ИНТЕГРАЦИЯ. РУССКИЕ ВОПРОСЫ – ЕВРОПЕЙСКИЕ ОТВЕТЫ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ИНТЕГРАЦИЯ. РУССКИЕ ВОПРОСЫ – ЕВРОПЕЙСКИЕ ОТВЕТЫ

ИНТЕГРАЦИЯ. РУССКИЕ ВОПРОСЫ – ЕВРОПЕЙСКИЕ ОТВЕТЫ

Колкутина В.П. Статья в формате PDF 132 KB

Актуальность вопроса интеграции европейской и русской систем образования обусловлена образовательными и воспитательными проблемами в условиях гуманитарного кризиса в России, поиском ответа на вопросы повышения нравственности, жизнеспособности нашего общества, обеспечением национальной безопасности, поскольку XX век актуализировал духовно-нравственные аспекты цивилизации.

Воспитание и образование являются социальными институтами передачи опыта от одного поколения к другому, отсюда следует, что на переломных этапах развития общества обнажаются вопросы исторических корней и культурных традиций. Центральным вопросом формирования духовности и нравственности, по мнению таких ученых как В.А. Федорова, В.М. Филлипова, А.И. Шемшуриной [1], является проблема свободы человека, поскольку процесс воспитания ее ограничивает и определяет социальные рамки поведения. В то же время дар свободы великий, но и страшный дар: без него не раскрывается личность, но в свободе же и источник всех трагедий, всех испытаний человека. Свобода ставит нас перед дилеммой добра и зла. Данная проблема по-разному рассматривается в рамках цивилизационной и формационной парадигм, образовательных парадигм Европы и России. Вне развития свободы нет смысла в воспитании, иначе оно превращается в подавление личности. Но развить свободу - не означает ли углубления в сознании индивида права выбора, возможности ухода им в сторону зла? Современный человек до сих пор учится отстаивать в себе добро, он чрезвычайно легко поддается coблaзнам и искушениям массовой культуры. Зло стало таким открытым, дерзким и часто безнаказанным в жизни, что оно легко отстраняет добро в душе индивида. Нельзя уклониться от этой проблемы под тем предлогом, что каждый человек сам ответственен за себя, что задача общества только «поставить на ноги», - а направление пути - это уже не забота общества, но личности. Такая позиция не только не допустима, но она мировоззренчески пагубна. Аналогичную ситуацию, сложившуюся с системой американского образования описывает П.Дж.Бьюкенен в книге «Америка против Америки» [2]. Где также поднимается вопрос кризиса духовности и как следствие - образования. Европейская интеграция образования - возможно тот медиатор, который даст второе дыхание системе образования в целом, в случае, если адаптировать интегрирующиеся элементы к конкретной среде, не попадая под влияние обыденного механицизма процесса.

В свете современной антропологии образования с превалирующим постмодернистским мировоззрением основные вопросы нравственности получают новое освещение, "расширенный" смысл. И общая их задача - освободиться от той поверхности, которая присуща определенным массовым течениям современной цивилизации, поскольку вера в душу человека, как основа оправдания всего воспитания и существования нравственности, надлежащим образом переосмысливается в современном мировосприятии, в учениях о человеке и его свободе. Образование является важнейшим институциональным каналом воспроизводства духовных ценностей, поэтому явные и скрытые целевые установки образовательной системы определяют степень распространения духовных ценностей в обществе и влияют, тем самым, на его ценностную интегрированность и культурную однородность. В современных философских концепциях понятие «образование» означает способность, возможность и систему формирования образов, причем разнообразных образов. Если в сциентистски-ориентированном образовании единственной целью является приращение нового знания, то в более широко понимаемом, культурном образовании, могут доминировать поиски и других жизненных ценностей, смыслов, образов.

Понятие «образ», имеющее огромную смысловую наполненность, занимает центральное место в мировоззренческой системе культуры современного постиндустриального общества. Образ также - костяк культуры, он играет роль структурного принципа, гарантирующего целостность всей системы. Образование - процесс продуцирования и усвоения информации и формирования духовности. Смысл образования по Ж. Бодрийяру [3] - «смыслопроизводство», что на наш взгляд является актуальным для современного российского и европейского общества. Мы говорим о том, что в постиндустриальном обществе мы имеем информационно- компьютерный способ производства. И это результат деятельности сферы разумного - ноосферы. Несмотря на то, что человек живет в поле разумного, является его источником, осознания своего «сознания», сопричастности к творению реалий общества в обществе мы не наблюдаем. С чем это связано? Массовость сознания людей, получивших неограниченный доступ к виртуальной реальности, которая в свою очередь создает иллюзию жизни, иллюзии претворяются в социальных мифах. Данное положение вещей тормозит развитие общества. Фаза постиндустриализма может затянуться на продолжительный срок. И, возможно, что следующий этап развития общества, следующая формация - формация культурнопроизводственная. Формация, сохраняя общие принципы экономического развития, сместит акценты в область культуры. Правда возникает вопрос, - какой именно культуры? И, следовательно, не область культуры будет сферой обслуживающей производство, а наоборот.

Необходимо признать, что состояние системы образования в современной России несет на себе отпечаток общего духовного кризиса, вызванного системными реформами конца ХХ в. Переход на рыночные принципы функционирования экономики вызвал коммерциализацию также и образовательной деятельности, что проявилось в дифференциации знаниевого и воспитательного. При этом доминирующее внимание в системе образования уделяется технологизации контроля подготовки знаний (тестирования) и акцент ставится на результат обучения, тем самым процесс формирования духовно-ценностной мотивации отходит на задний план. Свертывание духовно-воспитательного компонента в образовательной деятельности во многом способствуют тому, что традиционные для отечественной культуры представления о единстве и тесной взаимосвязи знаний и духовности уходят в прошлое. Обесценен идеал служения образованного человека своему народу: глобализация рынка образования и рынка труда, помимо несомненных позитивных следствий, ведет к космополитизации образовательной деятельности. Получение знаний рассматривается теперь не как источник духовного роста личности, а как основа карьерного и потребительского роста. «Догоняющий» хаpaктер модернизации российского образования, как и всех реформ в целом, во многом определяет значительный объем заимствований западных моделей организации образовательного процесса, программ и методик обучения и в целом концепций образования, что не может не привести к оттеснению на задний план национальных образовательных и воспитательных традиций, размыванию национальной культурной идентичности. Эти моменты негативно сказываются на духовном состоянии и самочувствии учащейся молодежи, способствуют отчуждению российского образования от духовных целей и ценностей. Иными словами, налицо кризис российской культурной традиции - разрыв духовности и образования. Поскольку получение образования, как правило, по времени совпадает с возрастом наиболее интенсивной социализации, ослабление необходимой корреляции между образованием и духовностью влечет за собой серьезные и несущие социальную опасность нарушения процесса социализации, когда вместо конструктивных духовных ценностей и мотивационных установок у молодежи закрепляются нигилистические, даже антисоциальные представления и модели поведения. Единство образования и духовности, их тесная взаимосвязь представляются нам не только важной хаpaктеристикой российской культуры, одной из наиболее важных констант общечеловеческой, но и ответом на поднимающиеся вопросы интеграции систем образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Федоров В.А. Духовное образование в русской православной церкви в 19 в. // Педагогика - 2000 - №5; Филлипов В.М. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание. // Педагогика - 1999 - №3; Шемшурина А.И. Этика христианских заповедей. // Этическое воспитание - 2001 - №1.
  2. Бьюкенен П.Дж. «Америка против Америки», М.: ООО Издательство АСТ, 2004 - 444с.
  3. Бодрийяр Ж. Символический обмен и cмepть. - М.: "Добросвет" 2000 - 387 с.


ИЛЬМУШКИН ГЕОРГИЙ МАКСИМОВИЧ

ИЛЬМУШКИН ГЕОРГИЙ МАКСИМОВИЧ Статья в формате PDF 293 KB...

01 12 2022 4:38:38

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ Статья в формате PDF 121 KB...

28 11 2022 22:43:50

О ПИЩЕВЫХ ДОБАВКАХ В ЙОГУРТАХ И ШОКОЛАДЕ

О ПИЩЕВЫХ ДОБАВКАХ В ЙОГУРТАХ И ШОКОЛАДЕ Статья в формате PDF 275 KB...

21 11 2022 13:51:48

Статистические закономерности хронологии космонавтики

Статистические закономерности хронологии космонавтики В статье описана и исследована методами математической статистики хронологическая аномалия космонавтики. Обоснован биномиальный закон распределения числа хронологических совпадений. Показано, что вероятность случайного появления рассматриваемых совпадений весьма мала. Метод исследования, применяемый в работе, преимущественно основан на статистическом анализе хронологии при помощи параметризации дат событий и проверки соответствующего критериального свойства. Используются параметры: условные номера дней с начала летоисчисления N, с начала года n и год Г. Основными информативными параметрами являются интервалы времени между событиями.Обоснован биномиальный закон распределения числа хронологических совпадений. Показано, что вероятность случайного появления рассматриваемых совпадений весьма мала. ...

19 11 2022 4:20:25

ПРИЛОЖЕНИЕ ТЕРМОДИНАМИКИ К ПРОГНОЗУ ТЕПЛОПРОВОДНОСТИ ЛЕГКОГО БЕТОНА

ПРИЛОЖЕНИЕ ТЕРМОДИНАМИКИ К ПРОГНОЗУ ТЕПЛОПРОВОДНОСТИ ЛЕГКОГО БЕТОНА Основным механизмом теплообмена для капиллярно-пористых физических систем (типа легкого бетона) является контактная теплопроводность, которая осуществляется благодаря связанным между собой процессам: переходом тепла от частицы к частице через непосредственные контакты между ними и переходом тепла через разделяющую промежуточную среду. С термодинамической точки зрения теплообмен в легких бетонах представляет собой теплоперенос (поток тепла Q), а точнее перенос энтропии (S), под действием градиента температуры (Т), осуществляемый, в соответствии со вторым законом термодинамики, от мест с более высокой к местам с меньшей температурой. Термодинамическая идентичность коэффициента теплопроводности () и S позволила, на базе второго закона термодинамики, вывести общее уравнение для прогноза теплопроводности легкого бетона в условиях его эксплуатации. Установлено, что релаксация теплопроводности (τ) пропорциональна затуханию объемных деформаций бетона (Θ), вызванных температурным градиентом и уровнем напряжения (η). Экспериментальные исследования теплопроводности легкого бетона подтвердили затухающий хаpaктер изменения Δλ как функции времени (t) и деформативности. ...

12 11 2022 7:42:18

ОСОБЕННОСТИ ЗАРАСТАНИЯ ОТВАЛОВ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ СУКЦЕССИИ В КУЗБАССЕ

ОСОБЕННОСТИ ЗАРАСТАНИЯ ОТВАЛОВ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ СУКЦЕССИИ В КУЗБАССЕ По материалам геоботанических исследований растительного покрова на отвалах горных пород Кузнецкого угольного бассейна проведен таксономический анализ флористических списков трех стадий восстановительной сукцессии. Определены зональные особенности сукцессионных процессов. Установлены наиболее активные виды с высокими показателями встречаемости. ...

11 11 2022 12:43:55

АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья в формате PDF 129 KB...

10 11 2022 5:23:51

ОСОБЕННОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ГЕРБИЦИДОВ

ОСОБЕННОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ГЕРБИЦИДОВ Статья в формате PDF 325 KB...

09 11 2022 20:44:41

ФЕНОЛОГИЯ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗИМНЕЙ ПЯДЕНИЦЫ (OPEROPNTHERA BRUMATA L.) В ПРЕДГОРНОЙ ЗОНЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ФЕНОЛОГИЯ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗИМНЕЙ ПЯДЕНИЦЫ (OPEROPNTHERA BRUMATA L.) В ПРЕДГОРНОЙ ЗОНЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ Жизненный цикл зимней пяденицы (Operophtera brumata L.) столь своеобразен, а время появления имагинальной фазы настолько необычно для бабочек, что этот объект всегда привлекал внимание учёных. Интерес усиливается также тем, что зимняя пяденица является массовым вредителем лиственных и древесных пород, значительная часть которых относится к плодовым деревьям. ...

07 11 2022 19:34:43

РЕЛЬЕФ ОКРЕСТНОСТЕЙ Г. КАДНИКОВА

РЕЛЬЕФ ОКРЕСТНОСТЕЙ Г. КАДНИКОВА Статья в формате PDF 87 KB...

01 11 2022 8:24:16

ПЛАН НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ РАЕ

ПЛАН НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ РАЕ Статья в формате PDF 122 KB...

30 10 2022 10:48:14

Новое в технологии лечения разлитого перитонита

Новое в технологии лечения разлитого перитонита Статья в формате PDF 112 KB...

28 10 2022 16:44:20

ДИНАМИКА СОДЕРЖАНИЯ БЕЛКОВ В СЫВОРОТКЕ КРОВИ СЕГОЛЕТОК КАРПА ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ

ДИНАМИКА СОДЕРЖАНИЯ БЕЛКОВ В СЫВОРОТКЕ КРОВИ СЕГОЛЕТОК КАРПА ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ Изучено влияние солей кадмия, свинца и марганца на содержание белков в сыворотке крови сеголеток карпа. Показаны разнонаправленные изменения белкового состава сыворотки крови рыб при воздействии солей тяжелых металлов, о чем можно судить на основании изменения А/G индекса. При хроническом действии ионов кадмия отмечено значительное преобладание суммарного содержания альбуминов над глобулинами на протяжении всего эксперимента, пребывание рыб в среде с ионами свинца сопровождалось более значительным ростом содержания глобулинов, тогда как при действии ионов марганца не выявлен однонаправленный хаpaктер изменения соотношения альбуминов и глобулинов. ...

26 10 2022 12:56:24

ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ НА ОСНОВЕ КОБЫЛЬЕГО МОЛОКА

ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ НА ОСНОВЕ КОБЫЛЬЕГО МОЛОКА Статья в формате PDF 257 KB...

17 10 2022 15:57:11

ОБРАЗЫ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ТУРИЗМЕ

ОБРАЗЫ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ТУРИЗМЕ Статья в формате PDF 109 KB...

16 10 2022 23:55:11

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::