МЕТОД МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МЕТОД МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

МЕТОД МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Каплина С.Е. 1
1 ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»
Проведена разработка метода междисциплинарного экологического проектирования на основе профессионально-интегрированной интенсивно-коммуникативной технологии обучения. Метод позволяет интегрировать знания студентов технических специальностей из разных наук вокруг решения одной проблемы экологического содержания. Метод представляет собой процесс творчества студентов, решающий нестандартные научно-учебные задачи. Центральным понятием междисциплинарного экологического проектирования является проект. Ведущие хаpaктеристики проекта новизна, оригинальность и возможность последующего воплощения в пpaктику. Выполнение проектов требует от студентов проявления самостоятельности, нестандартных подходов к решению насущных экологических проблем, что соответствует современным тенденциям реформирования высшего профессионального образования. В целом междисциплинарное экологическое проектирование ориентировано на развитие самостоятельности студентов, их интеллектуальной, познавательной и творческой активности, позволяет выстроить учебный процесс в соответствии с профессионально-интегрированной интенсивно-коммуникативной технологией, способствует развитию экологического сознания и формированию экологической компетенции студентов технических специальностей. Статья в формате PDF 269 KB методмеждисциплинарное экологическое проектированиепрофессионально-интегрированная интенсивно-коммуникативная технологиястуденты технических специальностей 1. Абышева Н.Ю. Метод учебных проектов при обучении иностранному языку в современной школе // Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе: тезисы докл. Всерос. конф. (Пенза, март, 2007 г.). –Пенза, 2007. – С. 130–131. 2. Каплина С.Е. Профессиональная мобильность: основы, концепции, технологии: монография. – LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH& Co.KG, Saarbrucken, Germany, 2011. – 490 p. 3. Лаврентьев Г.В., Нечаева А.В. Формирование интегративной культуры будущих специалистов в процессе обучения студентов инженерно-экономического факультета // Инженерное образование. − 2007. − № 4. − С. 164−173. 4. Леденев Ю. И. Интегративность как принцип преподавания иностранных языков на специальном факультете// Лингвистическое образование: профессия, миссия, карьера: тезисы докл. Всерос. конф. (Ставрополь, 2003 г.). – Ставрополь, 2003. − С. 159−163. 5. Околелов О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. − 1994. − № 2. − С. 45−50.

Инновационный вектор развития России в условиях глобализации современности требует новых подходов и к инженерному образованию. При этом важнейшими задачами, которые ставят перед собой образовательные учреждения инженерного образования, являются:

  • разработка пpaктически-ориентированных учебных программ, соответствующих потребностям студентов и работодателей, а также совершенствование методов обучения;
  • поддержка использования технических и мультимедийных средств в подготовке технических кадров;
  • интеграция языковых и гуманитарных дисциплин в инженерное образование;
  • управленческая подготовка инженеров;
  • содействие защите окружающей среды.

Современное отношение к экологическим проблемам требует формирования экологического сознания обучающихся, их ответственного отношения к своим действиям на каждом этапе профессиональной подготовки средствами всех изучаемых в вузе дисциплин. Исследования показали, что одним из эффективных инновационных методов обучения студентов технических специальностей является междисциплинарное экологическое проектирование. В ходе обучения с применением вышеуказанного инновационного метода студенты усваивают новые знания, умения и навыки, овладевают комплексом профессиональных и специальных компетенций. Такого рода проекты выполняются во внеурочное время, требуют четкой координации работы всех участников проекта, а также проработанной формы промежуточного контроля и итоговой презентации.

Предполагается, что в процессе реализации метода междисциплинарного экологического проектирования студенты смогут приобрести следующие необходимые творческие и профессиональные навыки:

  • самостоятельность в формулировании задачи или проблемы;
  • выдвижение гипотезы и определение способов ее проверки;
  • анализ полученных данных и выбор метода их обработки;
  • обоснование возможности пpaктического применения полученных результатов;
  • определение меры личного, творческого и прикладного участия в решении поставленной задачи или проблемы.

Специфика технологии обучения студентов на основе междисциплинарного экологического проектирования зависит от его цели. Целью междисциплинарного экологического проектирования является формирование экологического сознания и компетенции, ответственного отношения к своим действиям в будущей профессиональной деятельности и в быту, а также осознание новых точек зрения, пониманий, установок и мышления в плане решения существующих экологических проблем в технической отрасли производства.

Междисциплинарное экологическое проектирование ориентировано, в первую очередь, на развитие самостоятельности студентов, их интеллектуальной, познавательной и творческой активности; во-вторых, оно позволяет выстроить учебный процесс в соответствии с профессионально-интегрированной интенсивно-коммуникативной технологией; в-третьих – способствует развитию экологического сознания и формированию экологической компетенции студентов технических специальностей.

Междисциплинарный экологический проект имеет большое количество видов и разновидностей. В процессе работы со студентами технических специальностей могут быть использованы следующие виды проектов:

  • пpaктико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы участников проекта, и может быть использован в жизни микрорайона, города, государства;
  • исследовательский проект – самостоятельное научное исследование с использованием методов современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос, интервьюирование и т.п.;
  • информационный проект часто направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение и представление широкой аудитории. Такой проект «выливается» в публикации в Интернете, СМИ;
  • творческий проект – довольно свободный по представлению и оформлению результатов. Это могут быть семинары, мини-спектакли, рекламные ролики, кино-видеофильмы и т.п.;
  • ролевой проект – по разработке и реализации самый сложный. Участники проекта примеряют на себя определенные роли, иногда выдуманных персонажей. Результаты такого проекта могут быть непредсказуемы до самого окончания.

Обучение на основе метода междисциплинарного экологического проектирования приобретает форму взаимодействия и общения преподавателя и студентов, студентов между собой и является учебной моделью деятельности профессионального сообщества. Участвуя в проектной деятельности и находясь в диалогической по отношению к другим участникам общения и преподавателю позиции, каждый студент усваивает нормы компетентных профессиональных действий и нормы отношений в профессиональном сообществе. Принятие этих норм как своих, подчинение этим нормам, их усвоение способствуют становлению личности будущего специалиста.

Представляется важным учет межпредметных связей, корреляция тем проектов с изучаемыми дисциплинами, ориентация на особо актуальные экологические проблемы в соответствующей отрасли производства. Студентам необходимо показать, что проблемы находят отражение, как в технических, так и гуманитарных дисциплинах, а так же и тот факт, что, изучая и решая отдельные экологические задачи, студенты приобретают знания по специальности, развивают свое экологическое мышление и становятся профессионалами в своей области. Для большинства студентов это является мощным фактором повышения мотивации участия в создании собственных проектов.

В процессе работы над проектом участники взаимосвязаны и взаимозависимы. Отношения с партнерами по проекту, равно как и с преподавателями различных дисциплин, самоорганизуют деловое сотрудничество, настраивают участников проекта на совместное разрешение поставленных задач. Теперь все участники проекта являются не просто группой людей, а конкретным социальным организмом, носителем отношений, складывающихся в реальном производственном коллективе.

Участие в проекте требует от студентов оптимизации их социальной и творческой активности. На уровне социальной активности только в совместной деятельности и диалогическом взаимодействии могут быть реализованы цели профессионального и личностного развития будущих специалистов. Каждый проект предполагает использование знаний, умений, навыков, полученных по теме в предшествующий период при изучении всех преподаваемых дисциплин. Оказавшись без привычной содержательной основы, опоры на известную задаваемую преподавателями информацию, каждый участник проекта должен найти, подобрать средства и способы решения поставленных в проекте задач, выстроить ряд адекватных действий, чтобы внести свою лепту в создание качественного проекта. Это и есть процесс творчества. В процессе творческой деятельности происходит непроизвольное запоминание материала, усваивается алгоритм научного исследования, значительно расширяется кругозор в предметных областях.

В целом выполнение студентами проектов способствует закреплению, углублению и обобщению знаний (в том числе и технологического хаpaктера), полученных ими за время обучения, привитию навыков применения этих знаний к решению комплексных задач; учит их пользоваться справочной литературой, нормативными документами, ГОСТом; прививает у них навыки производить расчеты и обосновывать решения.

На наш взгляд, применение метода экологического проектирования, построенного на основе технологии профессионально-интегрированного интенсивно-коммуникативного обучения поможет увидеть общие подходы к инновационному обучению вообще и окажет пpaктическую помощь организаторам методической работы всех уровней в дальнейшей самостоятельной разработке и внедрении самых разнообразных форм методического обучения педагогов.



ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РИСКА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РИСКА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В статье представлена комплексная оценка экологического риска территории Иркутской области. Наличие в области большого количества промышленных объектов с опасными производствами, технологиями и материалами предопределяет реальную возможность возникновения техногенных аварий и катастроф. Естественными природными факторами риска являются землетрясения, оползни, ураганы, наводнения, лесные пожары, опасные инфекционные заболевания, эпизоотии и эпифитотии. Более того, многие природные ЧС возникают как следствие воздействия человека на природную среду. Городская экосистема должна проектироваться и развиваться на основе технологии комплексной оценки экологической емкости территорий, которая необходима для гармоничного развития территорий без деградации природных экосистем любого уровня. В Иркутской области наблюдается значительное загрязнение всех компонентов окружающей среды, что также сказывается на показателях состояния здоровья населения. Выявлена статистически значимая связь между показателями детской cмepтности и загрязнением природной среды. Комплексная оценка экологического риска по предлагаемой методике показывает, что природная среда исследуемой территории уже никогда не сможет восстановиться в первоначальном виде. ...

04 04 2024 10:35:39

Оценка гигиенической безопасности сырого молока

Оценка гигиенической безопасности сырого молока Статья в формате PDF 148 KB...

03 04 2024 0:42:14

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Статья в формате PDF 100 KB...

01 04 2024 4:34:17

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::