ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ
Радикальные перемены в жизни современного российского общества, степень его развития, процессы глобализации и интеграции, постоянное расширение сфер международного, межнационального общения со всей очевидностью показывают, что дальнейшее развитие человечества возможно только в условиях диалога представителей разных национально-культурных и религиозных сообществ, способных понять и принять другую культуру в качестве равноценной своей родной культуре. В этих условиях образование иностранных студентов рассматривается в качестве средства безопасного и комфортного существования в новом социуме, а целью обучения становится формирование межкультурной коммуникации у будущего учителя-русиста, а также формирование у студентов толерантного сознания на таких уровнях, как личность, общество, государство. Исходя из этого, образовательная стратегия должна способствовать созданию педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов, навыков толерантного поведения в обществе, а также в будущей профессиональной деятельности при участии всех заинтересованных лиц.
Педагогическая проблема подготовки иностранных студентов к восприятию ими иносоциокультурной среды, а также обучению межкультурному общению включает в себя ряд сложнейших аспектов:
- формирование культуры общения в иной для них социокультурной и языковой среде;
- учет психологических особенностей обучения взрослых;
- учет психологических особенностей познавательной коммуникативной деятельности иностранных студентов в естественной языковой среде;
- воспитание культуры межнационального общения в группе, на факультете, в вузе и т.д., т.е. в иносоциокультурной среде;
- формирование навыков и умений ведения «диалога культур»;
- формирование и развитие теоретической и пpaктической готовности к межкультурной коммуникации являющимся основным средством воспитания толерантной личности;
Что же мы понимаем под формированием толерантной языковой личности иностранного студента? В этом статусе толерантность понимается нами как комплекс личных качеств, подлежащих целенаправленному формированию в ходе процессов обучения, воспитания и самовоспитания, состоящим в высоком уровне знаний, умений и навыков уважительного отношения к «другому» в ходе культурного взаимодействия и общения; владение нравственными принципами и приемами межкультурного общения, способность видеть в «другом» полноценную, равнодостойную личность, способность к целостному восприятию «другой» культуры с пониманием ее отличительных хаpaктеристик как проявлений ее индивидуальности; готовность к диалогу культур посредством изучаемого языка.
В процессе формирования толерантной языковой личности межкультурная коммуникация является элементом. Более того, межкультурную коммуникацию можно определить как комплексно-речевую взаимосвязь и взаимоотношение, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями (Г.И. Волков, И.Л. Ленский, Т.Н. Петрова, М.Г. Тайчинов). Культура такого общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нравственные нормы.
Организационный процесс формирования толерантной личности средствами межкультурной коммуникации включает: определение общей цели и конкретных задач; ознакомление студентов в процессе обучения языку с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и других культурах; развитие позитивного опыта культуры общения и др. Проблема осложняется тем, что в данном случае иностранные студенты имеют дело со сложной системой межкультурного общения: студенты и многонациональный мир, студенческая межнациональная среда. Межкультурная коммуникация выступает как форма реализации межнациональных отношений на личностном уровне, их личностно-психологической конкретизации, что делает процесс формирования толерантной личности, культуры общения особенно сложным.
Межкультурную коммуникацию следует рассматривать как полифункциональное явление, включающее, во-первых, знание норм, принципов коммуникативного поведения в иносоциокультурной среде, умение перевода их в плоскость межкультурных отношений; во-вторых, воспитание специфических качеств; способности к эмпатии, сопереживанию, самооценке (Г.Н. Волков, З.Г. Гасанов, Т.Н. Петрова). Высокий уровень межкультурной компетенции предполагает владение своими эмоциями, проявление интереса и внимания к другим людям. Отношения в процессе межкультурной коммуникации предполагают высокое развитие этнополитического осознания и мышления, чувств, потребностей, терпимое отношение к иной культуре, к национальным обычаям, традициям. Показателями межкультурной компетенции являются также знания истории и культуры народов, многосторонние связи друг с другом, умение вести диалог культур, толерантность по отношению к представителям других наций, умение вести дискуссию, оценивать явления с гуманистических позиций, отстаивать и пропагандировать свои убеждения.
Формирование толерантной языковой личности в процессе обучения межкультурной коммуникации направлено на стабилизацию внутреннего положения в студенческом коллективе, обеспечение дружбы народов (социальная функция); обогащение людей духовной культурой, побуждение их к духовному сотрудничеству (просветительная функция); формирование социально-этических качеств, облегчающих межкультурное согласие в обществе (психологическая функция).
Главный механизм формирования толерантной языковой личности заключается в том, что личность каждого студента является субъектом и объектом межкультурных отношений и вносит свою крупицу в сокровищницу мирового опыта, каждая личность в той или иной степени является участником свободного политического, культурного диалога, овладение которым способствует ментальной совместимости людей, уважению, принятию и пониманию различных культур, являющихся условиями движения человечества к духовной интеграции, уважительному отношению к языкам, традициям и культуре других народов, формированию культуры мира.
Статья в формате PDF 133 KB...
25 04 2024 6:19:55
Обучение любому иностранному языку начинается, как правило, с обучения фонетике. Каждый национальный язык имеет свою неповторимую индивидуальную фонетическую систему, которая говорящим на этом языке представляется самой удобной. Фонетическая система вьетнамского языка сильно отличается от фонетической системы русского. Для вьетнамских студентов работа по обучению произношению должна строиться с учётом особенностей вьетнамского языка. В статье были показаны всевозможные трудности в обучении фонетике русского языка вьетнамских студентов, начиная с обучения звуков русской речи до интонации. Вместе с тем были предложены способы устранения ошибок при обучении фонетике русского языка вьетнамских студентов. ...
23 04 2024 2:10:13
Статья в формате PDF 125 KB...
22 04 2024 5:19:41
Статья в формате PDF 114 KB...
21 04 2024 21:43:44
Статья в формате PDF 105 KB...
20 04 2024 3:35:16
Статья в формате PDF 101 KB...
19 04 2024 7:31:36
Статья в формате PDF 262 KB...
17 04 2024 18:45:14
Статья в формате PDF 181 KB...
16 04 2024 14:22:48
Статья в формате PDF 147 KB...
15 04 2024 1:59:18
Статья в формате PDF 230 KB...
14 04 2024 6:19:42
Статья в формате PDF 272 KB...
13 04 2024 15:16:17
Статья в формате PDF 250 KB...
11 04 2024 11:22:26
Статья в формате PDF 241 KB...
10 04 2024 16:53:29
Статья в формате PDF 106 KB...
09 04 2024 12:50:55
Статья в формате PDF 124 KB...
08 04 2024 9:57:46
Статья в формате PDF 142 KB...
07 04 2024 2:35:37
Статья в формате PDF 118 KB...
06 04 2024 13:46:27
Статья в формате PDF 255 KB...
05 04 2024 1:13:23
Статья в формате PDF 130 KB...
04 04 2024 19:52:20
Проведено поэтапное исследование, которое включало в себя оценку индивидуальных резервов соматического здоровья (СЗ) и оценку функционального состояния вегетативной нервной системы на основе исследования вариабельности ритма сердца (ВРС). Уровень СЗ оценивался в баллах. В результате проведенного нами исследования было выявлено, что риск манифестации хронической сосудистой патологии достаточно высок в группе с низкими энергетическими резервами организма (уровнем здоровья «низким» и «ниже среднего»), а таковых у нас оказалось 54,5 % из всех обследованных студентов БелГУ. Следующим этапом исследования была проверка этой версии. При анализе вариабельности сердечного ритма учитывались: показатель общей мощности спектра нейрогумopaльной регуляции сердечного ритма (TP); показатель, отражающий реактивность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы при проведении АОП; визуальная оценка степени кардио-респираторной синхронизации на основании данных спектрального анализа ВРС и пневмограммы. У обследуемых с низким уровнем соматического здоровья признаки вегетативной дисфункции различной степени выраженности наблюдались в 92,5 % случаев. В группе с низким уровнем СЗ реактивность парасимпатического отдела ВНС, отражающая адаптационные резервы организма, оказалась так же низкой. Таким образом, наша версия о взаимосвязи уровня соматического здоровья и частотой встречаемости вегетативной дисфункции полностью подтвердилась. Чем ниже уровень соматического здоровья, тем более вероятна манифестации хронической сосудистой патологии. При высоком уровне здоровья риск возникновения хронической соматической патологии минимален. ...
03 04 2024 8:51:16
Статья в формате PDF 112 KB...
02 04 2024 20:22:45
Статья в формате PDF 459 KB...
01 04 2024 22:36:52
Статья в формате PDF 116 KB...
31 03 2024 21:26:30
Статья в формате PDF 154 KB...
30 03 2024 0:49:11
Статья в формате PDF 130 KB...
29 03 2024 9:28:30
Статья в формате PDF 123 KB...
27 03 2024 5:52:28
Статья в формате PDF 257 KB...
26 03 2024 19:27:51
Статья в формате PDF 261 KB...
24 03 2024 7:30:22
Статья в формате PDF 303 KB...
23 03 2024 14:59:16
Статья в формате PDF 277 KB...
22 03 2024 18:56:59
Статья в формате PDF 119 KB...
21 03 2024 16:26:39
Статья в формате PDF 313 KB...
20 03 2024 8:44:47
Статья в формате PDF 217 KB...
19 03 2024 1:53:11
Статья в формате PDF 262 KB...
18 03 2024 5:10:28
Статья в формате PDF 101 KB...
17 03 2024 10:48:15
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::