МИР ЖИВОТНЫХ: ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ДЕТСКОМ САДУ (учебно-методическое пособие) > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МИР ЖИВОТНЫХ: ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ДЕТСКОМ САДУ (учебно-методическое пособие)

МИР ЖИВОТНЫХ: ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ДЕТСКОМ САДУ (учебно-методическое пособие)

Иванова А.И. Статья в формате PDF 124 KB

Цель пособия - создание научной, методической и содержательной базы для формирования естественно-научных и экологических представлений у дошкольников (в частности, ознакомления с животными) методом детского экспериментирования.

Оно входит в методический комплект «Живая экология» и предназначено для работников дошкольных и дополнительных образовательных учреждений, для учителей школ, для родителей и всех любителей природы. Кроме того, оно будет полезным для студентов факультетов дошкольного образования высших и средних специальных учебных заведений, а также для педагогов, обучающихся в системе послевузовского дополнительного профессионального образования.

Ни одна детская деятельность не сравнится по силе воздействия с природой, а среди природных объектов самыми притягательными для детей являются животные. На пpaктике же в настоящее время процесс обучения в ДОУ осуществляется преимущественно словесными методами (рассказ, беседа), а пpaктическая деятельность детей ограничивается работой с карточками, рисунками и схемами. Это не соответствует базовому положению психологии о том, что основной объем знаний дошкольники должны получать непосредственно через органы чувств, поскольку их мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным.

Для реализации вышеназванного положения обучение должно строиться на наблюдениях, экспериментах и собственной продуктивной деятельности детей. Однако в современной литературе пpaктически отсутствуют методические пособия, основанные на детском экспериментировании. Теория вопроса тоже разработана недостаточно.

В основу пособия «Мир животных» легла гипотеза о том, что учет особенностей мыслительных процессов дошкольников дает несравненно больший воспитательный, образовательный и развивающий эффект, чем традиционные формы обучения.

Пособие базируется на результатах собственного 20-летнего исследования, проводившегося по двум направлениям: 1) познавательные возможности дошкольников по природоведению; 2) педагогические условия реализации метода детского экспериментирования.

В пособии рассматриваются следующие вопросы:

- значимость непосредственных контактов детей с животными,

- методика организации детского экспериментирования,

- краткие биологические сведения обо всех изучаемых животных,

- конкретные наблюдения и эксперименты над животными, которые дети могут провести самостоятельно и под руководством взрослого в образовательном учреждении и дома.

Последний раздел является самым объемным - около 300 страниц. Диапазон изучаемых живых объектов велик - от Дождевых червей до высших Позвоночных включительно. Здесь имеются все таксоны, с которыми встречаются дети дошкольного возраста: Дождевые черви, Моллюски, Члeнистоногие (Paкообразные, Паукообразные, Насекомые), Рыбы, Амфибии, Рептилии, Птицы, Млекопитающие.

Среди Насекомых представлено 7 отрядов (Мухи, Комары, Муравьи, Пчелы и Осы, Жуки, Бабочки, Стрекозы). Из класса Птиц в качестве объектов экспериментирования дети используют канареек, попугайчиков, воробьев, гoлyбей, сорок, ворон и др. В классе Млекопитающих объектами наблюдений и экспериментов являются грызуны (золотистый хомячок, белая мышь, белая крыса, морская свинка, белка), кошка, собака. По аналогии с приведенными опытами, дети могут вести наблюдения и экспериментировать с любыми домашними и свободноживущими животными (коровой, козой, лошадью и пр.),

Количество опытов достаточно велико; например, для дождевых червей приведено 46 опытов, для муравьев - 87 опытов, для собаки - 61 опыт. Каждой группе опытов предпосланы методические рекомендации по организации детей, по соблюдению мер безопасности и правил гигиены, по особенностям работы с данным животным.

Все опыты доступны для дошкольников, безопасны как для детей, так и для животных, не требуют сложного оборудования и особых материальных затрат.

Там, где это рационально, опыты сгруппированы в полноценное занятие. В этом случае приводятся конспекты занятий (например, «Знакомство с собакой», «Строение яйца», «Знакомство с черепахой», «Роль окраски в жизни животных» и пр.). Если же с данным живым объектом провести целое занятие невозможно, все опыты описаны как самостоятельные. Это относится к таким животным, как пауки, бабочки, жуки, муравьи и др. Такой подход дает педагогу возможность легко адаптировать педагогический процесс к конкретно складывающейся окружающей обстановке - к внезапному появлению животных и их произвольному поведению.

Среди методических рекомендаций главными являются следующие:

- в подавляющем большинстве случаев эксперимент должны проводить сами дети; они являются активными экспериментаторами, а не пассивными наблюдателями хода опытов, осуществляемых взрослым;

- эксперименты проводятся как игра, что создает у детей ощущение первооткрывателей;

- в функции педагога входит непрерывное наблюдение за безопасностью и детей, и животных.

Собственный опыт проведения занятий, основанных на детском экспериментировании, позволяет сделать следующие выводы:

- дети очень любят экспериментировать;

- благодаря экспериментированию у них формируется многие позитивные качества личности: бережное отношение к животным, познавательная активность, точность движений, умение задумывать эксперимент и прогнозировать его результат, наблюдать и делать выводы;

- использование возрастных преимуществ наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, присущего детям дошкольного возраста, существенно повышает эффективность образовательного процесса.

Особо следует отметить влияние детского экспериментирования на развитие логического мышления. К. Д. Ушинский утверждал, что лучшей логикой для ребенка является логика природы. В пособии это достигается за счет постановки вопросов, которые при разработке методики и в ходе экспериментов заставляют детей думать, рассуждать и делать выводы.

Итак, пособие «Мир животных: Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду» решает две задачи: обогащает знания детей о животных методами, соответствующими возрастным особенностям их мыслительного процесса, и формирует у них навыки самостоятельного экспериментирования.

Пособие не имеет аналогов в современной литературе.



ЗНАЧЕНИЕ СЪЕЗДОВ ЗЕМСКИХ ВРАЧЕЙ РЯЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В РАЗВИТИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНЫ КРАЯ

ЗНАЧЕНИЕ СЪЕЗДОВ ЗЕМСКИХ ВРАЧЕЙ РЯЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В РАЗВИТИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНЫ КРАЯ В статье представлены материалы о значении съездов земских врачей Рязанской губернии (1874 – 1900) и их роль в развитии профилактического направления медицины края. ...

14 04 2024 14:37:26

ЦИТОКИНОВАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПОКРОВНЫХ ТКАНЕЙ

ЦИТОКИНОВАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПОКРОВНЫХ ТКАНЕЙ Статья в формате PDF 163 KB...

10 04 2024 11:16:34

НЕЗАМЕНИМЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ГИРУДОТЕРАПИИ

НЕЗАМЕНИМЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ГИРУДОТЕРАПИИ Статья в формате PDF 100 KB...

04 04 2024 23:41:46

КОРРЕЛЯТИВНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

КОРРЕЛЯТИВНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Рассмотрены корреляты как дополнительные параметры описания объектов. Рассмотрены виды коррелят. Раскрывается понятие коррелятивные показатели. Показано, как влияют корреляты на качество анализа и оценки. Для этого использовано понятие информационная модель объекта. Введено понятие коррелятивной информационной модели объекта (КИМО) Введено понятие производного коррелятивного показателя. (ПКП) Показано, что использование коррелятивного показателя позволяет создавать нелинейные экономико-математические модели. Эти нелинейные модели дают более точное описание изменения стоимости комплексов из разных объектов при существенном влиянии коньюнктурных факторов. Раскрыты основы коррелятивного подхода как инструмента описания, анализа и экономической оценки. Приведены примеры использования коррелятивного подхода. Показаны преимущества коррелятивного подхода. ...

30 03 2024 10:36:16

БИОЦЕНОЗ MYTILASTER LINEATUS В СРЕДНЕМ КАСПИИ

БИОЦЕНОЗ MYTILASTER LINEATUS В СРЕДНЕМ КАСПИИ Статья в формате PDF 140 KB...

28 03 2024 3:36:44

ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕМЯН ОБЛЕПИХИ НА ПИЩЕВЫЕ ЦЕЛИ

ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕМЯН ОБЛЕПИХИ НА ПИЩЕВЫЕ ЦЕЛИ Статья в формате PDF 100 KB...

27 03 2024 4:26:45

О ЕСТЕСТВЕННОМ ЗАРАСТАНИИ И РЕКУЛЬТИВАЦИИ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ СЕВЕРА

О ЕСТЕСТВЕННОМ ЗАРАСТАНИИ И РЕКУЛЬТИВАЦИИ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ СЕВЕРА Естественное восстановление растительности на нарушенных землях Севера протекает с различной скоростью и зависит от литологического состава грунтов, рельефа, условий увлажнения, специфики нарушений и других факторов. Проведенные исследования, анализ и обобщение опыта восстановления нарушенных территорий Севера свидетельствует о значительной сложности и специфичности рекультивационных работ. К объектам Севера в большинстве случаев не применимы основные положения и приемы в области рекультивации земель, разработанные в целом для России. Разнообразие природных комплексов – от таёжных ландшафтов до лесотундры и арктической тундры, специфика нарушений, обусловленных геологоразведочными, изыскательскими, строительными и добычными работами обусловливает необходимость дифференцированного подхода к каждому объекту рекультивации при решении вопросов восстановления нарушенных земель. ...

25 03 2024 9:23:19

ВИКТОР СТЕПАНОВИЧ ДМИТРИЕВ

ВИКТОР СТЕПАНОВИЧ ДМИТРИЕВ Статья в формате PDF 317 KB...

21 03 2024 3:19:54

СИДОРОВА КЛАВДИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

СИДОРОВА КЛАВДИЯ АЛЕКСАНДРОВНА Статья в формате PDF 167 KB...

20 03 2024 11:50:32

ФИЛОСОФИЯ В КОНТЕКСТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ФИЛОСОФИЯ В КОНТЕКСТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Статья в формате PDF 297 KB...

14 03 2024 19:36:10

ЮРОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ

ЮРОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ Статья в формате PDF 300 KB...

12 03 2024 13:21:20

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::