ИНТЕГРАЦИЯ. РУССКИЕ ВОПРОСЫ – ЕВРОПЕЙСКИЕ ОТВЕТЫ
Актуальность вопроса интеграции европейской и русской систем образования обусловлена образовательными и воспитательными проблемами в условиях гуманитарного кризиса в России, поиском ответа на вопросы повышения нравственности, жизнеспособности нашего общества, обеспечением национальной безопасности, поскольку XX век актуализировал духовно-нравственные аспекты цивилизации.
Воспитание и образование являются социальными институтами передачи опыта от одного поколения к другому, отсюда следует, что на переломных этапах развития общества обнажаются вопросы исторических корней и культурных традиций. Центральным вопросом формирования духовности и нравственности, по мнению таких ученых как В.А. Федорова, В.М. Филлипова, А.И. Шемшуриной [1], является проблема свободы человека, поскольку процесс воспитания ее ограничивает и определяет социальные рамки поведения. В то же время дар свободы великий, но и страшный дар: без него не раскрывается личность, но в свободе же и источник всех трагедий, всех испытаний человека. Свобода ставит нас перед дилеммой добра и зла. Данная проблема по-разному рассматривается в рамках цивилизационной и формационной парадигм, образовательных парадигм Европы и России. Вне развития свободы нет смысла в воспитании, иначе оно превращается в подавление личности. Но развить свободу - не означает ли углубления в сознании индивида права выбора, возможности ухода им в сторону зла? Современный человек до сих пор учится отстаивать в себе добро, он чрезвычайно легко поддается coблaзнам и искушениям массовой культуры. Зло стало таким открытым, дерзким и часто безнаказанным в жизни, что оно легко отстраняет добро в душе индивида. Нельзя уклониться от этой проблемы под тем предлогом, что каждый человек сам ответственен за себя, что задача общества только «поставить на ноги», - а направление пути - это уже не забота общества, но личности. Такая позиция не только не допустима, но она мировоззренчески пагубна. Аналогичную ситуацию, сложившуюся с системой американского образования описывает П.Дж.Бьюкенен в книге «Америка против Америки» [2]. Где также поднимается вопрос кризиса духовности и как следствие - образования. Европейская интеграция образования - возможно тот медиатор, который даст второе дыхание системе образования в целом, в случае, если адаптировать интегрирующиеся элементы к конкретной среде, не попадая под влияние обыденного механицизма процесса.
В свете современной антропологии образования с превалирующим постмодернистским мировоззрением основные вопросы нравственности получают новое освещение, "расширенный" смысл. И общая их задача - освободиться от той поверхности, которая присуща определенным массовым течениям современной цивилизации, поскольку вера в душу человека, как основа оправдания всего воспитания и существования нравственности, надлежащим образом переосмысливается в современном мировосприятии, в учениях о человеке и его свободе. Образование является важнейшим институциональным каналом воспроизводства духовных ценностей, поэтому явные и скрытые целевые установки образовательной системы определяют степень распространения духовных ценностей в обществе и влияют, тем самым, на его ценностную интегрированность и культурную однородность. В современных философских концепциях понятие «образование» означает способность, возможность и систему формирования образов, причем разнообразных образов. Если в сциентистски-ориентированном образовании единственной целью является приращение нового знания, то в более широко понимаемом, культурном образовании, могут доминировать поиски и других жизненных ценностей, смыслов, образов.
Понятие «образ», имеющее огромную смысловую наполненность, занимает центральное место в мировоззренческой системе культуры современного постиндустриального общества. Образ также - костяк культуры, он играет роль структурного принципа, гарантирующего целостность всей системы. Образование - процесс продуцирования и усвоения информации и формирования духовности. Смысл образования по Ж. Бодрийяру [3] - «смыслопроизводство», что на наш взгляд является актуальным для современного российского и европейского общества. Мы говорим о том, что в постиндустриальном обществе мы имеем информационно- компьютерный способ производства. И это результат деятельности сферы разумного - ноосферы. Несмотря на то, что человек живет в поле разумного, является его источником, осознания своего «сознания», сопричастности к творению реалий общества в обществе мы не наблюдаем. С чем это связано? Массовость сознания людей, получивших неограниченный доступ к виртуальной реальности, которая в свою очередь создает иллюзию жизни, иллюзии претворяются в социальных мифах. Данное положение вещей тормозит развитие общества. Фаза постиндустриализма может затянуться на продолжительный срок. И, возможно, что следующий этап развития общества, следующая формация - формация культурнопроизводственная. Формация, сохраняя общие принципы экономического развития, сместит акценты в область культуры. Правда возникает вопрос, - какой именно культуры? И, следовательно, не область культуры будет сферой обслуживающей производство, а наоборот.
Необходимо признать, что состояние системы образования в современной России несет на себе отпечаток общего духовного кризиса, вызванного системными реформами конца ХХ в. Переход на рыночные принципы функционирования экономики вызвал коммерциализацию также и образовательной деятельности, что проявилось в дифференциации знаниевого и воспитательного. При этом доминирующее внимание в системе образования уделяется технологизации контроля подготовки знаний (тестирования) и акцент ставится на результат обучения, тем самым процесс формирования духовно-ценностной мотивации отходит на задний план. Свертывание духовно-воспитательного компонента в образовательной деятельности во многом способствуют тому, что традиционные для отечественной культуры представления о единстве и тесной взаимосвязи знаний и духовности уходят в прошлое. Обесценен идеал служения образованного человека своему народу: глобализация рынка образования и рынка труда, помимо несомненных позитивных следствий, ведет к космополитизации образовательной деятельности. Получение знаний рассматривается теперь не как источник духовного роста личности, а как основа карьерного и потребительского роста. «Догоняющий» хаpaктер модернизации российского образования, как и всех реформ в целом, во многом определяет значительный объем заимствований западных моделей организации образовательного процесса, программ и методик обучения и в целом концепций образования, что не может не привести к оттеснению на задний план национальных образовательных и воспитательных традиций, размыванию национальной культурной идентичности. Эти моменты негативно сказываются на духовном состоянии и самочувствии учащейся молодежи, способствуют отчуждению российского образования от духовных целей и ценностей. Иными словами, налицо кризис российской культурной традиции - разрыв духовности и образования. Поскольку получение образования, как правило, по времени совпадает с возрастом наиболее интенсивной социализации, ослабление необходимой корреляции между образованием и духовностью влечет за собой серьезные и несущие социальную опасность нарушения процесса социализации, когда вместо конструктивных духовных ценностей и мотивационных установок у молодежи закрепляются нигилистические, даже антисоциальные представления и модели поведения. Единство образования и духовности, их тесная взаимосвязь представляются нам не только важной хаpaктеристикой российской культуры, одной из наиболее важных констант общечеловеческой, но и ответом на поднимающиеся вопросы интеграции систем образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Федоров В.А. Духовное образование в русской православной церкви в 19 в. // Педагогика - 2000 - №5; Филлипов В.М. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание. // Педагогика - 1999 - №3; Шемшурина А.И. Этика христианских заповедей. // Этическое воспитание - 2001 - №1.
- Бьюкенен П.Дж. «Америка против Америки», М.: ООО Издательство АСТ, 2004 - 444с.
- Бодрийяр Ж. Символический обмен и cмepть. - М.: "Добросвет" 2000 - 387 с.
Статья в формате PDF
263 KB...
24 03 2023 23:52:28
Статья в формате PDF
103 KB...
23 03 2023 12:23:22
Статья в формате PDF
121 KB...
22 03 2023 4:57:48
Статья в формате PDF
269 KB...
21 03 2023 8:15:48
В последние годы достигнуты значительные успехи в лечении больных грыжами живота [4, 5, 7]. В частности фундаментальные исследования позволили определить причины развития абдоминальных грыж, прикладные разработки обеспечили улучшение непосредственных и отдаленных результатов устранения грыж живота. Важным клиническим фактором, приводящим к формированию паховой грыжи, McVay C.B. и Read R.C. считают утрату сфинктерного механизма внутреннего отверстия пахового канала [2, 3]. Кроме того, Read R.C. полагает, что формированию двухсторонних паховых грыж способствует потеря фасциальной поддержи передней брюшной стенки, приводящая к увеличению паховых дефектов. Несмотря на многочисленность литературных данных, посвящённых этой проблеме, достаточно малое значение уделяется физическим особенностям тканям, участвующих в образовании контрлатеральной грыжи [1, 6].
...
20 03 2023 1:13:54
Статья в формате PDF
324 KB...
19 03 2023 22:54:37
Статья в формате PDF
307 KB...
18 03 2023 21:42:41
Статья в формате PDF
297 KB...
17 03 2023 11:56:14
Статья в формате PDF
101 KB...
16 03 2023 0:16:51
Статья в формате PDF
100 KB...
14 03 2023 19:56:24
Статья в формате PDF
164 KB...
13 03 2023 2:38:18
Статья в формате PDF
223 KB...
12 03 2023 22:20:44
Статья в формате PDF
141 KB...
11 03 2023 19:18:58
Статья посвящена актуальной проблеме – влиянию хронической алкогольной интоксикации на изменение морфоструктуры селезенки. Дана сравнительная гистологическая хаpaктеристика соединительно-тканного каркаса и белой пульпы селезенки у животных в эксперименте и у человека. Представлены дегенеративные изменения гистологической структуры селезенки.
...
10 03 2023 18:43:32
Статья в формате PDF
110 KB...
08 03 2023 5:10:58
Статья в формате PDF
183 KB...
07 03 2023 22:16:57
Статья в формате PDF
122 KB...
06 03 2023 16:36:58
Проведен анализ природоохранного законодательства пpaктически за все время существования России, который условно можно разделить на три периода: от начала становления России до Октябрьской революции; в период Советского Союза; в период новой России с 1990-х годов. Несмотря на то, что в последнее время человечество осознает, какой вред наносится окружающей среде, принимаемых мер в области охраны природы недостаточно. Все законодательные акты, отдельные кодексы, нормы нужно систематизировать и свести в единый нормативный документ – экологический кодекс России.
...
05 03 2023 5:54:57
Статья в формате PDF
111 KB...
04 03 2023 15:23:13
Статья в формате PDF
284 KB...
03 03 2023 12:18:52
Статья в формате PDF
282 KB...
02 03 2023 13:21:22
Статья в формате PDF
103 KB...
01 03 2023 16:39:32
Статья в формате PDF
111 KB...
28 02 2023 14:37:38
Статья в формате PDF
127 KB...
27 02 2023 8:11:16
Статья в формате PDF
114 KB...
26 02 2023 9:24:38
Статья в формате PDF
116 KB...
25 02 2023 13:36:21
Статья в формате PDF
121 KB...
24 02 2023 1:53:24
Статья в формате PDF
278 KB...
23 02 2023 13:52:58
Статья в формате PDF
113 KB...
22 02 2023 18:40:15
Исследование позволило выявить несбалансированность иммунной системы на протяжении всего периода активного аппаратурного лечения. Это чётко прослеживается через один и через пять месяцев после фиксации аппарата, а так же в конечном периоде аппаратурного лечения (т.е. через пятнадцать месяцев после фиксации брекетов). Полученные результаты исследования позволяют рекомендовать выделение этих периодов как «критических», требующих проведения иммунокоррегирующей терапии и назначение средств профилактики кариеса зубов.
...
21 02 2023 11:30:32
Статья в формате PDF
110 KB...
20 02 2023 5:56:42
Статья в формате PDF
123 KB...
19 02 2023 12:34:36
Статья в формате PDF
194 KB...
18 02 2023 17:45:23
Проблема создания эффективных препаратов, обладающих выраженным репаративным эффектом и ускоряющих процессы заживления ран после перенесенного механического воздействия, продолжает оставаться очень актуальной.
Исследование сводится к созданию биологического стимулятора для интенсификации и возможности скорейшего заживления поврежденных кожных покровов, а не к созданию фармакологического препарата или лекарственного средства
...
17 02 2023 11:16:55
Статья в формате PDF
194 KB...
14 02 2023 1:40:24
Статья в формате PDF
112 KB...
13 02 2023 0:40:16
Статья в формате PDF
111 KB...
12 02 2023 12:41:30
Статья в формате PDF
144 KB...
11 02 2023 20:29:29
В статье даётся оценка параметров экологической устойчивости 37 генотипов ячменя, выведенных в НИИСХ Северо-Востока, и 6 весенних сортов ячменя, районированных в Кировской области.
...
09 02 2023 23:13:15
В статье раскрываются адаптационная деятельность организма, показано, что функциональная система регуляции кровообращения представляет собой многоконтурную, иерархически организованную систему, в которой доминирующая роль отдельных звеньев определяется текущими потребностями организма.
...
08 02 2023 11:15:28
После 30 дней адаптации к холоду прессорное действие мезатона на артериальное русло тонкого кишечника уменьшается исключительно за счет снижения чувствительности а1-адренорецепторов на 21 %, а количество активных а1-адренорецепторов нормализовалось. В артериях конечности изменения чувствительности и количества а1-адренорецепторов артерий к мезатону было противоположно кишечнику. Чувствительность а1-адренорецепторов артерий конечности к мезатону нормализовалась и была равна контролю. А количества активных альфа-1-адренорецепторов артерий кожно-мышечной области к мезатону было меньше контроля на 10,3 %.
...
07 02 2023 10:35:59
Статья в формате PDF
390 KB...
06 02 2023 21:27:43
Статья в формате PDF
125 KB...
05 02 2023 13:24:46
Статья в формате PDF
141 KB...
04 02 2023 20:36:32
Статья в формате PDF
298 KB...
03 02 2023 8:23:15
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::