстpaкта м.мягчайшей имеет как патогенетическое действие, направленное на повышение содержания железа за счет усиления его усвояемости из состава пищи, так и этиотропное действие за счет модуляции свертывающей системы крови.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Государственная фармакопея СССР: Вып.1 Общие методы анализа/МЗ СССР. - 11-е изд.- М.: Медицина, 1987.-336с.
- Киселева А.В. Биологически-активные вещества лекарственных растений Южной Сибири/А.В.Киселева, Т.А. Волхонская, В.Е.Киселев.-Новосибирск, ЦСБС, «Наука Сиб.отд.», 1991.-135с.
- Круглов Д.С., Ханина М.А., Третьякова О.В. Оценка фармакологической активности экстpaкта из надземной части Pulmonaria mollissima //Фундаментальные исследования. - 2006. - №1. - с.28-29.
- Круглов Д.С., Ханина М.А.Количественное определение биологически активных соединений Pulmonaria mollissima //Успехи современного естествознания.- 2006.- №2.- с.31.
- Britisch Herbal Pharmacopoeia.- Bournemouth, B.H.M.A., 1983.-256p.
Статья в формате PDF
108 KB...
23 03 2023 10:56:15
В данной работе автор отвергает идею принятия cмepтной казни. Применение cмepтной казни приведет к нарушению природы государства, вырождению его духовной сущности. Если государство допускает возможность cмepтной казни, то ценность человеческой жизни падает, а для самих исполнителей cмepтной казни убийство станет обычным явлением.
...
22 03 2023 17:19:52
В работе методом дискриминантного анализа исследована взаимосвязь между уровнем метаболизма коллагена и особенностями поведения крыс в тесте «Открытое поле». Обнаружено, что крысы с высокой активностью процессов катаболизма коллагена делают большее число уринаций при тестировании по сравнению с другими животными. В то же время особи с высоким уровнем анаболизма коллагена проявляют в «Открытом поле» повышенную горизонтальную двигательную активность. Учет этих хаpaктеристик поведения и массы тела крыс позволяет предсказывать особенности метаболизма коллагена у животных с точностью до 85%.
...
20 03 2023 2:29:15
Статья в формате PDF
103 KB...
19 03 2023 17:11:34
Статья в формате PDF
189 KB...
17 03 2023 11:32:54
Статья в формате PDF
108 KB...
15 03 2023 14:11:43
Территориальные различия электopaльных предпочтений отличаются высокой устойчивостью в современной России. Этот феномен подтверждается методом корреляционного анализа. Выделяются шесть основных социальных факторов, влияющих на различия в электopaльной географии: 1) доля городского населения; 2) приближенность к центру; 3) этнический фактор; 4) доля молодежи в составе населения; 5) преобладающие виды деятельности населения; 6) структура социальных связей. Электopaльное поведение в России менее индивидуально, чем в западных странах, большее значение имеют объективные социальные факторы.
...
14 03 2023 4:46:16
Статья в формате PDF
124 KB...
13 03 2023 14:38:15
Статья в формате PDF
120 KB...
12 03 2023 13:20:27
Статья в формате PDF
115 KB...
10 03 2023 18:59:42
Статья в формате PDF
313 KB...
09 03 2023 19:10:54
Статья в формате PDF 110 KB...
08 03 2023 20:50:17
Статья в формате PDF
103 KB...
07 03 2023 8:37:53
Статья в формате PDF
109 KB...
06 03 2023 18:23:38
Статья в формате PDF
113 KB...
05 03 2023 7:59:27
Статья в формате PDF
106 KB...
04 03 2023 9:13:28
Статья в формате PDF
263 KB...
03 03 2023 6:10:32
Статья в формате PDF
100 KB...
02 03 2023 9:26:34
Статья в формате PDF
136 KB...
01 03 2023 11:15:52
Статья в формате PDF
262 KB...
28 02 2023 13:22:27
Статья в формате PDF
109 KB...
27 02 2023 16:35:39
Статья в формате PDF
114 KB...
26 02 2023 6:47:15
Статья в формате PDF
113 KB...
25 02 2023 12:29:58
Статья в формате PDF
141 KB...
24 02 2023 11:41:48
Статья в формате PDF
112 KB...
23 02 2023 23:15:34
Статья в формате PDF
100 KB...
22 02 2023 20:54:49
Статья в формате PDF
122 KB...
21 02 2023 15:16:40
Организация полноценного процесса познания предполагает реализацию развивающего образования и самообразования, непрерывность данного процесса на всех его ступенях. Понятие интегрирует в себе процесс и итог познания сущности предметов, явлений, включает рефлексивные процессы мышления, обеспечивая их необратимость, свернутость, системность. Эмоциональное отношение ребенка к изучаемому материалу создает в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес. Основная особенность опытно-экспериментальной деятельности состоит в наличии возможности управлять ходом изучения явления, здесь ребенок проявляет собственную активность и творчество в процессе получения новых знаний. Опытно-экспериментальную деятельность по развитию естественнонаучных понятий необходимо строить в соответствии с четырьмя этапами диалектического познания: основание - ядро - следствие – общие критические истолкования, а также с учетом обобщенного плана проведения опыта: цель - схема - ход - результат. Методика организации опытно-экспериментальной деятельности по развитию естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников раскрыта нами на примере понятия «свет». Развитие естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников эффективно в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому миру человека.
...
20 02 2023 11:53:16
Статья в формате PDF
110 KB...
19 02 2023 15:31:27
Статья в формате PDF
411 KB...
18 02 2023 13:31:16
Статья в формате PDF
119 KB...
16 02 2023 12:38:14
Статья в формате PDF
109 KB...
15 02 2023 6:35:13
Статья в формате PDF
489 KB...
14 02 2023 8:14:25
Статья в формате PDF
102 KB...
13 02 2023 17:47:55
Статья в формате PDF
112 KB...
12 02 2023 22:44:29
Статья в формате PDF 120 KB...
11 02 2023 15:50:18
Статья в формате PDF
412 KB...
08 02 2023 16:35:57
В статье представлен фрагмент авторской концепции теории патологического процесса. На примере становления хронического инфекционного процесса проведен анализ взаимоотношения основных причинных факторов, составляющих сложную структуру этиологии болезни.
...
07 02 2023 4:47:33
Статья в формате PDF
104 KB...
05 02 2023 4:41:45
Статья в формате PDF
115 KB...
04 02 2023 11:42:39
Статья в формате PDF
209 KB...
03 02 2023 15:52:56
Статья в формате PDF
250 KB...
02 02 2023 3:12:21
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::