ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ КАК ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Развитие и саморазвитие конкурентоспособного специалиста в условиях гуманизации высшей школы является одной из важнейших задач современного образования. И развитие творческого потенциала представляет собой существенный компонент этого процесса, так как общество остро нуждается в квалифицированных грамотных специалистах с развитым творческим началом, умеющих творчески проявить себя в любом виде деятельности, в том числе и конкурентной борьбе.
Как известно, творческий потенциал - это сложная интегральная личностно-деятельностная хаpaктеристика, присущая человеку, включающая в себя интеллектуальный, мотивационный и саморазвивающийся компоненты. Именно они, прежде всего, отражают совокупность личностных качеств и способностей индивида, его психологическое состояние, знания, умения и навыки, необходимые для осуществления личностью своего творческого развития и саморазвития, благодаря актуализации своих творческих сил и возможностей, как в учебе, так и в реальной пpaктике.
Как показал анализ психологических и философских исследований, концептуальную основу творческого саморазвития составляет философия «самости», т.е. самопознания, самоопределения, самоактуализации, свободы творчества, самосовершенствования, самореализации, раскрытой в работах М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, Аб.Маслоу, К.Рождерса, П.А.Флоренского и других. Это напрямую связано и с изучением иностранного языка (ИЯ), поскольку формирование готовности к достижению конкурентоспособности понимается как одна из высших форм саморегуляторной активности личности, обеспечивающей опережающее приспособление студента как будущего специалиста к социально-профессиональной среде в соответствии с прогрессивными тенденциями развития общества. И педагогическим условием активизации и интенсификации процессов перехода развития в творческое саморазвитие личности является такое образование, которое способствует тому, чтобы личность обучаемого сама все более осознанно и целенаправленно овладевала методологией и технологией самопознания, творческого самоопределения и творческой самореализации. В результате у личности в процессе интенсификации ее «самости» формируется «Я-концепция» творческого саморазвития.
Готовность к взращиванию в себе качеств конкурентоспособной личности на основе своего творческого саморазвития понимается нами как сложноструктурированное личностное образование, которое, благодаря установлению новых связей между определенными личностными подструктурами, обеспечивает необходимые внутренние условия и для успешного профессионального саморазвития.
В большинстве исследований готовность личности к определенному виду деятельности (например, овладению ИЯ) рассматривается в единстве трех составляющих ее компонентов: мотивационно-целевого (овладение эффективными коммуникативными средствами общения в иноязычной среде), содержательного (приобретение высокой языковой подготовки и лингвострановедческой компетентности) и процессуального (непосредственное погружение в атмосферу иноязычного окружения). При этом в первый компонент готовности включаются личностные свойства, которые определяют направленность будущей деятельности и обеспечивают ее действенность и интенсивность, на основе эффективного функционирования механизмов воли, поскольку волевые усилия при формировании конкурентоспособности играют крайне важную роль.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что в сферу творческого саморазвития могут войти следующие компоненты: ценностно-мотивационный (обеспечивает личностный смысл овладения ИЯ); содержательный (определяет ориентировку в целях и средствах саморазвивающейся активности); операциональный (задает способы и широту диапазона формирования конкурентоспособности) и контролирующе-волевой (влияет на интенсивность и действенность творческого осмысления языковой деятельности).
В соответствии с деятельностными компонентами личностной саморегуляции и пониманием готовности к развитию в себе на основе творческого саморазвития качеств конкурентоспособной личности можно выделить в ее составе такие личностные подструктуры и свойства, как: устойчивая языковая и профессиональная мотивация; ориентация на ценность конкурентоспособности в профессиональной деятельности; ответственность за свое дальнейшее развитие и жизненный путь; адекватный «Я-образ» в настоящем и будущем; необходимый набор профессиональных навыков и умений; самодисциплина и настойчивость в достижении цели; самоконтроль и эмоционально положительный опыт в организации собственного творческого саморазвития.
Таким образом, потенциал творческого саморазвития специалиста представляет собой синтез его устойчивой профессиональной мотивации, ориентации на достижение высоких результатов, опыта самообразовательной и саморегуляторной деятельности в процессе обучения, переживания субъектом противоречий между реальным «Я» и «Я» в определенной профессиональной роли. Содержание образования в неязыковом вузе, ориентирующее будущих специалистов на овладение опытом творческого саморазвития, включает систему гуманистических ценностей, связанных с коллизиями индивидуализма и глобализма, толерантности и неприятия иноязычного окружения, широты кругозора и инертности, а также пpaктических умений самооценивания, самопрограммирования, самопроектирования своей языковой и профессиональной деятельности.
Более того, сущностным содержанием творческого саморазвития студента является качественно новая форма его взаимодействия с иноязычной средой, построенная на конкретных изменениях в его социально-профессиональном статусе. И это проявляется в умении молодых людей проектировать свое субъективное будущее, прогнозировать трудности, которые могут возникнуть как при выполнении конкретных профессиональных функций, так и в любой совместной, корпоративной деятельности.
Чтобы стимулировать движущие силы творческого саморазвития, например, в овладении ИЯ, недостаточно просто вводить студента в противоречивую проблемную ситуацию. Это противоречие должно войти в мотивационную сферу личности, получить ее нравственную оценку, побудить к поиску программы и средств достижения результата (Л.И.Божович, А.Г.Ковалев, П.Я.Пидкасистый). Деятельность в усовершенствовании ИЯ приобретает личностный смысл как фактор достижения своей конкурентоспособности. В этой связи дидактические ситуации, связанные с языком, должны поставить будущего специалиста в такие условия, когда сложившиеся в его сознании модели общения уже не могут обеспечить ориентировку в новой жизненной ситуации и поддержание статуса, адекватного личностным притязаниям. И происходит в связи с этим актуализация важнейших личностных свойств: рефлексии, критичности, выработка нового смысла и нового опыта и, как следствие, - творческое саморазвитие в сфере личностных и профессиональных качеств конкурентоспособного специалиста. Новые смыслы включаются в существующую у субъекта ценностно-смысловую систему через ситуации переживания общения (В.Франкл), эмоционального восприятия реалий другого языка (Л.И.Рувинский), которые актуализируются личностным профессионально-ориентированным обучением.
Включенность студента в процесс проигрывания педагогических ситуаций, связанных с овладением ИЯ, исполнение при этом определенной профессиональной роли способствует осознанию им противоречий между его реальными возможностями и теми требованиями, которые ему могут быть предъявлены при осуществлении им профессиональной деятельности.
При формировании конкурентоспособной личности средствами ИЯ на активизацию сил творческого саморазвития будущего специалиста влияют овладение им умения анализировать собственное поведение; освоение основных функциональных элементов профессиональной самостоятельности; индивидуальный стиль деятельности, что предполагает введение в содержание обучения задач, стимулирующих проявление индивидуальности, мотивации достижения успеха и адекватной самооценки. Необходимо, чтобы процесс обучения в неязыковом вузе предоставлял студенту не только целостный образ будущей профессии, но и достойное место в нем приобретенным навыкам средств общения на другом языке. Поэтому особое значение отводится при этом фактору общения, влиянию группы и общественному мнению на формирование у студентов конкурентоспособных свойств личности, на развитие самосознания и творческого саморазвития, а также на присвоение молодым людям гуманистических норм и ценностей.
Итак, творческое саморазвитие, понимаемое как принцип формирования конкурентоспособной личности средствами иностранного языка в неязыковом вузе, а также как духовно-пpaктическая деятельность студента, направлено на самосозидание и реализацию собственных потенциалов молодого человека, освоение опыта творческой деятельности и является для него ценностью, побуждающей напряженно учиться, развивать все свои способности, создавать под руководством преподавателя и самостоятельно прострaнcтво для самовыражения, принимать на себя ответственность за содержание образования и овладение ИЯ.
В исследованиях приняло участие 85 спортсменов, которые были распределены
6 групп: юноши и взрослые лыжники, юноши и взрослые бегуны, юноши и взрослые спортсмены, занимающиеся скоростно-силовыми видами спорта. В качестве физической нагрузки применялась работа на велоэргометре ступенчато-повышающейся мощности без пауз отдыха от 50 до 200 Вт. При нагрузке мощностью 200 Вт во всех шести группах испытуемых выявлены значимые корреляционные связи между физической работоспособностью и частотой сердечных сокращений, отношением ударного объема крови к частоте сердечных сокращений. В группах спортсменов, занимающихся видами спорта на выносливость, и у юношей, тренирующих скоростно-силовые качества, выявлены также значимые корреляционные связи между физической работоспособностью и коэффициентом комплексной оценки обеспечения организма кислородом.
...
25 03 2025 5:11:35
24 03 2025 12:20:48
Статья в формате PDF
100 KB...
23 03 2025 6:37:14
Статья в формате PDF
369 KB...
22 03 2025 21:49:43
Статья в формате PDF
115 KB...
21 03 2025 3:41:19
Статья в формате PDF
146 KB...
20 03 2025 6:50:34
Статья в формате PDF
281 KB...
19 03 2025 0:47:47
18 03 2025 18:53:12
Статья в формате PDF
779 KB...
17 03 2025 23:28:14
Формирование липидной структуры эритроцитарных мембран в раннем онтогенезе хаpaктеризуется зависимостью от комплекса экстремальных условий Крайнего Севера, которые оказывает десинхронирующее влияние на становление эритроцитарных мембран новорожденных детей, проявляющееся молекулярной реорганизацией липидов, накоплением лизолецитина в зимний период года, что может способствовать их дестабилизации.
...
16 03 2025 15:26:48
Статья в формате PDF
145 KB...
14 03 2025 16:26:10
Статья в формате PDF
284 KB...
13 03 2025 14:16:40
В работе рассмотрены термодинамические аспекты люминесцентного газового анализа. Молекулы красителя, адсорбированные на поверхности пористого вещества или внедренные в полимерную пленку, рассматриваются как система невзаимодействующих частиц, погруженная в термостат. Для относительной интенсивности флюоресценции молекул красителя получена связь с основной термодинамической хаpaктеристикой термостата – энергией Гиббса. Определены термодинамические ограничения точности газового анализа. Показано, что оптимальной основой для люминесцентного анализатора является полимерная пленка с наименьшим значением поверхностного натяжения.
...
12 03 2025 1:56:19
Статья в формате PDF
261 KB...
11 03 2025 1:43:52
Статья в формате PDF
115 KB...
10 03 2025 22:33:11
Статья в формате PDF
232 KB...
09 03 2025 4:36:48
Статья в формате PDF
101 KB...
08 03 2025 17:28:30
Гравитационные силы обусловлены тем, что в материальные тела поступает энергия из космического прострaнcтва, которая создает давление и увеличивает массу тел. Гипотеза находит подтверждение в виде космологического красного смещения. Возникновение инерционных сил (вопреки теории относительности А. Эйнштейна) наступает вследствие взаимодействия элементарных частиц с эфиром. Проанализирована структура электрона, и на ее основе проведена оценка скорости гравитационных волн, которая оказалась равной 4.7∙108 м/с.
...
07 03 2025 18:38:12
Статья в формате PDF
112 KB...
06 03 2025 23:58:59
Статья в формате PDF
150 KB...
05 03 2025 12:35:10
Статья в формате PDF
120 KB...
04 03 2025 12:43:12
Статья в формате PDF
325 KB...
03 03 2025 19:49:34
Статья в формате PDF
101 KB...
01 03 2025 14:46:29
Статья в формате PDF
111 KB...
28 02 2025 5:11:33
Статья в формате PDF
132 KB...
27 02 2025 22:11:19
Статья в формате PDF
1477 KB...
26 02 2025 9:17:28
Статья в формате PDF
149 KB...
25 02 2025 9:25:22
Статья в формате PDF
109 KB...
24 02 2025 1:30:46
Статья в формате PDF
127 KB...
23 02 2025 16:26:38
Статья в формате PDF
131 KB...
22 02 2025 19:39:19
Статья в формате PDF
110 KB...
20 02 2025 16:47:22
В настоящей работе представлены авторские иммуно - цитологические методики исследования назально - ассоциированной лимфоидной ткани (НАЛТ), позволяющие судить о состоянии местной клеточной защиты (МКЗ). В объем исследований были включены способы цитологического анализа НАЛТ, определения эпителиально - лимфоцитарного соотношения, идентификации популяций лимфоцитов, оценки степени генерации лимфоцитов, репродукции клеток, взаимодействия эпителиальных М- клеток и лимфоцитов, макрофагов и лимфоцитов в цитограммах НАЛТ. Описанные методики имеют ряд преимуществ перед существующими аналогами и могут быть эффективно использованы в клинической и лабораторной пpaктике.
...
19 02 2025 7:10:18
Статья в формате PDF
110 KB...
18 02 2025 13:53:57
Возникшее при низкодозовом радиационном воздействии повышение уровня ТТГ, снижение уровня тиреоидных гормонов, истощение симпатической импульсации и вегетативный дисбаланс, свидетельствует об установившейся адрено-тиреоидной дисфункции в организме жителей молодого (21–30 лет) и пожилого возраста (61–70 лет) проживающих в районах, прилегающих к Семипалатинскому ядерному полигону.
...
16 02 2025 15:16:50
Статья в формате PDF
254 KB...
14 02 2025 13:28:22
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::