КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ ВНЕДРЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Белоусова Т.И. Статья в формате PDF 127 KB

В настоящее время российский Дальний Восток выступает одним из наиболее динамично развивающихся регионов экономическое пространство стран АТЭС.

Возрастающий уровень международной конкуренции, низкий уровень социальной инфраструктуры региона, высокие финансовые риски и ряд других факторов требуют современных форм и методов управления. Переход к новым методам управления предприятиями неразрывно связан с автоматизированными информационными системами. В последние годы на предприятиях Дальнего Востока, в частности Приморского края, активно стали развиваться проекты внедрения корпоративных информационных систем (КИС), основанных на современных методах управления и новейших информационных технологиях.

Корпоративные информационные системы появились с начала 90-х годов, в связи с переходом к объектно-ориентированному методу проектирование систем. В литературе и на практике корпоративные информационные системы имеют неоднозначно определение. С одной стороны, корпоративные информационные системы рассматриваются как информационные системы, реализующие новую управленческую идеологию - бизнес- стратегию организации[1]. В этом случае КИС представляет собой интегрированную система, обеспечивающую поддержку управления деловыми процессами на всех уровнях. Предполагается трансформация системы управления на основе концепции автоматизации управления сквозными бизнес - процессами[2], технологическими операциями, составляющими целевую деятельность предприятия. Основными целями КИС в этом случае являются: сбор, обработка, анализ, хранение и представление данных о деятельности организации и внешней среде в виде, удобном для принятия управленческих решений, обеспечивающих выполнение основной деятельности.

С другой точки зрения понятие корпоративной информационной системы связывают только к крупномасштабным компаниям. Чаще всего понятие корпоративности подразумевает наличие крупной территориально-распределенной информационной системы, хотя правомерно рассматривать в качестве КИС информационные системы любых предприятий, вне зависимости от их масштаба и форм собственности. Поскольку «корпоративность» определяется совсем не ее масштабами (в смысле количества технологического оборудования, рабочих мест и т.д.), а формой комплексного управления экономической системой. Поэтому целесообразно рассматривать корпоративную информационную система как саморегулирующую автоматизированную информационную систему, способную гибко и оперативно перестраивать принципы своего функционирования.

В зависимости от уровня обслуживания производственных процессов на предприятии сама КИС или ее составная часть (подсистемы) могут быть отнесены к различным классам: класс «A»- системы (подсистемы) управления технологическими объектами и/или процессами, класс «B»- системы (подсистемы) подготовки и учета производственной деятельности предприятия, класс «C»- системы (подсистемы) планирования и анализа производственной деятельности предприятия.

В рамках научного исследования проводился ряд социологических опросов представителей бизнеса Приморского края, целью которых являются выявление направлений, степени использования КИС, заинтересованности и выявление факторов, влияющих на их внедрение и распространение. Предварительные итоги исследования ряда предприятий Приморского края: ОАО «Водоканал»,
ОАО «Владхлеб», ВМСУ ТОФ КМТС МО РФ, Спасский цементный завод и др. показали, что потенциальной потребностью большинства предприятий является внедрение и использования КИС класса «С».

Корпоративные информационные системы класса «С» реализуют методологию управления ERP. Переход к КИС стандарта ERP (Enterprise Resource and Relationship Processing), обеспечивают комплексное решение задач управления, планирования, прогнозирования не только основными производственными, финансовыми и материальными ресурсами предприятий, но и ресурсами, которые обычно рассматриваются как вспомогательные - ресурсы клиентов. КИС стандарта ERP II фокусируется в основном на планировании ресурсов, тщательном управлении запасами и обеспечении прозрачности производственных процессов. Помимо оптимизации рабочих процессов, сочетание ERP - решений с Интернет-системами позволяет создавать клиентские базы информации и анализировать данные по предпочтениям. Предприятия также получают возможность прогнозировать сроки последующих заказов постоянных покупателей и предоставлять более персонализированный сервис.

Качественное повышение эффективности функционирования корпоративных системы достигается за счет использования комплексных программно-технических решений, составляющих программно-технический блок. Сегодня на российском рынке существует набор стандартных готовых пакетов прикладных программ корпоративных систем управления предприятием как западных, так и отечественных производителей. К ним можно отнести: Microsoft Dynamics NAV (Navision), Microsoft Dynamics AX (Axapta), Система программ 1C: Предприятие 8.0, IFS, БЭСТ-5, Галактика. Безусловно, сильной стороной западных систем является четко прописанная последовательность действий при производственном планировании. Стандартные программные пакеты полной функциональности обеспечивают централизованный контроль и управление, как на уровне управленческих показателей высшего звена, так и на уровнях логистики, производства и т.д., позволяют вести бухгалтерский учет в разных планах счетов, в частности, для формирования отчетности по международным стандартам (GAAP). Централизованное управление бухгалтерским учетом гарантирует реализацию единой учетной политики в рамках всей корпорации. Формирование сводной отчетности на уровне компании может выполняться в любое время, так как превращается в техническую операцию обработки аналитической информации о подразделениях, которая внесена в систему. Доступность этой информации строго регламентирована и зависит от прав пользователя. При этом протоколы системы гарантируют персонификацию всей вводимой информации.

Для того чтобы обеспечить применение финансовых принципов управления, в пакетах предусмотрена настраиваемая система бюджетирования. Количество и иерархия бюджетов, как правило, достаточны для построения стройной системы финансового управления. Многовариантность организации логистики, производства, сервиса и других деловых процессов на реальном предприятии также обеспечивается в этих пакетах. Обеспечение гибкости программных пакетов является важнейшим условием эффективности масштабных продуктов.

Практическая реализация стандартных готовых пакетов прикладных программ корпоративных систем на ряде предприятий Приморского края показала, что необходима разработка специальных решения, обеспечивающих адаптацию существующих и внедряемых информационный систем. Более того, разные программные продукты имеют разные решения. Пакет R/3, например, имеет систему проектов и встроенный язык ABAP/4, а пакет BAAN, кроме встроенного языка 4GL, имеет систему динамического моделирования.

При внедрении, как правило, везде нарушается логика бизнес-процессов. За отправную точку проекта внедрения корпоративной информационной системы компании необходимо брать не какой-либо готовый интегрированный продукт (как бы он не рекламировался), а результаты анализа деятельности компании, ее миссии, целей и задач, бизнес-процессов, организационно-финансовой структуры, корпоративной культуры, на основании которых строится информационная модель управления компании, и определяются требуемые программные средства.

Следует отметить, что внедрение КИС оправдано лишь в тех случаях, когда деятельность предприятия соответствует стратегии его развития и все методы управления, лежащие в основе требований по функциональности ПО уже имеют свой утвержденный регламент. Внедрение КИС будет совершенно бессмысленным, если регулярный менеджмент в компании отсутствует или только начинает складываться. Другими словами, нет никакого смысла покупать программный модуль «Бюджетирование» и внедрять его, если сама система бюджетирования на предприятии отсутствует. То же самое можно сказать об оперативности обработки и доставки управленческой информации. Если в этом процессе возникают ситуации, когда задержки вызваны организационными проблемами, то и при наличии АИС требуемой полноты и актуальности информации добиться невозможно.

При осуществлении мероприятий по внедрению КИС или трансформации эксплуатируемой АИС в КИС, нужно помнить, что целью проекта является оптимизация управленческой структуры компании. В практическом плане внедрение соответствующей организационной структуры позволяет: во-первых, создавать новые службы и изменять функций существующих служб компании для адекватного обеспечения процесса управленческого и финансового планирования. Во- вторых, разрабатывать внутренние положения, регламентирующих ответственность различных подразделений в процессе функционирования КИС. Важнейшим моментом данных внутренних положений является наличие для каждой службы перечень так называемых стандартных процедур (routines), описывающий их ежедневные функции в процессе сбора и анализа учетной информации, а также устанавливающий ответственность за ненадлежащее исполнение этих функций.

Для большинства предприятий Приморского края к факторам, сдерживающим развитие и внедрение КИС, следует отнести человеческий фактор - участие высшего руководства в процессе реформирования и совершенствования управления, с достаточным уровнем владения современными принципами управления и ИТ.

Таким образом, ликвидация перечисленных факторов ускорить и облегчить внедрение КИС в управление Приморскими предприятиями, что тем самым, окажет положительный эффект в сотрудничестве с зарубежными предприятиями и организациями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Костров А.В. Основы информационного менеджмента: Учеб. Пособие.- М.: Финансы и статистика, 2003.
  2. Смирнов Г.Н. и др. Проектирование экономических информационных систем: Учебник / Г.Н. Смирнов, А.А. Сорокин, Ю.Ф. Тельнов; Под ред. Ю.Ф. Тельнова.- М.: Финансы и статистика, 2001.





В ОПЕК думают о Мытищах

4 декабря в Мытищах многое изменится. Рассматривая вопрос о вступлении России в ОПЕК, страны картеля решили открыть свое представительство именно в Мытищах, в 15-м микрорайоне. Владимир Васильевич Устинов, как официальный представитель Администрации Президента, высоко оценил этот шаг, а Юрий Корольков , будущий глава представительства, пообещал как можно более выгодные результаты для обеих сторон.