ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ПСИХИАТРИИ В КАЗАНИ (К.Х1ХН.ХХ ВЕКОВ) > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ПСИХИАТРИИ В КАЗАНИ (К.Х1ХН.ХХ ВЕКОВ)

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ ПСИХИАТРИИ В КАЗАНИ (К.Х1ХН.ХХ ВЕКОВ)

Батыршина А.Р. Статья в формате PDF 130 KB

Развитие научной психиатрии в Казани началось с конца 60-х годов Х1Х века. Вскоре Казань, наряду с Петербургом, Москвой, становится одним из центров научной психиатрической мысли в России.

Первую страницу в истории научной психиатрии открывает Александр Устинович Фрезе, который с 1866 года первый начал читать самостоятельный курс лекций по психиатрии при кафедре терапии Казанского университета. Взгляды А.У.Фрезе складывались под влиянием идей И.М.Сеченова. В «Кратком курсе психиатрии» читаем: «Признавая головной мозг органом психической деятельности, мы смотрим на душевные болезни так же, как на все остальные болезни человеческого тела. Помешательство указывает на более или менее явное раздражении головного мозга» (Цит.по: Дьяконова И.Н. и др. Истории развития научной невропатологии и психиатрии в Казани. - Казань, 1974. - с.27).

В 1885 году кафедру психиатрии (второй в России после кафедры психиатрии при Медико-Хирургической академии в Петербурге) возглавляет Владимир Михайлович Бехтерев. Большое влияние на формирование научных взглядов В.М.Бехтерева оказало длительное пребывание в научной комaндировке за границей, где он работал над изучением проводящих путей центральной нервной системы под руководством Флексига, занимался психологией в лаборатории Вундта и вел клинические наблюдения в клиниках Шарко и Вестфаля. Остановив свой выбор на изучении заболеваний нервной системы, сам Бехтерев объяснял его тем, что «данная специальность из всех медицинских наук того времени была наиболее связана с общественностью и вопросами познания личности, с глубокими философскими и общественными проблемами». (Цит.по: Дьяконова И.Н. и др. Истории развития научной невропатологии и психиатрии в Казани. - Казань, 1974. - с.30).

По инициативе В.М.Бехтерева и при его непосредственном участии в Казанской окружной психиатрической больнице была устроена клиника душевных болезней, организована первая в России психофизиологическая лаборатория, учреждено Казанское общество невропатологов и психиатров.

С 1893 по 1903 гг. кафедрой психиатрии Казанского университета заведовал Николай Михайлович Попов. Будучи так же, как и В. М. Бехтерев, учеником и последователем И.П.Мержеевского, он продолжал патологоанатомические исследования своего учителя. За время работы в Казани им было издано первое отечественное руководство по патологической анатомии душевных заболеваний, а также лекции по общей и частной психопатологии.

Большую роль в дальнейшем развитии научной психиатрии сыграла деятельность выдающегося клинициста-психиатра В.П.Осипова, стоявшего во главе кафедры психиатрии в Казани с 1906 по 1915 гг. С началом его работы на кафедре наступает этап клинико-нозологического направления в казанской психиатрии. Большое значение В.П.Осипов придавал вопросам профилактики психических болезней. Именно этой теме, считая ее наиболее важной, он посвящая свою первую вступительную лекцию студентам Казанского университета, в которой подчеркивал, что способы предупреждения душевных расстройств должны определяться их причинами. К причинам психических заболеваний он относил: наследственность и вырождение, условия зачатия, нарушения беременности и родов, физические травмы и интоксикации (особенно алкогольную), а также войны, голод, повальные эпидемии, религиозный фанатизм и мистицизм, психическое истощение и многие другие нeблагоприятные условия жизни в России.

Первая мировая война несколько задержала научную жизнь кафедры. Лишь с 1924 года развертывается уже самостоятельная университетская клиника и клиническая работа.



ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ХИМИЯ – ИНФОРМАТИКА ПО ТЕМЕ "РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ С УЧЕТОМ МАССОВОЙ ДОЛИ ВЫХОДА ПРОДУКТА РЕАКЦИИ"

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ХИМИЯ – ИНФОРМАТИКА ПО ТЕМЕ "РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ С УЧЕТОМ МАССОВОЙ ДОЛИ ВЫХОДА ПРОДУКТА РЕАКЦИИ" Развитие интеллекта учащихся происходит эффективно, если усвоение знаний, приобретение умений и навыков из цели образования превращается в средство развития способностей. Для этого надо переосмыслить содержание образования, сконструировать и внедрить эффективные педагогические технологии, позволяющие эффективно решить поставленные задачи. "Химия для математиков" – технология интеграции естественно-математических знаний на разных уровнях. Методика проведения интегрированных уроков "химия – информатика" разработана и успешно применяется в физико-техническом лицее № 1 г. Саратова. ...

09 12 2024 13:48:15

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА АТЕРОСКЛЕРОЗА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА АТЕРОСКЛЕРОЗА Статья в формате PDF 114 KB...

03 12 2024 21:19:41

АНГЛИЙСКАЯ ГРАММАТИКА: ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СЛОВО

АНГЛИЙСКАЯ ГРАММАТИКА: ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СЛОВО Статья в формате PDF 227 KB...

27 11 2024 14:35:44

ИДЕНТИФИКАЦИЯ АТОМОВ ПРИМЕСИ НА ОСНОВЕ КРИСТАЛЛОФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ МИНЕРАЛА

ИДЕНТИФИКАЦИЯ АТОМОВ ПРИМЕСИ НА ОСНОВЕ КРИСТАЛЛОФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ МИНЕРАЛА На основе анализа электронной конфигурации примесных атомов в минералах, обладающих кристаллической структурой типа NiAs (например, пирротин), установлена корреляция плотности примесных атомов и катионных вакансий с электропроводностью и удельной намагниченностью минералов. Плотность катионных вакансий возрастает при увеличении суммарной плотности примесных атомов, при этом уменьшается электропроводность кристалла. Показано, что природа этих явлений – уменьшение концентрации электронов в зоне проводимости в результате захвата примесными атомами электрона вакансии. На основе расчетов плотности примеси исследованы свойства анионных примесных атомов и проанализирован механизм их изоморфного замещения ионов серы в структуре пирротина. Установлена связь магнитных свойств пирротина и содержанием золота в породе. ...

24 11 2024 2:44:21

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ, КАК СЛЕДСТВИЕ СПЕЦИФИКИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ, КАК СЛЕДСТВИЕ СПЕЦИФИКИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА В работе предпринята попытка изучить формирование симптомов профессионального выгорания у пpaктически здоровых, активно работающих в учреждениях здравоохранения Ростова и Ростовской области, медицинских сестер, которые обучаются в ГОУ СПО РО "Ростовский базовый медицинский колледж" на отделении "Сестринское дело (повышенный уровень образования)". Получены статистически достоверные показатели снижения профессионального выгорания обследованных, определена его основная симптоматика. Предложены меры по снижению стрессогенности профессиональной деятельности. ...

21 11 2024 13:25:37

ПОДСТАНЦИЯ «КАШТАК» (учебный видеофильм)

ПОДСТАНЦИЯ «КАШТАК» (учебный видеофильм) Статья в формате PDF 97 KB...

20 11 2024 10:48:24

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Статья в формате PDF 100 KB...

19 11 2024 18:27:51

О СТОХАСТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

О СТОХАСТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Статья в формате PDF 312 KB...

17 11 2024 16:19:33

NEW METHOD FOR TREATMENT OF MULTIPLE-DESTRUCTIVE PULMONARY TUBERCULOSIS.

NEW METHOD FOR TREATMENT OF MULTIPLE-DESTRUCTIVE PULMONARY TUBERCULOSIS. Статья в формате PDF 122 KB...

13 11 2024 14:39:10

КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ АЦЕТИЛЦИСТЕИНА

КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ АЦЕТИЛЦИСТЕИНА Статья в формате PDF 319 KB...

05 11 2024 15:47:14

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::