ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМЫ УТОМЛЕНИЯ ПРИ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В АДАПТАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ

В.Н.Соловьев Статья в формате PDF 96 KB

Существуют в науке проблемы, которые не стареют со временем. Одной из них является проблема умственного труда человека. Она столь многогранна и сложна, что исследование в указанной области нередко оставляет после себя чувство определённой неудовлетворённости. И всё же преобладающим является чувство твёрдой убеждённости в необходимости продолжения подобных исследований.

Сказанное относится к проблеме интеллектуального труда, умственной деятельности студентов в частности. Суть ряда принципиальных положений сводится к следующему.

Основные стороны деятельности студентов, как и других лиц умственного труда, характеризуются прежде всего состоянием работоспособности, напряжённости и утомления. Показатель производительности при умственной деятельности как конкретной продуктивности выполняемой работы достаточно изменчивый и его взаимоотношение со степенью умственной напряжённости и утомлением не всегда однозначно.

Обеспечение работоспособности может осуществляться различной степенью умственной напряжённости. Последняя зависит от величины и скорости обменных процессов в тканях головного мозга и не всегда адекватна степени умственного утомления. Утомление при умственном труде есть результат нарушения корково-подкорковых взаимоотношений, при котором, с одной стороны, наблюдаются сдвиги в корковой нейро-динамике и работоспособности, а с другой - налицо неблагоприятные изменения в реакциях вегетативной сферы. Следовательно, устранение утомления связано с процессами восстановления высшей нервной деятельности и функций. Такое восстановление, и это совпадает с точкой зрения И.А. Кулака (1968), требует определённого времени, причём может затягиваться на продолжительные сроки. Скорость его обусловлена прежде всего сложностью взаимоотношений всех указанных категорий (работоспособность, напряжённость, утомление).

Разработка и обоснование физиологической, психолого-педагогической и гигиенической рационализации умственной работы студентов тормозится прежде всего тем, что недостаточно пока ещё изучены сдвиги, возникающие в организме в процессе повседневной учебной деятельности. Между тем, очевидно, что лишь на основе комплекса тестов и показателей - физиологических, психологических, педагогических и гигиенических - могут аргументироваться психологические и физиологические принципы организации режима труда и отдыха студентов.

Рациональный режим умственного труда - это средство не только предупреждения утомления, но и повышения умственной работоспособности и скорейшей адаптации студентов к вузу.

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что повышение работоспособности может наблюдаться при различных видах напряжённости умственного труда (при высокой, средней и низкой степени). В связи с этим можно полагать, что механизмы регуляции работоспособности и напряжённости, несмотря на определённую общность, во многом различны. Механизмы изменения производительности, по-видимому, зависят от ряда слагаемых, составляющих её. Имеется в виду и наличие или отсутствие утомления, и психолого-педагогическая готовность к деятельности, и эмоциональное состояние работающего и, наконец, умственное напряжение, хотя удельный вес его в механизме работоспособности остаётся ещё неясным.

Напряжённость умственного труда характеризуется уровнем метаболизма тканей головного мозга, этим самым обеспечивается адекватное изменение кровоснабжения и прежде всего доставка кислорода к тканям мозга. Уровень кровотока и увеличение поступления кислорода в этих условиях оказываются тем выраженнее, чем интенсивнее обменные процессы.

Поэтому усиление насыщения артериальной крови кислородом, увеличение объёмной и линейной скорости кровотока, а также повышение поглощения кислорода в лёгких или возрастание коэффициента его использования могут косвенно отражать улучшение доставки кислорода к мозгу при определённых видах умственной работы. В механизме регуляции доставки кислорода значительную роль играет как возникающий недостаток кислорода в тканях мозга, так и увеличение содержания в них углекислого газа. Это изменение метаболизма и определяет соответствующую мобилизацию сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, что в конечном итоге положительно скажется на умственной работоспособности и адаптации студентов к вузу.






В ОПЕК думают о Липецке

19 января в Липецке многое изменится. Рассматривая вопрос о вступлении России в ОПЕК, страны картеля решили открыть свое представительство именно в Липецке, в 15-м микрорайоне. Сергей Константинович Ушаков, как официальный представитель Администрации Президента, высоко оценил этот шаг, а Владимир Дубровский , будущий глава представительства, пообещал как можно более выгодные результаты для обеих сторон.