УСТОЙЧИВАЯ МОТИВАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО КРУГОЗОРА УЧАСТНИКОВ КЛАССИЧЕСКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

УСТОЙЧИВАЯ МОТИВАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО КРУГОЗОРА УЧАСТНИКОВ КЛАССИЧЕСКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

УСТОЙЧИВАЯ МОТИВАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО КРУГОЗОРА УЧАСТНИКОВ КЛАССИЧЕСКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

Терентьева Л.М. Среди образовательных технологий заметно выделяются научные олимпиады школьников. Участники олимпиад организуют свою мыслительную деятельность на познание явлений природы, овладение умением пользоваться ими, что формирует в сознании естественнонаучную картину мира, закладывая основы целостной личности. Статья в формате PDF 111 KB

Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни.

Среди множества образовательных технологий, ориентированных на обеспечение самоопределения личности, создание условия для ее реализации, заметно выделяются научные олимпиады школьников. Их история насчитывает около семи десятков лет. За это время сложилась оправдавшая себя схема: от школьных олимпиад до международных. Школьная олимпиада по химии, являясь особым видом внеклассной работы, тем не менее, органично вписывается в учебный процесс. В заданиях олимпиад присутствуют моменты, которые легко указывают на связь материала школьных учебников с сегодняшними результатами науки и тем самым подчеркивают важность изучения "азов" научного знания, ведь без них не может обходиться самая современная научная деятельность. Факт участия в химической олимпиаде уже положительный. Это приобщение к образованию и нестандартному мышлению, желание расширить свой кругозор, познать окружающий мир, приобрести исследовательские навыки.

Простой прием: выставление участникам заочного тура, впервые участвующим в олимпиаде, "пятерок", исходя из набранных баллов, способствует усилению осознанных потребностей в получении знаний по химии.

Подготовка участников олимпиад осуществляется на уроках, занятиях по дополнительному образованию, а также во внеурочной и внеклассной работе, наиболее подвижной форме обучения и воспитания, способствующей сотрудничеству детей в процессе обучения. Химия занимает центральное место среди наук о природе, которая позволяет по - особому изучать окружающий мир, обладает фантастической созидательной силой. Без химических знаний невозможно сформировать научную картину мира, так как окружающий мир - это, прежде всего мир неорганических и органических веществ, постоянно претерпевающих различные изменения. Некоторые основополагающие законы являются носителями мировоззренческих идей, играющих важную роль в познании химической, физической и биологической форм движения материи. Поэтому задача учителя - увлечь учеников предметом, заставить думать, ставить вопросы, находить ответы на них, делать выводы, участвовать в эксперименте. Знания, добытые, найденные, подтвержденные собственными усилиями, подогретые интересом, гораздо основательнее, чем те, которые приняты на слух. Ученик сможет выполнять творческие задания только в том случае, если он имеет прочный запас базовых знаний. Подчинение процесса изучения химии научной логике способствует более эффективному усвоению химических знаний и формированию у учащихся химической картины мира.

Участники районных, городских, областных олимпиад - школьники с ярко выраженной познавательной деятельностью, потребностью заниматься любимым предметом, получать исчерпывающую информацию по всем отраслям естествознания за счет напряженной умственной работы, затрат времени и волевых усилий. "Какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения, вне деятельности, они развиваться не могут" [1].

Для целенаправленной подготовки участников химической олимпиады, в первую очередь, необходима систематическая работа по развитию них познавательного интереса, расширению химического и научного кругозора. Это предполагает непрерывное пополнение знаний из разнообразных информационных источников: энциклопедий, книг, журналов, СМИ, из современных средств хранения и передачи информации. Сегодня, предлагаются задания, все меньше укладывающиеся в рамках школьной программы. Мы вошли в ХХI век с необычайно разросшимся багажом знаний в области естественнонаучных дисциплин. Но вместе с тем, крайне важно не превратить участника олимпиады в накопителя информации, в этом случае количество не перейдет в качество, будет не радость от процесса, а, как заметил Д.И. Менделеев "рабство перед изучаемым". Учитель должен руководить формированием информационных умений (поиска, классификации, переработки информации), рефлексивных навыков, то есть, должно быть обучение наиболее общим способам познания и методам самообразования. Необходим и обмен информацией между участниками олимпиад. Наибольшей популярностью пользуются дискуссии, свободная атмосфера которых играет роль "аккумулятора знаний", делает увлекательным сухо изложенный материал в учебных пособиях, дает возможность продемонстрировать свою эрудицию в области и химии и связанных с ней школьных дисциплин. Они пытаются разгадать загадки не отдельных наук химии, биологии, физики, а окружающего мира в целом. Интегрирование знаний отдельных наук - необходимое условие формирования у учащихся представления о природе, как едином целом, хаpaктеризующемся общими процессами и управляемом общими законами. На примере химии можно не только раскрывать закономерности познания человеком окружающего мира, но, что не менее важно, узнавать о самом человеке, познающем природу, рассмотреть роль его личных хаpaктеристик, сделанных открытий, оценить их результаты. Поэтому нередко темой коллективного обсуждения участников олимпиады является жизнь и деятельность ученых-химиков. Биография ученых - это, по выражению К.А. Тимирязева, " мировая повесть науки".

Важным показателем успешного усвоения знаний в области естественнонаучных дисциплин - умение решать задачи. Именно задачи являются основными заданиями различных этапов классической химической олимпиады. Задачи предполагают продуктивную мыслительную деятельность, перенос знаний на новые объекты, закрепление и творческое применение научной информации, развитие логического мышления. Решение задач - самое важное звено в формировании естественнонаучного миропонимания учащимися: ученик под руководством учителя овладевает методом структурирования и аксиоматизации (обоснование) знаний [3]. На уроках основная масса предлагаемых задач - стандартные. На занятиях по подготовке к олимпиаде есть возможность разнообразить задачи: познавательные, нестандартные, нетрадиционные. Для их решения учащиеся предлагают разные методы (расчетный, логический, аналитический, графический, алгебраический, комбинированный, моделирование). Целенаправленная познавательная деятельность способствует нахождению альтернативных решений. Хорошо работает мышление, если человек хочет чего-то достичь. Удачной пpaктикой стало привлечение участников олимпиад к составлению условий задач. Подросток лучше мыслит, если осознает необходимость применения знаний, если у него возникает острая необходимость к преодолению интеллектуальных трудностей, связанных с познанием, если он видит смысл сотрудничества с одноклассниками, учителем, члeнами комaнды олимпиадников.

"Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой пpaктики и не принимаясь за химические операции" (М.В. Ломоносов). В химическом эксперименте таятся огромные потенциальные возможности не только для успешного осуществления процесса обучения (так как подключаются органы чувств), но и выявления знаний и умений, для развития когнитивных, креативных способностей, интеллекта человека. Последние отвечают целям проведения химических олимпиад. Поэтому химический эксперимент все больше становится неотъемлемой частью, а точнее, основой химических олимпиад всех уровней, от школьного до международного. Включение учащихся в активную экспериментальную деятельность дает им возможность проверить истинность приобретенных знаний, проникнуть в суть химического явления, освоить его на уровне закономерности, способствует переходу знаний в убеждения и вносит вклад в формирование научного миропонимания, так как является доказательством познаваемости окружающего мира и его материального единства.

Школьный эксперимент отражает качественную сторону явления на основе визуальных наблюдений. Наблюдение - это не пассивное созерцание, это сложная деятельность, обеспечивающая полноту и точность восприятия. Наблюдение - "это мыслящее восприятие" (П.П. Блонский). Особый интерес вызывают опыты, доказывающие связь химии с биологией, медициной, физикой, с жизненными ситуациями. Такой эксперимент проводится на лабораторных и пpaктических работах.

Однако химии важны не только качественные, но и количественные показатели. Пpaктикум по подготовке к олимпиаде включает количественные экспериментальные задачи по синтезу веществ. Более сложные расчеты базируются на связи химии с математикой и физикой. Исследовательская функция эксперимента обеспечивает самый высокий уровень обучения, способствует формированию понятия о научном методе исследования и его месте в системе общечеловеческих ценностей.

Химическая олимпиада школьников - это соревнование, по результатам которого участники разделяются на два множества: в одном - очень небольшое число победителей, в другом - те, кому на олимпиаде не удалось блеснуть. [4]. Ситуация успеха - самый эффективный стимул познавательной деятельности. [2]. Но и те члeны комaнды, которые не попали в число дипломантов и призеров, в ходе подготовки к олимпиаде начинают осознавать, что высокий уровень знаний в глазах окружающих престижен.

Изучение естественнонаучных дисциплин обеспечивает развитие познавательных способностей личности, расширение интеллектуальных возможностей учащихся.

Участники химической олимпиады, проявив свои потенциальные способности и попробовав реализовать их в школьные годы, вступают во взрослую жизнь более подготовленными, чем их сверстники, с развитым стремлением быть полноценными члeнами того общества, в котором они живут. Их знания, превращенные в убеждения, фундамент мировоззрения, стали достоянием личности, инструментом познания окружающего мира.

"Конечно, надо сделать так, чтобы без экзаменов поступали и победили региональных олимпиад, хотя бы в вузы своего региона. Это поднимет престиж местных олимпиад, а в выигрыше окажется школа, поскольку интерес к учебным предметам непременно вырастет". [5]. Это было бы заслуженной наградой участникам районной, городской, областной олимпиад, не попавших в небольшие по числу комaнды, на российскую и международную олимпиады.

Литература

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс,1996. 554 с.
  2. Гликман И. //Народное образование. 2003, № 2 . С.137.
  3. Ильченко В.Р. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников. М.: Просвещение, 1993.192 с.
  4. Пятая Соросовская олимпиада школьников. М.;МЦНМО. 1999.511с.
  5. Филиппов В.М. //Народное образование. 2003, № 2 .С.11


ЯВЛЕНИЕ КРИОБИОГЕНЕЗА И САМООРГАНИЗАЦИЯ МЕРЗЛОТНЫХ ГЕОХИМИЧЕСКИХ ЛАНДШАФТОВ

ЯВЛЕНИЕ КРИОБИОГЕНЕЗА И САМООРГАНИЗАЦИЯ МЕРЗЛОТНЫХ  ГЕОХИМИЧЕСКИХ ЛАНДШАФТОВ Самоорганизация мерзлотных геохимических ландшафтов определяется явлением криобиогенеза и эффектами, которые он вызывает. Криобиогенез - это единство и взаимосвязь биогенных и криогенных процессов, формирующих мерзлотную экосистему, в которой геохимические процессы и миграция химических процессов тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены энергией, веществом и информацией живого вещества и криогенеза. Главным условием возникновения и развития мерзлотных ландшафтов является непрерывный периодический (зима-лето) круговорот вещества во времени - криогенный и биогенный, проявляющийся в единстве, взаимодействии и соответствии друг с другом. Периодичность и взаимодействие этих главных противоположных процессов обеспечивают целостность и устойчивость системы. Периодичность явлений (зима-лето, оледенение - межледниковье) - важный признак мерзлотных ландшафтов. Этот признак обобщающий критерий и мера самоорганизации системы. В мерзлотном ландшафте биологический круговорот выполняет основную организующую роль. Он связывает воедино биогенный и криогенный циклы миграции - потоки вещества и энергии биогенеза и криогенеза, создают новую информационную систему, отличную от исходных составляющих. Криогенез и самоорганизация наиболее ярко проявляются в экосистемах на рудных провинциях, геохимически специализированных породах, нефтегазоносных и угленосных породах. Высокая самоорганизация мерзлотных ландшафтов (экосистем) Северной Азии с высокой биопродуктивностью и биоразнообразием с обилием животных (звери и рыбы) были главным фактором этногенеза. ...

16 04 2024 11:21:39

НЕИЗОТЕРМИЧЕСКАЯ ДЕГИДРАТАЦИЯ МЕМБРАН

НЕИЗОТЕРМИЧЕСКАЯ  ДЕГИДРАТАЦИЯ  МЕМБРАН Статья в формате PDF 99 KB...

14 04 2024 2:34:45

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА УДАРОВ ВАЛЬЦОВ БАРАБАНА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА УДАРОВ ВАЛЬЦОВ БАРАБАНА Статья в формате PDF 571 KB...

12 04 2024 14:29:33

О НРАВСТВЕННО–ЭТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ НАСТУПАЮЩЕЙ ЭПОХИ

О НРАВСТВЕННО–ЭТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ НАСТУПАЮЩЕЙ ЭПОХИ В статье, опираясь на новые мировоззренческие позиции, предпринята попытка обосновать неизбежность высокой нравственности для выживания человечества в условиях космоземных преобразований. ...

11 04 2024 8:37:53

БИОХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КРОВИ КРЫС ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ОТРАВЛЕНИИ СОЛЯМИ МОЛИБДЕНА И ХРОМА

БИОХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КРОВИ КРЫС ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ ОТРАВЛЕНИИ СОЛЯМИ МОЛИБДЕНА И ХРОМА При хроническом отравлении солями молибдена и хрома определены функциональные нарушения у экспериментальных животных. Изменения в плазме крови выявили нарушения желудочно-кишечного тpaкта, печени, почек, сердечной мышцы крыс. ...

10 04 2024 1:48:39

НЕЙРОГЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

НЕЙРОГЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА Статья в формате PDF 300 KB...

08 04 2024 21:16:36

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ АБИТУРИЕНТОВ

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ АБИТУРИЕНТОВ Статья в формате PDF 242 KB...

05 04 2024 3:20:19

ВЛИЯНИЕ СВЕРХМАЛЫХ ДОЗ АСПИРИНА, АЦЕТИЛСАЛИЦИЛАТОВ КОБАЛЬТА И ЦИНКА НА БОЛЕВУЮ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ КРЫС

ВЛИЯНИЕ СВЕРХМАЛЫХ ДОЗ АСПИРИНА, АЦЕТИЛСАЛИЦИЛАТОВ КОБАЛЬТА И ЦИНКА НА БОЛЕВУЮ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ КРЫС В работе изучено противоболевое действие аспирина, ацетилсалицилатов кобальта и цинка в сверхмалых дозах (40·10–8, 40·10–10, 40·10–13 мг/кг). Все тестируемые соединения оказывали аналгетический эффект, наибольший – обнаружен при действии ацетилсалицилата цинка в дозе 40·10–8 мг/кг. Установлен аналгетический эффект ацетилсалицилата кобальта в сверхмалых дозах, не хаpaктерный для его терапевтической дозы (40 мг/кг). Оказалось, что ацетилсалицилаты кобальта и цинка в дозе 40·10–8 мг/кг превосходили по противоболевой эффективности аспирин в терапевтической и сверхмалых дозах. ...

03 04 2024 6:53:12

К ВОПРОСУ О ГЕОМЕТРИИ ИНВЕРСОРА ПОСЕЛЬЕ-ЛИПКИНА

К ВОПРОСУ О ГЕОМЕТРИИ ИНВЕРСОРА ПОСЕЛЬЕ-ЛИПКИНА Статья в формате PDF 409 KB...

02 04 2024 3:46:28

ДИКИЕ ВИДЫ РАСТЕНИЙ И РАЗВИТИЕ ОВОЩЕВОДСТВА

ДИКИЕ ВИДЫ РАСТЕНИЙ И РАЗВИТИЕ ОВОЩЕВОДСТВА Статья в формате PDF 247 KB...

01 04 2024 1:17:19

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ГОРНЫХ ЭКОСИСТЕМ ЗАПАДНОГО КАВКАЗА В ЗОНЕ ОЛИМПИЙСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ГОРНЫХ ЭКОСИСТЕМ ЗАПАДНОГО КАВКАЗА В ЗОНЕ ОЛИМПИЙСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В статье дается оценка состояния экосистем западного Кавказа, вовлекаемых в олимпийское строительство. Актуальной становиться проблема взаимоотношений «рекреация — животный мир», выявление положительных и отрицательных сторон, а также пути их решения. ...

28 03 2024 9:52:19

МАТЕРИКИ И ИХ ГИДРОМОРФНАЯ СТРУКТУРА

МАТЕРИКИ И ИХ ГИДРОМОРФНАЯ СТРУКТУРА Статья в формате PDF 118 KB...

27 03 2024 16:15:35

ТЕНЗОРНЫЙ АНАЛИЗ РИСКОВ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

ТЕНЗОРНЫЙ АНАЛИЗ РИСКОВ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ Статья в формате PDF 111 KB...

25 03 2024 15:55:26

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ Статья в формате PDF 113 KB...

22 03 2024 13:44:50

К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ, ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ И ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА НА ДАВЛЕНИЕ ВОЗДУХА В ШИНЕ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ

К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ, ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ И ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА НА ДАВЛЕНИЕ ВОЗДУХА В ШИНЕ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ Исследованы вопросы влияния давления, относительной влажности и температуры атмосферы на давление воздуха в шине 175/70R13 легкового автомобиля ВАЗ на основании данных ГУ «ВНИИГМИ-МЦД» по постам (станциям) о температуре воздуха, относительной влажности и атмосферном давлении на уровне станции по природно – климатическим поясам России. Вопросы влияния климатических хаpaктеристик на давление в автомобильных шинах рассмотрены для летнего периода, который является наиболее нагруженным в году периодом в плане эксплуатации автомобиля. Исследования выполнены методом случайной выборки с использованием данных срочных наблюдений по постам Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Изменения давления в шине в течение рабочей смены значительно влияют на управляемость, надежность и экономическую эффективность эксплуатации автотрaнcпорта. ...

21 03 2024 19:17:43

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ ЖИВОЙ МАТЕРИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ ЖИВОЙ МАТЕРИИ Информационное поле живой матери создается природой, природа адаптирует это поле, обучает окружающему мирозданию и формирует, передает, самоорганизующейся живой материи. ...

19 03 2024 4:26:51

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Статья в формате PDF 105 KB...

18 03 2024 15:39:56

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ (учебник)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ (учебник) Статья в формате PDF 106 KB...

15 03 2024 22:43:38

АНОРОГЕННЫЕ ГРАНИТОИДЫ АБАЙСКОГО МАССИВА ГОРНОГО АЛТАЯ: ПЕТРОЛОГИЯ И ГЕОХИМИЯ

АНОРОГЕННЫЕ ГРАНИТОИДЫ АБАЙСКОГО МАССИВА ГОРНОГО АЛТАЯ: ПЕТРОЛОГИЯ И ГЕОХИМИЯ В статье приведены спopные данные предшественников по составу и особенностям становления гранитоидов Абайского массива среднего девона. Новые данные, полученные авторами по петрологии и геохимии, позволяют отнести гранитоиды массива к анорогенному типу (А-тип) с щелочными минералами (рибекитом, астрофиллитом). Формирование массива протекало в три фазы: 1 – гранодиориты; 2 – граниты, умеренно-щелочные рибекитовые граниты; 3 – лейкограниты и лейкогранит-порфиры. Генерация их происходила в постколлизионной обстановке, инициированной плюмтектоникой. В северо-западной части массива в районе пологого погружения кровли, осложнённой куполовидным поднятием, зафиксировано аномальное обогащение флюидной магматогенной фазы летучими компонентами, и особенно фтором, что указывает на возможность обнаружения здесь редкометалльно-редкоземельного оруденения. ...

11 03 2024 12:49:30

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::