ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУПП БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ В КРУПНОМ ПРОМЫШЛЕННОМ ГОРОДЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУПП БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ В КРУПНОМ ПРОМЫШЛЕННОМ ГОРОДЕ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУПП БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ В КРУПНОМ ПРОМЫШЛЕННОМ ГОРОДЕ

Редлих С.М. Кундозерова Л.И. Милинис С.М. Статья в формате PDF 214 KB  

Массовым явлением стала беспризорность детей в крупных промышленных городах, которые являются «узлами связи», а также в городах, где, несмотря на разрушение экономики, сохранились функционирующие предприятия и определенный уровень доходов у населения. К таким городам можно отнести г. Новокузнецк, который является одним из крупнейших промышленных городов Западной Сибири. Однако экономические реформы привели к разрушительным процессам не только на производстве, но и в семейном укладе. В этой связи были выброшены на улицы дети коренных жителей города, дети беженцев-переселенцев, а также дети из, так называемых, «депрессивных» малых городов Кемеровской области, где произошло массовое закрытие шахт, сокращение рабочих на промышленных предприятиях.

Длительные наблюдения за несовершеннолетними беспризорными показывают, что почти все подростки как по месту жительства, так и находящиеся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних входят или входили в какую-либо малую группу. Среди беспризорных подростков почти не бывает одиночек.

Изучение 52 групп беспризорных детей позволило нам выявить особенности этих групп, классифицировать группы беспризорных детей по различным основаниям (длительности пребывания на улице, деятельности по заpaбатыванию на жизнь, хаpaктеру бродяжей жизни). В это же время мы понимали, что выделенные основания для классификации групп детей с различным уровнем зараженности беспризорностью взаимосвязаны между собой, зависят от возрастного и численного состава групп беспризорных, длительности существования и устойчивости состава групп, частоты встреч беспризорных, социального состава групп, выраженности и направленности совместной деятельности.

По длительности пребывания на улице выявлены следующие группы беспризорных детей:

  • группы подросткв, которые в силу различных обстоятельств постоянно живут вне дома, адаптированы к жизни в подвалах, колодцах, на чердаках, теплотрассах. Возрастной состав этих групп 13-15 лет. В составе этих групп бывшие учащиеся школ, ПТУ и подростки, которые в своем большинстве никогда не учились. Эти группы наиболее устойчивы.

В этих группах у подростков не только высокий уровень зараженности беспризорщиной, но появляются ростки криминогенной зараженности. Подростки в этих группах отнимают деньги у младших школьников, избивают их, бьют стекла в подъездах и трамваях. Однако организованность, сплоченность, устойчивость в амopaльных действиях подростков в этих группах отсутствует. Внутригрупповой структуры в группах нет, все равны, отношения нейтральны. Интересы, как позитивной так и негативной направленности, наблюдаются только на личностном уровне. Хотя общая направленность деятельности подростков в этих группах зависит от отдельных активных, подвижных, инициативных подростков. Вектор активности групп зависит от личностных качеств лидера;

  • группы детей, которые периодически живут вне дома (от нескольких дней, до нескольких недель). Они оказываются на улице во время запоя родителей или на период разрешения семейных или школьных конфликтов;
  • группы детей свободного общения, которые чаще всего живут вне дома. Родители, как правило, не замечают что детей нет дома, редко общаются, не интересуются увлечениями своих детей. Основные потребности подростки удовлетворяют на улице.

Это разновозрастные группы подростков, организовавшиеся по «дворовому», «уличному» или «квартальному» принципам. Средний возрастной состав этих групп 10-13 лет, численность 6-7 человек, места встреч в этих группах заранее определены. В поисках развлечений они безответственно пристают к прохожим, царапают стены, автомашины, пишут и рисуют на стенах нецензурные слова, выражения, ceкcуальные рисунки, бьют стекла, ломают лифты, деревья и т.д. Этими действиями они самоутверждаются среди своих сверстников. В процессе общения они начинают курить, употрeбллять спиртные напитки. Уровень зараженности беспризорщиной у детей в этих группах различный. Но это не значит, что все дети в этой группе педагогически запущенные или «трудновоспитуемые». Свыше 32% детей в этих группах проявляют социально-положительные интересы, изъявляют желание, заниматься в различных кружках, спортивных секциях, но не встречая поддержки со стороны родителей, в силу семейных материальных затруднений, сталкиваясь с формализмом и безразличием школьных учителей к своим интересам и склонностям, почувствовав бесперспективность своих усилий прекращают социально-полезные занятия;

  • группы детей, оказывающиеся на улице в силу случайных обстоятельств, острой конкретной ситуации. Это разобщенные, стихийно и временно возникшие группы. Взаимодействие между детьми в этих группах минимально, поверхностно и носит ситуативный хаpaктер. Однако затянувшиеся семейные и школьные конфликты часто приводят к переходу детей в другие группы беспризорных.

Длительное пребывание детей в группах с различным уровнем зараженностью беспризорностью, вне контроля родителей, учителей приводит к тому, что дети уже не живут как бродяги, а бродячий образ жизни становится их нормой.

Классификация групп беспризорных детей возможна по направленности деятельности по заpaбатыванию денег на жизнь, так называемые группы беспризорных детей по «профессиям»:

  • группы беспризорных «бутылочников», основные доходы которых складываются от выручки по сбору и продажи бутылок;
  • группы беспризорных «воришек», которые промышляют на жизнь мелкими кражами на рынках, дачных участках. Их, как правило, направляют и используют взрослые преступники, родители-алкоголики;
  • группы беспризорных «рэкетиров» - малолетних вымогателей, которые чаще всего «наказывают» торгующих пенсионеров, нередко, прибегая к насилию, избиениям, унижению, шантажу;
  • группы беспризорных «грабителей», которые грабят своих родственников, знакомых, пьющих людей;
  • группы беспризорников, «попрошаек» (дети от 6 до 10 лет), которые выдавая себя за сирот, сочиняя вымышленные истории, вызывают жалость у окружающих и таким способом вымогают у них деньги. Нередко таких беспризорных детей используют «напрокат» цыгане для дополнительного заработка;
  • группы беспризорные «съемщики» - те, кого снимают для удовлетворениях ceкcуальных потребностей, удовольствия. Проституция является самым распространенным способом для беспризорных подростков заработать деньги;
  • беспризорники - «носильщики» помогают относить вещи, продукты, грузы на вокзалах, рынках; иногда эти вещи уносят совсем;
  • группы беспризорных подростков - «продавцов», которые по найму занимаются перепродажей сигарет, мороженного, газет в электричках. Некоторые беспризорные подростки специализируются на перевозке грузов и сырья для наркотиков.

По хаpaктеру бродячей жизни группы беспризорных детей классифицируются на:

  • «оседлые» - живут в одном и том же подвале, колодце, чердаке долгое время, имеют домашнюю утварь;
  • «сезонные» - приезжие из мелких городов, сельской местности. Они нанимаются на заработки в летнее время в пивные, овощные, продуктовые павильоны, торговые палатки или пасти скот в сельской местности;
  • «случайные» - выкинутые на улицу по случайному стечению обстоятельств;
  • «семейные» - скитаются вместе с родителями, братьями и сестрами.

Среди беспризорных детей в г. Новокузнецке больше мальчиков (58%), чем девочек (42%). Распределение по возрасту в нашем городе принципиально не отличается от других городов.

Исследование выполняется по заказу Министерства образования и науки РФ.

Работа представлена на II научную конференцию с международным участием «Современные проблемы науки и образования», г. Умаг (Хорватия) 2-9 июля 2005 г. Поступила в редакцию 11.05.2005 г.



МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ХИМИИ

МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ХИМИИ Статья в формате PDF 275 KB...

18 02 2024 10:33:31

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПРОФИЛАКТИКИ КАРИЕСА ЗУБОВ ПРИ ОРТОДОНТИЧЕСКОМ ЛЕЧЕНИИ

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПРОФИЛАКТИКИ КАРИЕСА ЗУБОВ ПРИ ОРТОДОНТИЧЕСКОМ ЛЕЧЕНИИ Наши исследования показали, что эффективность профилактики кариеса зубов значительно снижается на фоне вторичных иммунодефицитных состояний (ИДС), вызванных ортодонтическим аппаратурным лечением. Предлагаемый метод профилактики позволил купировать иммунодефицитное состояние, возникающее на этапах ортодонтического лечения, и повысить эффективность профилактики кариеса зубов. ...

09 02 2024 20:39:50

ИСПЫТАНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ПОКРОВА НА СОДЕРЖАНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

ИСПЫТАНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ПОКРОВА  НА СОДЕРЖАНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Известные способы предполагают проведение испытаний травяно-кустарничкового покрова на содержание химических элементов на пробных площадках. Недостатком является раздельная обработка результатов испытаний, что лишает возможности совместного изучения травы и древесных растений. В статье показаны возможности повышения точности изучения комплекса «трава + древесное растение», а также сопоставимости содержания химических элементов по высоте растений. ...

06 02 2024 1:55:53

ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗВЛЕЧЕНИЯ МЕЛКОГО ЗОЛОТА ИЗ РЕЧНОГО ПЕСКА

ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗВЛЕЧЕНИЯ МЕЛКОГО ЗОЛОТА ИЗ РЕЧНОГО ПЕСКА Рассматривается возможность извлечения мелкого золота из золотосодержащего речного песка при проведении очистки фарватера р. Енисей (Тува) земснарядом с производительностью 250 м³/ час по исходным пескам, и убедительно показана целесообразность и экономическая выгода этого. ...

01 02 2024 14:29:21

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОЙ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОЙ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ Рассматривается проблема организации продуктивной умственной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений в системе дидактических принципов современной педагогики. Анализ принципов показывает, что отечественная дидактика в большой мере сохраняет черты традиционной модели обучения и недостаточно учитывает психологическую природу мышления и закономерности продуктивной умственной деятельности при разработке принципов обучения. Выделены основополагающие принципы организации продуктивной умственной деятельности на основе закономерностей развития знания и процесса познания, психологических закономерностей мышления. ...

23 01 2024 23:58:34

Степень риска при воздействии диоксинов

Степень риска при воздействии диоксинов Статья в формате PDF 114 KB...

22 01 2024 1:24:55

ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА КИТАЯ

ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА КИТАЯ Статья в формате PDF 640 KB...

21 01 2024 13:40:18

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРЕПАРАТОВ ПРИ ПРЯМОМ ВОЗДЕЙСТВИИ НА СВОБОДНОРАДИКАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СЫВОРОТКЕ КРОВИ ЖЕНЩИН С УГРОЗОЙ ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРЕПАРАТОВ ПРИ ПРЯМОМ ВОЗДЕЙСТВИИ НА СВОБОДНОРАДИКАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СЫВОРОТКЕ КРОВИ ЖЕНЩИН С УГРОЗОЙ ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ Представлены данные о влиянии информационных препаратов (ИП) на свободнорадикальные процессы сыворотки крови женщин с осложненной беременностью (при прямом воздействии ИП). За основу работы была взята концепция действия информационных препаратов, изготовленных с помощью метода биорезонансной терапии на организм человека в целом. Было изучено влияния ИП на продукцию NO и его производных, активность аргиназы в сыворотке крови женщин с угрозой прерывания беременности при прямом их воздействии. Уровень производных оксида азота (пероксинитрита и NO-глутатиона) после воздействий информационными препаратами снижался, что свидетельствовало об нормализующем их влиянии на изученные показатели свободнорадикальных процессов в сыворотке крови женщин с угрозой прерывания беременности. ...

20 01 2024 18:24:56

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::