ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ НАЛОГОВОГО И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об имуществе, обязательствах организаций и их движении.... Желание получать информацию - это вполне естественное желание человека. Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики исследований и разработок СП бГУ Н.Н. Молчанов дополнил пирамиду потребностей А. Маслоу двумя ключевыми потребностями человека: потребность в информации и потребность в самообъяснении и отметил, что потребность человека в информации и деятельность по ее сбору является ключевой, так как остальные потребности выступают только средством удовлетворения этой главной потребности [1]. Уровень информационного развития человека определял и будет определять хаpaктер экономических отношений. Исходя из этого, следует, что информация, аккумулируемая в бухгалтерский учет, важна и может быть востребована различными пользователями.
Собственник, желающий развивать свой бизнес, должен иметь представление об имущественном и финансовом состоянии его бизнеса. Инвестор, только вкладывающий деньги в бизнес, желает получить разнообразную информацию об уровне развития компании, позволяющую оценить ее привлекательность. Кредитной организации важны данные, на основе которых можно определить обеспеченность кредита, платежеспособность, рентабельность и т.п. Все названные субъекты для нормального функционирования получают информацию об основных показателях, хаpaктеризующих деятельность компании, из финансовой отчетности, которая формируется на основе законодательства, регулирующего бухгалтерский учет. Но их интересует одна сторона деятельности компании.
Одновременно с этим, для нормальной жизнедеятельности государства необходимы средства, источником которых являются налоговые платежи. Поэтому, законодательные и налоговые органы, как представители государства, должны обеспечить собираемость налогов. Налогооблагаемая база пpaктически по всем налогам имеет тесную взаимосвязь с имущественным состоянием компании или же с его деятельностью, следовательно, информационным источником для исчисления налогов так же является бухгалтерский учет. Но любой налог представляет собой регулярное изъятие средств у компании. Для собственника же важно сократить расходы (даже снижая налоговые платежи путем нарушения законодательства), знать реально произведенные расходы (часть из которых не связана непосредственно с бизнесом), реальную стоимость имущества, реальные для взыскания долги и т.п., таким образом, интересы собственника и государства расходятся.
Цель коммерческого права - защищать интересы собственника, цель налогового права - обеспечить собираемость налогов, поэтому, ряд компаний, имея фактический убыток, является при этом плательщиком налога на прибыль. Эта ситуация является естественной не только для компаний, находящихся на территории России, но и для целого ряда других государств.
Исследуя данную проблему, Ж.Ришар выделил три периода становления фискального (налогового учета) во Франции:
- динамический, когда налоговый учет находился в тени динамического учета (1925);
- вынужденного отдаления, появляются различия налоговых правил и динамического учета (1920-1958);
- сепаратистский период, в данный период налоговая система становится полностью самостоятельным инструментом экономической политики государства(1958- наст. время) [2].
Изучив развитие взаимоотношений государства и предприятий, уже сегодня можно выделить этапы становления налогового учета в России:
- единство (до 1998г), действуют общие нормативные документы, регулирующие порядок организации бухгалтерского учета и определения объекта налогообложения. Хотя в 1991г был принят ФЗ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", но он не вносил разделения между налоговым и бухгалтерским учетом, для этого периода также свойственно отсутствие понятийного аппарата налогового учета;
- переходный период (1998- 2002гг.), вступает в силу Налоговый Кодекс РФ и начинает формироваться понятийный аппарат налогового учета, появляются небольшие различия между данными бухгалтерского учета и объектами налогообложения, при этом большинство бухгалтеров вводили дополнительные субсчета, для отражения расходов, не уменьшающих налогооблагаемую базу, определить объект налогообложения можно было путем корректировки данных бухгалтерского учета;
- отдаление (2002г- настоящее время), принимается Федеральный закон от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ и вводится в действие 25 глава Налогового Кодекса РФ, в которой определена необходимость ведения налогового учета, выходит Информационное сообщение МНС РФ от 19 декабря 2001 г. "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового Кодекса Российской Федерации", где приводятся регистры налогового учета, таким образом, законодательно закрепляется необходимость обособленного ведения налогового учета.
Теоретическое разделение учета на налоговый и бухгалтерский произошло, но возникает вопрос - как его осуществить на пpaктике?
Анализ развития взаимоотношений налогового и бухгалтерского учета в различных странах показал возможность выделения двух основных концепций:
- Единство - предполагает использование данных бухгалтерского учета для определения объекта налогообложения без каких-либо корректировок. (Финансовый результат, отраженный в бухгалтерской отчетности, признается объектом налогообложения). Ж. Ришар отметил, что в данном случае речь ведется "не о единстве, а о господстве налогообложения над бухгалтерским учетом" [2]. Таким образом, наблюдается превалирование налогового права над коммерческим.
- Параллельность - налоговый и бухгалтерский учет ведутся обособленно. (Финансовый результат, определенный в финансовой отчетности, не взаимосвязан с налоговыми правилами).
Мировой опыт свидетельствует о неоднозначности подходов разных государств к проблеме взаимосвязи налогового и финансового учета. Так, в большинстве европейских стран, таких как Франция, Германия, Италия и др. странах доминирует налоговое законодательство, при этом главенствующую роль играют государственные интересы. В США, Великобритании большое влияние на организацию учетного процесса оказывают биржи, которые предъявляют целый ряд требований к данным финансовой отчетности. Таким образом, часть государств пошла по пути параллельного ведения налогового и бухгалтерского учета, а часть отдает предпочтение единой системе учета. Следует отметить, что налоговый регламент оказал влияние на развитие учета во всех странах.
Для российских компаний пока четко путь не обозначен. Сегодня все компании, имеющие иностранные инвестиции или выставляющие свои акции на биржи составляют отчетность (составлять отчетность и вести учет это не всегда одно и тоже) в соответствии с требованиями МСФО, при этом бухгалтерский учет ведется в соответствии с действующим на территории Росси законодательством, для целей налогообложения ведется налоговый учет.
Мы считаем, что на сегодняшний день можно предложить три метода интегрированной организации налогового учета:
- использование метода трaнcляции проводок,
- параллельный учет,
- метод трaнcформации.
Первый метод предполагает параллельное использование налоговой и бухгалтерской учетных политик, но при этом необходимо максимальное сходство этих учетных политик, допускается использование дополнительных учетных регистров, позволяющих расшифровать некоторые показатели, необходимые для составления налоговой отчетности. Преимуществом данного метода является простота (прибыль, отраженная в бухгалтерской отчетности будет совпадать с налогооблагаемой базой по налогу на прибыль), экономия на учетных записях. Но он приемлем для мелких и средних компаний.
Второй метод на сегодняшний день является наиболее распространенным. Он предполагает возможность использования разных учетных политик. При этом создается план счетов налогового учета (отличный от плана счетов финансового учета) и, одна и также хозяйственная операция отражается и в бухгалтерском учете (на счетах финансового учета) и одновременно в налоговом учете. Часть расходов признается для целей бухгалтерского учета, и не признается для целей налогового учета. Особое распространение данный метод обязан разработчикам компьютерных программ (большинство компьютерных программ предлагают использовать план счетов, аккумулирующий счета финансового учета и налогового учета). Преимущество метода состоит в возможности получения разнообразной информации, относящейся как к финансовому учету, так и налоговому учету, потому что формируются разные учетные регистры. Но данные финансовой отчетности могут существенно отличаться от налоговых деклараций и ведение двойного учета - это дорогостоящий и сложный процесс. Данный метод следует использовать крупным организациям, имеющим в своем составе высококвалифицированный кадровый состав.
Третий метод - это компромисс между первым и вторым. Он предполагает возможность корректировки данных финансового учета для составления налоговых деклараций и определения налогооблагаемой базы. Ряд компаний Франции используют таблицы, заполнив которые на основании данных бухгалтерского учета, получаешь налогооблагаемую базу. В Бельгии представители налоговых органов могут самостоятельно корректировать данные финансовой отчетности в целях правильного определения объекта налогообложения.
Некоторые авторы, например Я.В. Соколов, Соколова Н.А., Э.С.Хендиксен, говорят о несовместимости бухгалтерского и налогового учета. Я.В. Соколов отмечает, что не следует отождествлять бухгалтерский и налоговый учет и повторять старую мечту о едином показателе прибыли, так как частная собственность позволяет каждому предпринимателю выбирать те методологические приемы, которые он считает для себя приемлемыми, однако их выбор ограничен[3]. На наш взгляд устранить все разногласия невозможно, но нужно сократить пропасть между различными видами учета.
Существует еще один подход по пути интеграции налогового и финансового учета, суть которого в гармонизации нормативных актов налогового и бухгалтерского учета.
Проблемой сегодняшнего дня еще остается недостаточная проработка методологических основ налогового законодательства, что приводит к непониманию или неправильной тpaктовке законодательных норм. Отсюда следует, что добиться гармонизации разных видов учета можно только путем сокращения различий в законодательных актах или же путем представления выбора налогоплательщикам. Изменения, внесенные в налоговое законодательство и вступившие в силу с января 2006г. - это шаг к сближению учетов, так как у налогоплательщиков появляется больше возможностей принимать самостоятельно решения. Так например, налогоплательщик самостоятельно определяет состав прямых и косвенных расходов, при вводе основного средства в эксплуатацию можно (но не обязательно) списывать 10% стоимости основного средства на расходы и т.п.
Следовательно, интеграция налогового и бухгалтерского учета должна идти по двум направлениям. Первое направлено на ввод в российское налоговое законодательство большего количества недетерминированных норм. При этом под недетерминированной нормой понимается норма, которая не следует с однозначностью. Второе направление на сближение системы организации учетного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Молчанов Н.Н. Информационный детерминизм в экономике. //Вестник СПбГУ, сер 5.--2004.- № 4- с.39)
- Ж. Ришар. Бухгалтерский учет: теория и пpaктика. /пер. с франц. под ред Я.В.Соколова.- М:Финансы и статистика, 2000г- с.59
- Я.В.Соколов Скептицизм в бухгалтерском учете.//Бухгалтерский учет -2006,-№10,с.49-52
Статья в формате PDF
293 KB...
16 11 2025 7:36:15
В статье рассматриваются основные начальные этапы научного изучения природных условий и фауны млекопитающих Кавказа. Рассмотрен вклад выдающихся научных деятелей России в становление и развитие отечественной териологии на Кавказе, приводятся интересные сведения об отдельных биографических моментах ученых, связанных с освоением изучаемой территории.
...
14 11 2025 3:17:55
Статья в формате PDF
149 KB...
13 11 2025 2:39:43
Статья в формате PDF
276 KB...
12 11 2025 18:32:43
Статья в формате PDF
102 KB...
11 11 2025 15:36:30
Статья в формате PDF 205 KB...
10 11 2025 1:55:12
Статья в формате PDF
115 KB...
08 11 2025 18:29:37
Статья в формате PDF
131 KB...
07 11 2025 13:22:49
Статья в формате PDF
262 KB...
06 11 2025 12:56:20
Инженерная рационализация лесопользования предполагает активное применение достижений древесиноведения. Фундаментальные достижения в этой области вполне могут быть применены в исследованиях свойств живой древесины растущих деревьев. Доказательство биотехнического принципа в данной статье выполнено на основе моделирования экспериментальных данных профессора Б.Н.Уголева по деформативности древесины при действии усилий поперек волокон.
...
05 11 2025 1:29:33
Статья в формате PDF
110 KB...
04 11 2025 11:46:43
Статья в формате PDF
164 KB...
02 11 2025 15:14:49
Статья в формате PDF 313 KB...
01 11 2025 19:21:25
Статья в формате PDF
147 KB...
31 10 2025 11:41:50
Статья в формате PDF
100 KB...
30 10 2025 22:55:41
Статья в формате PDF
112 KB...
28 10 2025 3:44:25
Статья в формате PDF
100 KB...
27 10 2025 9:16:34
Статья в формате PDF
122 KB...
26 10 2025 11:19:57
Статья в формате PDF
102 KB...
25 10 2025 10:47:28
Статья в формате PDF
274 KB...
24 10 2025 21:13:10
Статья в формате PDF
296 KB...
23 10 2025 20:53:34
Статья в формате PDF
106 KB...
22 10 2025 12:35:39
Статья в формате PDF
109 KB...
21 10 2025 15:13:37
Статья в формате PDF
110 KB...
20 10 2025 3:11:52
Статья в формате PDF
132 KB...
19 10 2025 10:23:53
18 10 2025 16:44:24
Статья в формате PDF
287 KB...
17 10 2025 15:23:12
Рассматриваются вопросы, связанные с организацией децентрализованной системы финансово-бюджетных взаимоотношений в условиях «де-факто» унитарной модели государственного устройства. Более подробно изучается проблема реализации принципа самостоятельности территориальных бюджетов. Идея субсидиарности в основе функционирования бюджетной системы федеративного типа предполагает вертикальное и горизонтальное выравнивание финансово-бюджетных полномочий. При реализации бюджетной политики федеративного типа соответствующую систему финансово-бюджетных отношений следует рассматривать не как совокупность финансовых механизмов и нормативов, определяющих пропорции и параметры бюджетно-налоговых систем разных уровней, а как средство решения взаимосвязанных задач социальной, экономической и региональной политики с учетом промышленной специализации региональной экономики. Многоуровневое финансово-бюджетное регулирование, осуществляемое в федеративном государстве, объективно порождает различные противоречия, в их числе и несбалансированность федеративной бюджетной системы, которые разрешаются путем создания оптимальных форм и методов управления, регулирования и планирования.
...
16 10 2025 9:51:27
Представлены породный состав, структура и концентрация поголовья овец в разрезе природно-экономических зон Республики Тыва.
...
15 10 2025 15:52:17
Статья в формате PDF
601 KB...
14 10 2025 16:31:53
Статья в формате PDF
164 KB...
13 10 2025 23:14:59
Статья в формате PDF
152 KB...
12 10 2025 15:27:55
Статья в формате PDF
124 KB...
11 10 2025 5:15:57
Статья в формате PDF
114 KB...
10 10 2025 9:51:38
Статья в формате PDF
258 KB...
08 10 2025 16:11:53
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::