ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ КАК ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Развитие и саморазвитие конкурентоспособного специалиста в условиях гуманизации высшей школы является одной из важнейших задач современного образования. И развитие творческого потенциала представляет собой существенный компонент этого процесса, так как общество остро нуждается в квалифицированных грамотных специалистах с развитым творческим началом, умеющих творчески проявить себя в любом виде деятельности, в том числе и конкурентной борьбе.
Как известно, творческий потенциал - это сложная интегральная личностно-деятельностная хаpaктеристика, присущая человеку, включающая в себя интеллектуальный, мотивационный и саморазвивающийся компоненты. Именно они, прежде всего, отражают совокупность личностных качеств и способностей индивида, его психологическое состояние, знания, умения и навыки, необходимые для осуществления личностью своего творческого развития и саморазвития, благодаря актуализации своих творческих сил и возможностей, как в учебе, так и в реальной пpaктике.
Как показал анализ психологических и философских исследований, концептуальную основу творческого саморазвития составляет философия «самости», т.е. самопознания, самоопределения, самоактуализации, свободы творчества, самосовершенствования, самореализации, раскрытой в работах М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, Аб.Маслоу, К.Рождерса, П.А.Флоренского и других. Это напрямую связано и с изучением иностранного языка (ИЯ), поскольку формирование готовности к достижению конкурентоспособности понимается как одна из высших форм саморегуляторной активности личности, обеспечивающей опережающее приспособление студента как будущего специалиста к социально-профессиональной среде в соответствии с прогрессивными тенденциями развития общества. И педагогическим условием активизации и интенсификации процессов перехода развития в творческое саморазвитие личности является такое образование, которое способствует тому, чтобы личность обучаемого сама все более осознанно и целенаправленно овладевала методологией и технологией самопознания, творческого самоопределения и творческой самореализации. В результате у личности в процессе интенсификации ее «самости» формируется «Я-концепция» творческого саморазвития.
Готовность к взращиванию в себе качеств конкурентоспособной личности на основе своего творческого саморазвития понимается нами как сложноструктурированное личностное образование, которое, благодаря установлению новых связей между определенными личностными подструктурами, обеспечивает необходимые внутренние условия и для успешного профессионального саморазвития.
В большинстве исследований готовность личности к определенному виду деятельности (например, овладению ИЯ) рассматривается в единстве трех составляющих ее компонентов: мотивационно-целевого (овладение эффективными коммуникативными средствами общения в иноязычной среде), содержательного (приобретение высокой языковой подготовки и лингвострановедческой компетентности) и процессуального (непосредственное погружение в атмосферу иноязычного окружения). При этом в первый компонент готовности включаются личностные свойства, которые определяют направленность будущей деятельности и обеспечивают ее действенность и интенсивность, на основе эффективного функционирования механизмов воли, поскольку волевые усилия при формировании конкурентоспособности играют крайне важную роль.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что в сферу творческого саморазвития могут войти следующие компоненты: ценностно-мотивационный (обеспечивает личностный смысл овладения ИЯ); содержательный (определяет ориентировку в целях и средствах саморазвивающейся активности); операциональный (задает способы и широту диапазона формирования конкурентоспособности) и контролирующе-волевой (влияет на интенсивность и действенность творческого осмысления языковой деятельности).
В соответствии с деятельностными компонентами личностной саморегуляции и пониманием готовности к развитию в себе на основе творческого саморазвития качеств конкурентоспособной личности можно выделить в ее составе такие личностные подструктуры и свойства, как: устойчивая языковая и профессиональная мотивация; ориентация на ценность конкурентоспособности в профессиональной деятельности; ответственность за свое дальнейшее развитие и жизненный путь; адекватный «Я-образ» в настоящем и будущем; необходимый набор профессиональных навыков и умений; самодисциплина и настойчивость в достижении цели; самоконтроль и эмоционально положительный опыт в организации собственного творческого саморазвития.
Таким образом, потенциал творческого саморазвития специалиста представляет собой синтез его устойчивой профессиональной мотивации, ориентации на достижение высоких результатов, опыта самообразовательной и саморегуляторной деятельности в процессе обучения, переживания субъектом противоречий между реальным «Я» и «Я» в определенной профессиональной роли. Содержание образования в неязыковом вузе, ориентирующее будущих специалистов на овладение опытом творческого саморазвития, включает систему гуманистических ценностей, связанных с коллизиями индивидуализма и глобализма, толерантности и неприятия иноязычного окружения, широты кругозора и инертности, а также пpaктических умений самооценивания, самопрограммирования, самопроектирования своей языковой и профессиональной деятельности.
Более того, сущностным содержанием творческого саморазвития студента является качественно новая форма его взаимодействия с иноязычной средой, построенная на конкретных изменениях в его социально-профессиональном статусе. И это проявляется в умении молодых людей проектировать свое субъективное будущее, прогнозировать трудности, которые могут возникнуть как при выполнении конкретных профессиональных функций, так и в любой совместной, корпоративной деятельности.
Чтобы стимулировать движущие силы творческого саморазвития, например, в овладении ИЯ, недостаточно просто вводить студента в противоречивую проблемную ситуацию. Это противоречие должно войти в мотивационную сферу личности, получить ее нравственную оценку, побудить к поиску программы и средств достижения результата (Л.И.Божович, А.Г.Ковалев, П.Я.Пидкасистый). Деятельность в усовершенствовании ИЯ приобретает личностный смысл как фактор достижения своей конкурентоспособности. В этой связи дидактические ситуации, связанные с языком, должны поставить будущего специалиста в такие условия, когда сложившиеся в его сознании модели общения уже не могут обеспечить ориентировку в новой жизненной ситуации и поддержание статуса, адекватного личностным притязаниям. И происходит в связи с этим актуализация важнейших личностных свойств: рефлексии, критичности, выработка нового смысла и нового опыта и, как следствие, - творческое саморазвитие в сфере личностных и профессиональных качеств конкурентоспособного специалиста. Новые смыслы включаются в существующую у субъекта ценностно-смысловую систему через ситуации переживания общения (В.Франкл), эмоционального восприятия реалий другого языка (Л.И.Рувинский), которые актуализируются личностным профессионально-ориентированным обучением.
Включенность студента в процесс проигрывания педагогических ситуаций, связанных с овладением ИЯ, исполнение при этом определенной профессиональной роли способствует осознанию им противоречий между его реальными возможностями и теми требованиями, которые ему могут быть предъявлены при осуществлении им профессиональной деятельности.
При формировании конкурентоспособной личности средствами ИЯ на активизацию сил творческого саморазвития будущего специалиста влияют овладение им умения анализировать собственное поведение; освоение основных функциональных элементов профессиональной самостоятельности; индивидуальный стиль деятельности, что предполагает введение в содержание обучения задач, стимулирующих проявление индивидуальности, мотивации достижения успеха и адекватной самооценки. Необходимо, чтобы процесс обучения в неязыковом вузе предоставлял студенту не только целостный образ будущей профессии, но и достойное место в нем приобретенным навыкам средств общения на другом языке. Поэтому особое значение отводится при этом фактору общения, влиянию группы и общественному мнению на формирование у студентов конкурентоспособных свойств личности, на развитие самосознания и творческого саморазвития, а также на присвоение молодым людям гуманистических норм и ценностей.
Итак, творческое саморазвитие, понимаемое как принцип формирования конкурентоспособной личности средствами иностранного языка в неязыковом вузе, а также как духовно-пpaктическая деятельность студента, направлено на самосозидание и реализацию собственных потенциалов молодого человека, освоение опыта творческой деятельности и является для него ценностью, побуждающей напряженно учиться, развивать все свои способности, создавать под руководством преподавателя и самостоятельно прострaнcтво для самовыражения, принимать на себя ответственность за содержание образования и овладение ИЯ.
Статья в формате PDF 115 KB...
28 03 2024 5:40:17
27 03 2024 6:49:15
25 03 2024 14:24:53
Статья в формате PDF 127 KB...
24 03 2024 11:29:26
Статья в формате PDF 253 KB...
23 03 2024 3:41:22
Данная статья освещает современное состояние антибактериальной терапии ревматизма,которая представляется возможной, благодаря появлению новых антибактериальных препаратов (АБП). Затронуты способы борьбы с нарастающей резистентностью микроорганизмов к АБП. ...
22 03 2024 11:21:21
Статья в формате PDF 272 KB...
21 03 2024 23:15:28
Статья в формате PDF 307 KB...
20 03 2024 9:27:55
Статья в формате PDF 143 KB...
18 03 2024 7:19:13
Статья в формате PDF 117 KB...
17 03 2024 8:57:35
Статья в формате PDF 249 KB...
16 03 2024 22:38:22
15 03 2024 19:14:17
Статья в формате PDF 140 KB...
14 03 2024 19:34:40
Статья в формате PDF 118 KB...
13 03 2024 16:37:12
Статья в формате PDF 298 KB...
12 03 2024 19:51:29
Статья в формате PDF 111 KB...
11 03 2024 17:39:27
Статья в формате PDF 107 KB...
10 03 2024 11:40:47
Данная статья является отчетом о научной деятельности, которая была проведена в рамках диссертационного исследования вопросов российского антимонопольного законодательства. В исследовании затронут ряд хаpaктерных правовых проблем, таких как: различные процедуры антимонопольного контроля в России, причины и условия антимонопольного регулирования экономической концентрации и т.д. В ходе исследования и работы по этой теме были изучены научные статьи и публикации других авторов. Полная библиография приведена в конце статьи, некоторые прямые ссылки можно найти в тексте. ...
09 03 2024 6:50:27
Статья в формате PDF 124 KB...
08 03 2024 12:20:54
06 03 2024 15:50:37
Статья в формате PDF 120 KB...
05 03 2024 6:24:58
В работе показано, что фундаментальные принципы классической механики и теории поля - принцип наименьшего действия и калибровочная инвариантность полей и электромагнитного поля - есть прямое следствие существования уже в рамках классической физики функции состояния. ...
04 03 2024 7:24:34
Статья в формате PDF 105 KB...
03 03 2024 19:34:13
Статья в формате PDF 103 KB...
02 03 2024 9:12:18
Статья в формате PDF 134 KB...
01 03 2024 6:31:10
Статья в формате PDF 107 KB...
29 02 2024 20:46:22
Статья в формате PDF 162 KB...
28 02 2024 13:44:54
Статья в формате PDF 110 KB...
26 02 2024 15:12:22
25 02 2024 2:44:22
Статья в формате PDF 164 KB...
24 02 2024 22:52:20
Статья в формате PDF 109 KB...
22 02 2024 21:18:34
Для оценки современного состояния природного фона и его изменений под действием техногенных факторов выполнены геохимические исследования почв на различных объектах нефтегазового комплекса Якутии. Показано, что при попадании в почву нефть и нефтепродукты сорбируются почвогрунтами и смешиваются с нативным органическим веществом почв, что приводит к изменению природного фона вплоть до формирования аномальных поверхностных геохимических полей техногенного генезиса. ...
21 02 2024 6:45:20
В статье рассматривается возможность организации продуктивного, личностно-ориентированного обучения, нацеленного на развитие творческих способностей учащихся, посредством использования межпредметных проектов. ...
20 02 2024 19:30:56
Статья в формате PDF 267 KB...
19 02 2024 18:54:11
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::