О МОДУЛЯРНЫХ РЕШЕТКАХ В ИЕРАРХИИ СТРАТ
Старость и старение населения вышли в последние годы на уровень глобальных проблем человечества. Проблемность этих процессов связана с массой нерешенных социальных, экономических, культурных и медицинских задач по обеспечению и созданию оптимальных условий жизнедеятельности людей пожилого возраста.
Проблема старения общества представляет собой новый социальный феномен, с которым человечество столкнулось лишь во второй половине XX века. Сегодня российское общество вплотную подошло к такому периоду своего развития, когда увеличение доли пожилых людей в составе населения серьезно влияет на экономические, политические, социальные, духовно-нравственные изменения. Реализация идей построения "общества для людей всех возрастов" ставит в качестве важнейшей в российском обществе задачу формирования в общественном сознании положительного образа старости, уважения к пожилым людям, использование их потенциала в экономике.
Категория пожилых людей имеет сложную структуру, разбивается на большое количество страт, как пересекающихся между собой, так и не имеющих пересечения. При этом многим стратам присущи одинаковые функции, возможно, с различными значениями [1, 2]. Так как страты с течением времени могут изменяться, появляются новые или исчезают уже имеющиеся, то исходную решетку полезно представлять себе потенциально бесконечной, а само множество страт в виде иерархической системы. Дадим необходимые определения.
Упорядоченным множеством L называется множество, на котором определено бинарное отношение x≤y, удовлетворяющее для любых элементов x, y, z из L следующим условиям: 1. x≤x (рефлексивность), 2. если x≤y и y≤x, то x=y (антисимметричность), 3. если x≤y и y≤z, то x≤z (транзитивность). Далее, элемент, a упорядоченного множества L называется точной верхней (нижней) гранью элементов x и y этого множества, если x≤a, y≤a (a≤x, a≤y) и для любого b, такого, что x≤b, y≤b (b≤x, b≤y) имеет место, a≤b (b≤a). Точная верхняя грань элементов x, y обозначается x y, а точная нижняя x y. Упорядоченное множество L, в котором для любых элементов этого множества определена точная верхняя и точная нижняя грань называется решеткой.
Определение 1. Подмножество I решетки L называется иерархией, если для любых двух элементов множества I определена их точная верхняя грань.
Следующие два эквивалентных условия для элементов x, y, z решетки L называются дистрибутивностью:
- x (y z) = (x y) (x z)
- x (y z)=(x y) (x z), а условие
- если x≤z, то x (y z)= (x y) z - модулярностью.
Если условия 1, 2 выполняются для любых элементов x, y, z решетки L, то эта решетка называется дистрибутивной, а если для любых элементов x, y, z выполняется условия 3., то решетка называется модулярной [3]. Любая дистрибутивная решетка модулярна, но обратное не верно. В иерархии существуют страты x, y, z, для которых не выполняется условия 1, 2 и 3.
Утверждение 1. Существует немодулярная решетка, содержащаяся в иерархии страт.
Доказательство. Обозначим через S0 - страту пожилых людей, являющихся либо УВОВ, либо инвалидами 1 группы, S1 - страту пожилых людей являющихся УВОВ, S2 - страту пожилых людей инвалиды 1 группы, S3 - страту пожилых людей ИВОВ, S4 - страту пожилых инвалидов 1 группы УВОВ. Тогда выполняются следующие равенства: S0 =S1 S2, S3 ≤ S1, S4 =S2 S3.
Докажем, что для элементов S1, S2, S3 не выполняется тождество модулярности. Действительно, S3≤S1, рассмотрим элемент S3 (S2 S1). Так как S2 S1= S4, а S3 S4=S3, то S3 (S2 S1)=S3. С другой стороны, вычислим элемент (S3 S2) S1, так как S3 S2= S0, а S0 S1= S1, то (S3 S2) S1=S1. Таким образом, S3 (S2 S1)≠(S3 S2) S1, более точно S3 (S2 S1)< (S3 S2) S1, что и доказывает немодулярность построенной решетки.
Замечание. Отметим, что внеся даже небольшие изменения в построении примера из утверждения 1 можно получить модулярную решетку.
Пример 1. Пусть S0 - страта пожилых людей являющихся либо инвалидами, либо людьми имеющими высшее образование, S1 - пожилые люди инвалиды, S2 - пожилые люди с высшим образованием, S3 - пожилые люди инвалиды 1 группы, S4 - пожилые инвалиды с высшим образованием, S5 - пожилые инвалиды 1 группы с высшим образованием. Тогда S0=S1 S2, S3≤S1, S4=S1 S2, S5=S2 S3. Рассмотрим элемент S3 (S2 S1), получим S3 S2= S0 и S0 S1= S1. Таким образом, S3 (S2 S1)=(S3 S2) S1 модулярность, для элементов S1, S2, S3 выполняется.
Можно отметить, что большинство подрешеток в иерархии страт все - таки удовлетворяют этому условию. Более того, в любой иерархии можно построить подрешетку удовлетворяющую условию не только модулярности но и дистрибутивности.
Утверждение 2. В любой иерархии существует последовательность страт Si1 , Si2 , ... Sin , которые образуют дистрибутивную подрешетку.
Часто является необходимым оценить, насколько две страты близки друг к другу. Для этого введем понятие расстояния между стратами. Дадим следующее определение.
Определение 2. Расстоянием d (A, B) между стратами называется число
d= ,
где |A|, |B| - мощность страт A и B, min (a, b) - минимальное из чисел a, b, а max (a, b) - максимальное из чисел a, b.
Утверждение 3. Расстояния между стратами обладают следующими свойствами:
1. d (A, B)=1<=>A∩B=Ø
2. d (A, B)=0<=>A ⊂B или B ⊂A
3. 0≤d(A, B)≤1
В доказательстве следующего критерия немодулярности иерархии также используется понятие расстояния между стратами.
Утверждение 4. В иерархии I тогда и только тогда существует немодулярная подрешетка, когда в ней найдутся такие страты A, B, C, которые удовлетворяют следующим условиям:
1. d(A,C)=0, A≠C
2. d(A,B)>0
3. B∩C=A∩B (при этом если |B|<|А| это условие эквивалентно равенству d(A, B)=
d(B, C)).
Доказательства утверждений 2, 3, 4 будут рассмотрены в следующих работах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Клейменов В.Ф., Суровцева Н.Н., Функции для иерархии категорий пожилых людей // Фундаментальные исследования. № 10, 2008 г., С. 75.
- Клейменов В.Ф., Суровцева Н.Н., Вычисление для иерархии страт // Фундаментальные исследования. № 3, 2009 г., С.58-59.
- Биркгоф Г. Теория решеток. - М.: Наука.1984. - 568 с.
Статья в формате PDF 106 KB...
12 01 2025 21:10:50
На основе собственных фактических данных, полученных в процессе длительных наблюдений (1982-2000 гг.) за качественным состоянием каспийских осетровых, выявлена прострaнcтвенно-временная динамика патоморфологических и функциональных нарушений во внутренних органах рыб. С позиций современной патологии, регенерации экологическая и физиологическая пластичность современных каспийских осетровых рассматривается в связи с адаптивной модификацией и нормой реакции. Обсуждаются вопросы дальнейшего изучения механизма регенерации в связи с известной гипотезой о существовании креаторной системы, выполняющей в организме регуляцию функциональной зависимости между клетками и органами. ...
11 01 2025 9:20:31
Статья в формате PDF 262 KB...
10 01 2025 5:54:37
Статья в формате PDF 124 KB...
09 01 2025 17:38:55
Статья в формате PDF 103 KB...
08 01 2025 4:47:59
Статья в формате PDF 265 KB...
07 01 2025 10:37:44
Статья в формате PDF 182 KB...
06 01 2025 20:44:43
Статья в формате PDF 421 KB...
05 01 2025 4:52:32
Статья в формате PDF 112 KB...
04 01 2025 20:21:49
Статья в формате PDF 308 KB...
03 01 2025 16:53:20
Статья в формате PDF 138 KB...
02 01 2025 5:50:23
Статья в формате PDF 218 KB...
01 01 2025 6:39:55
Статья в формате PDF 314 KB...
31 12 2024 17:10:13
Статья в формате PDF 108 KB...
30 12 2024 19:50:39
Статья в формате PDF 253 KB...
29 12 2024 1:13:33
Статья в формате PDF 108 KB...
28 12 2024 22:23:46
Статья в формате PDF 119 KB...
26 12 2024 3:45:51
Статья в формате PDF 114 KB...
25 12 2024 10:56:40
Статья в формате PDF 121 KB...
24 12 2024 20:18:24
Статья в формате PDF 254 KB...
23 12 2024 10:43:16
Статья в формате PDF 124 KB...
22 12 2024 7:50:54
Статья в формате PDF 112 KB...
21 12 2024 20:50:25
Статья в формате PDF 126 KB...
20 12 2024 5:31:53
Статья в формате PDF 133 KB...
19 12 2024 23:34:10
Статья в формате PDF 267 KB...
18 12 2024 8:45:24
Статья в формате PDF 120 KB...
17 12 2024 4:45:17
Организация полноценного процесса познания предполагает реализацию развивающего образования и самообразования, непрерывность данного процесса на всех его ступенях. Понятие интегрирует в себе процесс и итог познания сущности предметов, явлений, включает рефлексивные процессы мышления, обеспечивая их необратимость, свернутость, системность. Эмоциональное отношение ребенка к изучаемому материалу создает в мышлении своеобразную доминанту, поддерживающую любознательность и интерес. Основная особенность опытно-экспериментальной деятельности состоит в наличии возможности управлять ходом изучения явления, здесь ребенок проявляет собственную активность и творчество в процессе получения новых знаний. Опытно-экспериментальную деятельность по развитию естественнонаучных понятий необходимо строить в соответствии с четырьмя этапами диалектического познания: основание - ядро - следствие – общие критические истолкования, а также с учетом обобщенного плана проведения опыта: цель - схема - ход - результат. Методика организации опытно-экспериментальной деятельности по развитию естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников раскрыта нами на примере понятия «свет». Развитие естественнонаучных понятий дошкольников и младших школьников эффективно в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому миру человека. ...
16 12 2024 10:33:30
Статья в формате PDF 255 KB...
15 12 2024 6:56:55
Статья в формате PDF 313 KB...
14 12 2024 22:29:44
Статья в формате PDF 220 KB...
13 12 2024 6:11:40
Статья в формате PDF 244 KB...
12 12 2024 16:47:51
Статья в формате PDF 263 KB...
11 12 2024 18:22:50
Статья в формате PDF 109 KB...
10 12 2024 21:54:11
Статья в формате PDF 113 KB...
09 12 2024 5:59:25
Статья в формате PDF 123 KB...
08 12 2024 22:41:56
Статья в формате PDF 135 KB...
07 12 2024 5:54:26
Статья в формате PDF 117 KB...
06 12 2024 1:17:48
Статья в формате PDF 251 KB...
05 12 2024 3:24:19
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::