СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ «БИОТЕХНОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ» В ТЮМЕНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
На кафедре ботаники и биотехнологии растений Тюменского государственного университета открыты три специализации: «Ботаника», «Биотехнология растений», «Фитодизайн в садово-парковом и ландшафтном строительстве» для студентов, обучающихся по специальности Биология и «Экология растений» (специальность Биоэкология).
Необходимость открытия специализации «Биотехнология растений» (с 2000 г.) вызвана созданием в Тюменской области научных и научно-производственных лабораторий, основное направление деятельности которых связано с оздоровлением посадочного материала картофеля и некоторых видов декоративных растений. В такие лаборатории требуются специалисты с соответствующим уровнем теоретической и методической подготовки.
Преподавателями кафедры в рамках специализации «Биотехнология растений» разработаны авторские программы и лекционные курсы по 13 дисциплинам, среди которых «Биотехнология растений», «Окружающая среда и биотехнология», «Устойчивость растений к нeблагоприятным факторам среды», «Адаптация и интродукция», «Болезни растений», «Феногенетика» (466 аудиторных часов) и 3 большим спецпpaктикумам: «Методы изучения популяций растений на разных этапах онтогенеза», «Культивирование растительных организмов с использованием биотехнологических методов», «Морфобиологические особенности культивируемых видов растений» (246 аудиторных часов). Опубликовано учебное пособие «Основы биотехнологии растений».
Учебный процесс обеспечивается профессорско-преподавательским составом кафедры ботаники и биотехнологии растений (90% преподавателей имеют ученую степень).
Научно-исследовательская работа студентов и аспирантов ведется по нескольким направлениям. Одно из направлений связано с проблемой сохранения, изучения и расширения генофонда растений в экстремальных условиях Северного Зауралья. Проводятся исследования по выявлению образцов культурных растений, перспективных для выращивания в условиях Тюменской области, а также источников ценных признаков для селекционно-генетических программ.
Оценка устойчивости растений к нeблагоприятным факторам среды (засоление, пониженные температуры, дефицит влаги и др.) начинается с ранних этапов онтогенеза в лабораторных условиях. Такой подход позволяет не только знать особенности формирования биомассы растений на ранних этапах онтогенеза, но и прогнозировать их норму реакции на меняющиеся условия среды в более поздние периоды роста и развития. Оценка растений по комплексу признаков позволяет сократить сроки отбора форм с высокими адаптивными свойствами. Наличие установки для выращивания растений делает возможным проведение серии экспериментов в зимний период на различных субстратах, в том числе питательных средах, при различных уровнях влажности и освещения.
Начаты работы по созданию банка семян лекарственных растений и живой коллекции на экспериментальных участках, поиску приемов по повышению способности семян некоторых видов (солодка уральская) к прорастанию, как в лабораторных, так и полевых условиях и отработке технологии их выращивания при введении в культуру.
Изучаются вопросы интродукции и реинтродукции видов растений с разной категорией редкости с целью их размножения, возвращения в природные условия и использования для озеленения городских территорий.
Фитопатологическая экспертиза семенного материала наряду с традиционным выявлением зараженности семян патогенными микроорганизмами с целью их оздоровления включает изучение изменчивости ряда количественных признаков проростков, что позволяет судить о норме реакции растений на воздействие патогенов уже на первом этапе органогенеза.
Для выявления устойчивых форм растений к грибным болезням создаются провокационные фоны, как в лабораторных, так и в полевых условиях путем внесения инфекционного инокулюма в субстраты и почву.
Проводится изучение антагонистических свойств ризосферных псевдомонад в отношении фитопатогенных грибов, распространенных в Тюменской области, в лабораторных и вегетационных опытах с целью возможности использования их в качестве агентов биоконтроля.
Ведутся работы по выявлению продуцентов антибиотических веществ, подавляющих фитопатогенную микофлору, среди видов мохообразных и лишайников, произрастающих на территории Тюменской области.
Научные исследования по ряду направлений осуществляются в комплексе с ведущими научно-исследовательскими институтами на основе творческих договоров о сотрудничестве (ВНИИ сельскохозяйственной микробиологии, ВНИИ защиты растений, ВНИИ растениеводства им. Н.И.Вавилова).
По результатам исследований студентами выполняются курсовые и дипломные работы. Студенты специализации «Биотехнология растений» успешно участвуют в региональном и всероссийском конкурсах студенческих научно-исследовательских работ. По итогам конкурса научно-образовательного проекта «Кадры для биотехнологии» студентке кафедры было предложено прохождение производственной пpaктики в центре «Биотехнология» РАН (г. Москва). Дипломная работа «Изучение регенерационной способности модельного объекта Populus nigra в культуре in vitro была признана лучшей среди выпускных квалификационных работ.
Статья в формате PDF 112 KB...
25 04 2024 8:48:51
Статья в формате PDF 117 KB...
24 04 2024 22:49:28
Статья в формате PDF 112 KB...
23 04 2024 5:26:13
Статья в формате PDF 132 KB...
22 04 2024 12:46:15
Статья в формате PDF 194 KB...
21 04 2024 15:43:55
Статья в формате PDF 174 KB...
20 04 2024 7:23:36
Статья в формате PDF 137 KB...
19 04 2024 7:56:12
Статья в формате PDF 137 KB...
17 04 2024 15:16:38
Статья в формате PDF 119 KB...
16 04 2024 23:52:29
Статья в формате PDF 106 KB...
15 04 2024 2:38:11
Статья в формате PDF 293 KB...
14 04 2024 0:31:42
Статья в формате PDF 124 KB...
13 04 2024 13:55:56
В настоящее время основной задачей стоматологии является профилактика кариеса, особенно для возрастной группы 11-16 лет. Ранее была установлена связь между кариесом и аномалиями зубочелюстной деформацией системы. В 2001-2002 г нами было обследовано 2504 ребенка в возрасте от 11 до 16 лет. Из них 1016 (40,6%) мальчиков и 1488 (59,4%) девочек. Из числа выявленных аномалий прикуса чаще наблюдался глубокий прикус, затем дистальный, осложненный открытым прикусом, мезиальный и открытый, остальные виды прикусов встречались крайне редко. На основе компьютерной обработке полученных данных очевидно, что деформация зубочелюстной системы встречается в возрастных группах со сменным и постоянным прикусом; - аномалии прикуса составляют 53% от общего количества обследованных детей; - аномалии положения отдельных зубов составляют 39% от общего количества обследованных детей. ...
12 04 2024 8:11:56
Статья в формате PDF 122 KB...
11 04 2024 5:31:30
Статья в формате PDF 121 KB...
10 04 2024 20:38:15
Статья в формате PDF 259 KB...
09 04 2024 12:30:42
08 04 2024 6:46:54
Статья в формате PDF 154 KB...
07 04 2024 15:52:12
Статья в формате PDF 1463 KB...
06 04 2024 23:33:44
Статья в формате PDF 113 KB...
05 04 2024 20:54:15
Статья в формате PDF 104 KB...
03 04 2024 14:41:49
Статья в формате PDF 486 KB...
02 04 2024 20:24:30
Статья в формате PDF 136 KB...
01 04 2024 12:55:51
Статья в формате PDF 193 KB...
31 03 2024 15:20:45
Статья в формате PDF 108 KB...
30 03 2024 13:20:55
Статья в формате PDF 101 KB...
29 03 2024 23:59:21
Статья в формате PDF 117 KB...
28 03 2024 19:31:21
Статья в формате PDF 276 KB...
25 03 2024 18:35:13
Статья в формате PDF 111 KB...
24 03 2024 20:40:35
Статья в формате PDF 110 KB...
23 03 2024 7:16:22
Статья в формате PDF 280 KB...
21 03 2024 14:11:57
В статье представлены результаты микробиологического исследования сточных вод на различных этапах очистки. Применен метод ионной хроматографии (ИХ) как экспресс- метод детекции патогенов. В результате исследования выявлено наличие патогенов, таких как Staphylococcus aureus, Escherichia coli, Proteus mirabilis, Klebsiella pneumonia после механической очистки. Результаты исследования полагают необходимость совершенствования методов очистки сточных вод, используемых в различных целях. ...
20 03 2024 6:11:15
Статья в формате PDF 121 KB...
19 03 2024 3:25:17
Статья в формате PDF 119 KB...
18 03 2024 13:11:29
Статья в формате PDF 113 KB...
17 03 2024 23:31:24
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::