УРОВЕНЬ ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БЕСПОКОЙСТВА – ТРЕВОГИ И УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ
Знание психологических особенностей студентов, их учет в педагогической работе необходимы при организации воспитания и обучения, поскольку эффективность единого учебно-воспитательного процесса во многом определяется личностными качествами обучаемых. Одним из параметров личностных особенностей для студенческого возраста является уровень предэкзаменационного беспокойства-тревоги. Установлено, что в экстремальных условиях человек переживает более или менее выраженное эмоциональное напряжение. В ожидании экзамена у части студентов возникает состояние беспокойства по поводу возможного его исхода, обозначаемого термином - беспокойство-тревога. Уровень беспокойства-тревоги чаще всего связывают с уверенностью в себе, в своих знаниях. Известно, что высокий уровень беспокойства-тревоги чаще снижает эффективность учебной деятельности, а низкий его уровень проявляется в улучшении результатов деятельности. Последние диктуют необходимость разработки мер индивидуального подхода в работе со студентами, важнейшего дидактического принципа (к сожалению, принцип индивидуального подхода вступает в противоречие с массовым хаpaктером вузовского обучения).
Целью работы явилось изучение уровня предэкзаменационного беспокойства-тревоги у студентов III курса стоматологического факультета и результатов экзаменов в зависимости от пoлoвoй принадлежности, условий приема в вуз (на бюджетной, бюджетно-целевой, коммерческой основе), формы проведения экзамена (тестовый контроль, собеседование по билетным вопросам).
Для установления уровня предэкзаменационного беспокойства-тревоги нами использован апробированный вопросник для шкалирования экзаменационной тревоги (Ю.М. Орлов, 1980).
Анкета состоит из вопросов, включающих разные классы симптомов тревоги - висцеральных, изменений памяти, реакций избавления от тревоги, отвращения и др. результаты курсового экзамена по патофизиологии оценивались по общепринятым в системе вузовского образования методам, показатель обученности по В.П. Симонову.
Путем подсчета количества ответов, совпадающих с ключом к вопроснику установлено, что у 51,8% студентов уровень предэкзаменационной тревоги высокий, у 19,2% студентов - средний и у 29% - низкий, при чем высокая тревожность обнаруживается у дeвyшек (40,9%), чем у юношей (10,8%) и выпускников городских школ (44,5% при 7,2% окончивших сельские школы). Более высокая предэкзаменационная тревожность у студентов, обучающихся на коммерческой основе - 30,1% в сравнении с «бюджетниками» и «бюджетно-целевиками» 13,3% и 8,4% соответственно. Отмечена высокая тревожность у студентов (21,6%), сдавших курсовые экзамены на II курсе обучения только на «удовлетворительно», чем у студентов, сдавших экзамены на «хорошо» и «хорошо-отлично». Достаточно высокому уровню предэкзаменационного беспокойства-тревоги соответствовал сравнительно низкая эффективность учебной деятельности: уровень обученности по результатам экзаменов в целом по факультету составлял 37,28% при тестовом контроле знаний (репродуктивно-алгоритмический) и 49,12% при традиционном устном собеседовании по билетным вопросам (близок к конструктивному). Предэкзаменационная тревожность хаpaктеризовалась утвердительными ответами на вопросы: «Перед экзаменами я всегда сплю плохо» - 67,8% дeвyшек и 37% юношей, «когда я беру билет, у меня сильно дрожат руки» - 62,5% дeвyшек и 18,5% юношей. У дeвyшек «заболевания часто совпадают с периодом сессии» - 28,5% и 7,4% у юношей. Большинству студентов (81,5-85,7%) хаpaктерна реакция избавления от тревоги, ощущение «ликование» после экзамена.
Проведенные исследования позволяют заключить, что уровень предэкзаменационного беспокойства-тревоги многофакторное личностное свойство и более выражено проявляется у студенток, чему соответствуют и более частые висцеральные и невротические проявления. Мы не склонны жестко увязывать результаты экзаменов только уровнем предэкзаменационной тревожности, они также многофакторны - это и отношение студентов к учению и потребности их в достижениях, организационно-методическое обеспечение учебного процесса, это и педагогическая, профессиональная квалификация преподавательского состава. В то же время мы не отрицаем, что знание психологических особенностей студентов важно при процедуре экзаменов, создающей чрезмерную тревогу, снижающую в определенной степени эффективность учебной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Орлов Ю.М. Шкала отношения к учению и шкала экзаменационной тревоги для студентов вуза //психолого-педагогические исследования организации и оптимизации обучения в медицинском вузе. - М., 1980.- с. 97-106.
- Пейсханов Н.М. изучение личности студента // Психологические и психофизиологические особенности студентов. - Из-во Казанского университета. 1977. - с. 56-82.
28 03 2024 22:35:24
Статья в формате PDF 300 KB...
27 03 2024 23:10:28
Статья в формате PDF 138 KB...
26 03 2024 21:16:20
Статья в формате PDF 314 KB...
25 03 2024 0:19:28
Статья в формате PDF 111 KB...
24 03 2024 16:45:14
Статья в формате PDF 123 KB...
23 03 2024 0:53:58
Статья в формате PDF 106 KB...
22 03 2024 19:33:18
21 03 2024 23:11:52
Статья в формате PDF 254 KB...
20 03 2024 16:52:56
19 03 2024 16:48:24
Статья в формате PDF 112 KB...
18 03 2024 14:50:46
Статья в формате PDF 125 KB...
17 03 2024 18:41:13
Статья в формате PDF 263 KB...
15 03 2024 10:13:59
Статья в формате PDF 104 KB...
14 03 2024 13:26:39
Статья в формате PDF 133 KB...
13 03 2024 7:40:36
В результате патогенетического обоснования компьютерной дермографии (КД) изучены возможности использования этого метода при бронхиальной астме (БА) у 176 пациентов в возрасте от 3 до 15 лет. Показаны возможности использования КД для диагностики периода БА, форм тяжести и тяжести приступа заболевания, дифференциальной диагностики интермиттирующей и персистирующей БА, контроля течения и оценки эффективности терапии у детей и подростков. ...
12 03 2024 4:12:36
Статья в формате PDF 124 KB...
11 03 2024 11:49:46
Статья в формате PDF 271 KB...
10 03 2024 4:18:51
Статья в формате PDF 1227 KB...
09 03 2024 12:31:45
07 03 2024 9:31:26
06 03 2024 19:14:40
Статья в формате PDF 121 KB...
05 03 2024 1:51:22
Статья в формате PDF 244 KB...
04 03 2024 11:56:18
Статья в формате PDF 108 KB...
03 03 2024 11:25:56
Статья в формате PDF 108 KB...
02 03 2024 17:51:43
Статья в формате PDF 138 KB...
01 03 2024 0:55:23
Статья в формате PDF 114 KB...
28 02 2024 2:23:15
26 02 2024 11:15:39
В работе предложена математическая модель энергетического метаболизма. Согласно авторской метаболической реконструкции патобиохимии сердца, в модели предполагается, что в основе кардиосклероза (возникновения нерабочих участков в миокарде, усиливающих сердечную недостаточность) лежит аутовоспалительный процесс на базе медленного (недели, годы) «неправильного» взаимодействия депо углеводов и жиров. Модель позволяет сформулировать предсказание, что при определенных медленных сценариях тренировки сердца и защите его от свободных радикалов при стрессе цитопротекторами и пептидотерапией могут возникать снижение хаоса и условия прекондиционирования, тесно связанные с условиями для обновления клеток в сердце на базе стволовых клеток и камбия. Клинические исследования проф. А.Э. Горбунова; проф. А.Н. Флейшмана, д.п.н. Греца Г.Н. подтверждают модельную гипотезу. ...
24 02 2024 16:23:56
Статья в формате PDF 132 KB...
23 02 2024 23:32:22
Статья в формате PDF 261 KB...
22 02 2024 13:31:37
Статья в формате PDF 131 KB...
21 02 2024 17:43:48
Статья в формате PDF 251 KB...
20 02 2024 22:52:35
Статья в формате PDF 121 KB...
19 02 2024 16:19:20
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::