К ВОПРОСУ О КОРРЕЛЯЦИОННЫХ СВЯЗЯХ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ В РАСТИТЕЛЬНОСТИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

К ВОПРОСУ О КОРРЕЛЯЦИОННЫХ СВЯЗЯХ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ В РАСТИТЕЛЬНОСТИ

К ВОПРОСУ О КОРРЕЛЯЦИОННЫХ СВЯЗЯХ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ В РАСТИТЕЛЬНОСТИ

zadeh A.I. Бабаев Ф.М. В листьях древесных пород и травянистой растительности определены корреляционные зависимости между Mn, Cr, Ni, Cu, Ti, Pb, Zn, Co в условиях геохимического фона и на колчеданных месторождениях. Статья в формате PDF 115 KB

С точки зрения биогеохимии растений представляет интерес изучение корреляционных связей между элементами, что позволяет выявить их взаимоотношения в органо-минеральных комплексах растений. Корреляционные связи между элементами влияют на хаpaктер концентрирования элементов растительностью [1, 2].

Материалом для исследований явились листья древесных пород и травянистая растительность, отобранные при биогеохимических исследованиях, предпринятых на южном и юго-восточном склонах Большого Кавказа. На основе спектрального анализа золы листьев определено содержание Cu, Pb, Zn, Co, Ni, V, Cr, Mn, Ti и выполнен корреляционный и кластерный анализы, на основании которых выявлены ряд закономерностей во взаимоотношениях между элементами в условиях фоновых ландшафтов и в условиях природно-аномальных ландшафтов (колчеданные месторождения).

На основе кластерного анализа, который является методом группировки содержаний элементов с помощью коэффициентов корреляции, наиболее определенно выявляется ассоциация (Mn-Cr-Ni-Cu), существенная на 1% уровне значимости (табл. 1), причем наиболее сильными являются связи Mn-Cr и Mn-Ni.

Таблица 1. Кластерный анализ

Растительность

(r>r)-r

Бук

Бук

Бук

Граб

Граб

Граб

Граб

Дуб

Дуб

Карагач

Клен

Лещина

Папоротник

Разнотравье

(Mn-Ni-Cr-Cu-V-Pb)-Co

(Mn-Ni-Cr-Pb-Cu)

(Cr-Ni-Ti)-Mn-Pb-Zn

(Mn-Ni-Cr-Cu-Ti-Pb)

(Mn-Cr)-Ni-Cu; (Pb-Ti)-Co

(Mn-Cr-Pb-Ti)-Ni-Cu; (Ti-Ni)

(Mn-Cr-Ni-Cu-Pb-Ti)-Zn

(Mn-Cr-Ni-Cu)-Ti

(Mn-Cr-Ni-Cu); (Pb-Ti)

(Mn-Cr-Ni-Cu-Ti)-Pb

(Cr-Ti); (Mn-Ni-Cr-Ti-Pb-Zn)-Cu

(Mn-Ni-Cr-Cu-V-Ti); (Pb-Zn)

(Mn-Ni-Cu); (Pb-Zn)-V

(V-Co-Ti-Cr); (Mn-Ni-Cr-Ti-V-Co-Pb-Cu)

Пример парных коэффициентов корреляции между элементами приводится в таблицах 2 и 3. На основе представленных результатов выявляются следующие особенности корреляционных связей Mn: 1) устойчивая положительная зависимость между содержанием Mn-Cr и Mn-Ni; 2) неустойчиво выраженная зависимость Mn с Cu и Pb; 3) единичные связи и пpaктически отсутствие связей Mn с Ti, Zn,Co,V (отсутствие связей с Co и V может быть связано с низкой частотой их обнаружения при спектральном определении). В итоге выявляется ассоциация Mn-(Cr, Ni) Cu, Pb.

Таблица 2. Корреляционные связи Mn в растительности фоновых ландшафтов, существенные с 5% уровнем значимости

Растительность

Mn

Cr

Ni

Cu

Pb

Ti

Zn

V

Co

Граб

Граб

Граб

Граб

Граб

Граб

Граб

Граб

Граб

Граб

Бук

Бук

Бук

Бук

Бук

Дуб

Карагач

Карагач

Карагач

Клен

Лещина

Кизил

Лук

Душица

Mn

Mn

Mn

Mn

Mn

Mn

Mn

Mn

Mn

Mn

Mn

Mn

Mn

Mn

Mn

Mn

Mn

Mn

Mn

Mn

Mn

Mn

Mn

Mn

Cr

Cr

Cr

Cr

Cr

 

Cr

Cr

Cr

Cr

Cr

Cr

Cr

Cr

Cr

Cr

Cr

 

Cr

Cr

Cr

Cr

 

Cr

Ni

Ni

Ni

Ni

Ni

 

 

Ni

Ni

Ni

Ni

Ni

Ni

Ni

Ni

Ni

Ni

Ni

Ni

Ni

Ni

 

Ni

 

Cu

 

 

Cu

 

Cu

 

 

Cu

Cu

Cu

Cu

Cu

Cu

 

 

 

 

 

 

Cu

 

 

 

Pb

 

 

 

 

Pb

Pb

Pb

Pb

Pb

 

Pb

 

 

 

 

 

 

Pb

Pb

 

Pb

Ti

 

Ti

 

 

 

 

 

 

 

Ti

 

 

 

 

 

 

Ti

 

Ti

 

 

Ti

Ti

Zn

 

 

 

 

 

Zn

 

 

Zn

 

 

 

-Zn

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

 

V

 

 

 

 

 

 

V

 

 

 

 

 

V

 

 

V

 

 

 

 

 

Co

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Co

 

 

 

 

 

Co

 

 

Co

 

Таблица 3. Корреляционные связи Ni в растительности фоновых ландшафтов, существенные с 5% уровнем значимости

Растительность

Ni

Mn

Cu

Cr

Pb

Ti

Zn

V

Co

Граб

Граб

Граб

Граб

Граб

Граб

Граб

Бук

Бук

Бук

Бук

Бук

Бук

Дуб

Карагач

Карагач

Клен

Лещина

Липа

Лук

Душица

Разнотравье

Лох

Хвощ

Ni

Ni

Ni

Ni

Ni

Ni

Ni

Ni

Ni

Ni

Ni

Ni

Ni

Ni

Ni

Ni

Ni

Ni

Ni

Ni

Ni

Ni

Ni

 

Mn

Mn

Mn

Mn

 

Mn

Mn

Mn

Mn

Mn

Mn

Mn

Mn

Mn

Mn

Mn

Mn

Mn

 

Mn

 

-

-

-

Cu

Cu

Cu

Cu

Cu

Cu

Cu

Cu

Cu

Cu

Cu

Cu

Cu

Cu

Cu

 

Cu

Cu

 

 

Cu

Cu

Cu

Cu

Cr

Cr

Cr

Cr

Cr

Cr

Cr

Cr

Cr

 

Cr

 

Cr

Cr

Cr

Cr

 

Cr

Cr

 

Cr

Cr

Cr

 

Pb

 

 

 

 

Pb

Pb

 

Pb

Pb

Pb

Pb

Pb

 

 

Pb

Pb

Pb

Pb

Pb

 

 

 

Pb

Ti

 

Ti

 

 

 

 

 

 

 

Ti

 

 

 

 

-Ti

Ti

 

 

 

-

-

-

-

 

 

 

 

 

 

Zn

-Zn

-Zn

 

 

 

 

-Zn

 

 

Zn

 

Zn

Zn

Zn

Zn

Zn

Zn

 

-

V

-

 

 

-

V

 

- V

-

 

-

 

 

 

-

- V

 

-

-

-

-

-

 

-Co

 

 

 

-Co

Co

 

 

 

Co

 

 

 

 

-

 

 

 

Co

 

 

Co

Co

Для Ni хаpaктерны многосторонние устойчивые связи с Cu, Cr, Mn, Pb и отсутствие связей с Ti. Связь Ni-Zn отчетливо выявляется в травянистых видах растительности. В листьях древесных пород связь Ni-Zn достигает уровень существенности только в единичных случаях, причем встречаются отрицательные зависимости. Исходя из этого принципа (устойчиво выраженные зависимости, неустойчивые зависимости, которые присутствуют в 20-50%-х повторностей, отсутствие зависимости), выявлены и в таблице 4 представлены следующие особенности корреляционных связей между элементами в растительности (в скобках - устойчивые связи): Mn-(Cr, Ni) Cu, Pb; Cr-(Mn, Ni, Ti) Pb; Ni-(Cu, Cr, Mn, Pb); Zn-Pb; Pb-(Ni) Cr, Cu, Zn, Mn; Cu-(Ni) Pb, Mn; Ti-(Cr). Таким образом, в растительности региона в условиях геохимического фона достоверно установлена тесная корреляционная зависимость между Mn-Cr, Mn-Ni, Cu-Ni, Cr-Ti, Cr-Ni, Pb-Ni, что, возможно, связано с общими физиологическими функциями.

Таблица 4. Корреляционные связи между элементами в растительности

Элемент

Устойчивые

Неустойчивые

Отсутствуют

Mn

Cr

Ni

Cu

Pb

Zn

Ti

Cr, Ni

Mn, Ni, Ti

Cu, Cr, Mn, Pb

Ni

Ni

 

Cr

Cu, Pb

Pb

 

Pb, Mn

Cr, Cu, Zn, Mn

Pb

 

Ti, Zn, Co

Cu, Zn, Co

Ti, Zn, Co

Ti, Zn, Co

Ti, Co

Ti, Mn, Cr, Ni, Cu, Co

Mn, Ni, Cu, Pb, Zn, Co

Среди изученных элементов Zn относится к элементам, для которого выявлена только устойчивая положительная зависимость с Pb. С остальным кругом исследованных элементов зависимости Zn относится к категории единичных и, кроме того, среди них в листьях древесной растительности встречаются отрицательные на уровне значимости, зависимости Zn с Ni, Cu, Cr, Mn, Ti. Возможно, это свидетельствует об антогонистических отношениях между Zn и Ni, Cu, Cr, Mn, Ti. Вместе с тем для травянистой растительности хаpaктерны положительные, на уровне значимости, связи Zn с Cu и Ni. По результатам корреляционного анализа содержание Ti в растительности тесно связано с содержанием Cr и пpaктически не связано с содержанием остальных элементов, причем среди единичных связей Ti c Ni, Mn, Zn, Cu встречаются и отрицательные зависимости. Корреляционный анализ не выявляет устойчивых связей Co: на уровне единичных нестабильных связей проявляется зависимость содержания Co от содержания Cu, Zn, Mn. Анализ корреляционных связей показывает, что Pb в биологических структурах листьев имеет разносторонние, но не устойчиво выраженные связи с Cr, Cu, Zn, Mn и наиболее устойчивой является связь Pb-Ni. На основе корреляционного анализа выявляется, что связи Cr наиболее устойчиво проявляются с Mn, а также с Ni и Ti, образуя ассоциацию Cr-(Mn, Ni, Ti) Pb. Содержание Cr пpaктически не связано с содержанием Cu и Zn.      Для корреляционных связей Cu хаpaктерна устойчиво выраженная зависимость между содержанием Cu и Ni. Вторую группу составляют Pb и Mn, связи которых с Cu не устойчивы. Содержание Cu не связано с содержанием Ti и Cr. Связь Cu-Zn стабильно выражено только в травянистой растительности.

В растительности колчеданных месторождений южного склона Большого Кавказа наблюдаются определенные изменения в корреляционных закономерностях, обязанных изменению в концентрации элементов в растительности, произрастающей на месторождениях. В этих условиях в листьях древесных пород и в разнотравье Кацмалинского, Кацдагского, Катехского, Филизчайского месторождений отсутствует зависимость Cr-Ni, устойчиво выраженная на фоновых ландшафтах. В листьях древесных пород на Кацмалинском месторождении пpaктически отсутствуют связи Pb-Zn, Pb-Cu, Pb-Cr, Pb-Ni, которые стабильно присутствовали в растительности безрудных участков.

Таким образом, ориентируясь на кластерный анализ и парные коэффициенты ранговой корреляции, выявлены следующие особенности корреляционных зависимостей между элементами в структурах листьев древесной и травянистой растительности, произрастающей на естественно-эволюционных почвах: выделены устойчиво выраженные связи Mn-Cr, Mn-Ni, Cr-Ni, Ni-Cu, Cr-Ti, Pb-Ni и выявлено изменение корреляционных зависимостей в растительности месторождений в зависимости от типа оруденения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ковальский В.В., Грибовская И.Ф., Гринкевич Н.П. Роль геохимических условий среды в концентрировании микроэлементов растениями // Тр. биогеохимической лаборатории, М., 1974, T. 13, C. 144-179.
  2. Перельман А.И., Касимов Н.С. Геохимия ландшафта. М., 1999, 763 с.


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВЕКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВЕКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В данной статье осуществлены анализ и обощение зарубежных психологических концепций, объясняющих активность человека в отношении своего здоровья, и на этой основе дано авторское определение понятия «здоровьесозидающий потенциал личности». Особое внимание авторы уделяют рассмотрению структуры здоровьесозидающего потенциала, описанию психологических механизмов его формирования и выявлению закономерностей его развития в различные возрастные периоды. Авторами впервые представлена и научно обоснована векторная модель здоровьесозидающего потенциала личности, показаны её возможности при выявлении психологических детерминант, влияющих на показатели целостного здоровья человека. ...

11 02 2025 3:17:13

Способ измерения и анализа динамики объемного расхода водотока родника

Способ измерения и анализа динамики объемного расхода водотока родника Способ относится к гидрологии суши и инженерной экологии, может быть использовано при экологическом мониторинге антропогенных воздействий на загрязнение родников. Выявлены биотехнические закономерности динамики в реальном режиме времени по суткам два основных показателя (как и в прототипе, период наполнения мерного сосуда и объемный расход родниковой воды), но применительно не к роднику в целом, а только к его отдельным водотокам. Разделение родника на естественные водотоки позволяет расширить функциональные возможности способа и повысить точность измерений.Впервые способ позволяет проводить фундаментальные гидрометрические измерения родника в гидрологической структуре его водотоков. Повышение точности измерений по времени наполнения мерного сосуда секундомером и расчета объемного расхода воды каждым водотоком родника обеспечивается измерениями в реальном режиме времени. ...

05 02 2025 0:30:42

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Агропромышленный комплекс Кабардино-Балкарской Республики функционирует на основе сложной системы межотраслевых и территориально-производственных связей. Хаpaктерной чертой сельского хозяйства становится все большая интеграция с другими отраслями народного хозяйства, прежде всего с промышленностью. На региональном уровне агропромышленный комплекс решает также вопросы планомерной ликвидации социально-экономических и культурно-бытовых различий между городом и селом. ...

28 01 2025 21:29:47

РОЛЬ ЛИНГВИСТИКИ В РАЗВИТИИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

РОЛЬ ЛИНГВИСТИКИ В РАЗВИТИИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ Статья в формате PDF 135 KB...

23 01 2025 11:56:11

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА – НОВЫЙ СТАНДАРТ ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА – НОВЫЙ СТАНДАРТ ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ Совершенствование системы профессионального образования и профессиональной подготовки врачей является одной из актуальных проблем развития общества в настоящее время. Тенденция развития системы профессионального образования направлена на создание оптимальных условий для получения качественного образования, что способствует как реализации внутреннего потенциала студентов в процессе обучения, так и формированию удовлетворенности учебной деятельностью. Было проведено анкетирование студентов педиатрического факультета 1 курса после прохождения учебной пpaктики. Анкета была согласована с социологом и включала 15 вопросов. Было выявлено, что учебная пpaктика студентов 1 курса по общему уходу за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля позволяет повысить профессионально-пpaктическую подготовку обучающихся, необходимо уделить большее внимание освоению пpaктических навыков студентами, важно взаимодействие студентов с медицинским персоналом. ...

15 01 2025 16:52:44

Изменение активности катепсина Д в тканях сеголеток карпа под влиянием солей тяжелых металлов

Изменение активности катепсина Д в тканях сеголеток карпа под влиянием солей тяжелых металлов Cтатья посвящена исследованию влияния хлорида кадмия (0,25 мг/л) и ацетата свинца (0,5 мг/л) на активность катепсина Д в тканях сеголеток карпа. Результаты наших исследований свидетельствуют о наличии тканеспецифичности в изменении активности катепсина Д в ответ на действие ионов тяжелых металлов.Предлагается использовать показатели протеолитических ферментов в тканях рыб в качестве чувствительного теста на загрязнение водной среды ионами тяжелых металлов. ...

10 01 2025 19:11:39

ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ: ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ: ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ Статья в формате PDF 496 KB...

09 01 2025 3:40:43

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::