ПРИРОДОСООБРАЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПРИРОДОСООБРАЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

ПРИРОДОСООБРАЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

С.Н. Дмитриева В.Т. Федорова Статья в формате PDF 217 KB

История развития школы и педагогики показывает, как под влиянием изменения требований жизни меняются принципы обучения и воспитания. Одни принципы исчезают, появляются новые. Это говорит о том, что наука наша должна чутко улавливать изменения требования общества к образованию и своевременно реагировать на них, т.е. строить такую систему принципов, которая верно указывала бы путь к достижению цели образования.

Идея о необходимости природосообразности воспитания зародилась в античности и дошла до нас в произведениях Демокрита, Платонова, Аристотеля. Впервые принцип природосообразности воспитания сформировал в XVII веке великий чешский педагог Ян Амос Коменский. Этот принцип получил широкое признание в педагогике XVIII - XIX веков. Выдающийся немецкий педагог, демократ, сделавший дальнейший шаг в разработке теории развивающего обучения, Фридрик Вильгельм Адольф Дистepверг (1790-1866) полагал, что разумно организованное воспитание должно вестись с учётом трёх принципов: природосообразности, культуросообразности, самодеятельности.

Современная тpaктовка принципа природосообразности воспитания предполагает, что оно должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы.

Большое внимание вопросу о природосообразности уделяют наши соотечественники: Орлов А.Б., Мудрик А.В.

А.В. Мудрик пишет, что в соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определённые этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение. Не менее существенно, чтобы воспитание стремилось к тому, чтобы человек:

  • осознал себя гражданином Вселенной;
  • понимал происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы;
  • осознавал взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности человеческих сообществ;
  • имел чувство сопричастности природе и социуму как её части;
  • формировал у себя личную ответственность за ноосферу как среду и продукт человеческой жизнедеятельности;
  • осознавал самого себя как субъекта творящего ноосферу, разумно и сохранно «потрeбляющего», сберегающего и воспроизводящего её.

В последнее десятилетие педагогическая общественность страны сформировала идеал нового образования, основными чертами которого явились ориентация учебных заведений на личность ученика, открытость и плюрализм учебных заведений, демократизация и деидеологизация, гуманизация и гуманитаризация образования. В соответствии с идеалом нового образования в России развернута инновационная педагогическая деятельность по обновлению всей образовательной системы.

Обновляются или в корне меняются содержание образовательных программ и стандартов, воспитательных процессов, технологий, принципов, методов и форм организации учебного процесса, педагогической среды школы; апробируются те или иные теоретико-методологические и концептуальные подходы и т.п. Спектр педагогических инноваций огромен.

Совокупное воздействие этих факторов значительно усложняет решение ряда организационно-педагогических вопросов, как модернизация цикла учебного года в северных широтах, создание образовательной среды, воспитательного прострaнcтва, обеспечивающего формирование духовной личности. Все это предопределяет актуальность проблемы формирования и развития личности растущих людей, организуя образовательную сферу на основе принципа природосообразности.

Как известно, на селе сложились новые социально-экономические и духовно-нравственные реалии, хаpaктеризующиеся распадом сельскохозяйственного производства, растущей безработицей, сужением социальной сферы, потерей веры у молодежи в свое благополучное будущее. В этой ситуации школьное образование на селе отстает от потребностей современной жизни как слабо формирующее у школьников личностные качества, ценностные ориентации, социально значимые знания и умения, отвечающие запросам успешной жизнедеятельности. К тому же якутская сельская школа функционирует в исключительно сложных природно-климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на решение вопросов организации образовательной деятельности. И все это ставит задачу обновления содержания, сущности, технологии школьного образования на селе, и идея экспериментальной работы исходит из того, что совершенствование образовательной деятельности школы обусловлено ее организационно-педагогическими основами, которые модернизируются с учетом региональных условий функционирования учреждения, а также социально-экономических, общественно- политических реорганизаций современного общества.

При существующей системе школьного уклада цикл учебного года унифицирован по всей территории России, несмотря на 11-ти часовых поясов и различия природно-климатических, социально-экономических, национально-региональных условий. Применительно к условиям Республики Саха (Якутия) наблюдается отсутствие связи системы образования с природно-географическими особенностями северной территории. С каждым годом увеличивается число учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Данный факт подтверждается результатами медико-экологического мониторинга, проведенного в 2005 году специалистами мединститута ЯГУ и Института экологии Севера. Бесспopно то, что слабое здоровье учащихся приводит к снижению уровня качества образования и общей жизненной активности детей.

Требуется поиск новых адекватных путей решения данного противоречия на основе осуществления природосообразности, здоровьесберегающего и развивающего воспитания и обучения детей.

Ытык-Кюельская средняя общеобразовательная школа №1 имени А.И. Софронова Таттинского улуса Республики Саха (Якутия) в течение ряда лет занимается решением вопросов создания здоровьесберегающей и развивающей школьной системы в рамках общего начального образования с учетом природно-климатических, национально-региональных особенностей Республики Саха (Якутия). В 2005 году школа получила статус ФЭП и РЭП. Программа одобрена федеральной и республиканской экспертной комиссией.

Идеей эксперимента явилось положение о том, что на современном этапе необходим новый концептуальный подход к модернизации организационно-педагогических основ существующего традиционного цикла учебного года как важного условия физического, психического и интеллектуального здоровья детей в зависимости и согласованности циклов их жизнедеятельности с ритмами окружающей северной природы. Это способствует формированию личности представителя северного этноса с малых лет в согласии с родной стихией, что в свою очередь предполагает решение существующих в системе образования проблем: укрепление здоровья, повышение качества образования, развитие творческого потенциала и самостоятельности.

Объект исследования: организация школьной системы национального региона в условиях модернизации Российского образования.

Предмет исследования: реорганизация цикла школьного учебного года как важнейшего условия создания здоровьесберегающей и развивающей системы общего начального образования по принципу природосообразности воспитания и обучения детей.

Цель исследования: теоретически и пpaктически обосновать создание здоровьесберегающей и развивающей школьной системы в рамках общего начального образования с учетом природно-климатических, национально - региональных особенностей Республики Саха (Якутия).

Задачи исследования заключались в разработке системы программно - методического обеспечения проведения эксперимента по всем основным направлениям учебно-воспитательной работы (подпрограммы, рабочие планы, учебно-наглядные пособия, авторские программы и разработки и т. д.); определении организационно - педагогических условий по созданию единой системы здоровьесберегающего и творчески развивающего детей воспитательно-образовательного прострaнcтва в условиях села; проектировании и экспериментальной проверке адаптивной модели жизнедеятельности детей на основе рационализации цикла учебного года в зависимости и согласованности с ритмом северной природы, как важнейшего условия их оздоровления и интеллектуального развития.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в нескольких этапах:

1 этап. 2005-2006 гг. - подготовительный. Разработан и апробирован вариант цикла учебного года в соответствии с региональными природно-климатическими условиями. Учебный год начинается с 18 августа и завершается 10 июня. Всего имеется 5 каникулов: с 18 августа по 29 октября, с 30 по 8 ноября, с 29 декабря по 24 января, с 23 по 31 марта, с 1 мая
по 9 мая. Осенью занятия проводятся в виде экскурсий на природе. Преподаются, в основном, дисциплины эстетического цикла: труд, изобразительное искусство, музыка, также окружающий мир. Во время зимних каникул организуется репетиторство «Домашний репетитор» по основным предметам (математика, русский язык, родной язык). Учебный год заканчивается национальным праздником «Ысыах».

Подготовлен учебно-методический комплекс, обеспечивающий педагогический процесс, направленный на формирование личности, духовно богатой, усваивающей этнические традиции своего народа. Разработаны методики и критерии по мониторингу результатов эксперимента. Созданы оптимальные условия для проведения эксперимента: разработано программно-методическое обеспечение; школа обеспечена необходимыми штатными единицами и специалистами для введения научно-методической и учебно-воспитательной работы для начальных классов; разработана система природосообразных организаций для начальных классов сельской школы; разработана адаптивная модель учебной деятельности учащихся в системе образования с природно-климатическими особенностями северной природы.

2 этап. 2006-2009 гг. - формирующий. На формирующем этапе разработаны и апробированы инновационные формы, содержание, технологии организации педагогического процесса в начальных классах на основе принципа природосообразности; экспериментально проверены рациональные природосообразные условия для начальных классов сельской школы с применением информационных технологий; рассмотрены вопросы планирования умственных и физических нагрузок образовательного процесса, их соразмерения с возможностями учащихся; создана образовательная среда, максимально приближенная к естественной среде ребенка, к его возможностям непосредственного контакта с природой, что наиболее актуально в организации годичного цикла работы школы; экспериментально проверено состояние здоровья учащихся начальных классов медиком школы; отслеживание результатов проводимой работы по разработанным критериям мониторинга; коррекция программы опытно-экспериментальной работы, ее содержания и технологии с учетом достигаемых результатов.

3 этап. 2009-2010 гг. - завершающий. На завершающем этапе проведен анализ результатов опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы, положения и рекомендации по ее результатам:

1. Одним из направлений оценки эффективности проводимого эксперимента является систематическое слежение за состоянием здоровья учащихся. Наблюдаются значительные сдвиги в улучшении состояния здоровья школьников.

Приводим таблицу учета заболеваемости учащихся начальных классов.

Учебный

год

Класс-

комплект

Всего

учащихся

Количество

заболевших

Пропущено

уроков

по болезни

Количество
пропущенных
уроков в среднем
на одного
ученика

Наиболее

распространенные

заболевания

2004-2005

17

342

293 (85,7%)

16520

56

 

Бронхит,

ОРВИ,

трахеит, ОРЗ,

ангина,

кариес,

тонзиллит,

фарингит

2005-2006

16

328

265 (80,8%)

13360

50

 

2006-2007

16

320

213 (80,8%)

12068

56

 

2007-2008

16

303

212 (69,9%)

10294

48

Сведения об уровне физического развития обучаемых в начальных классах

Учебный

год

Всего

учащихся

Основная

группа

ЛФК

Освобождены

 

2004-2005

358

283

29

13

2005-2006

327

268

26

11

2006-2007

320

253

27

15

2007-2008

303

272

17

10

2. Проводилось систематическое слежение за учебными достижениями школьников. В задачи мониторинга входили фиксация состояния их учебной подготовки и выявление тенденций ее изменения в процессе проведения эксперимента. В соответствии с этими задачами проводился мониторинг на различных этапах обучения в школе. В результате эксперимента повысился уровень качества успеваемости.

3. Выявлены уровни развития и воспитанности. Развитие учащихся идет в согласии с закономерностями и особенностями родной северной природы, т. е. формирование качеств личности представителя северного этноса (сообразительность, быстрота реакции, изобразительность как творчество и результат мыслительной деятельности, толерантность, самостоятельность, рассудительность и решительность, дружелюбие, любовь к родным местам, преданность интересом своего народа и т.д.).

4. Разработана научно-методическая база, позволяющая осуществлять учебно-воспитательный процесс в экспериментальных классах: программы по спецкурсам (краеведение, интегрированные уроки, уроки мышления), изданы рабочие тетради.

5. Разработана и успешно апробируется структура управления школой, включающая новые структурные единицы: научный руководитель, заместитель директора по инновационной деятельности, руководители инициативных групп.

В ходе экспериментальной работы появились новые виды деятельности:

- для учащихся - проектная образовательная деятельность; личность экологичная, понимающая и осознающая своё место в природе и обществе, способная постоянно согласовывать свою деятельность с природой и социокультурной средой;

- для учителей - учителя вовлечены в новый вид деятельности: управление процессом обучения и воспитания через образовательные программы с природно-климатическими особенностями северной природы; на основе природосообразного обучения разработали образовательные программы по основным предметам эксперимента и спецкурсом; учителя проявили активную коллективно-творческую работу, стали авторами программ развития наслега "Школа - территория образовательного потенциала наслега";

- для родителей - стали более заинтересованными к учебно-воспитательному процессу; чаще стали участвовать на улусных и республиканских мероприятиях; часто стали общаться со своими детьми.



КОМПЛЕКСНАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТЯЖЁЛОЙ СМОЛЫ ПИРОЛИЗА

КОМПЛЕКСНАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТЯЖЁЛОЙ СМОЛЫ ПИРОЛИЗА Статья в формате PDF 346 KB...

19 04 2024 18:35:16

СТВОЛОВЫЕ КЛЕТКИСК: ИЗОБРЕТЕНИЯ, ПАТЕНТЫ, ФИРМЫ

СТВОЛОВЫЕ КЛЕТКИСК: ИЗОБРЕТЕНИЯ, ПАТЕНТЫ, ФИРМЫ Статья в формате PDF 120 KB...

17 04 2024 14:17:14

РАЗМЕРНЫЕ ЭФФЕКТЫ И ПОВЕРХНОСТНОЕ НАТЯЖЕНИЕ ЧИСТЫХ МЕТАЛЛОВ

РАЗМЕРНЫЕ ЭФФЕКТЫ И ПОВЕРХНОСТНОЕ НАТЯЖЕНИЕ ЧИСТЫХ МЕТАЛЛОВ В работе для 55 элементов периодической системы рассчитаны поверхностное натяжение, критический радиус и постоянная Толмена. Для металлов с низкой температурой плавления величина поверхностного натяжения составляет доли Дж/м2, а для тугоплавких – единицы Дж/м2. Критический радиус d хаpaктеризует внутренние размерные эффекты и не превышает 10 нм для исследованных металлов. ...

13 04 2024 0:22:47

АКТИВНОСТЬ КАТАЛАЗЫ В МИТОХОНДРИЯХ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНОВ СВИНЕЙ

АКТИВНОСТЬ КАТАЛАЗЫ В МИТОХОНДРИЯХ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНОВ СВИНЕЙ Исследована активность каталазы в митохондриях, супернатанте сердца и печени свиней пород крупной белой, кемеровской и ландрас. В эксперименте установлено, что по активности каталазы в митохондриях лучшими являются свиньи кемеровской породы. ...

12 04 2024 7:43:56

МОДЕЛИРОВАНИЕ КВАЗИФРАКТАЛЬНЫХ КОНФИГУРАЦИЙ МЕЖФАЗНЫХ ГРАНИЦ МЕТОДОМ ИТЕРАЦИИ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ГЕНЕРАТОРОВ НА 2D СЕТКАХ

МОДЕЛИРОВАНИЕ КВАЗИФРАКТАЛЬНЫХ КОНФИГУРАЦИЙ МЕЖФАЗНЫХ ГРАНИЦ МЕТОДОМ ИТЕРАЦИИ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ГЕНЕРАТОРОВ НА 2D СЕТКАХ Обсуждены методика и некоторые результаты моделирования вероятных конфигураций межфазных границ на поверхности композиционных материалов, полученные методом итерации прямоугольных генераторов на определенных сетках Кеплера-Шубникова. ...

11 04 2024 11:25:43

БИОХИМИЧЕСКИЕ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ С ХЛАМИДИЙНОЙ И УРЕАПЛАЗМЕННОЙ ИНФЕКЦИЯМИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ (СУРГУТ)

БИОХИМИЧЕСКИЕ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ С ХЛАМИДИЙНОЙ И УРЕАПЛАЗМЕННОЙ ИНФЕКЦИЯМИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ (СУРГУТ) Проведены биохимические и иммунологические исследования крови у больных с урогeнитaльными инфекциями в условиях Среднего Приобья. Отмечены патологические изменения показателей белкового, липидного обменов и активация белков острой фазы. Наблюдалось резкое повышение активности креатинкиназы в крови всех групп больных. Результаты иммунологических исследований показали изменения В-клеточного звена в сторону увеличение уровня иммуноглобулинов IgG, IgA и снижение активности Т-клеточного звена иммунитета. ...

10 04 2024 9:47:48

О ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦАХ

О ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦАХ Статья в формате PDF 152 KB...

06 04 2024 11:17:25

НИКУЛИН АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

НИКУЛИН АНАТОЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ Статья в формате PDF 90 KB...

02 04 2024 23:20:45

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ ПРИ АКТИВАЦИИ ВОДЫ

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ ПРИ АКТИВАЦИИ ВОДЫ Статья в формате PDF 91 KB...

25 03 2024 5:58:47

Закономерности экспертных оценок рисков сотрудничества в образовании России и Европейского Союза

Закономерности экспертных оценок рисков сотрудничества в образовании России и Европейского Союза Явная неопределенность поведения сферы образования вызывает значимые риски. Во многом они связаны с самими экспертами и их группами, имеющими свои корпоративные интересы. Факторы риска промоделированы по статистическим данным идентификацией устойчивых закономерностей в виде тенденций (трендов) и показана методика анализа. Даны рейтинговые места экспертным оценкам. Анализ закономерностей показал, что в России нужно повышать чувствительность экспертов к реальной действительности, а также к адекватному представлению сценариев долгосрочной перспективы развития. Пока не будет результатов в реформах образования, нечего ждать и формирования инновационной экономики. Ведь из мировой пpaктики известно, цикл пассионарной активности опережает цикл экономического возрождения на 3–5 лет. ...

24 03 2024 11:16:26

МОРФОГЕНЕЗ НАДКОСТНИЦЫ ДИСТРАКЦИОННОГО РЕГЕНЕРАТА

МОРФОГЕНЕЗ НАДКОСТНИЦЫ ДИСТРАКЦИОННОГО РЕГЕНЕРАТА Статья в формате PDF 100 KB...

23 03 2024 18:18:42

ПЯТИСТЕРЖНЕВАЯ ФЕРМА СЛОЖНОГО ТИПА

ПЯТИСТЕРЖНЕВАЯ ФЕРМА СЛОЖНОГО ТИПА Статья в формате PDF 300 KB...

21 03 2024 9:30:46

ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ: ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ (монография)

ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ: ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ (монография) Статья в формате PDF 102 KB...

18 03 2024 7:33:26

ХАШАЕВ ЗАУР ХАДЖИ-МУРАДОВИЧ

ХАШАЕВ ЗАУР ХАДЖИ-МУРАДОВИЧ Статья в формате PDF 113 KB...

16 03 2024 15:41:57

ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К настоящему времени геофизика накопила о магнетизме Земли огромную информацию, большая часть которой получена в новейший период исследований космического прострaнcтва путём непосредственных инструментальных исследований с помощью космических летательных аппаратов, но построить на традиционных теоретических основаниях общепризнанную теорию о происхождении магнетизма Земли пока не удавалось никому [1]. Учитывая продуктивность магнитодинамического взгляда ряда фундаментальных проблем физики и многочисленных технических задач [2], можно надеяться на аналогичную продуктивность при рассмотрении некоторых из многочисленных аспектов фундаментальной проблемы стационарного геомагнетизма, среди которых первичной представляется его происхождение. ...

11 03 2024 5:59:16

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::